муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №58»
Занятие
«Технология эффективного общения»
Составитель:
педагог-психолог
Гусева Н.И.
г.Арзамас, 2020 г.
Цель:повышение коммуникативной компетенции учащихся.
Задачи:
— раскрытие понятия «общение»;
— познакомить с основными видами общения;
— формирование основных навыков эффективного общения;
— определить личные качества, важные для общения.
Участники: Ученики 6-7 классов.
Реквизит: памятки по упражнениям.
Сценарный ход:
Ведущий:
Расположите себя мысленно на ступеньку лестницы. Самая первая – полный профан, верхняя – асс коммуникации. Думаю, немногие из вас поставили себя на самую верхнюю ступеньку.
Да в наш век современных средств связи и коммуникаций остро стоит проблема умения общаться, как у детей, так и у взрослых. Игры и упражнения, направленные на развитие навыков эффективного общения.
Прежде чем начать обсуждение по нашей теме, стоит привести пример разговора двух старушек:
А: А знаешь, мой внук заработал в армии еще одну "лычку"! Теперь он у меня сержант.
Б: А у меня в последнее время печень совсем разболелась - сил совсем нет.
А: Вот я и говорю, может быть теперь ему отпуск дадут.
Б: Да, отпуск - это хорошо. Видимо, придется теперь в больницу идти.
Умение слушать является одним из главных показателей культуры. Глядя на человека, который вас не слышит, вначале вы, пожалуй, почувствуете разочарование, затем гнев. Когда нас не слушают — это очень неприятно.
Техника слушания
Можно выделить следующие виды слушания:
Умение молчать и не вмешиваться в речь собеседника своими замечаниями. В процессе слушания может быть выражены понимание, одобрение, поддержка. Ответы минимальные: наклон головы, реплики: «ДА, да», «понимаю», «приятно это слышать».
Эмпатическое слушание позволяет переживать те же чувства, которые переживает собеседник, отражать эти чувства, понимать эмоциональное состояние собеседника и разделять его. При эмпатическом слушании не дают советов, не стремятся оценить говорящего, не морализируют, не критикуют, не поучают.
Объективная обратная связь с говорящим. Используется с целью помочь говорящему выразить свои проблемы. Используют приемы:
Выяснения: Обращение к говорящему за уточнением.
Используются фразы:
- Пожалуйста, уточните это…
- Я не понял, что ты имеешь ввиду…
- Повторите еще раз… и др.
В процессе общения внимание фокусируется на сообщение, а не на личности говорящего.
Перефразирование: значит сформулировать ту же мысль, но иначе. Используются фразы:
- Как я понял вас..
- По- вашему мнению…
- Другими словами вы считаете… и др.
При перефразирование нас интересует смысл и идеи, а не чувство собеседника. Если его понимают не правильно, то вносится своевременно изменения в сообщение.
Отражение чувств. Акцент делается не на содержание сообщения, а на отражение чувств говорящего и его эмоциональное состояние. Мы показываем говорящему, что понимаем его состояние.
Фразы:
- Мне кажется вы себя чувствуете…
Вы чувствуете себя… и др.
Резюмирование. Резюмирующие ответы обобщают идеи и чувства говорящего. В резюме используют формулировки собеседника и добавляют свое видение. Фразы:
- То, что в данный момент сказали, может означать…
- Если подытожить сказанное вами, то … и др.
Когда мы проговариваем или кто-то нашу фразу проговорил, мы на проблему начинаем смотреть иначе. В человеческом контакте мы пытаемся выглядеть умными. Не надо этого делать.
Чувствуйте собеседника.
Внимательно слушайте, повторяйте в диалоге его фразы, пусть он повторит свою проблему, дайте возможность собеседнику почувствовать себя комфортно.
У собеседника начнут рождаться свои выводы, решения, свой путь поиска.
Слушая, старайтесь понять, а не искать поводов для раздражений.
Слушая, чаще улыбайтесь, кивайте головой, смотрите собеседнику в глаза и все время поддакивайте.
Задавайте вопросы и постоянно уточняйте. Это подбадривает говорящего и показывает ему, что вы слушаете.
Всегда выслушивайте собеседника до конца. Слушать с должным вниманием то, что вам хочет сообщить собеседник, — это не только знак внимания к нему, но и наша профессиональная обязанность.
Чтобы люди лучше чувствовали и понимали друг друга, не менее важны и другие способы общения: мимика, жесты, позы и т. п. У вас на столах представлена таблица значений некоторых из них.
Задание:
Используя технику слушания вы, разбившись в группах на пары, подробно расскажите друг другу, как у вас прошел день ( с утра и до сегодняшнего момента).
(На это 6 минут)
Вопрос:
Что вы чувствовали во время разговора, какие трудности испытывали?
Упражнение формирует способность слушать и слышать друг друга, лучше понимать другого человека и воспринимать то, что он говорит.
Задание:
Возьмите интервью друг у друга по памятке.
Памятка для интервью
-
Ф.И.О.
-
Биография:
-
Имена родителей
-
Профессия родителей
-
Наличие и кол-во сестер и братьев
-
Место рождения
-
Школьная активность
-
Хобби
-
Интересные места, где он побывал
-
Награды и поощрения за работу
-
Что раздражает
-
Планы на будущее
-
Интересы партнера:
А сейчас в пункте И.Ф.О. вы уточните профессию, или род занятия. Это может быть вымысел, ваша мечта, даже самая невероятная ( президент, космонавт и т.д.)
Когда вы отработали в парах интервью, в группе вы представляете друг друга, выступая в роли телеведущего, который должен познакомить зрителей со своим героем.
Ставиться вопрос:
Какие чувства, ощущение вы испытывали в роли героя передачи и в роли телеведущего. В какой роли комфортнее и почему? Обсудите и обобщите мнение всей группы и делегируйте одного для озвучивания.
Притча: «Как важно правильно слушать».
В давние времена отправил некий царь гонца к царю соседних земель. Гонец запоздал и, поспешно вбежав в тронный зал, задыхаясь от быстрой езды, начал излагать поручение своего владыки: «Мой господин… повелел вам сказать, чтобы вы дали ему… голубую лошадь с чёрным хвостом… а если вы не дадите такой лошади, то…». «Не желаю больше слушать!» — перебил царь запыхавшегося гонца. — «Доложи своему царю, что нет у меня такой лошади, а если бы была, то…»
Тут он запнулся, а гонец, услышав эти слова от царя, который был другом его владыки, испугался, выбежал из дворца, вскочил на коня и помчался назад докладывать своему царю о дерзком ответе. Когда выслушал царь такое донесение, он страшно рассердился и объявил соседскому царю войну. Долго длилась она — много крови было пролито, много земель опустошено — и дорого обошлась обеим сторонам.
Наконец оба царя, истощив казну и изнурив войска, согласились на перемирие, чтобы обсудить свои претензии друг к другу. Когда они приступили к переговорам, второй царь спросил первого:
— Что ты хотел сказать своей фразой: «Дай мне голубую лошадь с чёрным хвостом, а если не дашь, то…»? — «…пошли лошадь другой масти». Вот и всё. А ты что хотел сказать своим ответом: «Нет у меня такой лошади, а если бы была, то…»? — «…непременно послал бы её в подарок моему доброму соседу». Вот и всё.
А теперь попробуйте выразить свое отношение друг другу в парах и в группе при помощи невербальных методов (жесты, позы и т.д.)
На этом наше занятие подошло к концу. Вместе с вами мы выяснили, что общение является неотъемлемой частью нашей жизни. Сделали выводы о том, как же важно научиться общаться с друг другом и как сделать это правильно, ведь результат нашего общения может зависеть от каждой незначительной на первый взгляд мелочи.
Подведение итогов занятия. В результате были отмечены позитивные изменения коммуникативных навыков подростков. Полученные в процессе занятия навыки используются подростками в повседневной жизни. Используемая для диагностики методика «Лестница коммуникативного мастерства» показала положительную динамику изменения самооценки подростков. Многие ребята стали более открытыми в общении, достаточно легко идут на контакт, сами активно пытаются завязать новые знакомства, и большинству это удается. Те, кто в начале занятия были зажаты, боялись проявить себя, в конце стали смелее проявлять свою индивидуальность.