СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технология познавательно – исследовательской деятельности в группе комбинированной направленности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация из опыта работы в группе комбинированной направленности.

Просмотр содержимого документа
«Технология познавательно – исследовательской деятельности в группе комбинированной направленности»

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 84» Технология познавательно – исследовательской деятельности в группе комбинированной направленности Подготовила: Никифорова Марина Александровна, воспитатель Курск, 2021

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 84»

Технология познавательно – исследовательской деятельности в группе комбинированной направленности

Подготовила:

Никифорова Марина Александровна,

воспитатель

Курск, 2021

Исследовательская деятельность помогает ребёнку выявлять актуальную проблему и посредством ряда действий ее решить. При этом ребенок подобно учёному проводит исследования, ставит эксперименты  ФГОС ДО  (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва)   Глава 4. п 4.6 Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования.  ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.

Исследовательская деятельность помогает ребёнку выявлять актуальную проблему и посредством ряда действий ее решить. При этом ребенок подобно учёному проводит исследования, ставит эксперименты

ФГОС ДО (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва) Глава 4. п 4.6 Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования.

  • ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.
Актуальность применения познавательно - исследовательской технологии Познавательно – исследовательская деятельность детей – одно из видов культурных практик, с помощью которых ребёнок познаёт окружающий мир. Наблюдение за демонстрацией опытов и практическое упражнение в их воспроизведении позволяет детям стать первооткрывателями, исследователями того мира, который их окружает. Опыты, самостоятельно проводимые детьми, способствуют созданию модели изучаемого явления и обобщению полученных действенным путём результатов, а так же создают условия самостоятельно сделать выводы о значимости физических явлений для человека и самого себя. Организация проектов является одним из методов развивающего обучения и самообразования, т. к. в его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве.

Актуальность применения познавательно - исследовательской технологии

Познавательно – исследовательская деятельность детей – одно из видов культурных практик, с помощью которых ребёнок познаёт окружающий мир.

Наблюдение за демонстрацией опытов и практическое упражнение в их воспроизведении позволяет детям стать первооткрывателями, исследователями того мира, который их окружает.

Опыты, самостоятельно проводимые детьми, способствуют созданию модели изучаемого явления и обобщению полученных действенным путём результатов, а так же создают условия самостоятельно сделать выводы о значимости физических явлений для человека и самого себя.

Организация проектов является одним из методов развивающего обучения и самообразования, т. к. в его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве.

Цель: создание экспериментальной деятельности, активным участником которой выступает ребёнок.     Задачи: организовать в группе развивающую предметно-пространственную среду в соответствии с ФГОС ДО и возрастными особенностями воспитанников; развивать познавательные интересы детей, любознательность, воображение, творческую активность; развивать умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно; развивать инициативу, творчество в познавательно-исследовательской деятельности, поддерживать проявления индивидуальности в исследовательском поведении ребенка, избирательность детских интересов; воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (природе, людям, предметам). поддерживать творческое отражение результатов познания в продуктах детской деятельности.

Цель: создание экспериментальной деятельности, активным участником которой выступает ребёнок. 

Задачи:

  • организовать в группе развивающую предметно-пространственную среду в соответствии с ФГОС ДО и возрастными особенностями воспитанников;
  • развивать познавательные интересы детей, любознательность, воображение, творческую активность;
  • развивать умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
  • развивать инициативу, творчество в познавательно-исследовательской деятельности, поддерживать проявления индивидуальности в исследовательском поведении ребенка, избирательность детских интересов;
  • воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (природе, людям, предметам).
  • поддерживать творческое отражение результатов познания в продуктах детской деятельности.
Планируемые результаты реализации технологии Повышение уровня  познавательной активности у воспитанников, усвоение основ целостного видения окружающего мира. Развитие навыков самостоятельного экспериментирования, изучения свойств веществ, в том числе их свойств, при нагревании и охлаждении. Формирование умения сверять результат  деятельности с целью и корректировать свои действия, делать выводы по результатам экспериментов. Расширение представлений детей об окружающем мире ( живой и неживой природе, явлениях природы, рукотворном и нерукотворном мире) Проявление познавательного интереса к занятиям, улучшение речевого развития, углубление знаний, умений, навыков, предусмотренных основной образовательной программой ДОУ.

Планируемые результаты реализации технологии

  • Повышение уровня  познавательной активности у воспитанников, усвоение основ целостного видения окружающего мира.
  • Развитие навыков самостоятельного экспериментирования, изучения свойств веществ, в том числе их свойств, при нагревании и охлаждении.
  • Формирование умения сверять результат  деятельности с целью и корректировать свои действия, делать выводы по результатам экспериментов.
  • Расширение представлений детей об окружающем мире ( живой и неживой природе, явлениях природы, рукотворном и нерукотворном мире)
  • Проявление познавательного интереса к занятиям, улучшение речевого развития, углубление знаний, умений, навыков, предусмотренных основной образовательной программой ДОУ.
 Алгоритм действий исследовательской деятельности  Выявление проблемы  Определение темы исследования  Целеполагание исследования  Постановка задач исследования  Выдвижение гипотезы  Составление предварительного плана исследования  Проведение эксперимента  Подведение итогов и выяснение возможных путей дальнейшего изучения проблемы

Алгоритм действий исследовательской деятельности

  • Выявление проблемы
  • Определение темы исследования
  • Целеполагание исследования
  • Постановка задач исследования
  • Выдвижение гипотезы
  • Составление предварительного плана исследования
  • Проведение эксперимента
  • Подведение итогов и выяснение возможных путей дальнейшего изучения проблемы
 Пути создания проблемных ситуаций преднамеренное сталкивание жизненных представлений детей с научными фактами; преднамеренное пробуждение детей к решению новых задач старыми способами; побуждение детей выдвигать гипотезы, делать выводы и обобщения.

Пути создания проблемных ситуаций

  • преднамеренное сталкивание жизненных представлений детей с научными фактами;
  • преднамеренное пробуждение детей к решению новых задач старыми способами;
  • побуждение детей выдвигать гипотезы, делать выводы и обобщения.
 Методы и приемы создания проблемных ситуаций  подведение детей к противоречию;  изложение разных точек зрения на один и тот же вопрос;  рассматривание проблемы с разных позиций;  побуждать детей к сравнению, обобщению;  постановка конкретных вопросов;  постановка проблемных задач.

Методы и приемы создания проблемных ситуаций

  • подведение детей к противоречию;
  • изложение разных точек зрения на один и тот же вопрос;
  • рассматривание проблемы с разных позиций;
  • побуждать детей к сравнению, обобщению;
  • постановка конкретных вопросов;
  • постановка проблемных задач.
 Типы исследовательской деятельности Опыты(экспериментирования)  Состояние и превращение вещества.  Движение   воздуха, воды.  Свойства почвы и минералов.  Условия жизни растений.   Коллекционирование (классификационная работа) Виды растений. Виды животных. Виды строительных сооружений. Виды транспорта. Виды профессий. Путешествие по карте Стороны света. Рельефы местности. Природные    ландшафты и их обитатели. Части света, их природные и культурные «метки» - символы.   Путешествие по «реке времени» Прошлое и настоящее    человечества (историческое время) в «метках» материальной цивилизации (например, Египет — пирамиды). История    жилища и благоустройства.

Типы исследовательской деятельности

Опыты(экспериментирования)

  • Состояние и превращение вещества.
  • Движение   воздуха, воды.
  • Свойства почвы и минералов.
  • Условия жизни растений.

  Коллекционирование (классификационная работа)

  • Виды растений.
  • Виды животных.
  • Виды строительных сооружений.
  • Виды транспорта.
  • Виды профессий.

Путешествие по карте

  • Стороны света.
  • Рельефы местности.
  • Природные    ландшафты и их обитатели.
  • Части света, их природные и культурные «метки» - символы.

  Путешествие по «реке времени»

  • Прошлое и настоящее    человечества (историческое время) в «метках» материальной цивилизации (например, Египет — пирамиды).
  • История    жилища и благоустройства.
Блоки экспериментальной деятельности  Непосредственно образовательная деятельность  Совместная деятельность педагогов и детей  Самостоятельная деятельность  Совместная работа с родителями

Блоки экспериментальной деятельности

  • Непосредственно образовательная деятельность
  • Совместная деятельность педагогов и детей
  • Самостоятельная деятельность
  • Совместная работа с родителями
Структура экспериментирования  Выделение и постановка проблемы.  Выдвижение гипотезы.  Поиск возможных вариантов решения.  Сбор материала.  Обобщение полученных данных.

Структура экспериментирования

  • Выделение и постановка проблемы.
  • Выдвижение гипотезы.
  • Поиск возможных вариантов решения.
  • Сбор материала.
  • Обобщение полученных данных.
Методы и приёмы организации экспериментально– исследовательской деятельности наблюдения; эвристические беседы; постановка и решение вопросов проблемного характера; моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе); опыты; дидактические игры; игровые обучающие и творчески развивающие ситуации; фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов,  трудовой деятельности; проекты; использование художественного слова; трудовые поручения, действия.

Методы и приёмы организации экспериментально– исследовательской деятельности

  • наблюдения;
  • эвристические беседы;
  • постановка и решение вопросов проблемного характера;
  • моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);
  • опыты;
  • дидактические игры; игровые обучающие и творчески развивающие ситуации;
  • фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов,  трудовой деятельности;
  • проекты;
  • использование художественного слова;
  • трудовые поручения, действия.
Содержание уголков экспериментальной деятельности В зоне экспериментальной деятельности (мини-лаборатория, центр науки) должны быть выделены: место для постоянной выставки, где размещают мини-музей, различные коллекции, экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.п.); место для приборов; место для хранения материалов (природного,

Содержание уголков экспериментальной деятельности

В зоне экспериментальной деятельности (мини-лаборатория, центр науки) должны быть выделены:

  • место для постоянной выставки, где размещают мини-музей, различные коллекции, экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.п.);
  • место для приборов;
  • место для хранения материалов (природного, "бросового");
  • место для проведения опытов;
  • место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.).
Развивающая предметно-пространственная среда

Развивающая предметно-пространственная среда

Развивающая предметно-пространственная среда

Развивающая предметно-пространственная среда

Наблюдение (условия жизни растений)

Наблюдение (условия жизни растений)

Коллекции

Коллекции

Опыты, эксперименты

Опыты, эксперименты

Проекты

Проекты

Работа с родителями собрания, консультации; анкетирование; буклеты, памятки, папки–передвижки; рубрика в родительском уголке; картотека элементарных опытов и экспериментов; коллекции открыток о природе; мультимедийные обучающие презентации; привлечение к созданию познавательно-развивающей среды; выставки; «Маршруты выходного дня».

Работа с родителями

  • собрания, консультации;
  • анкетирование;
  • буклеты, памятки, папки–передвижки;
  • рубрика в родительском уголке;
  • картотека элементарных опытов и экспериментов;
  • коллекции открыток о природе;
  • мультимедийные обучающие презентации;
  • привлечение к созданию познавательно-развивающей среды;
  • выставки;
  • «Маршруты выходного дня».

Маршрут выходного дня (познавательный)

«Как провести выходной день с детьми»

Курский государственный областной музей археологии

(г. Курск, ул. Пионеров, 6)

Раз и навсегда уважаемые родители решите для себя: совместный с ребенком поход - это совсем не отдых для Вас, это время, полностью посвященное ему, вашему любимому ребенку. Пусть он еще раз удостовериться, что Вы его любите, что живете его интересами.

Посмотрите вокруг глазами ребенка - сколько интересного в мире! Заинтересовался ваш ребенок чем - то, остановитесь, приглядитесь, постарайтесь смотреть на все его глазами и в то же время оставаться взрослым!

Также, интересным, увлекательным проведением выходного дня может стать для ребенка - посещение музея. Практически всегда привлекательными для дошкольников оказываются природоведческие музеи. Увидеть в музее все ребенок просто не в состоянии. Переход от одной музейной витрины к другой, утомителен и мало познавателен для ребенка. Гораздо лучше и намного полезнее выбрать, что-то одно, и внимательно рассмотреть в деталях. Можно выбрать витрины, посвященные старинному костюму или оружию, посуде, мебели.

Не меньший интерес представляют для детей и выставленные в музеях археологические находки: лодки, выдолбленные из ствола дерева, сделанные из камня и кожи топоры, украшения.

Дошкольник хочет и может узнавать, что составляет основу экспозиции исторических музеев: как жили люди раньше, как был устроен их дом, какую одежду они носили, и из какой посуды ели, на какой мебели спали, сидели, во что играли, и на чем писали.

В этом возрасте детям хочется примерить эту жизнь на себе, и проигрывать ее, представляя себя ее участником. И если кто - то говорит, что дошкольники еще слишком малы для посещения музеев, то это - значит, лишь то, что вы, родители не смогли сделать них посещение музея интересным.

Результаты реализации технологии у детей развит познавательный интерес; сформировано диалектическое мышление, т.е. способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей; развит собственный познавательный опыт в обобщенном виде с помощью современных образовательных технологий; сформированы самостоятельность, инициатива, сообразительность, пытливость, критичность.

Результаты реализации технологии

  • у детей развит познавательный интерес;
  • сформировано диалектическое мышление, т.е. способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
  • развит собственный познавательный опыт в обобщенном виде с помощью современных образовательных технологий;
  • сформированы самостоятельность, инициатива, сообразительность, пытливость, критичность.
 Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!