СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технология обучения истории Республики Казахстан.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технология обучения истории Казахстана. Методы преподавания, цели изадачи. 

Просмотр содержимого документа
«Технология обучения истории Республики Казахстан.»

О задачах преподавания Истории Казахстана в средней школе по новым программам

Методика преподавания любого школьного предмета создается позже, чем начинается его изуче­ние. Вопрос о методе привлекает к себе внимание тогда, когда назревает потребность проанализиро­вать приемы преподавания, чтобы их осмыслить и усовершенствовать. Так было с преподаванием всемирной истории: оно началось раньше, чем была разработана методика. Так обстоит дело с мето­дикой преподавания истории Казахстана. Мы начали преподавать новый систематический курс с 1992 г., еще не подвергая процесс преподавания изучению.



В ходе преподавания истории Казахстана еще только накапливаются некоторые эмпирические обобщения, составляются практические советы, пригодные на тот или иной случай, выдвигаются от­дельные положения по улучшению учебно-воспитательного процесса. Именно так зарождаются эле­менты методики. Но эти методические рецепты и частные правила не превратили пока методику пре­подавания отечественной истории в действительно научную дисциплину, так как этот процесс связан с уровнем развития самой исторической науки. Автор первой русской методики Я.Г.Гуревич в книге «Опыт методики истории» писал: «Степень выработки методики каждого учебного предмета нахо­дится в прямой зависимости от степени научной разработки его»1. Поэтому разработка научно обос­нованной методической системы по истории Казахстана — актуальнейшая задача современной шко­лы. Успешно выполнить эту задачу можно только при условии, что методика преподавания истории Казахстана поднимется до уровня научной дисциплины.





История Казахстана как учебный предмет неразрывно связана с историей как наукой, так как учебный предмет есть изложение основ науки. Как и методика всякой другой дисциплины, методика преподавания истории Казахстана имеет свою специфику. В системе методики преподавания отече­ственной истории можно выделить две основные части: общую методику курса и частные методики преподавания отдельных разделов курса. Первая (общая) методика преподавания истории Казахстана имеет в виду весь процесс изучения отечественной истории в средней школе в рамках неполной сред­ней и средней школы, а частные методики занимаются разработкой особых вопросов преподавания отдельных разделов. Например, методика преподавания истории древнего Казахстана, методика пре­подавания средневекового Казахстана и т.д.



Как содержание курса истории Казахстана, так и его методы определяются задачами, которые стоят перед школой вообще и преподаванием данного предмета в частности. Ведь педагог, не осо­знавший конечных целей и задач преподавания отечественной истории, не отдающий себе отчета в построении школьного курса истории Казахстана, в принципах отбора материала, ценности различ­ных методов, неизбежно ведет свою практическую работу без глубоко продуманного плана. Как бы хорошо не знал он историю Казахстана, его работа будет лишена целенаправленности. Порою прихо­дится встречать молодых учителей, сомневающихся в ценности теоретической методики. Они исхо­дят из того, что главное — это знание предмета, а остальное «приложится». Чаще всего такие учителя пытаются преподавать так, как их учили в школе или в вузе, нередко непродуманно перенося в школу приемы вузовской работы. Наиболее инициативные из них пытаются найти более рациональные пути преподавания, однако не знакомые с методической теорией, они тратят время и силы на поиски того, что уже давно известно.



В практике преподавания отечественной истории общие принципы методики конкретизируются с учетом определенного класса, личности самого учителя, в зависимости от раздела программы или от наличия учебного оборудования. Работа учителя приобретает целенаправленность, если педагог ясно осознает стоящие перед ним образовательные, воспитательные и развивающие задачи каждого урока. Общая задача школьного обучения заключается в подготовке активных, самостоятельных, об­разованных граждан нашей страны. Преподавание отечественной истории расширяет кругозор уча­щихся. Обогащенный знаниями прошлого школьник начинает по-новому подходить к современнос­ти, он приучается сравнивать настоящее с прошлым, понимать исторические корни многих явлений. Сейчас, когда историческое образование в Республике Казахстан постепенно становится плюралисти­ческим и многообразным, учитель истории сталкивается с проблемами не только дидактического или информационного характера. При еще нестабильной Концепции исторического и обществоведческо­го образования учителя сами активно участвуют в поиске и формировании новой структуры и содер­жания школьного образования, целей и приоритетов образовательной политики. Вот почему осмыс­ление целей и задач современного исторического образования, содержания и структуры его, анализ качества подготовленных учебников по отечественной истории и моделирование учебного процесса на основе новых технологий обучения должны помочь определиться в перспективах развития исто­рии Казахстана как учебного предмета.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!