14
Технология формирования правовой грамотности и развития правовой культуры у участников образовательных отношений: теория, практика, состояние, вызовы, проблемы и пути совершенствования
Развитие правового государства, формирование гражданского общества и укрепление национального согласия в России требуют высокой правовой культуры, без которой не могут быть в полной мере реализованы такие базовые ценности и принципы жизни общества, как верховенство закона, приоритет человека, его неотчуждаемых прав и свобод, обеспечение надежной защищенности публичных интересов.
Законы направлены на формирование высокого уровня правовой культуры населения, традиции безусловного уважения к закону, правопорядку и суду, добропорядочности и добросовестности как преобладающей модели социального поведения, а также на преодоление правового нигилизма в обществе, который препятствует развитию России как современного цивилизованного государства.
Государственная политика осуществляется в отношении многонационального народа Российской Федерации, отдельных социальных групп и каждого ее гражданина. Особое внимание уделяется формированию правосознания и правовой грамотности подрастающего поколения.
Федеральные и региональные государственные органы, органы местного самоуправления, профессиональные юридические сообщества и общественные объединения юристов, а также другие организации во взаимодействии между собой участвуют в реализации государственной политики.
Государственная политика осуществляется в тесном взаимодействии со структурами гражданского общества. Государство поддерживает в форме социального партнерства деятельность негосударственных организаций, которая способствует достижению целей государственной политики.
Государство создает условия, обеспечивающие развитие правовой грамотности и правосознания граждан, их осведомленность о характере, способах и пределах осуществления и защиты их прав, охраняемых законом интересов в административном и судебном порядке, а также доступ граждан к квалифицированной юридической помощи. Важнейшей задачей государства является также пропаганда и разъяснение необходимости соблюдения гражданами своих обязанностей, правил общежития, уважения прав и законных интересов других лиц независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений и других обстоятельств.
Государственная политика ориентируется на исторически сложившиеся нормы морали и общепризнанные нравственные ценности многонационального народа России, направленные на обеспечение правомерного и добропорядочного поведения граждан. Формирование позитивного правового сознания обеспечивается в том числе путем принятия системных мер по противодействию любым формам национального и религиозного экстремизма либо поведения, посягающего на общественную нравственность и правопорядок, гражданский мир и национальное согласие.
Государственная политика проводится одновременно с комплексом мер по совершенствованию законодательства Российской Федерации и практики его применения, по повышению эффективности государственного и муниципального управления, правоохранительной деятельности, по пресечению коррупции и подмены в бюрократических интересах демократических общественных целей и задач.
В условиях правового государства возрастает роль закона в системе социальных регуляторов, происходит усиление правовых начал в поведении людей, в жизни общества и государства. Недостаточный уровень правовой культуры и правосознания, правовой нигилизм граждан России являются серьезной проблемой обеспечения реализации верховенства Конституции РФ.
Классификация законов и подзаконных нормативных правовых актов РФ по их юридической силе:
1. Конституция РФ
2. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ
3. Федеральные конституционные законы РФ
4. Федеральные законы РФ
5. Указы и распоряжения Президента РФ
6. Постановления и распоряжения Правительства РФ
7. Ведомственные подзаконные нормативные акты
8. Межведомственные подзаконные нормативные акты.
Статус человека и гражданина РФ
Личные права и свободы человека и гражданина РФ:
право на жизнь – ст.20 Конституции РФ;
право на достоинство личности – ст.21;
право на свободу и личную неприкосновенность – ст.22;
право на частную жизнь – ст.23 и 24;
право на неприкосновенность жилища – ст.25;
право на определение и указание своей национальной принадлежности – ст.26;
право на пользование родным языком – ст.26;
право на свободу передвижения и выбор места жительства – ст.27;
право на свободу совести и вероисповедания – ст.28;
право на свободу мысли и слова – ст.29.
Политические права и свободы человека и гражданина РФ:
право на свободу печати и массовой информации – ч.4 и 5 ст.29;
право на объединение – ст.30;
право на мирные собрания и публичные манифестации – ст.31;
право участвовать в управлении делами государства;
право избирать и быть избранным;
право на равный доступ к государственной службе;
право участвовать в отправлении правосудия – ст.32;
право обращений – ст.33.
Экономические права человека и гражданина РФ:
право на экономическую деятельность – ст.34;
право частной собственности – ст.35;
право частной собственности на землю – ст.36;
право на свободу труда;
право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены;
право на вознаграждение за труд;
право на защиту от безработицы;
право на индивидуальные и коллективные трудовые споры, право на забастовку;
право на отдых – ст.37.
Социальные права человека и гражданина РФ:
право на защиту материнства, детства и семьи – ст.38;
право на социальное обеспечение – ст.39;
право на жилище – ст.40;
право на охрану здоровья и медицинскую помощь ст.41;
право на экологическую безопасность – 42.
Культурные права человека и гражданина РФ:
право на образование – ст.43;
право на свободу творчества – ст.44;
право на участие в культурной жизни – ст.44.
Юридические гарантии реализации прав и свобод человека и гражданина РФ:
- общие гарантии прав и свобод человека и гражданина РФ;
- конституционные гарантии правосудия.
Общие гарантии прав и свобод человека и гражданина РФ:
защита прав и свобод – обязанность государства – ч.1 ст.45;
самозащита прав и свобод – ч.2 ст.45;
судебная защита прав и свобод – ч.1 и 2 ст.46;
международная защита прав и свобод – ч.3 ст.46;
право на возмещение вреда – ст.53;
неотменяемость прав и свобод – ст.55;
полная дееспособность – ст.60.
Конституционные гарантии правосудия:
гарантии подсудности – ст.47;
право на квалифицированную юридическую помощь – ст.48;
презумпция невиновности – ст.49;
запрет повторного осуждения, недействительность незаконно полученных доказательств и право на пересмотр приговора – ст.50;
гарантия от самообвинения и право на не свидетельствование против своего супруга и близких родственников – ст.51;
права потерпевших от преступлений и злоупотребления властью – ст.52;
запрет обратной силы закона – ст.54.
Неотменяемость прав и свобод человека и гражданина РФ – ч.3 ст.55 Конституции РФ.
Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях:
защиты основ конституционного строя;
защиты нравственности;
защиты здоровья;
защиты прав и законных интересов других лиц;
обеспечения обороны страны;
обеспечения безопасности государства.
Конституционные обязанности человека и гражданина РФ:
обязанность соблюдать Конституцию РФ -ч.2 ст.15;
обязанность платить законно установленные налоги и сборы – ст.57;
обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам – ст.58;
обязанность защиты Отечества – ч.1 ст.59;
обязанность нести военную службу;
обязанность уважать права и свободы других лиц – ч.3 ст.17;
обязанность заботиться о детях и нетрудоспособных родителях – ч.2 и 3 ст.38;
обязанность получить основное общее образование ч.4 ст.43;
обязанность заботиться о памятниках истории и культуры – ч.3 ст. 44.
Принципы по правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты:
- научности и целеустремленности правового обучения;
- опоры на подструктуру опыта личности;
- воспитания, развития и обучения в соответствии с социальным заказом государства;
- индивидуального подхода к личности;
-наглядности, надежности и прочности усвоения правовых знаний;
- комплексности, системности, плановости и последовательности правового обучения;
- активности в процессе правового обучения;
- профессионально - прикладной направленности правового обучения.
Принципы по правовому воспитанию по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты:
- связи воспитания с экономическими, политическими, правовыми условиями развития общества и криминогенной ситуацией в РФ;
- опоры на подструктуру направленности личности;
- целенаправленности влияния на подструктуру направленности личности;
- воспитание в макросреде и микросреде воспитания и в первую очередь через ближайший социальный круг общения;
- единства между правовым воспитанием и самовоспитанием;
- требовательности;
- индивидуального подхода к психологической структуре личности;
- единства требовательности субъектов правового воспитания.
Условиями, способствующими распространению правового нигилизма, являются несовершенство законодательства Российской Федерации и практики его применения, избирательность в применении норм права, недостаточность институциональных механизмов, гарантирующих безусловное исполнение требований закона, неотвратимость, соразмерность и справедливость санкций за их нарушение. Правовой нигилизм девальвирует подлинные духовно-нравственные ценности, служит почвой для многих негативных социальных явлений (пьянство, наркомания, порнография, проституция, семейное насилие, бытовая преступность, пренебрежение правами и охраняемыми законом интересами окружающих, посягательство на чужую собственность, самоуправство, самосуд).
На формирование правовой культуры и позитивного типа правосознания и поведения оказывают влияние следующие факторы:
1) характер воспитания и моральный климат в семье, законопослушное поведение родителей;
2) качественный уровень воспитания и обучения в образовательных организациях различного типа и вида, в том числе закрепление и развитие у учащихся основ правосознания;
3) распространение и использование доступных для восприятия информационных материалов, формирующих правовую грамотность и правосознание населения, в печатном, электронном, аудиовизуальном и ином виде, а также с помощью средств массовой информации;
4) доступность и понятность оказываемых в системе государственной и муниципальной службы услуг населению; доступность правосудия, судебной защиты нарушенных прав, безупречность и эффективность деятельности судов и органов, исполняющих судебные решения; строгое соблюдение государственными и муниципальными служащими норм закона и профессиональной этики;
5) понятность, доступность и эффективность законодательства, его адекватность реальной экономической и общественно-политической ситуации в стране, реализация в законодательстве принципов справедливости и равноправия, обеспечения соответствия норм права интересам и потребностям различных социальных групп;
6) систематический и качественный контроль за состоянием законодательства Российской Федерации в целях его оптимизации, выявления пробелов и противоречий, своевременной его инкорпорации и кодификации, а также контроль за правоприменением, выявление и анализ проблемных ситуаций, связанных с неправильным пониманием и применением закона;
7) эффективная, профессиональная и законная деятельность правоохранительных и иных уполномоченных органов по выявлению и пресечению преступлений и других нарушений закона, обеспечение неотвратимости соразмерного и справедливого наказания за нарушение закона;
8) обеспечение правопорядка в жизненно важных для большинства граждан сферах жизни, соблюдение нормативных требований организациями, осуществляющими реализацию товаров и оказывающими услуги населению;
9) доступность для граждан квалифицированной юридической помощи; неукоснительное соблюдение адвокатами и нотариусами, иными частнопрактикующими юристами в их профессиональной деятельности норм закона и профессиональной этики;
10) деятельность лиц творческих профессий и их объединений, средств массовой информации, организаторов эфирного и кабельного вещания, издательских организаций, производителей рекламной продукции, направленная на создание и распространение произведений, активно продвигающих в общественное сознание модель законопослушного поведения в качестве общественно одобряемого образца; ограничение распространения произведений, прямо или косвенно пропагандирующих непочтительное отношение к закону, суду и государству, правам человека и гражданина, поэтизирующих и пропагандирующих криминальное поведение.
Государственная политика в области правового воспитания формируется и реализуется на основе соблюдения следующих принципов:
1) законность;
2) демократизм;
3) гуманизм;
4) взаимосвязь с патриотическим, трудовым, экологическим и другими видами воспитания на общей нравственной основе;
5) обеспечение взаимодействия государства с институтами гражданского общества и конфессиями;
6) соответствие закономерностям развития правового государства и гражданского общества;
7) возможность финансового обеспечения реализации задач государственной политики за счет средств бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации в сочетании с финансовой поддержкой на основе государственно-частного партнерства.
Целями государственной политики в области правового воспитания являются:
1) формирование в обществе устойчивого уважения к закону и преодоление правового нигилизма;
2) повышение уровня правовой культуры граждан, включая уровень осведомленности и юридической грамотности;
3) создание системы стимулов к законопослушанию как основной модели социального поведения;
4) внедрение в общественное сознание идеи добросовестного исполнения обязанностей и соблюдения правовых норм.
Государственная политика в области правового воспитания осуществляется по следующим основным направлениям:
1) правовое просвещение и правовое информирование граждан;
2) развитие правового образования и воспитания подрастающего поколения в образовательных организациях различного уровня посредством внедрения в образовательный процесс учебных курсов, программ, учебно-методических материалов, обеспечивающих получение знаний в области права;
3) совершенствование системы юридического образования и подготовки квалифицированных юристов и педагогических кадров в области права;
4) преобразования в сферах культуры, массовой информации, рекламной и издательской деятельности, направленные на формирование высокого уровня правовой культуры и правосознания граждан;
5) совершенствование деятельности государственных и муниципальных органов, правоохранительных органов, направленной на обеспечение законности и правопорядка и повышение правосознания служащих государственных и муниципальных органов;
6) совершенствование деятельности в области оказания квалифицированной юридической помощи, в том числе создание эффективной системы бесплатной юридической помощи.
Мерами государственной политики в области совершенствования законодательства Российской Федерации и правоприменения в области правового воспитания являются:
1) совершенствование правового механизма реализации гражданами прав, свобод и исполнения ими обязанностей, а также эффективной защиты прав и законных интересов граждан;
2) создание нормативной правовой базы, необходимой для реализации основных направлений государственной политики; совершенствование процесса нормотворчества, повышение качества нормативных правовых актов;
3) организация системного мониторинга законодательства Российской Федерации и правоприменения в целях выявления недостатков, пробелов и противоречий в законодательстве;
4) обеспечение доступности правовой информации, развитие системы правового просвещения и информирования граждан, включая развитие информационно-правовых ресурсов и обеспечение эффективного функционирования соответствующих информационно-справочных систем;
5) обеспечение доступности всем слоям населения юридических услуг, в том числе оказываемых адвокатами и нотариусами;
6) поэтапное введение практики оказания адвокатами и нотариусами юридической помощи и содействия гражданам при получении ими государственных и муниципальных услуг, а также их участие в правовом просвещении граждан и развитии правосознания населения;
7) развитие негосударственных форм правового просвещения и оказания юридической помощи населению, государственная поддержка этого процесса.
Мерами государственной политики по обеспечению необходимого уровня юридических знаний, повышению правовой культуры и вовлечению в правовое просвещение населения лиц, замещающих государственные и муниципальные должности, государственных и муниципальных служащих, сотрудников правоохранительных органов в области правового воспитания являются:
1) содействие приобретению и совершенствованию знаний в области права в рамках получения второго высшего профессионального образования, обучения по программам профессиональной переподготовки и повышения квалификации лиц, замещающих государственные и муниципальные должности;
2) совершенствование систем подготовки и переподготовки государственных и муниципальных служащих, сотрудников правоохранительных органов, повышение их квалификации и дополнительное обучение, направленное на совершенствование правовой культуры;
3) устранение факторов, способствующих проявлению безответственности и правового нигилизма в деятельности государственных и муниципальных служащих, совершенствование систем профилактики нарушений закона и служебной этики в правоохранительной деятельности; внедрение комплекса мер морального и материального поощрения образцового исполнения служебного долга;
4) совершенствование исполнения судебных решений, повышение прозрачности исполнительных производств, внедрение практики электронных торгов по реализации арестованного имущества и оптимизация системы его оценки, обеспечение законности и прозрачности деятельности частных лиц и организаций, содействующих кредиторам в исполнении судебных взысканий;
5) разработка и реализация программ участия государственных и муниципальных служащих, замещающих должности, связанные с применением знаний в области юриспруденции, в лекционной и консультационной работе по пропаганде правовых знаний и законопослушания в сферах деятельности соответствующих государственных и муниципальных органов; апробация новых форм участия сотрудников правоохранительных органов в пропаганде правовых знаний и законопослушания, профилактике правонарушений и преступности на основе распространения положительного опыта работы правоохранительных органов в этой сфере;
6) разработка и совершенствование способов информирования населения о деятельности государственных и муниципальных органов, о видах и формах оказания населению юридических услуг; проведение устных и письменных юридических консультаций для граждан по вопросам, входящим в компетенцию указанных органов; обеспечение доступности для граждан информации о деятельности правоохранительных органов, в том числе путем размещения этой информации на официальных интернет-сайтах;
7) расширение взаимодействия правоохранительных органов с общественностью, со средствами массовой информации, организациями эфирного и кабельного вещания, представителями творческих профессий в целях демонстрации позитивных примеров осуществления правоохранительной деятельности и депопуляризации криминальной культуры и противозаконных форм социального поведения.
Мерами государственной политики в сферах культуры, массовой информации, эфирного и кабельного вещания, рекламной и издательской деятельности в области правового воспитания являются:
1) распространение в электронных и печатных средствах массовой информации, в эфирном и кабельном вещании теле- и радиоканалов, созданных с государственным участием, в сегменте социальной рекламы, в сети Интернет информационной продукции, содержащей правовую информацию, а также способствующей развитию правовой грамотности и правосознания граждан и пропагандирующей законопослушание, добросовестность в осуществлении прав и выполнении обязанностей, уважительное и бережное отношение к правам и охраняемым законом интересам, в том числе в формате постоянных рубрик и тематических передач, специализированных периодических и разовых изданий;
2) создание и распространение творческих проектов, доступных для непрофессионального восприятия, информационных материалов, предоставляющих базовые юридические знания и формирующих правовую культуру и правосознание граждан, а также разработка и реализация системы мер государственного стимулирования таких проектов и материалов;
3) введение механизма публичной оценки и рекомендаций в случае предполагаемого распространения произведений и информационных материалов, рекламной продукции, открыто пропагандирующих межнациональную и религиозную рознь, грубое нарушение норм общественной морали, неуважение к закону и суду;
4) постоянное пополнение за счет целевого финансирования в общедоступных библиотечных фондах популярной юридической литературы.
Мерами государственной политики по поддержке институтов гражданского общества в области правового воспитания являются выделение грантов и использование государством иных мер материального содействия, а также нематериального поощрения негосударственных организаций, создающих и развивающих негосударственные формы правового просвещения и повышения правовой грамотности и правосознания граждан, информирования и юридической помощи за счет собственных средств на условиях социального партнерства, а также содействующих реализации государственной политики в вопросах повышения правовой культуры и формирования правосознания граждан.
Мерами государственной политики организационного и методического характера в области правового воспитания являются:
1) обеспечение координации деятельности и взаимодействия федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, муниципальных органов, а также институтов гражданского общества и конфессий в процессе правового воспитания;
2) определение задач и полномочий государственных и муниципальных органов, а также стандартов качества оказываемых ими услуг, механизма контроля в данной сфере;
3) разработка и осуществление программ государственных и муниципальных органов по реализации государственной политики;
4) научное и методическое обеспечение реализации государственной политики с использованием разработок в области психологии, педагогики, социологии, теории массовых коммуникаций, криминологии и других наук;
5) выработка форм взаимодействия участников реализации государственной политики с конфессиями;
6) создание системы моральных и материальных стимулов и поощрений активного участия в осуществлении государственной политики.
Федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции участвуют в осуществлении мероприятий, проводимых при реализации государственной политики, используя средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.
Формирование культуры личной безопасности в образовательных организациях.
Культура личной безопасности - это способы научной жизнедеятельности человека в области обеспечения безопасности личности, результаты этой жизнедеятельности и степень развитости личности и общества в этой области.
Правовая социализация в области личной безопасности – непрерывный процесс и результат освоения, обучения, воспитания, приучения личности к культуре личной безопасности, формирования системы научных юридических знаний, навыков, умений, которые она использует при реализации норм права, гарантирующих личную безопасность и адаптации в обществе.
Правовое сознание в области личной безопасности – система знаний, навыков, умений, взглядов, представлений, убеждений, оценочных отношений к нормам права и к правоохранительным органам, правовых установок, регулирующих поведение людей в системе «человек-право».
Различают следующие формы общественного сознания:
- политическое сознание (политика);
- правовое сознание (право);
- научное сознание (наука);
- философское сознание (философия);
- нравственное сознание (мораль, нравственность);
- художественное сознание (искусство);
- религиозное сознание (религия).
Структура правового сознания:
- правовая идеология;
- правовая психология;
- реализация норм права, регламентирующих личную безопасность граждан (поведенческий аспект).
Правовая идеология – совокупность политических, экономических, правовых, нравственных, художественных, религиозных идей, правовых принципов, взглядов, требований законности и политически господствующего класса, с большей или меньшей точностью отражающих экономические, политические, правовые явления и процессы, в соответствии с которыми формируется правовое сознание личности, различных слоев населения, социальных групп, общества в целом.
Правовая психология – совокупность правовых взглядов, идей, чувств, установок, ценностных ориентаций, заблуждений и иллюзий, возникающих у всего общества в целом, конкретных социальных групп, различных слоев населения или конкретной личности под воздействием непосредственных условий их жизни и деятельности.
Различают следующие виды правового сознания по:
1. По уровню знаний у граждан в области личной безопасности:
- обыденное правовое сознание – правовые представления, которые формируются у людей в повседневной жизни под влиянием правотворческой, правоприменительной и правоохранительной практики;
- профессиональное правовое сознание должно быть присуще юристам (сотрудникам правоохранительных органов);
- научное (теоретическое) правовое сознание – правовые идеи, взгляды, принципы, которые освещаются в научных работах или закреплены в нормах права.
2. По субъектам:
- индивидуальное правовое сознание, н-р, Иванова И.И.;
- групповое правовое сознание (социальных групп);
- массовое правовое сознание, н-р, действующей толпы;
- общественное правовое сознание, например, правовые взгляды наций, населения России.
Таким образом, правовая культура личной безопасности – система знаний, навыков, умений, ценностей, установок, ориентаций, убеждений, вырабатываемых человеком, социальными группами и обществом в целом под влиянием правотворческой, правоприменительной и правоохранительной практики.
Функции правовой культуры в области личной безопасности:
- познавательная функция (различат три уровня правовой культуры личной безопасности – обыденный, профессиональный, теоретический (научный);
- социализаторская функция – адаптация личности к правотворческой, правоприменительной деятельности при реализации своего конституционного права на самозащиту;
- ценностная функция (в разные исторические периоды складываются свои представления о культуре личной безопасности);
- воспитательная функция – общая и индивидуальная профилактика;
- прогностическая функция – научное прогнозирование законодательной деятельности по данной проблематике;
- коммуникативная функция – правовое формирование культуры личной безопасности граждан через средства массовой информации и процесс освоения отдельным человеком накопленных обществом знаний в этой области;
- интеграционная, праворегулятивная, правоохранительная.
В состав правовой культуры личной безопасности граждан входят следующие компоненты:
- ст.45 Конституции РФ, ст.30 ФКЗ РФ «О чрезвычайном положении», ст.37,38 и 39 УК РФ, ст.24 ФЗ РФ «Об оружии», выражающих государственные веления;
- правоотношения, т.е. конституционно-правовые, уголовно-правовые и административно-правовые отношения, регламентирующие личную безопасность вооруженных граждан;
- правоохранительные органы как система государственных органов, обеспечивающих правовой контроль, регулирование, исполнение и реализацию права по данной проблематике;
- правовое поведение, как правомерное применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия в состоянии необходимой обороны, причинения вреда при задержании лица, совершившего преступление, крайней необходимости, так и неправомерное;
- правосознание – правовая идеология, правовая психология и реализация норм права, регламентирующих личную безопасность граждан.
Различают следующие уровни знаний в области личной безопасности:
- знания – узнавание;
- знания – репродукция;
- знания – понимание (первый уровень глубины познания в области личной безопасности);
- знания – убеждения (второй уровень глубины познания);
- знания – применение (третий уровень глубины познания);
- знания – творчество (четвертый уровень глубины познания в области личной безопасности).
По этой причине основной упор в деле повышения правовой культуры общества должен быть сделан на правовое обучение, информирование населения о существующих нормах права, гарантирующих личную физическую безопасность граждан. Очень важно ознакомление населения с образцами и идеалами, правовым опытом реализации ст.45 Конституции РФ, ст.37,38 и 39 УК РФ и ст.24 ФЗ РФ «Об оружии» на упреждение активных противоправных насильственных действий правонарушителей.
Мерами государственной политики в области образования и правового воспитания подрастающего поколения, юридического образования и подготовки юридических кадров являются:
1) включение в примерную основную общеобразовательную программу дошкольного образования, примерную основную образовательную программу начального общего образования задач приобщения детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми (внимательность к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе, оказание помощи тем, кто в ней нуждается, уважение к окружающим), а также развитие ценностно-смысловой сферы личности;
2) развитие практики обучения основам права в образовательных организациях различного типа и вида, поддержка различных вариантов региональных моделей правового образования, разработка учебных курсов, включающих правовую тематику, соответствующих образовательных программ, учебных и методических пособий;
3) применение специальных программ правового образования и воспитания детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, трудных подростков и несовершеннолетних правонарушителей;
4) распространение программ дополнительного правового образования для взрослых;
5) повышение уровня юридической грамотности педагогов; подготовка преподавателей учебного предмета "Право", а также совершенствование профессиональной и методической подготовки преподавателей правовых дисциплин; проведение научно-исследовательских и опытно-экспериментальных работ в целях научно-методического обеспечения правового образования;
6) совершенствование уровня подготовки профессиональных кадров юридического профиля для замещения ими соответствующих должностей;
7) формирование прогноза потребностей экономики на федеральном и региональном уровне в специалистах с высшим юридическим образованием, включая разработку перечня направлений (специализаций) юридической подготовки, ориентированных на области практической деятельности юриста;
8) распространение положительного опыта образовательных организаций высшего профессионального образования, осуществляющих подготовку юридических кадров, по созданию и функционированию юридических клиник как формы оказания учащимися бесплатной квалифицированной юридической помощи населению.
Просветительская деятельность субъектов правового воститания - осуществляемая вне рамок образовательных программ деятельность, направленная на распространение знаний, опыта, формирование умений, навыков, ценностных установок, компетенции в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов и затрагивающая отношения, регулируемые Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Новиков Василий Савельевич,
кандидат юридических наук (1996 год),
доцент по кафедре психологии, педагогики
и организации работы с кадрами
Академии управления МВД РФ (2000 год),
почетный академик Международной
академии дополнительного образования
по специальности «Педагогика» (2008 год)