СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технология деловой игры

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Деловая игра — метод имитации принятия решений руководящих работников или специалистов в различных производственных ситуациях, осуществляемый по заданным правилам группой людей или человеком с ПК в диалоговом режиме, при наличии конфликтных ситуаций или информационной неопределённости .

Просмотр содержимого документа
«Технология деловой игры»

Деловая игра — метод имитации принятия решений руководящих работников или специалистов в различных производственных ситуациях, осуществляемый по заданным правилам группой людей или человеком с ПК в диалоговом режиме, при наличии конфликтных ситуаций или информационной неопределённости .

История возникновения

Первая деловая игра была разработана и проведена в СССР в 1932 году М. М. Бирштейн в Ленинградском Инженерно-Экономическом Институте (ныне известном как ИНЖЭКОН). В 1938 году деловые игры в СССР постигла участь ряда научных направлений, они были запрещены. Их второе рождение произошло только в 60-х гг., после того как появились первые деловые игры в США (1956 г., Ч. Абт, К. Гринблат, Ф. Грей, Г. Грэм, Г. Дюпюи, Р. Дьюк, Р. Прюдом и другие).

Деловая игра зародилась как инструмент поиска управленческих решений в условиях неопределённости и многофакторности. В настоящее время они используются в учебном процессе вузов, как педагогическая технология, или один из методов активного обучения, при проведении социально-психологических тренингов и на производстве для решения производственных, социальных и психологических задач. Во всех случаях присутствует «двуплановость деловой игры» и решаются не только игровые или профессиональные задачи, но одновременно происходит обучение и воспитание участников.

Признаки деловой игры: (слайд 3)

- воссоздание предметного и социального содержания, условий и динамику профессиональной деятельности;

- при выделении состава ролей на первый план выдвигается аспект инструментального обучения, обучения средствам и способам поведения и деятельности определенных должностных лиц;

- играющие являются непосредственными участниками разрешения заключенного в сценарии конфликта;

- коллективная выработка решений участниками игры

Психолого-педагогические принципы организации деловой игры: (слайд6)

  • принцип имитационного моделирования конкретных условий и динамики производства. Моделирование реальных условий профессиональной деятельности специалиста во всем многообразии служебных, социальных и личностных связей является основой методов интерактивного обучения;

  • принцип игрового моделирования содержания и форм профессиональной деятельности. Реализация этого принципа является необходимым условием учебной игры, поскольку несет в себе обучающие функции;

  • принцип совместной деятельности. В деловой игре этот принцип требует реализации посредством вовлечения в познавательную деятельность нескольких участников. Он требует от разработчика выбора и характеристики ролей, определения их полномочий, интересов и средств деятельности. При этом выявляются и моделируются наиболее характерные виды профессионального взаимодействия «должностных» лиц;

  • принцип диалогического общения. В этом принципе заложено необходимое условие достижения учебных целей. Только диалог, дискуссия с максимальным участием всех играющих способна породить поистине творческую работу. Всестороннее коллективное обсуждение учебного материала обучающимися позволяет добиться комплексного представления ими профессионально значимых процессов и деятельности.

  • принцип двуплановости-отражает процесс развития реальных личностных характеристик специалиста в «мнимых», игровых условиях. Разработчик ставит перед обучающимся двоякого рода цели, отражающие реальный и игровой контексты в учебной деятельности.

  • принцип проблемности содержания имитационной модели и процесса её развёртывания в игровой деятельности. (Вербицкий А. А., 1991)



Цели использования

  1. формирование познавательных и профессиональных мотивов и интересов;

  2. воспитание системного мышления специалиста, включающее целостное понимание не только природы и общества, но и себя, своего места в мире;

  3. передача целостного представления о профессиональной деятельности и её крупных фрагментах с учётом эмоционально-личностного восприятия;

  4. обучение коллективной мыслительной и практической работе, формирование умений и навыков социального взаимодействия и общения, навыков индивидуального и совместного принятия решений;

  5. воспитание ответственного отношения к делу, уважения к социальным ценностям и установкам коллектива и общества в целом;

  6. обучение методам моделирования, в том числе математического, инженерного и социального проектирования.

Признаки деловой игры

Характерные признаки деловой игры можно представить следующим перечнем:

  1. Моделирование процесса труда (деятельности) руководящих работников и специалистов предприятий и организаций по выработке управленческих решений.

  2. Реализация процесса «цепочки решений». Поскольку в деловой игре моделируемая система рассматривается как динамическая, это приводит к тому, что игра не ограничивается решением одной задачи, а требует «цепочки решений». Решение, принимаемое участниками игры на первом этапе, воздействует на модель и изменяет её исходное состояние. Изменение состояния поступает в игровой комплекс, и на основе полученной информации участники игры вырабатывают решение на втором этапе игры и т. д.

  3. Распределение ролей между участниками игры.

  4. Различие ролевых целей при выработке решений, которые способствуют возникновению противоречий между участниками, конфликта интересов.

  5. Наличие управляемого эмоционального напряжения.

  6. Взаимодействие участников, исполняющих те или иные роли.

  7. Наличие общей игровой цели у всего игрового коллектива.

  8. Коллективная выработка решений участниками игры.

  9. Многоальтернативность решений.

  10. Наличие системы индивидуального или группового оценивания деятельности участников игры.

Методика подготовки и проведения деловой игры:

Первый этап-подготовительный (слайд 15)

1. Довести тему, цели и замысел занятия до обучаемых.

2. Создать в учебной группе три рабочие подгруппы.

3. Определить в рабочей подгруппе из их участников должностных лиц(роли).

4. Назначить экспертов по рассмотрению ситуации (задачи) в каждую рабочую подгруппу.

5. Определить задачи участников игры – должностных лиц и экспертов в рабочих подгруппах.

6. Довести учебную литературу, которую обучаемые должны изучить до непосредственного проведения деловой игры.

Второй этап-непосредственное проведение игры (слайд 16)

1.Вступительное слово (до 10 минут) содержит: тему занятия, ее цели и задачи, актуальность, замысел игры, уточнение ситуации (задачи), состав и порядок работы в подгруппах.

2. Работа по подгруппам по выработке коллективного решения (30-35 минут).

3. Рассмотрение итогов работы первой подгруппы. Выступление эксперта. Общая дискуссия. Подведение итогов.

4. Аналогичная работа в подгруппах 2,3.

5. Подведение итогов деловой игры (10-15 минут).

















ФГБОУ ВПО «Борисоглебский государственный педагогический институт»

















Технология деловой игры









Выполнила:

студентка группы 4.1.

психолого-педагогического

факультета

Ермакова Ю.А..





Борисоглебск, 2013


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!