СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технология «мозжечковой стимуляции» в коррекционно – развивающей работе учителя – дефектолога

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технология «мозжечковой стимуляции» в коррекционно – развивающей работе учителя – дефектолога»

Докучаева Л. С.

МАОУ «Байкаловская СОШ»

с. Байкалово

ТЕХНОЛОГИЯ «МОЗЖЕЧКОВОЙ СТИМУЛЯЦИИ» В КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ – ДЕФЕКТОЛОГА

Взрослым иногда кажется, что неуклюжесть, нарушения баланса и координации движений ребёнка — это просто особенность, а не неврологические проблемы, но эта «особенность» является признаком нарушений в работе ствола мозга и мозжечка. Они чаще всего диагностируются у детей с задержкой речевого и психического развития, при расстройствах аутистического спектра (РАС), минимальных мозговых дисфункциях (ММД), синдроме дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), при дислексии (нарушении чтения), дисграфии (нарушении письма), при нарушениях почерка, речевых нарушениях (непроговаривание слов, перестановка слогов, заикание, дизартрии).

Мозжечок – это самый быстродействующий механизм в мозге. Он быстро перерабатывает любую информацию, поступающую из других частей мозга и определяет скорость работы всего головного мозга в целом. Мозжечок человека содержит больше нервных клеток, чем все остальные отделы головного мозга, именно поэтому так важно его развивать и стимулировать. Чтобы обеспечить мозгу хороший тонус и продлить его молодость, мы должны делать зарядку, зарядка для мозга – мозжечковая стимуляция. Мозжечковая стимуляция — это комплекс физических упражнений, направленных на развитие участков мозга, отвечающих за формирование речи, поведения ребёнка.

В основе программы мозжечковой стимуляции лежит система тренировок (упражнений) на балансировочной доске Бильгоу. Цель упражнений – научить мозг правильно обрабатывать информацию, полученную от органов чувств, улучшить навыки речи, письма рукой, развить навыки чтения, концентрацию внимания, математические навыки, стимулировать развитие памяти и понимание.

Упражнения на развитие эквилибристической реакции:

  • Залезть и слезть с доски: а) спереди; в) сзади; с) с обеих сторон.

  • Ребенок в положении сидя «по - турецки». Раскачивая доску попросить ребенка удержать равновесие.

  • Ребенок в положении сидя на доске. Упражнения для рук – имитация плавания. Можно двумя руками поочередно.

  • Можно использовать упражнения на межполушарное взаимодействие, например, правой рукой взяться за левое ухо, а левой рукой взяться правое плечо и т. д.


Упражнения с мешочками.

  • Сначала стоя на доске, ощупывали мешочек, догадываясь, что внутри.

  • Затем перекладывали один мешочек с руки на руку, над головой, спереди под коленями.

  • Подбрасывали и ловили два мешочка, с перекладыванием с руки на руку и другие упражнения.

  • Кидать мешочки и мячик в мишень на стене и на полу

Кидаем мешочек с отклонением влево/вправо, называем слово, просим вернуть мешочек и повторить слово и т.д.

Упражнения с мячами (можно использовать и мешочки).

  • Подкидывание мяча и его ловля.

  • Подкидывать мяч, хлопнуть в ладоши, назвать слог/слово на заданный звук, поймать мяч.

  • Ударами мяча об пол, доску, стену, называя слово, делим его на слоги, ловим мяч двумя (одной) руками.

  • Отбивание мяча левой/правой рукой, называя слово с закрепляемым звуком, либо направить работу на словоизменение, либо согласование существительных с числительными.


Упражнения с мячиком - маятником.

  • Подбрасывать и ловить мячик разными руками.

  • Побрасывать и ловить с хлопками.

  • подбивать (движение вверх) мячик раскрытой ладошкой, как можно большее количество раз, одной рукой, другой, поочерёдно.

  • Отбивать мячик ракеткой, планкой.

  • Бросать и ловить со взрослым разными руками, поочерёдно, с разного расстояния.


Упражнение с цветной планкой.

  • Отбивать мяч-маятник одним цветом, или разными по сигналу педагога.

  • Отбивать мяч правым и левым концом планки, либо серединой.

  • Отбивать мяч планкой, пытаясь сбить мишень, стоящую на подставке.

Данные упражнения улучшают владение собственным телом, повышают точность, ловкость движений, слуховое восприятие, развивают зрительное слежение, согласованные движения глаз, концентрацию внимания, речевые навыки, чувство баланса, ритма, корпуса, конечностей, головы, вестибулярной системы, самоконтроль.

Помимо самой балансировочной доски Бильгоу для работы специалисту необходимо к потолку привесить мяч маятник на веревке, длину которой возможно менять в зависимости от роста ребенка. Иметь комплект утяжеленных мешочков с природными наполнителями, кинезио мячи разного размера, палку для визуального контроля, стойку, для сбивания предметов с неё, напольную подставку щит с информацией прикрепленной сверху, в зависимости от решаемых задач. Данное оборудование позволит отработать практический материал в сочетании с динамическими упражнениями, что значительно ускорит коррекционный процесс.

Программа подбирается индивидуально для каждого ребёнка, исходя из его возраста, особенностей и возможностей. Основными принципами работы на балансировочной доске являются:

  • оптимальный подбор уровня сложности упражнений для ребёнка;

  • от простого к сложному;

  • поэтапное освоение;

  • усложнение инструкций;

  • выполнение упражнений двумя руками, правой, левой, поочередно (би/моно/попеременно);

  • принцип направленности движений (выполнение упражнений по центру, вправо, влево, по кругу);

  • принцип новизны.

В ходе занятий повышается пластичность мозга, появляется возможность заполнить пробелы и восполнить недостатки функциональности базовых структур головного мозга. Улучшается успеваемость, навыки социальной адаптации, взаимоотношения в семье, стабилизируется психоэмоциональное состояние, ребёнок обретает хорошую физическую форму, исправляется его осанка, заметно улучшается координация движений.

Таким образом, мозжечковая стимуляция доказывает свою эффективность. Несмотря на то, что применяется данный метод относительно недавно, специалисты видят за ним большое будущее, называя его буквально «ключом к обучению мозга». Благодаря регулярным занятиям обеспечивается формирование, а также укрепление необходимых нейронных связей между отделами головного мозга, что в свою очередь улучшает эффект от других занятий со специалистами.

Список литературы:

  1. Зуева Ю. В., Корсакова Н. К., Калашникова Л. А. Роль мозжечка в когнитивных процессах.

  2. Опыт реализации сенсорной интеграции, эрготерапии, мозжечковой стимуляции, сенсомоторной коррекции и другие. Пермь, 2018.

  3. Балашова Э.В. Технология мозжечковой стимуляции в работе дефектолога и логопеда с применением тренажеров баланса/ Балашова Э.В., Баранова Г.А., Горбачева Т.В.// Вестник ГОУ ДПО ТО «ИПК И ППРО ТО». 2020. №3. С. 38-41.

  4. Подлиняев О.Л., Морнов К. А. Актуальные проблемы нейропедагогики // Вестник Кемеровского государственного университета. 2015.№ 3 (63) Т. 1. С. 127-1128.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!