СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологии здоровъесбережения для обучающихся ОВЗ при реализации АООП

Нажмите, чтобы узнать подробности

Здоровье ребенка с особенностями в развитии, его адаптация к жизни в обществе во многом определяется окружающей средой. А для ребенка 6-11 лет такой средой является, прежде всего, школа, где он проводит большую часть своего времени. Поэтому здоровьесберегающие технологии стали приоритетными для современного образования, причем, здоровье понимается не только как хорошее физическое состояние. Учитываются и такие факторы, как психическое, нравственное, социальное, духовное здоровье.

Просмотр содержимого документа
«Технологии здоровъесбережения для обучающихся ОВЗ при реализации АООП»

Технологии здоровъесбережения обучающихся при реализации ФГОС НОО.

Здоровье ребенка с особенностями в развитии, его адаптация к жизни в обществе во многом определяется окружающей средой. А для ребенка 6-11 лет такой средой является, прежде всего, школа, где он проводит большую часть своего времени. Поэтому здоровьесберегающие технологии стали приоритетными для современного образования, причем, здоровье понимается не только как хорошее физическое состояние. Учитываются и такие факторы, как психическое, нравственное, социальное, духовное здоровье.

Обязательной является организация и создание образовательной среды, включающей учет в процессе организации учебной и внеучебной деятельности:
    • клинической картины заболевания обучающихся, состояния основных психических функций, индивидуального режима зрительных и физических нагрузок;

    • систематическое и целенаправленное развитие всех органов чувств;

    • использование приемов, обеспечивающих снятие зрительного напряжения и профилактику зрительного утомления;

    • доступность учебной информации для зрительного восприятия слабовидящими обучающимися;

    • соблюдение регламента зрительных нагрузок в соответствии с глубиной зрительных нарушений и клинических форм зрительных заболеваний (в соответствии с рекомендациями офтальмолога);

    • увеличение времени на выполнения практических работ, в том числе итоговых: при выполнении итоговых работ время на их выполнение может быть увеличено в 2 раза по сравнению с регламентом, установленным для обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья;

    • обеспечение доступности учебной информации для рационального чередования зрительной нагрузки со слуховым восприятием учебного материала;

    • учет темпа учебной работы обучающихся в зависимости от состояния их зрительных функций и уровня развития;

    • применении как общих, так и специальных методов и приемов обучения. Обязательным является использование наряду с общими техническими средствами, используемыми на начальной ступени образования, специальных тифлотехнических и оптических (индивидуальных средств оптической коррекции, электронных луп, дистанционных луп, карманных увеличителей различной кратности и других), средств, облегчающих учебнопознавательную деятельность обучающимся. Оптические и тифлотехнические средства должны быть доступными для систематического использования слабовидящими обучающимися. Образовательная организация должна иметь тифлотехнические устройства, позволяющие увеличивать, изменять контрастность и цвет (программы увеличения изображения на экране компьютера, автономные видео увеличители) визуальной информации. Рабочее место слабовидящего обучающегося должно содержать технические и учебно-методические средства доступа к информации: программное обеспечение, установленное на ноутбук или ПК: программа увеличения изображения на экран (Magic); цифровой планшет, обеспечивающий связь и интерактивной доской в классе (при наличии), с компьютером учителя; ручной и стационарный видео увеличитель (Topaz, Onix);

По ФГОС подход к сохранению здоровья ребенка и обеспечения его безопасности стал всеобъемлющим, многогранным, затрагивающим множество аспектов.

понятие «здоровьесберегающая» относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей, насколько при реализации данной технологии решается задача сохранения здоровья учащихся.

При этом аксиомой является соблюдение учителем следующего:
    • обеспечить/добиться обеспечения санитарно-гигиенического состояния учебного помещения (освещение, проветривание, температурный режим.);

    • следить за правильной позой учащегося во время занятий;

    • проводить гимнастику («зарядку», «физкультминутки»,

«физкультпаузы») во время учебных занятий. Проведение гимнастики во время урока, включающей упражнения для глаз и различных групп мышц, является обязательным во всех классах.

Здоровъесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) - это совокупность форм и приемов организации учебного процесса без ущерба для здоровья ребенка и педагога)

Требования к ЗОТ:
    • создание оптимальных условий для обучения в школе с учетом их психофизических особенностей обучающихся;

    • учитывание возрастных возможностей ребенка;

    • рационализация организации учебного процесса:

    • обеспечение достаточного двигательного режима.

Классификация здоровъесберегающих технологий:
    • технологии, которые обеспечивают гигиенически оптимальные условия для обучения детей с нарушением зрения;

-технологии обучения здоровому образу жизни;

    • психолого-педагогические технологии, используемые учителями в урочной и внеурочной деятельности;

    • коррекционные технологии.

Современный урок с позиций здоровьесбережения.

Требования к современному уроку с позиций здоровьесбережения:

  1. Обстановка и гигиенические условия в учебном кабинете

  2. Количество видов учебной деятельности

  3. Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности.

  4. Количество методов обучения

  5. Применение методов/элементов метода, способствующих активизации познавательной деятельности учащихся

  6. Место и длительность применения технических средств обучения

  7. Поза учащихся, чередование позы

  8. Наличие, место, содержание и продолжительность оздоровительных моментов на уроке

  9. Наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни, прослеживание этих связей

  10. Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке

  11. Психологический климат на уроке

  12. Наличие «эмоциональных разрядок»

  13. Плотность урока

  14. Темп окончания урока

В практической работе педагоги решают эту задачу, например, путем использования элементов технологии Шаталова, которая служит

здоровъесбережению:

  1. работа в парах или малых группах, «вертушка»

  2. использование двух досок.

Здоровъесберегающие игровые технологии, помогающие решать и проблемы мотивации учащихся, и их социализации.

В игре у растущего человека проявляется и формируется

мировоззрение, потребность воздействовать на мир, адекватно воспринимать происходящее. В игре работают различные группы мышц, что благотворно влияет на здоровье.

Например, в качестве обратной связи и оценки ответов

одноклассников: хлопанье в ладоши, топанье ногами, поднятие руки или

сигнальных карточек различного цвета, обозначающего «да», «нет», «прошу слова».

Нередко учителя используют на уроках элементы театрализации с появлением литературных или театральных героев. Многие педагоги проводят так называемые «уроки праздники», на которых каждый ребенок

вовлечен в активную сменяемую деятельность: то он артист, то художник, то зритель, то технический исполнитель.

Ощущение значимости каждого в подготовке и участии в уроке решает целый комплекс педагогических задач, в том числе и здоровьесбережения.

Способствует укреплению здоровья учащихся выполнение

практических заданий, в ходе которых работают различные группы мышц, происходит развитие мелкой моторики рук, пальцев.

Если на уроке предполагается работа учащихся с компьютерами, следует строго придерживаться гигиенических норм такой работы.

Эмоциональный климат урока во многом зависит от юмористической составляющей педагогического общения.

В течение урока рационально проводить 2-3 разрядки.

В педагогической практике широко распространены так называемые

«многоуровневые» домашние задания, когда педагог предлагает учащимся задания нескольких уровней (чаще трех), а ученик самостоятельно выбирает объем задания по своим силам. Такие задания способствуют и повышению учебной мотивации ученика, и сохранению его здоровья

Укреплению здоровья учащихся служат уроки физической культуры, малоподвижные игры на перерывах, игры-считалки на переменах, подвижные игры в продленных группах, вся система физкультурно-массовой работы в школе, система воспитательной работы.

В комплексы упражнений «физкультминуток» систематически включают упражнения для глаз и для скелетных мышц.










«Секреты» педагога, успешно работающего в парадигме здоровъесбережения.

-секрет доброты;

-секрет успешности;

-секрет эффективности усилий по созданию здоровъесберегающего пространства;

-секрет результативности здоровьесберегающих технологий;

-секрет соответствия создаваемого задуманному;

-секрет истинности;

Что следует помнить учителю?
  1. Ребенок должен постоянно ощущать себя счастливым. Помогаем ему в этом!

  2. Каждый урок должен оставлять в душе ребенка положительные эмоции.

  3. На уроке дети должны испытывать не только интерес, но и ощущение комфорта, защищенности.

Учитель-дефектолог, Третьякова О.А.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!