прием (техника) (выберите 3 приема (техники) технологии формирующего оценивания, см. методические материалы «Формирующее оценивание») | Урок (укажите класс, тему, этап урока на котором возможно использование данного приема (техники)) | Задание (сформулируйте задание для обучающихся) |
1. динамическое пособие «Древо познания». | урок биологии в 5 классе при изучении темы «3 среды обитания» | а). Самооценка. Каждый ученик в конце урока заполняет лист самооценки его работы на уроке и работы его группы. Вместе с листом выдаются критерии оценки. б). Использование символов для оценивания индивидуальной активности учащихся. Во время урока учащиеся получают фишки с магнитами за свои ответы, предложения и другие формы работы. Фишки разные (листики, капельки, цветочки, бутоны). в). Использование символов для рефлексии и подведения итогов. Во время вводной беседы и формулировки цели, а также заключительной беседы используется метод «Древо познания». На изображённое на доске дерево прикрепляются незрелые плоды (зелёные или жёлтые) – это предположения ребят, их гипотезы. Во время заключительной беседы выясняется, какие предположения были верные, они дополняются, уточняются. При этом зелёные и жёлтые плоды заменяются на красные (красный плод символизирует сформированное знание) В конце урока, когда учащиеся рассказывают, что их удивило или заинтересовало, на дерево прикрепляются цветки (символ познавательного интереса). Так же с учащимися обговариваются те элементы знаний, которые на этом уроке пока не обсуждены, но интересуют их. К дереву прикрепляются бутоны (символ тех знаний, которые будут получены в дальнейшем). Далее учащиеся обсуждают, что ещё необходимо дереву, чтобы оно существовало и развивалось. Прикрепляют листочки, которые они получили за свои ответы и капельки воды, как источники знаний |
2. работа в парах постоянного состава | На любом уроке | В начале нужно правильно определить структурные формы организации обучения. Учащиеся учились вначале работать в парах постоянного состава. Перед учащимися стояла задача: научиться общаться в конструктивном диалоге, научиться говорить, выражать свои мысли. Учащиеся читали друг другу текст, анализировали и изучали его. На данном этапе использовалась методика поабзацной проработки текста (методика Ривина). Получив тему, ученик находит себе партнера (чаще это сосед по парте, но можно выбрать партнера и произвольно) и работает с ним над первым абзацем своей темы. Учащиеся вместе читают абзац, находят незнакомые и малопонятные слова и словосочетания, обсуждают их, выясняют значения. Ученик, над темой которого идет работа, записывает их в свою тетрадь. Затем ребята вместе выделяют основную мысль абзаца, озаглавливают его. Заголовок абзаца хозяин темы записывает себе в тетрадь. После этого он работает над первым абзацем своего партнера, т.е. вместе с ним читает, обсуждает, озаглавливает абзац, помогает объяснить значение новых слов. Работа в паре заканчивается, когда у партнера в тетради появляется запись новых для него слов и заголовок первого абзаца. На этом пара распадается, и ученик ищет себе нового партнера. Лучше, если ученик выбирает партнера, у которого темы отличны от его. Начиная работу в новой паре, ученик должен сказать название темы, по заголовку в тетради восстановить содержание первого абзаца, объяснить значение новых слов. После этого начинается совместная работа с партнером над вторым абзацем по алгоритму. Когда эта работа закончилась, и в тетради появились новые слова и заголовок второго абзаца, ученик слушает своего партнера по тем абзацам, которые тот успел проработать. Таким образом, в каждой новой паре ученик восстанавливает содержание предыдущих абзацев, объясняет значение новых слов и прорабатывает совместно с партнером очередной абзац своей темы, а после этого помогает своему товарищу. Когда вся тема проработана в парах совместного состава, ученик, также в паре, пересказывает свою тему по заголовкам абзаца и письменно выполняет задание к теме. После этого в таблице учета делается отметка о прохождении учащимся данной темы, и он берет следующую тему. Затем проводится итоговый контроль. Он показывает не только уровень усвоения материала, умение формулировать свои мысли, описывать свою позицию, но и иной уровень взаимоотношений. Меньше становится зависти к тем, кто учится на «5»- ведь появилась возможность получить новые знания от этого ученика. Ученики стали преодолевать собственную робость, научились свободно высказывать свое мнение. Такую форму работы можно использовать в всех классах. |
3.Составление схем | «Развитие побега из зародышевой почечки. Разнообразие почек» | 1.Что мы уже знаем об органах растений? Оказывается не так мало мы знаем, но это ещё не все, поэтому сейчас мы выясним , как устроена надземная часть растения. Я предлагаю это сделать в виде схемы, где мы можем не только указать признаки побега, но и описать виды побегов. На слайде предложена схема, но не до конца заполненная. Ваша задача – работая с учебником, заполнить пропуски в схеме (Приложение 1). Теперь проверим себя и выставим баллы в карту Работа с учебником – выставляют по 2 балла, если составлена схема правильно 1 балл |