СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технология опорных схем на уроках английского языка как залог успешного развития языковой компетенции учащихся.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование схем и таблиц на уроках английского языка – залог успешного развития языковой компетенции учащихся. Наблюдения, многочисленные анализы самостоятельных и контрольных работ показали, что в современной практике обучения иностранным языкам есть много типичных проблем.

Просмотр содержимого документа
«Технология опорных схем на уроках английского языка как залог успешного развития языковой компетенции учащихся.»

Технология опорных схем

на уроках английского языка

как залог успешного развития языковой компетенции учащихся.


Корчагина А. Г.,

преподаватель высшей квалификационной категории

ГБПОУ «Армавирский медицинский колледж».


Изменения, которые произошли за последние годы в общественной, политической, экономической жизни нашей страны, повлекли за собой коренные преобразования в различных сферах, в том числе и в системе образования, и в области методики преподавания иностранных языков, в частности. Расширение международных контактов и сотрудничество на всех уровнях, развитие форм активного отдыха населения за пределами нашей страны ставят перед учителями иностранных языков задачу формирования иноязычной коммуникативной компетенции учащихся на основе современных педагогических технологий.

Использование схем и таблиц на уроках английского языка – залог успешного развития языковой компетенции учащихся. Наблюдения, многочисленные анализы самостоятельных и контрольных работ показали, что в современной практике обучения иностранным языкам есть много типичных проблем, таких как:

– отсутствие системного представления об изучаемом языке (в грамматике, лексике, фонетике, страноведении);

– трудности в построении устного и письменного высказывания и, как следствие, низкая интенсивность речевой деятельности учащихся;

– недостаточная активность в усвоении знаний и не всегда большой интерес к предмету;

– высокая степень забывания учебного материала.

Автор системы обучения с использованием опорных сигналов, Виктор Федорович Шаталов, утверждал: «Рецепт успеха ученика прост: во-первых, нужно верить в ребенка и при малейшей возможности давать ему высказаться, чтобы над ним не висел страх оценки, страх отчуждения и осуждения. А во-вторых, учителю нужно очень четко все объяснять».

Лексико-семантические схемы (ЛСС) – это основа, на которой иностранный язык усваивается легче, формируются речевые навыки учащихся. Использование ЛСС обеспечивает легкость и быстроту воспроизведения в сознании связей от слова иностранного языка, обозначающего понятие, к образу предмета и явления, и связей от образа предмета, воспринимаемого в момент говорения, к иноязычному слову, выражающему понятие. Лексико-семантические схемы могут быть успешно использованы на уроках английского языка в ССУЗе. Схемы можно использовать на любом этапе урока (активизация знаний или введение нового материала, закрепление или контроль полученных знаний).

Обучение при помощи схем максимально способствует умственному развитию учащихся, развитию логического мышления, способностей анализировать, сопоставлять, противопоставлять, находить связи, развивает память. Запомнить большой объем информации без упорядочения и систематизации довольно трудно. Эту проблему решают схемы. Одна из важнейших задач ЛСС – облегчить понимание новой информации и закрепить ее – легко решается благодаря взаимодействию образной и словесно-логической памяти.

Схемы и таблицы являются в первую очередь одним из основных средств формирования и развития языковой компетенции, т.е. произносительной, лексической и грамматической сторон речи. Они позволяют максимально индивидуализировать и активизировать процесс формирования и развития умений и навыков всех видов речевой деятельности, а также процесс накопления в памяти учащихся единиц языка и речи. Целенаправленное и системное использование опорных схем и таблиц в учебном процессе превращает их из простых средств обучения в технологию преподавания, которая помогает решать вышеперечисленные проблемы обучения иностранным языкам и повышает общую и качественную успеваемость учащихся.

Разработка уроков с активным использованием опорных схем и таблиц требует приобретения, а чаще собственного изготовления схем с необходимой информацией, подготовка карточек с различными видами заданий в соответствии с этапами занятия для каждого учащегося. Процесс подготовки материалов вызывает интерес у учащихся, и они часто сами в нем участвуют. В условиях современного технического прогресса большая часть схем и таблиц требует применения компьютерных технологий и всевозможных средств печати.

Итак, схема или таблица как средство наглядности в обучении является не столько иллюстрацией, которая даётся параллельно с устным или письменным изложением материала, сколько ключом к решению практических задач, схема активизирует не только познавательную, но и мыслительную деятельность учащихся, тем самым мотивируя студента, делая его успешным.

Опорные схемы облегчают учащимся усвоение большого объёма лексического материала, позволяют представить себе отдельные звенья новой информации, помогают устанавливать связи между ними, логически перерабатывать языковой материал и перевести его в долговременную память.

Технология составления лексико-семантической схемы включает в себя:

  • Составление тематического текста.

  • Деление тематического текста на блоки.

  • Подбор символов.

  • Оформление схемы

Этапы работы с лексико-семантической схемой:

 предъявление схемы

 проговаривание слов и выражений

 проговаривание предложений за преподавателем

 проговаривание предложений вместе с преподавателем

 коллективный рассказ «по цепочке», по одному предложению

 зарисовка ЛСС учащимися в рабочие тетради

 закрепление материала дома

Схема привлекает простотой составления (это может сделать каждый преподаватель и студент) и простотой применения, поскольку знакомить с ней можно учащихся с помощью классной доски, компьютера, интерактивной доски. Использование данной технологии способствует повышению творческого потенциала учащихся, развитию речи, мышления.

Использование ЛСС на уроках помогает учащимся освоить навыки аналитической работы, развивает логическое мышление. Студенты учатся работать с текстом (определять тему и идею произведения, вести поиск нужной информации, анализировать её, делать обобщения и выводы), приобрели умение вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, логично излагая свою мысль.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!