СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технология формирования правовой грамотности и развития правовой культуры у участников образовательных отношений

Категория: Директору

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технология формирования правовой грамотности и развития правовой культуры у участников образовательных отношений

Просмотр содержимого документа
«Технология формирования правовой грамотности и развития правовой культуры у участников образовательных отношений»

14



Технология формирования правовой грамотности и развития правовой культуры у участников образовательных отношений: теория, практика, состояние, вызовы, проблемы и пути совершенствования


Развитие правового государства, формирование гражданского общества и укрепление национального согласия в России требуют высокой правовой культуры, без которой не могут быть в полной мере реализованы такие базовые ценности и принципы жизни общества, как верховенство закона, приоритет человека, его неотчуждаемых прав и свобод, обеспечение надежной защищенности публичных интересов.

Законы направлены на формирование высокого уровня правовой культуры населения, традиции безусловного уважения к закону, правопорядку и суду, добропорядочности и добросовестности как преобладающей модели социального поведения, а также на преодоление правового нигилизма в обществе, который препятствует развитию России как современного цивилизованного государства.

Государственная политика осуществляется в отношении многонационального народа Российской Федерации, отдельных социальных групп и каждого ее гражданина. Особое внимание уделяется формированию правосознания и правовой грамотности подрастающего поколения.

Федеральные и региональные государственные органы, органы местного самоуправления, профессиональные юридические сообщества и общественные объединения юристов, а также другие организации во взаимодействии между собой участвуют в реализации государственной политики.

Государственная политика осуществляется в тесном взаимодействии со структурами гражданского общества. Государство поддерживает в форме социального партнерства деятельность негосударственных организаций, которая способствует достижению целей государственной политики.

Государство создает условия, обеспечивающие развитие правовой грамотности и правосознания граждан, их осведомленность о характере, способах и пределах осуществления и защиты их прав, охраняемых законом интересов в административном и судебном порядке, а также доступ граждан к квалифицированной юридической помощи. Важнейшей задачей государства является также пропаганда и разъяснение необходимости соблюдения гражданами своих обязанностей, правил общежития, уважения прав и законных интересов других лиц независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений и других обстоятельств.

Государственная политика ориентируется на исторически сложившиеся нормы морали и общепризнанные нравственные ценности многонационального народа России, направленные на обеспечение правомерного и добропорядочного поведения граждан. Формирование позитивного правового сознания обеспечивается в том числе путем принятия системных мер по противодействию любым формам национального и религиозного экстремизма либо поведения, посягающего на общественную нравственность и правопорядок, гражданский мир и национальное согласие.

Государственная политика проводится одновременно с комплексом мер по совершенствованию законодательства Российской Федерации и практики его применения, по повышению эффективности государственного и муниципального управления, правоохранительной деятельности, по пресечению коррупции и подмены в бюрократических интересах демократических общественных целей и задач.

В условиях правового государства возрастает роль закона в системе социальных регуляторов, происходит усиление правовых начал в поведении людей, в жизни общества и государства. Недостаточный уровень правовой культуры и правосознания, правовой нигилизм граждан России являются серьезной проблемой обеспечения реализации верховенства Конституции РФ.

Классификация законов и подзаконных нормативных правовых актов РФ по их юридической силе:

1. Конституция РФ

2. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ

3. Федеральные конституционные законы РФ

4. Федеральные законы РФ

5. Указы и распоряжения Президента РФ

6. Постановления и распоряжения Правительства РФ

7. Ведомственные подзаконные нормативные акты

8. Межведомственные подзаконные нормативные акты.

Статус человека и гражданина РФ

Личные права и свободы человека и гражданина РФ:

право на жизнь – ст.20 Конституции РФ;

право на достоинство личности – ст.21;

право на свободу и личную неприкосновенность – ст.22;

право на частную жизнь – ст.23 и 24;

право на неприкосновенность жилища – ст.25;

право на определение и указание своей национальной принадлежности – ст.26;

право на пользование родным языком – ст.26;

право на свободу передвижения и выбор места жительства – ст.27;

право на свободу совести и вероисповедания – ст.28;

право на свободу мысли и слова – ст.29.

Политические права и свободы человека и гражданина РФ:

право на свободу печати и массовой информации – ч.4 и 5 ст.29;

право на объединение – ст.30;

право на мирные собрания и публичные манифестации – ст.31;

право участвовать в управлении делами государства;

право избирать и быть избранным;

право на равный доступ к государственной службе;

право участвовать в отправлении правосудия – ст.32;

право обращений – ст.33.

Экономические права человека и гражданина РФ:

право на экономическую деятельность – ст.34;

право частной собственности – ст.35;

право частной собственности на землю – ст.36;

право на свободу труда;

право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены;

право на вознаграждение за труд;

право на защиту от безработицы;

право на индивидуальные и коллективные трудовые споры, право на забастовку;

право на отдых – ст.37.

Социальные права человека и гражданина РФ:

право на защиту материнства, детства и семьи – ст.38;

право на социальное обеспечение – ст.39;

право на жилище – ст.40;

право на охрану здоровья и медицинскую помощь ст.41;

право на экологическую безопасность – 42.

Культурные права человека и гражданина РФ:

право на образование – ст.43;

право на свободу творчества – ст.44;

право на участие в культурной жизни – ст.44.

Юридические гарантии реализации прав и свобод человека и гражданина РФ:

- общие гарантии прав и свобод человека и гражданина РФ;

- конституционные гарантии правосудия.

Общие гарантии прав и свобод человека и гражданина РФ:

защита прав и свобод – обязанность государства – ч.1 ст.45;

самозащита прав и свобод – ч.2 ст.45;

судебная защита прав и свобод – ч.1 и 2 ст.46;

международная защита прав и свобод – ч.3 ст.46;

право на возмещение вреда – ст.53;

неотменяемость прав и свобод – ст.55;

полная дееспособность – ст.60.

Конституционные гарантии правосудия:

гарантии подсудности – ст.47;

право на квалифицированную юридическую помощь – ст.48;

презумпция невиновности – ст.49;

запрет повторного осуждения, недействительность незаконно полученных доказательств и право на пересмотр приговора – ст.50;

гарантия от самообвинения и право на не свидетельствование против своего супруга и близких родственников – ст.51;

права потерпевших от преступлений и злоупотребления властью – ст.52;

запрет обратной силы закона – ст.54.

Неотменяемость прав и свобод человека и гражданина РФ – ч.3 ст.55 Конституции РФ.

Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях:

защиты основ конституционного строя;

защиты нравственности;

защиты здоровья;

защиты прав и законных интересов других лиц;

обеспечения обороны страны;

обеспечения безопасности государства.

Конституционные обязанности человека и гражданина РФ:

обязанность соблюдать Конституцию РФ -ч.2 ст.15;

обязанность платить законно установленные налоги и сборы – ст.57;

обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам – ст.58;

обязанность защиты Отечества – ч.1 ст.59;

обязанность нести военную службу;

обязанность уважать права и свободы других лиц – ч.3 ст.17;

обязанность заботиться о детях и нетрудоспособных родителях – ч.2 и 3 ст.38;

обязанность получить основное общее образование ч.4 ст.43;

обязанность заботиться о памятниках истории и культуры – ч.3 ст. 44.

Принципы по правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты:

- научности и целеустремленности правового обучения;

- опоры на подструктуру опыта личности;

- воспитания, развития и обучения в соответствии с социальным заказом государства;

- индивидуального подхода к личности;

-наглядности, надежности и прочности усвоения правовых знаний;

- комплексности, системности, плановости и последовательности правового обучения;

- активности в процессе правового обучения;

- профессионально - прикладной направленности правового обучения.

Принципы по правовому воспитанию по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты:

- связи воспитания с экономическими, политическими, правовыми условиями развития общества и криминогенной ситуацией в РФ;

- опоры на подструктуру направленности личности;

- целенаправленности влияния на подструктуру направленности личности;

- воспитание в макросреде и микросреде воспитания и в первую очередь через ближайший социальный круг общения;

- единства между правовым воспитанием и самовоспитанием;

- требовательности;

- индивидуального подхода к психологической структуре личности;

- единства требовательности субъектов правового воспитания.

Условиями, способствующими распространению правового нигилизма, являются несовершенство законодательства Российской Федерации и практики его применения, избирательность в применении норм права, недостаточность институциональных механизмов, гарантирующих безусловное исполнение требований закона, неотвратимость, соразмерность и справедливость санкций за их нарушение. Правовой нигилизм девальвирует подлинные духовно-нравственные ценности, служит почвой для многих негативных социальных явлений (пьянство, наркомания, порнография, проституция, семейное насилие, бытовая преступность, пренебрежение правами и охраняемыми законом интересами окружающих, посягательство на чужую собственность, самоуправство, самосуд).

На формирование правовой культуры и позитивного типа правосознания и поведения оказывают влияние следующие факторы:

1) характер воспитания и моральный климат в семье, законопослушное поведение родителей;

2) качественный уровень воспитания и обучения в образовательных организациях различного типа и вида, в том числе закрепление и развитие у учащихся основ правосознания;

3) распространение и использование доступных для восприятия информационных материалов, формирующих правовую грамотность и правосознание населения, в печатном, электронном, аудиовизуальном и ином виде, а также с помощью средств массовой информации;

4) доступность и понятность оказываемых в системе государственной и муниципальной службы услуг населению; доступность правосудия, судебной защиты нарушенных прав, безупречность и эффективность деятельности судов и органов, исполняющих судебные решения; строгое соблюдение государственными и муниципальными служащими норм закона и профессиональной этики;

5) понятность, доступность и эффективность законодательства, его адекватность реальной экономической и общественно-политической ситуации в стране, реализация в законодательстве принципов справедливости и равноправия, обеспечения соответствия норм права интересам и потребностям различных социальных групп;

6) систематический и качественный контроль за состоянием законодательства Российской Федерации в целях его оптимизации, выявления пробелов и противоречий, своевременной его инкорпорации и кодификации, а также контроль за правоприменением, выявление и анализ проблемных ситуаций, связанных с неправильным пониманием и применением закона;

7) эффективная, профессиональная и законная деятельность правоохранительных и иных уполномоченных органов по выявлению и пресечению преступлений и других нарушений закона, обеспечение неотвратимости соразмерного и справедливого наказания за нарушение закона;

8) обеспечение правопорядка в жизненно важных для большинства граждан сферах жизни, соблюдение нормативных требований организациями, осуществляющими реализацию товаров и оказывающими услуги населению;

9) доступность для граждан квалифицированной юридической помощи; неукоснительное соблюдение адвокатами и нотариусами, иными частнопрактикующими юристами в их профессиональной деятельности норм закона и профессиональной этики;

10) деятельность лиц творческих профессий и их объединений, средств массовой информации, организаторов эфирного и кабельного вещания, издательских организаций, производителей рекламной продукции, направленная на создание и распространение произведений, активно продвигающих в общественное сознание модель законопослушного поведения в качестве общественно одобряемого образца; ограничение распространения произведений, прямо или косвенно пропагандирующих непочтительное отношение к закону, суду и государству, правам человека и гражданина, поэтизирующих и пропагандирующих криминальное поведение.

Государственная политика в области правового воспитания формируется и реализуется на основе соблюдения следующих принципов:

1) законность;

2) демократизм;

3) гуманизм;

4) взаимосвязь с патриотическим, трудовым, экологическим и другими видами воспитания на общей нравственной основе;

5) обеспечение взаимодействия государства с институтами гражданского общества и конфессиями;

6) соответствие закономерностям развития правового государства и гражданского общества;

7) возможность финансового обеспечения реализации задач государственной политики за счет средств бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации в сочетании с финансовой поддержкой на основе государственно-частного партнерства.

Целями государственной политики в области правового воспитания являются:

1) формирование в обществе устойчивого уважения к закону и преодоление правового нигилизма;

2) повышение уровня правовой культуры граждан, включая уровень осведомленности и юридической грамотности;

3) создание системы стимулов к законопослушанию как основной модели социального поведения;

4) внедрение в общественное сознание идеи добросовестного исполнения обязанностей и соблюдения правовых норм.

Государственная политика в области правового воспитания осуществляется по следующим основным направлениям:

1) правовое просвещение и правовое информирование граждан;

2) развитие правового образования и воспитания подрастающего поколения в образовательных организациях различного уровня посредством внедрения в образовательный процесс учебных курсов, программ, учебно-методических материалов, обеспечивающих получение знаний в области права;

3) совершенствование системы юридического образования и подготовки квалифицированных юристов и педагогических кадров в области права;

4) преобразования в сферах культуры, массовой информации, рекламной и издательской деятельности, направленные на формирование высокого уровня правовой культуры и правосознания граждан;

5) совершенствование деятельности государственных и муниципальных органов, правоохранительных органов, направленной на обеспечение законности и правопорядка и повышение правосознания служащих государственных и муниципальных органов;

6) совершенствование деятельности в области оказания квалифицированной юридической помощи, в том числе создание эффективной системы бесплатной юридической помощи.

Мерами государственной политики в области совершенствования законодательства Российской Федерации и правоприменения в области правового воспитания являются:

1) совершенствование правового механизма реализации гражданами прав, свобод и исполнения ими обязанностей, а также эффективной защиты прав и законных интересов граждан;

2) создание нормативной правовой базы, необходимой для реализации основных направлений государственной политики; совершенствование процесса нормотворчества, повышение качества нормативных правовых актов;

3) организация системного мониторинга законодательства Российской Федерации и правоприменения в целях выявления недостатков, пробелов и противоречий в законодательстве;

4) обеспечение доступности правовой информации, развитие системы правового просвещения и информирования граждан, включая развитие информационно-правовых ресурсов и обеспечение эффективного функционирования соответствующих информационно-справочных систем;

5) обеспечение доступности всем слоям населения юридических услуг, в том числе оказываемых адвокатами и нотариусами;

6) поэтапное введение практики оказания адвокатами и нотариусами юридической помощи и содействия гражданам при получении ими государственных и муниципальных услуг, а также их участие в правовом просвещении граждан и развитии правосознания населения;

7) развитие негосударственных форм правового просвещения и оказания юридической помощи населению, государственная поддержка этого процесса.

Мерами государственной политики по обеспечению необходимого уровня юридических знаний, повышению правовой культуры и вовлечению в правовое просвещение населения лиц, замещающих государственные и муниципальные должности, государственных и муниципальных служащих, сотрудников правоохранительных органов в области правового воспитания являются:

1) содействие приобретению и совершенствованию знаний в области права в рамках получения второго высшего профессионального образования, обучения по программам профессиональной переподготовки и повышения квалификации лиц, замещающих государственные и муниципальные должности;

2) совершенствование систем подготовки и переподготовки государственных и муниципальных служащих, сотрудников правоохранительных органов, повышение их квалификации и дополнительное обучение, направленное на совершенствование правовой культуры;

3) устранение факторов, способствующих проявлению безответственности и правового нигилизма в деятельности государственных и муниципальных служащих, совершенствование систем профилактики нарушений закона и служебной этики в правоохранительной деятельности; внедрение комплекса мер морального и материального поощрения образцового исполнения служебного долга;

4) совершенствование исполнения судебных решений, повышение прозрачности исполнительных производств, внедрение практики электронных торгов по реализации арестованного имущества и оптимизация системы его оценки, обеспечение законности и прозрачности деятельности частных лиц и организаций, содействующих кредиторам в исполнении судебных взысканий;

5) разработка и реализация программ участия государственных и муниципальных служащих, замещающих должности, связанные с применением знаний в области юриспруденции, в лекционной и консультационной работе по пропаганде правовых знаний и законопослушания в сферах деятельности соответствующих государственных и муниципальных органов; апробация новых форм участия сотрудников правоохранительных органов в пропаганде правовых знаний и законопослушания, профилактике правонарушений и преступности на основе распространения положительного опыта работы правоохранительных органов в этой сфере;

6) разработка и совершенствование способов информирования населения о деятельности государственных и муниципальных органов, о видах и формах оказания населению юридических услуг; проведение устных и письменных юридических консультаций для граждан по вопросам, входящим в компетенцию указанных органов; обеспечение доступности для граждан информации о деятельности правоохранительных органов, в том числе путем размещения этой информации на официальных интернет-сайтах;

7) расширение взаимодействия правоохранительных органов с общественностью, со средствами массовой информации, организациями эфирного и кабельного вещания, представителями творческих профессий в целях демонстрации позитивных примеров осуществления правоохранительной деятельности и депопуляризации криминальной культуры и противозаконных форм социального поведения.

Мерами государственной политики в сферах культуры, массовой информации, эфирного и кабельного вещания, рекламной и издательской деятельности в области правового воспитания являются:

1) распространение в электронных и печатных средствах массовой информации, в эфирном и кабельном вещании теле- и радиоканалов, созданных с государственным участием, в сегменте социальной рекламы, в сети Интернет информационной продукции, содержащей правовую информацию, а также способствующей развитию правовой грамотности и правосознания граждан и пропагандирующей законопослушание, добросовестность в осуществлении прав и выполнении обязанностей, уважительное и бережное отношение к правам и охраняемым законом интересам, в том числе в формате постоянных рубрик и тематических передач, специализированных периодических и разовых изданий;

2) создание и распространение творческих проектов, доступных для непрофессионального восприятия, информационных материалов, предоставляющих базовые юридические знания и формирующих правовую культуру и правосознание граждан, а также разработка и реализация системы мер государственного стимулирования таких проектов и материалов;

3) введение механизма публичной оценки и рекомендаций в случае предполагаемого распространения произведений и информационных материалов, рекламной продукции, открыто пропагандирующих межнациональную и религиозную рознь, грубое нарушение норм общественной морали, неуважение к закону и суду;

4) постоянное пополнение за счет целевого финансирования в общедоступных библиотечных фондах популярной юридической литературы.

Мерами государственной политики по поддержке институтов гражданского общества в области правового воспитания являются выделение грантов и использование государством иных мер материального содействия, а также нематериального поощрения негосударственных организаций, создающих и развивающих негосударственные формы правового просвещения и повышения правовой грамотности и правосознания граждан, информирования и юридической помощи за счет собственных средств на условиях социального партнерства, а также содействующих реализации государственной политики в вопросах повышения правовой культуры и формирования правосознания граждан.

Мерами государственной политики организационного и методического характера в области правового воспитания являются:

1) обеспечение координации деятельности и взаимодействия федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, муниципальных органов, а также институтов гражданского общества и конфессий в процессе правового воспитания;

2) определение задач и полномочий государственных и муниципальных органов, а также стандартов качества оказываемых ими услуг, механизма контроля в данной сфере;

3) разработка и осуществление программ государственных и муниципальных органов по реализации государственной политики;

4) научное и методическое обеспечение реализации государственной политики с использованием разработок в области психологии, педагогики, социологии, теории массовых коммуникаций, криминологии и других наук;

5) выработка форм взаимодействия участников реализации государственной политики с конфессиями;

6) создание системы моральных и материальных стимулов и поощрений активного участия в осуществлении государственной политики.

Федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции участвуют в осуществлении мероприятий, проводимых при реализации государственной политики, используя средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.

Формирование культуры личной безопасности в образовательных организациях.

Культура личной безопасности - это способы научной жизнедеятельности человека в области обеспечения безопасности личности, результаты этой жизнедеятельности и степень развитости личности и общества в этой области.

Правовая социализация в области личной безопасности – непрерывный процесс и результат освоения, обучения, воспитания, приучения личности к культуре личной безопасности, формирования системы научных юридических знаний, навыков, умений, которые она использует при реализации норм права, гарантирующих личную безопасность и адаптации в обществе.

Правовое сознание в области личной безопасности – система знаний, навыков, умений, взглядов, представлений, убеждений, оценочных отношений к нормам права и к правоохранительным органам, правовых установок, регулирующих поведение людей в системе «человек-право».

Различают следующие формы общественного сознания:

- политическое сознание (политика);

- правовое сознание (право);

- научное сознание (наука);

- философское сознание (философия);

- нравственное сознание (мораль, нравственность);

- художественное сознание (искусство);

- религиозное сознание (религия).

Структура правового сознания:

- правовая идеология;

- правовая психология;

- реализация норм права, регламентирующих личную безопасность граждан (поведенческий аспект).

Правовая идеология – совокупность политических, экономических, правовых, нравственных, художественных, религиозных идей, правовых принципов, взглядов, требований законности и политически господствующего класса, с большей или меньшей точностью отражающих экономические, политические, правовые явления и процессы, в соответствии с которыми формируется правовое сознание личности, различных слоев населения, социальных групп, общества в целом.

Правовая психология – совокупность правовых взглядов, идей, чувств, установок, ценностных ориентаций, заблуждений и иллюзий, возникающих у всего общества в целом, конкретных социальных групп, различных слоев населения или конкретной личности под воздействием непосредственных условий их жизни и деятельности.

Различают следующие виды правового сознания по:

1. По уровню знаний у граждан в области личной безопасности:

- обыденное правовое сознание – правовые представления, которые формируются у людей в повседневной жизни под влиянием правотворческой, правоприменительной и правоохранительной практики;

- профессиональное правовое сознание должно быть присуще юристам (сотрудникам правоохранительных органов);

- научное (теоретическое) правовое сознание – правовые идеи, взгляды, принципы, которые освещаются в научных работах или закреплены в нормах права.

2. По субъектам:

- индивидуальное правовое сознание, н-р, Иванова И.И.;

- групповое правовое сознание (социальных групп);

- массовое правовое сознание, н-р, действующей толпы;

- общественное правовое сознание, например, правовые взгляды наций, населения России.

Таким образом, правовая культура личной безопасности – система знаний, навыков, умений, ценностей, установок, ориентаций, убеждений, вырабатываемых человеком, социальными группами и обществом в целом под влиянием правотворческой, правоприменительной и правоохранительной практики.

Функции правовой культуры в области личной безопасности:

- познавательная функция (различат три уровня правовой культуры личной безопасности – обыденный, профессиональный, теоретический (научный);

- социализаторская функция – адаптация личности к правотворческой, правоприменительной деятельности при реализации своего конституционного права на самозащиту;

- ценностная функция (в разные исторические периоды складываются свои представления о культуре личной безопасности);

- воспитательная функция – общая и индивидуальная профилактика;

- прогностическая функция – научное прогнозирование законодательной деятельности по данной проблематике;

- коммуникативная функция – правовое формирование культуры личной безопасности граждан через средства массовой информации и процесс освоения отдельным человеком накопленных обществом знаний в этой области;

- интеграционная, праворегулятивная, правоохранительная.

В состав правовой культуры личной безопасности граждан входят следующие компоненты:

- ст.45 Конституции РФ, ст.30 ФКЗ РФ «О чрезвычайном положении», ст.37,38 и 39 УК РФ, ст.24 ФЗ РФ «Об оружии», выражающих государственные веления;

- правоотношения, т.е. конституционно-правовые, уголовно-правовые и административно-правовые отношения, регламентирующие личную безопасность вооруженных граждан;

- правоохранительные органы как система государственных органов, обеспечивающих правовой контроль, регулирование, исполнение и реализацию права по данной проблематике;

- правовое поведение, как правомерное применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия в состоянии необходимой обороны, причинения вреда при задержании лица, совершившего преступление, крайней необходимости, так и неправомерное;

- правосознание – правовая идеология, правовая психология и реализация норм права, регламентирующих личную безопасность граждан.

Различают следующие уровни знаний в области личной безопасности:

- знания – узнавание;

- знания – репродукция;

- знания – понимание (первый уровень глубины познания в области личной безопасности);

- знания – убеждения (второй уровень глубины познания);

- знания – применение (третий уровень глубины познания);

- знания – творчество (четвертый уровень глубины познания в области личной безопасности).

По этой причине основной упор в деле повышения правовой культуры общества должен быть сделан на правовое обучение, информирование населения о существующих нормах права, гарантирующих личную физическую безопасность граждан. Очень важно ознакомление населения с образцами и идеалами, правовым опытом реализации ст.45 Конституции РФ, ст.37,38 и 39 УК РФ и ст.24 ФЗ РФ «Об оружии» на упреждение активных противоправных насильственных действий правонарушителей.

Мерами государственной политики в области образования и правового воспитания подрастающего поколения, юридического образования и подготовки юридических кадров являются:

1) включение в примерную основную общеобразовательную программу дошкольного образования, примерную основную образовательную программу начального общего образования задач приобщения детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми (внимательность к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе, оказание помощи тем, кто в ней нуждается, уважение к окружающим), а также развитие ценностно-смысловой сферы личности;

2) развитие практики обучения основам права в образовательных организациях различного типа и вида, поддержка различных вариантов региональных моделей правового образования, разработка учебных курсов, включающих правовую тематику, соответствующих образовательных программ, учебных и методических пособий;

3) применение специальных программ правового образования и воспитания детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, трудных подростков и несовершеннолетних правонарушителей;

4) распространение программ дополнительного правового образования для взрослых;

5) повышение уровня юридической грамотности педагогов; подготовка преподавателей учебного предмета "Право", а также совершенствование профессиональной и методической подготовки преподавателей правовых дисциплин; проведение научно-исследовательских и опытно-экспериментальных работ в целях научно-методического обеспечения правового образования;

6) совершенствование уровня подготовки профессиональных кадров юридического профиля для замещения ими соответствующих должностей;

7) формирование прогноза потребностей экономики на федеральном и региональном уровне в специалистах с высшим юридическим образованием, включая разработку перечня направлений (специализаций) юридической подготовки, ориентированных на области практической деятельности юриста;

8) распространение положительного опыта образовательных организаций высшего профессионального образования, осуществляющих подготовку юридических кадров, по созданию и функционированию юридических клиник как формы оказания учащимися бесплатной квалифицированной юридической помощи населению.

Просветительская деятельность субъектов правового воститания - осуществляемая вне рамок образовательных программ деятельность, направленная на распространение знаний, опыта, формирование умений, навыков, ценностных установок, компетенции в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов и затрагивающая отношения, регулируемые Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.



Новиков Василий Савельевич,

кандидат юридических наук (1996 год),

доцент по кафедре психологии, педагогики

и организации работы с кадрами

Академии управления МВД РФ (2000 год),

почетный академик Международной

академии дополнительного образования

по специальности «Педагогика» (2008 год)



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!