СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технология М. Монтессори в экологическом воспитании дошкольников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технология саморазвития была создана как альтернатива муштре и догматизму в обучении, распространенным в конце XIX века. М. Монтессори восприняла ребенка как существо, способное к самостоятельному развитию, и определила главной задачей обучения – поставлять «пищу» для естественного процесса саморазвития, создавать окружающую среду, которая способствовала бы ему.

Уникальность этой методики содержится в персональном подходе к каждому ребенку, т. е. каждый ребенок может самостоятельно выбрать себе дидактический материал и количество времени для занятий.

Просмотр содержимого документа
«Технология М. Монтессори в экологическом воспитании дошкольников»


МБДОУ «Детский сад № 53 «Клубничка»








Материал для выступления на педагогическом совете на тему:






«Технология М. Монтессори в экологическом воспитании дошкольников»













Подготовила Буравикова А.В.,

старший воспитатель





Майкоп

2019


Единственный, кто понимает ребенка, – это другой ребенок.

М. Монтессори


Технология саморазвития была создана как альтернатива муштре и догматизму в обучении, распространенным в конце XIX века. М. Монтессори восприняла ребенка как существо, способное к самостоятельному развитию, и определила главной задачей обучения – поставлять «пищу» для естественного процесса саморазвития, создавать окружающую среду, которая способствовала бы ему.

Уникальность этой методики содержится в персональном подходе к каждому ребенку, т. е. каждый ребенок может самостоятельно выбрать себе дидактический материал и количество времени для занятий.

Таким образом, ребенок получает возможность развиваться в своем собственном темпе.

Целевые ориентации:

• Всестороннее развитие.

• Воспитание самостоятельности.

• Соединение в сознании ребенка предметного мира и мыслительной деятельности.

Концептуальные положения:

• Обучение должно проходить совершенно естественно в соответствии с развитием - ребенок сам себя развивает.

• Обращение ребенка к учителю «Помоги мне это сделать самому» - девиз педагогики М. Монтессори.

• Вся жизнь ребенка - от рождения до гражданской зрелости - есть развитие его независимости и самостоятельности.

• Учет сензитивности и спонтанности развития.

• Единство индивидуального и социального развития.

• В разуме нет ничего такого, чего прежде не было бы в чувствах.

• Сущность разума в упорядочении и сопоставлении.

• Отказ от миссии обучать детей; вместо обучения предоставить им условия для самостоятельного развития и освоения человеческой культуры.

• Мышление ребенка должно проходить все необходимые стадии: от предметно-действенного к наглядно-образному, и только после этого достигается абстрактный уровень.

• Сознание ребенка является «впитывающим», поэтому приоритет дидактики — организовать окружающую среду для такого «впитывания».

Особенности содержания технологии:

Силы развития заложены в ребенке, но они могут не реализоваться, если не будет подготовленной среды. При создании ее учитывается прежде всего сензитивность - наивысшая восприимчивость к тем или иным внешним явлениям.

Монтессори-материал есть часть педагогической подготовительной среды, которая побуждает ребенка проявить возможности его собственного развития через самодеятельность, соответствующую его индивидуальности, и отвечает стремлению ребенка к движению.


Монтессори-классы организовывались как разновозрастные и включали детей от двух с

половиной до шести лет. Ребенок учился работать один или вместе с другими детьми, и этот выбор обычно он делал сам, следуя «основным правилам» класса и напоминая другим детям о необходимости соблюдать их. Когда ребенок впервые начинал учиться, ему помогали старшие, более опытные дети. Позже он сам помогал другим, имея сформированные учебные навыки.

Благодаря всему этому ребенок также учился вести себя в обществе различных людей, т. е. приобретал навыки социального поведения.


Цель данной технологии в ДОУ: развитие самостоятельности ребенка, его ответственности, концентрации внимания, координации движений, особенно пальцев и мускулатуры, реализация самостоятельного познания мира, подражания деятельности взрослых.

Задачи:

  • предоставить возможность каждому ребенку индивидуально развивать и утончать свою сенсорику: слух, зрение, осязание, обоняние;

  • через развитие сенсомоторики подойти к упражнениям в развитии речи;

  • развивать математическое мышление, навыки счета и исчислений в десятичной системе;

  • развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, группировать их по этим признакам;

  • поощрять умение удивляться, радоваться собственным открытиям, самостоятельно искать ответы на свои вопросы, внедрить в практику работы новые формы организации обучения детей.


Технология М. Монтессори состоит из трех основных частей: ребенка, окружающей (подготовленной) среды, учителя.

Ребенок интуитивно отбирает в подготовленной среде те предметы, которые способствуют развитию каких-то определенных качеств, которые именно в этот момент времени требуют своего развития в этом ребенке. Подготовленная среда у М. Монтессори выстроена определенным образом и включает в себя материалы, с которыми самостоятельно работают дети. Педагог служит ребенку, идет вслед за ребенком и направляет его в окружающей среде. Но ребенок сам выбирает материал своей активности и делает с ним то, что «ему велит его внутренний творческий дух».

Подготовленной эта среда является потому, что имеет четкую логику построения и до мелочей продуманное содержание, соответствующее естественным психологическим потребностям ребенка.

Материалы, находящиеся в среде – это специально отобранные материалы, которые выдержали испытание временем: все они возникли в результате многолетних наблюдений над детьми, те же из них, к которым дети не проявляли интереса, были удалены за ненадобностью.

Подготовленная среда включает в себя также атмосферу помещения. Пространство, окружающее ребенка – уютное и комфортное, ребенку должно быть в нем хорошо.

Подготовленная среда состоит из пяти зон развития, которые ребенок последовательно осваивает за время пребывания в группе:

  1. зона, в которой обычно ребенок начинает свою работу по приходу в группу, - зона упражнений практической жизни. Упражнения с материалами, которые находятся здесь, помогают ребенку заботиться о себе. Здесь он учится правильно застегивать пуговицы, шнуровать ботинки, мыть руки, посуду, стирать, гладить и многое другое. Упражнения практической жизни включают в себя также материалы, которые связаны с переливанием, пересыпанием, ношением и сортировкой предметов - все то, что развивает движения руки и является подготовительным этапом перед освоением письма, чтения и математических абстракций. Все предметы, которыми пользуется ребенок настоящие, а не игрушечные.

  2. зона сенсорного развития. Здесь ребенок может получить все ощущения, связанные с чувствами. С помощью материалов, находящихся здесь, он развивает свое зрение, осязание, вкус, обоняние, слух, тренируется в различении веса предметов, развивает мускульную память. Нахождение ребенка в этой зоне подготавливает его к вступлению в математическую зону.

  3. зона математического развития содержит все необходимые материалы для того, чтобы ребенок научился операциям сложения, вычитания, умножения и деления, освоил порядковый счет, получил конкретные знания о связи количества и символа.

  4. в языковой зоне ребенок получает возможность расширить свой словарный запас, познакомиться с буквами, обводя пальчиком шершавые буквы и рисуя на манной крупе, а также научиться составлять слова с помощью подвижного алфавита.

  5. целостную картину мира ребенок получает в космической зоне. Здесь расположены материалы для знакомства с окружающим миром, природой, основами естественных наук.

В каждой зоне материалы располагаются по порядку слева направо по мере увеличения сложности. Каждый материал присутствует в единственном экземпляре.

Подготовленная среда также включает в себя социальные отношения. Здесь же ребенок знакомится с понятием пространства, обретает осознание, что у каждого есть свое личное пространство, которое не может быть нарушено без разрешения. Это связано с работой на коврике или за столом, когда никто из детей и сам воспитатель, не могут вторгнуться в работу без разрешения ребенка. Наличие каждого материала в единственном экземпляре приводит к необходимости договариваться, если вдруг двум детям одновременно понадобился один материал. В этом случае дети получают бесценные навыки общения в социуме, умению договариваться и слушать друг друга. Целям получения навыков социального общения служит также и принцип разновозрастного комплектования групп, где старшие помогают младшим.


Трехступенчатый урок Монтессори.

В технологии Монтессори есть такое понятие как трехступенчатый урок. Это урок, который состоит из трех этапов или ступеней. Он применяется для того, чтобы дать ребенку новые понятия, пополнить его словарный запас.

Давайте рассмотрим урок, из чего он состоит.

Это три ступени или этапа единого целого. Причем, прохождение этих ступеней может занять самое различное по продолжительности время.

1 ступень – это ступень знания.

Здесь ребенку даются новые знания, понятия. Педагог говорит ребенку названия предметов, свойств или количеств: «Это - ... (например, красное, это – синее)». Педагог говорит, указывая на соответствующую табличку – ребенок видит и слышит, работает слуховое и зрительное восприятие. Чтобы у ребенка закрепилось это знание, существует 2 ступень.

Здесь ребенок практически учится. Через опыт усваивает знания, полученные на 1 ступени.

На этой ступени учитель дает ребенку задания типа: «Дай мне … Покажи мне…». Выполняя задания, ребенок не просто пассивно созерцает предметы, но активно действует с ними. Это практическое выполнение. При этом учитель не предполагает, что ребенок сможет выразить свое действие словами. Ребенок только покажет. На этом уровне ребенок усваивает. У него появляется пассивное знание. Он знает, но не говорит. Если ребенок путает данные понятия, например, красное и синее, учитель возвращается к первому уровню, и снова называет: «Это – красное, это – синее», а не говорит, что это неправильно.

Эта ступень самая важная, так как на ней происходит обучение! Она самая длительная и может длиться на протяжении целого года.

Пока педагог не поймет, что ребенок понял и усвоил знания, он не может перейти к третьей ступени.

3 ступень – проверка переданных знаний, их усвоения.

На этой ступени новые термины и понятия переходят из пассивного словаря в активный. Чтобы способствовать этому, учитель указывает на предмет и задает вопрос: «Что это?» или «Какой это?». Здесь ребенок уже должен сказать, что это. Он отвечает, а не только показывает.


Примеры трехступенчатых уроков в ДОУ.

«Животные».

Цель: расширение словарного запаса, ориентация в пространстве и др.

Важно за один «урок» вводить не более 3-4 понятий. Например, у нас есть три карточки с новыми для ребенка названиями животных:

1-я ступень - раскладываем карточки перед ребенком и четко называем без лишних слов (это – «заяц», это – «волк», это – «лиса»).

2-я ступень – четко называем предмет и просим его показать (покажи мне «лису», покажи мне «зайца» и т.д.). Этот этап самый длинный. Чтобы ребенок лучше запомнил понятия, то даем разные задания: «дай мне волка, а себе возьми зайца, положи лису на стол», «спрячь зайца за спину». Придумать можно все что угодно, чем больше таких заданий выполнит ребенок, тем быстрее он запомнит новые для него понятия.

3-я ступень – показываем на предмет и спрашиваем: «Что это?». Это заключительный этап, по которому мы определяем, усвоил ли ребенок новые для него понятия. Если есть затруднения в названии того или иного предмета, то снова возвращаемся ко второй ступени.


«Геометрические тела».

Материал: корзина, платок, несколько синих геометрических тел – шар, цилиндр, пирамида, конус, куб, параллелепипед, трехгранная призма. Ящик с дощечками в форме оснований перечисленных тел: 3 квадрата, 2 круга, 2 прямоугольника, 1 равносторонний треугольник.

Прямая цель: обратить внимание на геометрические тела, их характерны особенности.

Косвенная цель: подготовка к стереометрии.

Презентация материала:

Учитель (ребенку): «Я покажу тебе сейчас что-то интересное. Пойдем со мной».

Учитель и ребенок идут вместе к полке, берут геометрические тела, несут, ставят на стол корзину, садятся.

Учитель вынимает из корзины три контрольных геометрических тела: куб, шар, цилиндр. Отодвигает корзину в сторону, чтобы не мешала.

Учитель берет куб, ощупывает его обеими руками, вертит. При

обследовании необходимо обратить внимание на:

-поверхности;

-ребра;

-углы.

Учитель передает куб ребенку. Ребенок обследует тело. Отдает обратно куб учителю. Тот откладывает его в сторону.

Учитель берет шар, показывает ребенку. Обследует обеими руками. Передает шар ребенку. Ребенок обследует геометрическое тело, отдает его учителю. Шар откладывают в сторону.

То же самое учитель проделывает и с третьим телом – цилин-

дром. Он старается со всей очевидностью показать различия

между этими геометрическими телами, катая, опрокидывая их,

обратить внимание на искривленные и плоские поверхности.

После этого тела убирают в корзину, специально приготовлен-

ную для этого.

Дальнейшая презентация проходит в виде трехступенчатого урока.

1-ая ступень:

Учитель: «У всех этих тел есть названия. Ты знаешь, как они называются?

Учитель берет и обследует куб, передает ребенку. Ребенок об

следует куб самостоятельно.

Учитель говорит ребенку: «Это куб». Ребенок повторяет. Геометрическое тело опять обследуется и откладывается.

Учитель берет из корзины шар и проделывает с ним то же, что и с кубом. Затем также с цилиндром. После сенсорных впечатлений даются названия тел, т.е. устанавливается связь между предметом и его названием.

2-ая ступень:

Учитель говорит ребенку: «Дай мне, пожалуйста, шар». Если ребенок правильно ассоциирует вещь с названием, он дает учителю шар. Учитель может прокатить шар по столу.

То же самое проделывается и с другими геометрическими телами: «Возьми куб и положи его перед собой», «Поставь цилиндр на стол».

Учитель говорит ребенку: «Положи куб, пожалуйста, обратно в

корзину», «А теперь шар», «И цилиндр». Ребенок складывает все тела в корзину.

3-я ступень:

Учитель достает платок и говорит ребенку: «Сейчас я все тела

закрою». Я ничего не вижу, но зато мои пальцы могут что-то увидеть!»

Учитель просовывает руку в корзину, нащупывает какое-нибудь геометрическое тело и говорит: «Ого, у меня куб!» Достает куб и кладет его на стол.

Учитель предлагает ребенку: «А теперь ты что-нибудь найди!»

Ребенок нащупывает геометрическое тело и достает его. Учитель спрашивает: «Что это?» «Это цилиндр» и т.д. Если ребенок не называет тело, а говорит: «У меня вот это», то учитель предлагает: «Положи теперь цилиндр и куб обратно» и опять повторяется вторая ступень.

Далее учитель проводит ряд упражнений для закрепления:

Тела лежат в накрытой корзине. Ребенок просовывает в нее руку, обследует какое-то тело, говорит, катается это тело или опрокидывется и вынимают его наружу;

Ребенок закрывает глаза. Учитель дает ему какое-либо тело. Ребенок обследует его и возвращает учителю, который кладет его среди других тел. Ребенок открывает глаза и должен без обследования узнать это тело;

Ребенок формирует группы тел: которые только катаются, которые могут стоять, которые могут стоять и кататься;

Ребенок находит в окружающей среде формы, похожие на эти тела;

Ребенок сооружает постройки из геометрических тел и т.д.

Контроль ошибок: при работе с материалом.

Возраст: около 3-х лет.

Расширение словаря: катать, опрокидывать, вертеть, названия геометрических тел и т.д.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!