СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технология интерактивного взаимодействия преподавателя вуза и студентов, аспирантов.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технология интерактивного взаимодействия преподавателя вуза и студентов, аспирантов.»

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДИРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»



Факультет педагогики, психологии и социальных наук

Кафедра

«Педагогика и Психология»


Направление подготовки: 44.06.01

Направленность подготовки: 13.00.01



Технология интерактивного взаимодействия преподавателя вуза и бакалавров (магистров, аспирантов).



Трошин. М.Ю.

аспирант






Преподаватель

Лыгина М.А. док. фил. наук.

зав. каф. «Педагогика и психология»








Пенза 2019

Содержание


  1. Технология интерактивного обучения………………………............................3

    1. Содержание технологии интерактивного обучения…………………………..3

    2. Требования интерактивной технологии………………………………………..4

    3. Задачи интерактивного обучения……………………………............................4

    4. Принципы интерактивного обучения…………………………………………..4

    5. Методические приемы для преподавателей при использовании интерактивных методов обучения…………………………………………………….5

    6. Методы интерактивного обучения……………………………………………..6

      1. Метод проведения «круглого стола» (дискуссия, дебаты)…………………....6

      2. Мозговой штурм………………………………………………………………....8

      3. Деловая (ролевая) игра…………………………………………………………..9

      4. Анализ конкретных ситуаций (метод ситуационного обучения)…………...10

      5. Мастер-класс……………………………………………………………………11

  2. Заключение……………………………………………………………………...13

  3. Список литературы…………………………………………………………..…14



























  1. Технология интерактивного обучения

    1. Содержание технологии интерактивного обучения

Понятие «интеракция» (от англ. interaction – взаимодействие) возникло впервые в социологии и социальной психологии. Для теории символического интеракционизма (основоположник – американский философ Джордж Мид) характерно рассмотрение развития и жизнедеятельности личности, созидание человеком своего «Я» в ситуациях общения и взаимодействия с другими людьми [1, с. 213].

В психологии «интеракция» – «способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, с компьютером) или кем-либо (человеком)» [2]. Понятие «интеракция», как отмечает А. П. Панфилова, включает внутриличностную (различные составляющие личности вступают в контакт друг с другом) и межличностную («я» вступает в контакт с другими людьми) коммуникацию [3, с. 23].

В настоящий момент в педагогической науке формируется и уточняется понятие «интерактивное обучение», оно понимается как:

- «обучение, построенное на взаимодействии учащегося с учебным окружением, учебной средой, которая служит областью осваиваемого опыта»

[6, с. 107];

- «обучение, которое основано на психологии человеческих взаимоотношений и взаимодействий» [7, с. 74];

- «обучение, понимаемое как совместный процесс познания, где знание добывается в совместной деятельности через диалог, разговор учащихся между собой и учителем» [4, с. 102];

«обучение, основанное «на прямом взаимодействии учащихся (обучаемых) с учебным окружением. Учебное окружение, или учебная среда, выступает как реальность, в которой участники находят для себя область осваиваемого опыта. Опыт учащегося-участника служит центральным источником учебного познания» [8, с. 13].

Соответственно интерактивное обучение – это способ познания, осуществляемый в формах совместной деятельности обучающихся.

    1. Требования интерактивной технологии 1. Положительная взаимозависимость – члены группы должны понимать, что общая учебная деятельность приносит пользу каждому. 2. Непосредственное взаимодействие – члены группы должны находиться в тесном контакте друг с другом. 3. Индивидуальная ответственность – каждый ученик должен овладеть предложенным материалом, и каждый несёт ответственность за помощь другим. Более способные учащиеся не должны выполнять чужую работу. 4. Развитие навыков совместной работы – ученики должны освоить навыки межличностных отношений, необходимых для успешной работы, например, расспрашивание, распределение, планирование заданий. 5. Оценка работы – во время групповых собраний необходимо выделить специальное время для того, чтобы группа могла оценить, насколько успешно она работает [18].

    2. Задачи интерактивного обучения.

Согласно Е. В. Коротаевой, интерактивное обучение одновременно решает три задачи:

1) учебно-познавательную (предельно конкретную);

2) коммуникационно-развивающую (связанную с общим, эмоционально-интеллектуальным фоном процесса познания);

3) социально-ориентационную (результаты которой проявляются уже за

пределами учебного времени и пространства) [4, с. 103].

    1. Принципы интерактивного обучения.

Среди основных принципов интерактивного обучения можно отметить диалогическое взаимодействие, работу в малых группах на основе кооперации и сотрудничества, активно-ролевую (игровую) и тренинговую организацию обучения [5, с. 35].

Эффективность интерактивного обучения достигается при соблюдении главных принципов:

  • принцип партнерства — обучение на основе взаимодействия и взаимообогащения новой информацией и новым опытом;

  • принцип деятельности — обучение через опыт, создание условий для исследования границ применения полученных знаний;

  • принцип ценностно-смыслового подхода — направленность на создание условий для обретения каждой личностью смысла своего образования, самообразования, смысла жизни, личностных смыслов;

  • принцип свободного выбора — право выбора ученику пре­доставляется во всём: и в выборе форм, и в возможности представить собствен­ную точку зрения; 

  • принцип проблемности — участие субъектов обучения в решении новых для них познавательных и практических проблем;

  • принцип рефлективности — самоанализ, самооценка участниками педагогического процесса своей деятельности, взаимодействия [19].

    1. Методические приемы для преподавателей при использовании интерактивных методов обучения.

– при необходимости заранее подготовить раздаточный материал;

– во вступительной части объявить тему, цели занятия, а также огласить вопросы, которые будут обсуждаться;

– в ходе занятия побуждать каждого студента к участию в свободном обмене мнениями и способствовать созданию дружеской атмосферы;

– выстроить свои отношения со студентами на взаимном доверии;

– не допускать ухода за рамки обсуждаемого вопроса и не оставлять без внимания ни одного неверного рассуждения, но не давать сразу же правильный ответ, выделив определённое время для дискуссии;

– следить за тем, чтобы объектом критики являлось мнение, а не участник, выразивший его;

– помогать студентам прийти к согласованному решению;

– во время проведения заключительной части занятия подвести его итоги, проанализировав и оценив ответы студентов, а также сделать общие выводы, имеющие познавательное и практическое значение [9, с. 5].

1.6 Методы интерактивного обучения

Интерактивные методы (от англ. interaction — взаимодействие, воздействие друг на друга) — методы обучения, основанные на взаимодействии обучающихся между собой [16, с. 1].

При использовании интерактивных методов значение преподавателя меняется, он перестаёт быть центральной фигурой учебного процесса, но при этом регулирует процесс и занимается его общей организацией. Готовит заранее необходимые задания, ситуационные задачи, формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах, проводит консультации, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана по освоению программы дисциплины, прописанной в учебно-методических комплексах и рабочих программах. Интерактивные методы строятся на схемах взаимодействия «преподаватель – студент» и «студент – студент». В этой схеме не только преподаватель привлекает студентов к процессу обучения, но и сами обучающиеся, взаимодействуя друг с другом, влияют на мотивацию каждого студента. Задача преподавателя

– создать условия для проявления активности студентов;

– научить самостоятельному поиску, анализу информации и выработке правильного решения; научить работе в команде:

– уважать чужое мнение, проявлять толерантность к другой точке зрения;

– научить формировать собственное мнение, опирающееся на определенные факты [17].

Главными интерактивными методами обучения, которые можно применить в настоящее время в вузе, являются следующие:

1.6.1. Метод проведения «круглого стола» (дискуссия, дебаты).

Проведение «круглого стола» – это метод обучения, одна из форм публичного обсуждения проблемы и познавательной деятельности студентов, позволяющая закрепить полученные ранее, к примеру, на лекции, знания, восполнить недостаточность информации, научить культуре ведения беседы. Основная цель проведения «круглого стола» – это выработка у студентов профессионального умения излагать мысли, аргументировать и отстаивать своё решение (мнение). Метод может быть использован на практических и групповых занятиях при обсуждении вопроса, рассмотренного на лекции, который представляет определённую сложность для усвоения большинства студентами [10, 11].

Характерной особенностью проведения занятия с использованием этого метода является сочетание двух форм «учебного» общения – беседы и групповой консультации. При этом происходит закрепление материала, и дополнительно раскрываются вопросы для самостоятельной работы. При проведении «круглого стола» необходимо учитывать следующие организационные вопросы и методические приёмы:

– преподаватель должен совместно со студентами сформулировать вопросы, которые необходимы для всестороннего рассмотрения проблемы (задачи);

– преподаватель должен распределить вопросы по подгруппам для целенаправленной подготовки;

– в ходе занятия вопросы освещаются в определённой последовательности специально подготовленными студентами каждой подгруппы;

– после выступления студентов им задаются вопросы, затем студенты группы высказывают свои мнения, обосновывают свою точку зрения, спорят;

– после каждого рассмотренного вопроса преподаватель подводит краткие итоги, и при необходимости даёт правильные ответы по обсуждаемому вопросу.

Основную часть проведения «круглого стола» составляют дискуссия и дебаты.

Дискуссия (от лат. discussion – исследование, рассмотрение) – это вид спора или диалога, в рамках которого рассматривается, исследуется, обсуждается какая-либо проблема с целью достичь взаимоприемлемого, а по возможности, и единого мнения по её разрешению. Основная цель дискуссии – это обучение студентов, выработки одного мнения. Во время дискуссии студенты дополняют друг друга либо противостоят один другому. В первом случае – это диалог, а во втором –

спор. Как правило, в дискуссии присутствуют оба эти элемента. Диалог и спор играют большую роль, так как огромное значение имеет факт сопоставления различных точек зрения (мнений) по одному вопросу.

Дебаты – обсуждение и обмен мнениями по предложенному вопросу. Во время занятия студенты приводят примеры, факты, аргументируют, поясняют, доказывают и т. д. Основное отличие дебатов от дискуссии состоит в том, что эта

форма «круглого стола» предполагает однозначного ответа на поставленный вопрос – «да» или «нет». Для эффективного проведения занятия преподаватель должен разбить группу на сторонников положительного и на сторонников отрицательного ответа. Суть игры заключается в том, чтобы убедить нейтральную третью сторону, в том, что аргументы одной подгруппы студентов доказательнее (убедительнее), чем аргументы другой. «Круглый стол» в форме дебатов развивает способности и формирует навыки для ведения диалога, а также:

– развиваются навыки публичного выступления;

– формируются исследовательские навыки, поскольку приводимые аргументы требуют доказательства и примеров, для поисков которых необходима работа с источниками информации;

– развивается критическое мышление, необходимое при формировании, определении, обосновании и анализе обсуждаемых идей и предложений;

– формируются навыки организации труда [9, с. 6 – 8].

1.6.2. Мозговой штурм.

Мозговой штурм (от англ. brain storming – штурм мозга) – это оперативный метод организации и развития процесса группового поиска решения проблемы. Он решается на основе стимулирования творческой активности, при котором студентам предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастических. Преподаватель из общего числа высказанных идей отбирает наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.

Цель метода мозгового штурма – создать новые идеи, получить лучшую идею или лучшее решение, а также поиск направлений решения задачи. Метод широко используется во многих организациях для поиска нетрадиционных решений самых разнообразных задач, в том числе при тупиковых или проблемных ситуациях. Рассматриваемый метод целесообразно применять на занятиях по профилирующим дисциплинам в магистратуре [10].

Перед проведением занятия преподаватель должен изложить студентам основные принципы обсуждения:

– «выдавать» максимальное количество идей, невзирая на их качество;

– коротко излагать своё предложение (способ решения), при этом должны быть полностью исключены критика и оценка предлагаемых идей;

– высказывать все идеи, приходящие на ум, какими бы абсурдными

они ни показались;

– можно дополнять и развивать чужие идеи, но не критиковать их.

Метод может быть успешно использован при защите лабораторных работ бригадами из 3–5 студентов. Здесь важно, чтобы у преподавателя были заранее подготовлены вопросы, связанные с исследованиями, проводимыми студентами во время выполнения лабораторных работ. В практической жизни руководитель собирает в одной комнате на один–два часа группу людей (6–10 человек), которые, как единый мозг, штурмуют поставленную проблему, предлагая множество идей [9, с. 8 – 9].

1.6.3. Деловая (ролевая) игра.

Деловая (ролевая) игра – это метод обучения, во время которого происходит имитация, моделирование, упрощенное воспроизведение реальной ситуации из профессиональной деятельности в игровой форме. В деловой игре обучение студентов происходит в процессе совместной деятельности. При этом каждый решает свою отдельную задачу в соответствии со своей ролью и обязанностями. Общение в деловой игре – это не только совместное усвоение знаний в области

изучаемой деятельности, но и общение, имитирующее коммуникацию людей в процессе работы, т. е. это обучение совместной деятельности, умениям и навыкам сотрудничества. Специфика обучающих возможностей деловой игры состоит в следующем:

– максимальное приближение учебного процесса к реальной практической деятельности руководителей и специалистов соответствующей отрасли;

– это специально организованная деятельность по переводу теоретических знаний в практическое использование. Основой разработки деловой игры является создание игровой (имитационной) модели. Игровая модель является реальным описанием работы участников с имитационной моделью. Таким образом, преподаватель при подготовке деловой игры решает педагогическую задачу в целях «тренинга» будущей профессиональной деятельности студентов.

Одним из самых сложных этапов разработки деловой игры является выбор и описание объекта имитации. В качестве такого объекта выбирается наиболее типичный фрагмент профессиональной деятельности, выполнение которого специалистами требует системного применения, разнообразных умений и навыков. Таким образом, для игрового моделирования подходит не любое содержание профессиональной деятельности, а только такое, которое не может быть усвоено индивидуально. Базовым элементом и основным документом для проведения деловой игры является сценарий. В нём отображается последовательность игры, разбитая на этапы, операции и шаги. Деловую игру целесообразно проводить на кафедре в контексте повышения квалификации преподавателей (лекторов), имеющих небольшой личный опыт, к примеру, для формирования темы, цели, учебных вопросов и лекционного материала [12, 13].

1.6.4. Анализ конкретных ситуаций (метод ситуационного обучения).

Анализ конкретных ситуаций (case-study – изучение случая) – это метод, основанный на моделировании или использовании реальной ситуации в целях анализа данного случая, выявления проблем, поиска альтернативных решений и принятия оптимального решения проблемы. Основная цель метода – анализ предложенной ситуации и поиск решения проблемы, студентами, используя приобретённые теоретические знания. Главное достоинство метода – самостоятельность при принятии решения, что вызывает неподдельный интерес со стороны студентов к изучаемой проблематике, которая оформляется и подается в виде кейса – конкретной ситуации. Практика проведения занятий с использованием кейсов показывает, что студенты с азартом принимаются за решение проблемы, описанной в кейсе [9, с. 11 – 12].

1.6.5. Мастер-класс.

Мастер-класс – это публичная демонстрация умений и навыков преподавателя в методике проведения занятий. Преподаватель как профессионал на протяжении ряда лет вырабатывает индивидуальную (авторскую) методическую систему, включающую использование ряда известных дидактических и воспитательных методик, занятий, мероприятий, собственные «ноу-хау», учитывает реальные условия работы с различными категориями студентов и т. п. Целью проведения мастер-класса является воспитание студента в профессиональном, интеллектуальном и эстетическом отношении. Мастер-класс необходимо проводить только со студентами-магистрами. В это понятие вкладывается, прежде всего, развитие способности студента самостоятельно и нестандартно мыслить. В контексте мастер-класса профессиональное мастерство означает, прежде всего, умение быстро и качественно решать образовательную задачу в практическом поле выбранного предмета.

Основными задачами мастер-класса являются:

– привить студентам навыки владения методическими приёмами, которые могут быть в будущем использованы при обучении своих подчинённых;

– обучение профессиональному языку той или иной науки (технической, экономической, юридической и т. д.);

– передача продуктивных способов работы – методик, приёмов или технологий.

Методика проведения мастер-классов не имеет каких-либо строгих и единых норм. Она основывается главным образом на педагогической интуиции преподавателя. Мастер-класс – это двусторонний процесс, и отношения «преподаватель – студент» являются совершенно оправданными. Мастер-класс как локальная технология трансляции педагогического опыта должен демонстрировать конкретный методический прием или метод, методику преподавания, технологию обучения и воспитания. Он должен состоять из заданий, которые направляют деятельность студентов на решение поставленной педагогической проблемы, но при выполнении каждого задания студенты абсолютно свободны: им необходимо осуществить выбор пути исследования, средств для достижения цели, темпа работы. Мастер-класс должен всегда начинаться с актуализации знаний каждого по предлагаемой проблеме, что позволит расширить свои представления о предмете исследования. Основные преимущества мастер-класса – это уникальное сочетание короткой теоретической части и индивидуальной работы, направленной на приобретение и закрепление

практических знаний и навыков. Рассмотренные интерактивные методы обучения могут быть применены на практических, групповых и семинарских занятиях, а также во время дополнительных занятий и консультаций [10].

Также преподаватель может использовать интерактивные возможности для провидения лекционных занятий (например, виртуальный класс в социальной сети) [14].

Конечно, не обходится и без негативных оценок. Многие недоверчиво воспринимают возможность использования социальных сетей как средство обучения, поскольку изначально они воспринимались как среда развлечения и проведения досуга [15].











Заключение

Таким образом, подведем итог, интерактивное обучение повышает мотивацию и вовлеченность учащихся в решение обсуждаемых проблем, что дает эмоциональный толчок к дальнейшей поисковой активности, побуждает к конкретным действиям. В современном интерактивном обучении мало отстающих студентов, так как каждый вносит свой вклад в общий результат групповой работы, процесс обучения становится более осмысленным и увлекательным. Интерактивное обучение не было бы таким успешным без своих актуальных, современных методов которые повышают эффективность образовательного процесса и воспитательной работы. Это обучение позволит выработать необходимые личностные способности у студентов – будущих руководителей предприятий, фирм и других учреждений для успешного решения профессиональных задач.





























Список литературы

  1. Философский энциклопедический словарь / Гл. ред.: Л. И. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев, В. Г. Попов. – М.: Сов. энциклопедия, 1983. – с. 840.

  2. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В.Зинченко. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. – с. 672.

  3. Панфилова А. П. Игровое моделирование в деятельности педагога: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под общ. ред. В. А. Сластенина, И. А. Колесниковой. – М.: Изд. центр «Академия», 2006. – с. 368.

  4. Коротаева Е. В. Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников. – М.: Сентябрь, 2003. – с. 176.

  5. Панина Т.С., Вавилова Л.Н. Образование и наука. 2007. № 6.

  6. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред.

Б. М. Бим-Бад; Ред. кол.: М. М. Безруких, В. А. Болотов, Л. С. Глебова и др. –

М.: Большая российская энциклопедия, 2003. – с. 528.

  1. Бадмаев Б. Ц. Методика преподавания психологии: Учеб. пособие для

студ. высш. учеб. заведений. – М.: ВЛАДОС, 2001. – с. 304.

  1. Кларин М. В. Интерактивное обучение – инструмент освоения нового

опыта // Педагогика. – 2000. – № 7. – с. 12–18.

  1. Григораш О.В., Трубилин А.И. Интерактивные методы обучения в современном вузе. // Научный журнал КубГАУ, 2014. № 7.

  2. Григораш О.В., А. И. Трубилин. Организация деятельности и оценка

результатов работы кафедры. – Краснодар: КубГАУ, 2012, – с. 596.

  1. Григораш О.В. О повышении эффективности организации методической

работы на кафедре / О.В. Григораш, А.И. Трубилин // Политематический сетевой

электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета

(Научный журнал КубГАУ) [Электронный ресурс]. – Краснодар: КубГАУ, 2014. – №02 (096). с. 709 – 724. – IDA [article ID]: 0961402049. – Режим доступа: http://ej.kubagro.ru /2014/02/pdf/49.pdf.

  1. Трубилин А.И. О деятельности заведующего по развитию

кафедры / А.И. Трубилин, О.В. Григораш // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ) [Электронный ресурс]. – Краснодар: КубГАУ, 2014. – №03 (097). с. 747 – 761. – IDA [article ID]: 0971403051. – Режим доступа: http://ej.kubagro.ru/2014/03/pdf/51.pdf.

  1. Трубилин А.И., Григораш О.В. Роль заведующего кафедрой в организации

повышения квалификации преподавателей. Вестник высшей школы. Alma mater. –

2014. – № 1. – с. 48–51.

  1. Чванова М. С., Храмова М. В., Лыскова В. Ю., Михайлова Д. И., Моргунова А. Ю., Молчанов А. А. Развитие социальных сетей и их интеграция в систему российского образования // Образовательные технологии и общество. Область наук: Народное образование. Педагогика. — 2014. — с. 482.

  2. Иванько А. Ф., Иванько М. А., Воронцова С. С. Новые образовательные технологии // Молодой ученый. — 2017. — №49. — с. 364-368. — URL https://moluch.ru/archive/183/46993/ (дата обращения: 02.03.2019).

  3. Гущин Ю.В. Интерактивные методы обучения в высшей школе // Психологический журнал, 2012. № 2. с. 1 – 18.

  4. Мулина Э.Р. Технология активного обучения в системе профессиональной подготовки студентов, бакалавриата // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. – № 12. – с. 6.

  5. Гейхман Л.К. Интерактивное обучение общению. Подход и модель /Л.К. Гейхман. Пермь: Изд-во Пермск ун-та, 2012-260с.

  6. МедовиковаЛ.Н. Интерактивное обучение как средство реализации системно-деятельностного подхода. https://www.metod-kopilka.ru/interaktivnye_metody_obucheniya_kak_sredstvo_realizacii_sistemno-deyatelnostnogo_podhoda-33851.htm


Скачать

© 2023 236 0

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!