Просмотр содержимого документа
«Технология обучения истории Республики Казахстан.»
О задачах преподавания Истории Казахстана в средней школе по новым программам
Методика преподавания любого школьного предмета создается позже, чем начинается его изучение. Вопрос о методе привлекает к себе внимание тогда, когда назревает потребность проанализировать приемы преподавания, чтобы их осмыслить и усовершенствовать. Так было с преподаванием всемирной истории: оно началось раньше, чем была разработана методика. Так обстоит дело с методикой преподавания истории Казахстана. Мы начали преподавать новый систематический курс с 1992 г., еще не подвергая процесс преподавания изучению.
В ходе преподавания истории Казахстана еще только накапливаются некоторые эмпирические обобщения, составляются практические советы, пригодные на тот или иной случай, выдвигаются отдельные положения по улучшению учебно-воспитательного процесса. Именно так зарождаются элементы методики. Но эти методические рецепты и частные правила не превратили пока методику преподавания отечественной истории в действительно научную дисциплину, так как этот процесс связан с уровнем развития самой исторической науки. Автор первой русской методики Я.Г.Гуревич в книге «Опыт методики истории» писал: «Степень выработки методики каждого учебного предмета находится в прямой зависимости от степени научной разработки его»1. Поэтому разработка научно обоснованной методической системы по истории Казахстана — актуальнейшая задача современной школы. Успешно выполнить эту задачу можно только при условии, что методика преподавания истории Казахстана поднимется до уровня научной дисциплины.
История Казахстана как учебный предмет неразрывно связана с историей как наукой, так как учебный предмет есть изложение основ науки. Как и методика всякой другой дисциплины, методика преподавания истории Казахстана имеет свою специфику. В системе методики преподавания отечественной истории можно выделить две основные части: общую методику курса и частные методики преподавания отдельных разделов курса. Первая (общая) методика преподавания истории Казахстана имеет в виду весь процесс изучения отечественной истории в средней школе в рамках неполной средней и средней школы, а частные методики занимаются разработкой особых вопросов преподавания отдельных разделов. Например, методика преподавания истории древнего Казахстана, методика преподавания средневекового Казахстана и т.д.
Как содержание курса истории Казахстана, так и его методы определяются задачами, которые стоят перед школой вообще и преподаванием данного предмета в частности. Ведь педагог, не осознавший конечных целей и задач преподавания отечественной истории, не отдающий себе отчета в построении школьного курса истории Казахстана, в принципах отбора материала, ценности различных методов, неизбежно ведет свою практическую работу без глубоко продуманного плана. Как бы хорошо не знал он историю Казахстана, его работа будет лишена целенаправленности. Порою приходится встречать молодых учителей, сомневающихся в ценности теоретической методики. Они исходят из того, что главное — это знание предмета, а остальное «приложится». Чаще всего такие учителя пытаются преподавать так, как их учили в школе или в вузе, нередко непродуманно перенося в школу приемы вузовской работы. Наиболее инициативные из них пытаются найти более рациональные пути преподавания, однако не знакомые с методической теорией, они тратят время и силы на поиски того, что уже давно известно.
В практике преподавания отечественной истории общие принципы методики конкретизируются с учетом определенного класса, личности самого учителя, в зависимости от раздела программы или от наличия учебного оборудования. Работа учителя приобретает целенаправленность, если педагог ясно осознает стоящие перед ним образовательные, воспитательные и развивающие задачи каждого урока. Общая задача школьного обучения заключается в подготовке активных, самостоятельных, образованных граждан нашей страны. Преподавание отечественной истории расширяет кругозор учащихся. Обогащенный знаниями прошлого школьник начинает по-новому подходить к современности, он приучается сравнивать настоящее с прошлым, понимать исторические корни многих явлений. Сейчас, когда историческое образование в Республике Казахстан постепенно становится плюралистическим и многообразным, учитель истории сталкивается с проблемами не только дидактического или информационного характера. При еще нестабильной Концепции исторического и обществоведческого образования учителя сами активно участвуют в поиске и формировании новой структуры и содержания школьного образования, целей и приоритетов образовательной политики. Вот почему осмысление целей и задач современного исторического образования, содержания и структуры его, анализ качества подготовленных учебников по отечественной истории и моделирование учебного процесса на основе новых технологий обучения должны помочь определиться в перспективах развития истории Казахстана как учебного предмета.