СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технология проблемно-диалогического обучения как средство достижения метапредметных результатов на уроках истории и обществознания.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Экпериментальное исследование проводилось в течение 2017-2019 гг. в параллели 10-11 классов. В ходе работы применялась технология проблемно-диалогического обучения на уроках история и обществознания с целью формирования метапредметных результатов. В работе расскрывается сущность  данной технологии обучения, ее практическое применение на уроках. Для диагностики сформированности метапредметных результатов использовались различные методики, такие как: Тест КОТ В.Н. Бузина, Э.Ф. Вандерлика, Методика диагностика самооценки Дембо-Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан

 

Просмотр содержимого документа
«Технология проблемно-диалогического обучения как средство достижения метапредметных результатов на уроках истории и обществознания.»

Формирование метапредметных результатов в системе урочной и внеурочной деятельности по истории и обществознанию на основе технологии проблемно-диалогического обучения



«… Если ученики в школе не научатся сами ничего творить и создавать, то и в жизни они всегда будут подражать и копировать…»

Л.Н. Толстой

Общая характеристика исследовательской работы

Актуальность выбора темы данного исследования обусловлена тем, что

на историческую арену вышел новый человек – человек информационного общества. В последнее время общество меняется так динамично, что не представляется возможным точно спрогнозировать, какие именно знания пригодятся ребенку в его взрослой жизни. Поэтому в обучении школьников на первый план выходит вопрос формирования у них умений самостоятельно продолжать образование на протяжении всей жизни, т.е. обладать метапредметными компетентностями. Главной целью современного образования является развитие и воспитание интеллектуальной, свободной, мобильной, нравственной и творческой личности. В свете международных критериев измерения качества системы образования, на одно из первых мест выходит проблема формирования мобильности, умения работать с информацией, принимать решения в нестандартных ситуациях.

Такой подход нашел отражение в основных нормативных документах образовательной сферы, в частности в ФГОС. Метапредметные компетентности внесены в перечень основных результатов обучения, которые, согласно новым стандартам, должны освоить обучающиеся.  

Именно такой подход позволит воспитать человека социально активного, стремящегося к расширению кругозора, способного работать в коллективе, конкурентоспособного, умеющего проявлять творчество, креативность при осуществлении какого-либо вида деятельности. Формированию такой личности должна способствовать хорошо организованная урочная и внеурочная деятельность. Еще известные психологи С. Л. Рубинштейн, Д. Н. Богоявленский, Н. А. Менчинский, А. М. Матюшкин доказали, что проблемно-диалогическая технология наиболее удачно соответствует вызовам времени, так как на проблемных уроках ученики не получают готовые знания во время объяснения, как это происходит на традиционном уроке, а при сопровождении учителя «открывают» новые знания. Так поддерживается высокая мотивация на всех этапах урока, достигается большая степень усвоения полученных знаний.

Проблема исследования. В учебном процессе при нацеленности учителя на конкретный учебный предмет преимущество предоставляется при получении предметных образовательных результатов, что создаёт проблему в учебном процессе, когда обучающие задачи преобладают над задачами развития обучаемых, а личностные образовательные результаты сопоставляются с предметными.

Цель исследования: способствовать приобретению универсальных учебных действий обучающихся на уроках истории, обществознания и во внеурочной деятельности через технологию проблемно-диалогического обучения.

Задачи исследования:

1. Изучить нормативно-правовые документы, научную литературу по проблеме исследования, уточнить сущность понятия метапредметности, структуру УУД, формируемых на уроках истории и обществознания, критерии и показатели сформированности познавательных УУД, проследить генезис формирования метапредметных результатов.

2. Выявить, теоретически обосновать и практически апробировать педагогические условия, способствующие повышению эффективности достижения метапредметных результатов на уроках истории, обществознания, а так же во внеурочной деятельности.

3. Разработать научно-методические рекомендации по совершенствованию процесса формирования УУД на уроках истории, обществознания и во внеурочной деятельности.

Объект исследования: процесс формирования метапредметных результатов через технологию проблемно-диалогического обучения.

Предмет исследования: разработанная методика проблемно-диалогического обучения, применяемая на уроках истории и обществознания, а так же во внеурочной деятельности.

Гипотеза исследования. Для любого учителя необходимым представляется создание единого образовательного поля, в котором решаются задачи воспитания, обучения и развития школьников. Основу решения данной задачи выполняет нацеленность учебного процесса на достижение метапредметных результатов. Она может быть эффективной, если:

– основываться на современных теориях и системно-деятельном подходе в обучении;

– использовать разнообразные средства, методы, формы и технологии, в том числе и проблемно-диалогического обучение;

– усиливать развитие критического мышления у обучающихся при поиске и обработке информации;

– внедрять в образовательный процесс информационные технологии;

– вовлекать учащихся в активную внеурочную деятельность;

– осуществлять регулярное отслеживание (мониторинг) результативности формирования метапредметных результатов обучающихся

Научная новизна

– определён и обоснован комплекс учебной деятельности, обеспечивающей успешность формирования универсальных учебных действий обучающихся на уроках истории, обществознания, а так же во внеурочной деятельности; – уточнены средства, методы, формы, приёмы формирования универсальных учебных действий, позволяющие повысить качество образовательного процесса.

Прогноз положительных результатов

– в результате успешной деятельности будет обеспечено достижение метапредметных результатов обучающихся на уроках истории и обществознания, проявляющиеся в способности активно применять свои знания в учебной и внеурочной деятельности, в исследовательских, творческих проектах, в общении, в публичных выступлениях, в практической жизненной ситуации;

– вовлечение каждого в активный познавательный процесс овладения знаниями с целью применения их на практике. Это возможность работать в сотрудничестве, выражая аргументированное мнение по обсуждаемой проблеме.

Прогноз негативных последствий

– преимущества в процессе обучения получат, прежде всего, те обучающиеся, которые обладают необходимыми коммуникативными навыками и готовы к открытому диалогу с окружающими.

Механизмы их компенсаций

– необходимо на уроках и во внеурочной деятельности создавать атмосферу терпимости и понимания, учить школьников быть толерантными к аргументам оппонентов.

Практическая значимость исследования состоит в том, что

– оно может стать основой для создания собственной методики преподавания;

– научно обоснована и разработана модель процесса формирования метапредметных результатов обучающихся через технологию проблемно-диалогического обучения.

Основные понятия.

Метапредметные результаты деятельности – универсальные способы деятельности: познавательные, коммуникативные, регулятивные.
УУД – «универсальные учебные действия» означают саморазвитие и самосовершенствование путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта

Виды УУД и их характеристика:

регулятивные: умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение, на основании оценки и учета характера ошибок самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную; приобретения  навыка саморегуляции; проявлять инициативу и самостоятельность в обучении

 – познавательные: способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи умение осуществлять информационный поиск, сбор и  выделение существенной информации из различных информационных источников; умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач; умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

коммуникативные: умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении  учебных проблем; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблемы;  владение монологической и диалогической формами речи; умение выразить и отстоять свою точку зрения, принять другую.

Проблемно-диалогическое обучение – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учащимися посредством диалога с учителем. 

Этапы исследовательской работы:

Первый этап сентябрь 2017 г. – февраль 2018 г.

– выявление проблемы и обоснование её актуальности; диагностика затруднений педагога, диагностика учащихся 10 кл.;

– изучение философской, психолого-педагогической и научно-методической литературы, законодательных, нормативных документов по проблеме исследования, а также передового опыта педагогической деятельности по проблеме исследования; уточняется сущность понятия УУД, их структура, критерии и показатели сформированности УУД в 10-х кл.;

– разработка развёрнутой программы исследования

– выявить, теоретически обосновать педагогические условия формирования универсальных учебных действий обучающихся на уроках истории и обществознания в 10-11 классах общеобразовательных организаций.

– построение модели процесса исследования

– прогноз ожидаемых положительных результатов

– прогноз возможных негативных последствий

– продумывание компенсационных механизмов

– подготовка учебно-методического комплекса

– разработка календарного плана работы по теме исследования.

– проводится диагностическое исследование в рамках констатирующего эксперимента по определению исходного уровня развития учащихся 10 класса

– создание критериально-диагностической базы определения уровня сформированности УУД обучающихся в 10-х классах.

Второй этап (поисково-преобразующий) 2018г. – декабрь 2018 г.

– создание всех необходимых условий для обеспечения стабильной деятельности в рамках исследования;

– разработка методики исследования: выявить наиболее эффективные технологии, методы, приёмы обучения, разработать задания для проведения мониторинга; определение экспериментальной группы, проведение формирующего эксперимента, промежуточных диагностических срезов, создание методических разработок уроков, мероприятий, программ кружков;

– вовлечение учащихся в активную внеурочную деятельность (определение направлений этой деятельности).

Третий этап (обобщающий) – март 2019г.

– проведение контрольного этапа эксперимента, установление конечного состояния изучаемого объекта, анализ результатов эксперимента, оценка эффективности реализации педагогических условий, способствующих формированию метапредметных результатов, формулирование теоретических выводов и методических рекомендаций по формированию УУД в 10-11 классах. Статья с описанием хода и результатов формирующего эксперимента по апробации педагогических условий. Отчёт по итогам исследования. Разработать научно-методические рекомендации по совершенствованию процесса формирования метапредметных результатов обучающихся на уроках истории, обществознания, а так же во внеурочной деятельности.

Методы диагностики сформированности универсальных учебных действий обучающихся (Приложение 1)

Объект диагностики

Методы определения сформированности


Учебная мотивация


Анкета «Учебная мотивация»; устный опрос, наблюдение, тестирование.

Уровень развития интеллектуальной деятельности

Тест КОТ В.Н. Бузина, Э.Ф. Вандерлика, беседа, наблюдение, тестирование.

Уровень сформированности УУД

Тестирование, беседа, наблюдение за поведением в игровых ситуациях, творческих конкурсах, проектах, контрольные срезы, эссе, метод недописанных предложений; методика О. В. Роговой «Анкета по выявлению уровня сформированности УУД учащихся»

Самооценка учащихся

Методика диагностика самооценки Дембо-Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан


Универсальные учебные действия характеризуются возрастной спецификой, определяемой структурой и динамикой психологического возраста, задачами развития и характером ведущей деятельности и общения. Познавательные действия будут постепенно усложняться с учётом возрастных и интеллектуальных возможностей учащихся.

Показатели сформированности УУД, которые будут проверяться по классам.

10 класс:

– самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;

– оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;

– ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

– оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;

– выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;

– организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;

– сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.

– искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;

– критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;

– использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;

– находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;

– выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;

– выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;

– осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;

– при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.)

11 класс:

1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;

7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;

8) владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;

9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

Методы исследования

Теоретические: анализ психолого-педагогической и методической литературы, изучение и анализ программных документов, анализ и обобщение практического опыта, осмысление педагогического опыта ученых и практиков по проблеме.

Эмпирические: изучение и обобщение практического опыта, анкетирование, устный опрос, беседа, интервьюирование, тестирование, наблюдение, социометрия, метод недописанных предложений, самооценка, изучение продуктов учебной деятельности учащихся, анализ результатов выполнения творческих заданий, анализ успеваемости, самостоятельных и контрольных работ, экспертная оценка.

Ожидаемые результаты:

– устойчивая положительная мотивация к изучению истории и обществознания в 10-11 классах;

– формирование познавательной активности, настойчивости в решении проблем, вовлечение каждого учащегося в совместный процесс поиска информации;

– активное участие учащихся в мероприятиях, способствующих разностороннему развитию личности;

– разработка и использование технологии проблемно-диалогического обучения, способствующей формированию метапредметных результатов.

Критерии оценки ожидаемых результатов

– сформированность социальных компетенций, включая ценностно-смысловые установки, моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений;

– способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений на практике;

– овладение обучающимися познавательными УУД по поиску информации, общими приёмами решения учебных задач, проводить сравнение, анализ;

– способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции.



Этапы исследования


1. Апробирование программы проводилось в 10-11-х классах МОУ «СОШ с УИОП №24». На подготовительном этапе исследования была выявлена проблема и обоснована её актуальность. Исходя из теоретических положений, было проведено экспериментальное изучение универсальных учебных действий обучающихся. Были обследованы 25 учеников 10А класса (октябрь 2017 г.) и 25 учеников 10Б класса. Использована авторская разработка Роговой О. В. «Анкета по выявлению уровня сформированности УУД учащихся». На констатирующем этапе исследования определили первоначальный уровень сформированности метапредметных компетенций у учащихся:

Уровень сформированности УУД на начальном этапе эксперимента (10А класс)

Уровень сформированности УУД на начальном этапе эксперимента (10Б класс)



– По результатам исследования первоначальных метапредметных показателей у учащихся экспериментальной группы (10А класс) видно, что у большинства респондентов низкие показатели – 50%, 30% – средние данные, только 20% учащихся показали высокие результаты первоначальных универсальных учебных действий. Аналогично, в контрольной группе (10Б класс) только 20% показали высокие результаты формирования метапредметных компетенций.

Общеизвестно, что основным объектом метапредметных результатов служит сформированность у обучающихся регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий (УУД).

По регулятивным УУД в основном у учащихся наблюдается неумение работать с   предложенной информацией, определение наиболее рациональных способов выполнения изделия.

Познавательные УУД у большинства учащихся на среднем уровне, у детей возникают проблемы выбора наиболее эффективных способов решения задачи, не проявляют оригинальности.

По коммуникативным УУД учащиеся в основном не умеют находить конструктивные способы решения проблемных ситуаций, выражать свои мысли устно.

Ниже приведены диаграммы, наглядно показывающие процент успеваемости, качества знаний учащихся 10-х классов, а так же приведен мониторинг участия в мероприятиях на констатирующем этапе эксперимента:

Успеваемость и качество знаний учащихся по истории по итогам I полугодия 2017/2018 уч.года



Успеваемость и качество знаний учащихся по обществознанию по итогам I полугодия 2017/2018 уч.года



Мониторинг участия в мероприятиях по итогам I полугодия 2017/2018 уч.года



Из данных показателей видно, что учащиеся 10-х классов не очень активно участвуют в различного рода мероприятиях, что говорит о их низких коммуникативных способностях, несформированности социальной позиции. Качество знаний тоже находится на довольно низком уровне, это может быть связано с низкой учебной мотивацией.

Таким образом, полученные результаты констатирующего этапа исследования показали, что первоначальные данные по уровню сформированности метапредметных компетенций у учащихся невысокие, особенно у 10А класса. Было решено провести экспериментальное исследование именно на этом классе, чтобы проверить эффективность внедряемой методики.

2.Формирующий эксперимент.

На основе технологии Мельниковой Е. Л. мною была разработана система занятий с применением проблемно-диалогической технологии на уроках истории и обществознания в 10-11-х классах. Данная методика применялась на уроках истории и обществознания в ходе учебного процесса, в рамках эксперимента. Некоторые элементы данной технологии были мною использованы и во внеурочной деятельности.

Проблемный урок имеет чёткую структуру. На проблемно-диалогическом уроке выделяю следующие этапы (на основе книги Е. Л. Мельниковой «Проблемный урок или как открывать знания с учениками»):

1 этап – постановка учебной проблемы – формулирование вопроса или темы урока;

2 этап – поиск решения – открытие субъективно нового знания;

3 этап – выражение решения – выражение нового знания в доступной форме;

4 этап – открытие нового знания, поиск решения проблемы, преодоление противоречия.

5 этап – реализация продукта – представление продукта учителю или классу.

6 этап – подведение итогов урока, рефлексия.

На примере урока обществознания по теме «Деятельность» рассмотрим, как реализуется технология проблемно-диалогического обучения на практике.

Первый этап урока. При изучении темы «Деятельность» в 10 классе я предлагаю детям вспомнить психологическое исследование, проведенное в их параллели в 9 классе с целью профориентации: «В прошлом году вы стояли перед серьезной проблемой – какой профиль обучения выбрать в старшей школе, а сейчас - какую профессию выбрать.

Существуют 5 основных направлений деятельности человека. Год назад в вашей параллели они распределились следующим образом (опрос 2016 г):

Из 50 учащихся:

Человек-природа – 10; человек – техника – 12; человек-человек – 10; человек-знак – 7; человек – художественный образ – 11.

Как вы думаете, почему вы сделали такой выбор? Как данные диагностики соотносятся с темой занятия (предположительный ответ – одним из факторов, влияющим на наш выбор являются мотивы – внутреннее побуждение человека к деятельности)?»

В итоге, цель определена учащимися – что же является для нас побуждением к выбору и осуществлению той или иной деятельности?

Второй этап урока - выдвижение версий и гипотез. Этот этап характеризуется началом активного поиска ответа на проблемный вопрос/ситуацию, осознанием сущности противоречия, формулировкой различных предположений. Все гипотезы, версии и предположения, какими абсурдными они не казались бы, фиксируются на доске и в рабочих листах учащихся. Можно использовать прием «корзина идей». На доске нарисовать значок корзины, в которой условно будут собраны все гипотезы и версии учеников.

На третьем этапе урока учитель актуализирует освоенные детьми знания по курсу истории или обществознания для решения обозначенной проблемы, определяется, «что известно». Затем четко формулируется то, что «неизвестно» для решения данной проблемы, т.е. конкретно следует изучить. На данном этапе целесообразно составление опорной схемы в рабочем листе, использование простого и распространенного приема «тонкий и толстый вопрос», где тонкий вопрос предполагает однозначный краткий ответ, а толстый вопрос - развернутый. На форзацах рабочих тетрадей у всех учащихся наклеена памятка с шаблоном, к которому учащиеся могут обратиться в любой момент.

Таблица «толстых» и «тонких» вопросов

Толстые?

Тонкие?

Дайте 3 объяснения, почему...?

Объясните, почему..? Почему Вы думаете..?

Почему Вы считаете ...? В чем различие ..?

Предположите, что будет, если ...?

Что, если ...? Каковы причины…?

Кто? Что? Когда? Может ...?

Будет ...? Мог ли ...? Как звать ...?

Было ли ...? Согласны ли Вы .?

Верно ли ...?

Например: «Когда происходила Вторая мировая война?» – «тонкий» вопрос. Каковы причины Второй мировой войны?» – «толстый» вопрос. Данный методический прием также заимствован в ТРКМ.

Четвертый этап урока предполагает открытие нового знания, поиск решения проблемы, преодоление противоречия. В процессе совместной деятельности (парной, групповой) учащиеся проверяют различные гипотезы, используют текст учебника, дополнительную информацию, цифровые образовательные ресурсы. Целесообразно включить в работу на этом этапе практические задания, интерактивную работу с документами, справочниками, словарями. С помощью сложных мыслительных операций (анализа, синтеза), у учащихся появляется идея решения, которая затем конкретизируется и фиксируется в виде опорной схемы, таблицы, тезисов.

Мною на данном этапе часто используется «Лист для решения проблем».

Какую главную проблему вы должны решить?

Какой важной информацией вы обладаете (укажите источники информации)?

Какие проблемы в работе возникли?

Какие способы решения проблемной ситуации вы знаете?

Какой способ вы считаете наилучшим и почему?

Пятый этап урока состоит в применении нового знания. Делается вывод по проблеме. Определяется, чьи гипотезы и версии подтвердились. В рабочих листах, тетрадях или на доске можно графически выразить решение проблемы (кластер, Fishbone). Учащиеся в открытом диалоге представляют своё решение проблемы. Учителем проводится первичное закрепление нового материала с помощью простых, диагностирующих тестов.

На шестом этапе подводятся итоги урока, организуется устная или письменная рефлексия, приемы которой многим известны. Часто на данный этап занятия не остается много времени. В данном случае можно использовать достаточно простой прием «Светофор»: красный – узнал мало нового, ничему не научился; желтый – урок для меня был полезен, но кое-что я уже знал и умел; зеленый – вся информация была для меня нова и полезна.

Технология проблемно-диалогического обучения применялась мною на разных типах уроках и мероприятий: урок-диспут, урок-путешествие, урок-суд, круглый стол и многих других. Так, например, по теме «Молодежь и выборы» мною был разработано мероприятие, включающее использование кейс-технологии и проблемного диалога. Сначала учащимся предлагается ознакомиться с текстом (выпиской из одного молодежного форума). Участники форума поднимают одну из злободневных проблем: молодежный абсентеизм в современном обществе. Детям предлагается сформулировать поднятую проблему и в ходе занятия разработать программу проекта по решению данной проблемы. Учащихся можно разделить на несколько групп. Определить круг вопросов, которые они будут решать и в соответствии с этим создавать проекты, которые в конце урока будут представлены к защите. В приложении представлен конспект данного занятия (Приложение 2).

Наблюдая за тем, как дети быстро включаются в работу на уроке, видя их заинтересованность, стало возможным им предоставлять самим выбор «проблемных» тем и участвовать в разработке учебных занятий. В частности, на уроках истории при изучении Великой Отечественной войны, дети выступили инициаторами создания целого комплекса мероприятий этого направления. Ими были организованы фотовыставка «Герой в моей семье», интервью «Живые голоса войны», посвященные ветеранам войны, труженикам тыла, детям войны. Материалы интервью использовались на уроках истории. Особенно запоминающимся стал урок «Значение победы в Великой Отечественной войне. Цена победы».

Очень интересно и увлекательно для детей проходил урок по обществознанию в форме судебного заседания. Учащимся было предложено взять на себя роль лиц судебного разбирательства (судья, секретарь суда, прокурор, адвокат, подсудимый, пострадавший, свидетель, эксперт, журналист). Для воссоздания «полной картины» дети придерживались форм обращения, принятых в суде (Ваша честь, господин прокурор/адвокат, «Встать! Суд идет!», «Слово предоставляется…» и т.д.). Судья был одет соответствующе, в черную мантию. Все учащиеся заранее были ознакомлены с совершённым правонарушением, были распределены роли участников судебного разбирательства, чтобы они продумали линию поведения в суде и подготовили свои реплики, учитывая смягчающие и отягчающие обстоятельства для вынесения оправдательного или обвинительного приговора. На этом уроке учащиеся оказались в условиях реальной жизненной ситуации, с которой они могут столкнуться в будущем.

Еще одной из форм проведения занятий являются уроки-диспуты. В 11 классе изучая тему «Россия в конце 80-х – начале 90-х гг.» уместно использовать данную форму. В качестве темы был выбран сложный период в истории нашей страны – перестройка. Для создания проблемной ситуации было использовано следующее название для диспута: «Перестройка – выход из тупика или катастрофа». Класс был поделен на три группы, две из которых отстаивали противоположные точки зрения, основываясь на теоретических материалах и документах, а третья группа выступала в качестве экспертов. Они должны были внимательно прослушав доводы обеих сторон, сформулировать общий вывод по теме диспута.

Одной из форм работы с учащимися стало проведение круглого стола по теме «Проблемы трудоустройства молодежи в Республике Мордовия». Эта тема является злободневной, старшеклассники особенно обеспокоены своим будущим. Поэтому было решено провести подобное занятие, материалы к которому подготовили сами учащиеся. Ребятам заранее было дано задание найти информацию о всех открывшихся и закрывшихся предприятиях за последние пять лет. Проанализировать статистику рабочих мест, лица каких профессий востребованы в нашем регионе. Учащихся особенно интересовал вопрос об уровне заработной платы в Республике, просмотрев статистические данные они сравнили разницу средней заработной платы в соседних регионах, Москве и Мордовии. После выступления каждого ученика, подготовившего соответствующую справку, участники круглого стола активно обсуждали сложившуюся ситуацию с трудоустройством в нашем регионе. По итогам были сделаны выводы, что большим спросом в Мордовии пользуются специалисты технического направления, а вот юристов и экономистов наоборот переизбыток. Учащиеся по-разному реагировали на полученную информацию о трудоустройстве, кто-то решил, что после 11 класса уедет из Мордовии и будет поступать в вузы других регионов, а кто-то наоборот укоренился в мнении, что лучше остаться в своей малой Родине.

2017/2018 учебном году в преддверии Чемпионата мира по футболу в рамках внеурочной деятельности шло создание проекта «Туристическая тропа болельщика». С февраля по май 2018 года учащиеся 10А класса разрабатывали экскурсионный маршрут по достопримечательностям Республики Мордовия. Конечным продуктом проектной деятельности стал буклет путешественника на русском и английском языке полезный для туристов, которые прибыли в Саранск на время Чемпионата. Дети самостоятельно определили список объектов, обязательных для посещения туристами. В него вошли природный заповедник имени П. Г. Смидовича, национальный парк «Смольный», Санаксарский монастырь, д. Алексеевка Темниковского района, с. Старая Теризморга Старошайговского района, с. Подлесная Тавла Кочкуровского района, Мордовский музей имени С. Д. Эрьзи. Работа над подобными проектами развивает в детях творческие способности, умение креативно мыслить. Им нужно было не просто подобрать список достопримечательностей, но и визуализировать культурные и исторические объекты на бумаге.

Из 10А класса была выделена творческая группа учащихся, которые проявили большой интерес к изучению истории. Я попробовала в работе с ними внедрить такой вид деятельности как кружок актерского мастерства. Им было предложено примерить на себя роли исторических личностей и выступить на уроках у 6-9 классов, где я веду историю. Так, например, мы разработали сценарии и воспроизвели следующие исторические события: выбор веры Владимиром Красное солнышко (6 класс); события 1612 года, создание второго ополчения (речь Козьмы Минина перед нижегородцами)(7 класс); совет в Филях (судьбоносное решение М. И. Кутузова об оставлении Москвы)(8 класс); апрельские тезисы (выступление В. И. Ленина)(9 класс). Для ребят оказалось новым впечатлением выступать перед другими классами на уроках, они понимали какая ответственность лежит на их плечах. Подошли к исполнению своих ролей серьезно, сами искали реквизиты, соответствующую одежду, репетировали, и в итоге получились очень правдоподобные образы.

Начиная с 2018/2019 учебного года в 11А классе был введен элективный курс «Моя гражданская позиция», автором которого я являюсь. На проведение занятий элективного курса отводится один час в неделю. Основная задача – привлечь внимание учащихся к злободневным проблемам современности, происходящим как в нашей стране или регионе, так и во всем мире. Так сейчас очень много различных источников информации, которые находятся в открытом доступе, в том числе и для детей. Не всегда эта информация является правдивой и все чаще можно натыкаться на сомнительные и даже провокационные материалы, поэтому я считаю, что подобный курс позволит черпать учащимся информацию из надежных источников при сопровождении учителя. Еженедельно ребята проводят мониторинг различных событий, которые освещаются в СМИ, затем совместно с учителем выбирается наиболее важное из них и на занятии обсуждаются вопросы, касающиеся этой темы. Ученики заранее готовят сообщение о данном событии или происшествии, приводят различные точки зрения, затем общими усилиями приходят к наиболее верной оценке. На подобных занятиях обсуждались такие темы как: «Чемпионат мира по футболу в моей стране и в моем городе», «Выборы президента РФ», «Трагедия в Керчи», «Пожар в ТЦ Зимняя вишня», «Крымская весна», «Россия на мировой арене», «Украинский вопрос» и многие другие.

Уроки и мероприятия, разработанные с внедрением технологии проблемно-диалогического обучения проводились мною систематически в 10 А классе в течение 2017/2018 учебного года, затем в 11 А в 2018/2019 учебном году.


Третий этап (обобщающий)

В ходе реализации данной методики были достигнуты следующие результаты:

– было проведено 30 уроков с применением технологии проблемно-диалогического обучения в течение 2017/2018 и 2018/2019 учебного годов (в том числе и такие формы уроков как урок-суд, урок-путешествие, урок-диспут);

– учащиеся провели 4 интервью и соцопросы по темам: «Имя России», «Молодежь и выборы», «Правовая грамотность учащихся» и «Голоса войны»;

– по итогам интервьюирования и соцопросов старшеклассниками были организованы соответствующие фотовыставки: «Герои Великой Отечественной войны», «Права человека» и другие.

– учащимися было проведено мероприятие «Поклонимся великим тем годам..», посвященное 75-летию со дня снятия блокады Ленинграда.

В феврале 2019 года вновь была проведена анкета О. В. Роговой по проверке сформированности метапредметных компетенций, результаты по параллели 11-х классов были намного лучше, чем на начало эксперимента. Из 11А класса высокий уровень у 55%, средний – 25% и низкий – у 20%. В 11 Б показатели немного отличаются: высокий уровень – 40%, средний – у 30%, низкий – у 30 %.

Уровень сформированности УУД на контролирующем этапе эксперимента (11А класс)

Уровень сформированности УУД на контролирующем этапе эксперимента (11Б класс)


Для измерения уровня развития интеллектуальной деятельности учащихся 11-х классов был проведен краткий ориентировочный тест («КОТ») В. Н. Бузина, Э. Ф. Вандерлика. Были получены следующие результаты.


Уровень общих умственных способностей

Этот тест так же отражает улучшение успеваемости в классе, где систематически проводились уроки с использованием проблемно-диалогического обучения. В 11А классе по сравнению с предыдущим учебным годом качество знаний повысилось, а в 11Б изменения незначительные.

Успеваемость и качество знаний учащихся по истории по итогам I полугодия 2018/2019 уч. года





Успеваемость и качество знаний учащихся по обществознанию по итогам I полугодия 2018/2019 уч. года








Одним из показателей сформированности метапредметных результатов является адекватная самооценка учащегося. Завышенная самооценка может подтверждать личностную незрелость, неумение правильно оценить результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими; такая самооценка может показывать на существенные искажения в формировании личности – «закрытости для опыта», нечувствительности к своим ошибкам, неудачам, замечаниям и оценкам окружающих. Заниженная самооценка свидетельствует о крайнем неблагополучии в развитии личности. Эти ученики составляют «группу риска», их, как правило, мало. За низкой самооценкой могут скрываться два совершенно разных психологических явления: подлинная неуверенность в себе и «защитная», когда декларирование (самому себе) собственного неумения, отсутствия способности и т.п. позволяет не прилагать никаких усилий.

Чтобы определить уровень самооценки будущих выпускников я обратилась к методике диагностики самооценки Дембо-Рубинштейна в модификации А. М. Прихожан. Полученные результаты показали, что у большинства учащихся самооценка находится на среднем уровне, что говорит об их личностной зрелости. Результаты представлены в диаграмме.



Уровень самооценки учащихся 11-х классов



Результатами применения технологии проблемно-диалогического обучения является активное участие учащихся в различных мероприятиях, конкурсах и олимпиадах. С результатами можно ознакомится в ниже представленной таблице.



Уровень

Название конкурса/олимпиады

ФИО учащегося

Результативность

1

Региональный

ВсОШ по истории

Борисов Андрей

Призер

2.

Региональный

ВсОШ по экономике

Резепов Иван

Призер

3.

Региональный

ОВИО «Наше наследие»

Игнаткова Валерия

Призер

4.

Муниципальный

ВсОШ по истории

Борисов Андрей

Призер

5.

Муниципальный

ВсОШ по обществознанию

Хоркин Кирилл

Призер

6.

Муниципальный

ВсОШ по экономике

Резепов Иван

Призер

7.

Республиканский

Евсевьевская открытая олимпиада школьников (история)

Борисов Андрей

Призер

8.

Республиканский

Евсевьевская открытая олимпиада школьников (обществознание)

Хоркин Кирилл

Призер

9.

Муниципальный

Городская тематическая олимпиада «Героические страницы Великой отечественной войны»

Игнаткова Валерия

Призер

10.

Муниципальный

Городская тематическая олимпиада «Героические страницы Великой отечественной войны»

Борисов Андрей

Победи

тель

11.

Муниципальный

Городская тематическая олимпиада «Героические страницы Великой отечественной войны»

Хоркин Кирилл

Призер



Помимо активного участия в различного рода предметных олимпиадах и конкурсах, ребята стали намного активнее заниматься творческой деятельностью, это отражено в диаграмме мониторинга участия в мероприятиях.



Мониторинг участия в мероприятиях по итогам I полугодия 2018/2019 уч.года



О высокой степени сформированности метапредметных результатов у моих учеников говорит их умение взаимодействовать с окружающими людьми, умение работать в группе, владение различными социальными ролями в коллективе, что было выявлено методом педагогического наблюдения.

К окончанию школы учащиеся показывают умение самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее (эти навыки они демонстрировали в ходе уроков и внеурочной деятельности), что позволяет судить о сформированности информационной компетенции.

По результатам общения с будущими выпускниками могу судить о формировании личностной компетенции: их рассуждения и поступки целенаправленны, зрелы

По результатам анкетирования одиннадцатиклассников могу судить о сформированности ценностно-смысловой и общекультурной компетенций: учащиеся осознают свою роль в обществе и предназначение, умеют выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения, при этом понимают особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственных основ жизни человека и человечества, толерантны в отношении представителей других культур.

Уже сейчас многие из них являются активными участниками молодежных социальных акций и проектов.

Считаю, что главным результатом использования технологии проблемного обучения является то, что выпускник школы ориентируется в современных ценностях, обретает опыт творческой деятельности, что он готов к межличностному и межкультурному сотрудничеству.


ВЫВОДЫ


1. Изучены нормативно-правовые документы, научная литература по проблеме исследования, уточнена сущность понятия метапредметности, структура УУД, формируемых на уроках истории и обществознания в 10-11 классах, критерии и показатели сформированности познавательных УУД, прослежен генезис формирования метапредметных результатов на уроках истории, обществознания и во внеурочной деятельности.

2. Выявлены, теоретически обоснованы и практически апробированы педагогические условия, способствующие повышению эффективности достижения метапредметных результатов.

3. Разработаны научно-методические рекомендации по совершенствованию процесса формирования УУД на уроках истории, обществознания, а так же во внеурочной деятельности.

4. Проведенный мониторинг эффективности использования проблемно-диалогического обучения на уроках истории и обществознания показывает, что эта технология в сочетании с другими методами и приемами дает положительные результаты и может использоваться в практике работы учителей истории и обществознания образовательных учреждений Республики Мордовия.


























Используемая литература

1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

2. Данилюк, А. Я., Тишков, В. А., Кондаков, А. М. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А Я. Данилюк, В. А. Тишков. – М.: Просвещение, 2014. – 24 с.

3. Квитка, А. В. Технология проблемного обучения на уроках истории // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 12. – С. 606–610. 

4. Омарова, А. А. Современная технология проблемного обучения // Современные наукоемкие технологии. – 2011. – № 1. – С. 73-75;

5. Селевко, Г. К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП / Г. К. Селевко. – М.: НИИ школьных технологий, 2005. – 288 с.






































Приложение 1

Методика диагностика самооценки Дембо-Рубинштейн. Модификация А.М. Прихожан

Ход выполнения задания

Инструкция

Любой человек оценивает свои способности, возможности, характер и др. Уровень развития каждого качества, стороны человеческой личности можно условно изобразить вертикальной линией, нижняя точка которой будет символизировать самое низкое развитие, а верхняя – наивысшее. На следующей странице изображены семь таких линий. Они обозначают:

1) здоровье;

2) ум, способности;

3) характер;

4) авторитет у сверстников;

5) умение многое делать своими руками, умелые руки;

6) внешность;

7) уверенность в себе.

Под каждой линией написано, что она означает. На каждой линии чертой (-) отметьте, как вы оцениваете развитие у себя этого качества, стороны вашей личности в данный момент времени. После этого крестиком (х) отметьте, при каком уровне развития этих качеств вы были бы удовлетворены собой или почувствовали гордость за себя.

Задание

Изображено семь линий, длина каждой - 100 мм, с указанием верхней, нижней точек и серединой шкалы. При этом верхняя и нижняя точки отличаются заметными чертами, середина - едва заметной точкой. Методика может проводиться как фронтально - с целым классом (или группой), так и индивидуально. При фронтальной работе необходимо проверить, как каждый ученик заполнил первую шкалу. Надо убедиться, правильно ли применяются предложенные значки, ответить на вопросы. После этого испытуемый работает самостоятельно. Время, отводимое на заполнение шкалы вместе с чтением инструкции, 10-12 мин.



Обработка результатов

Обработка проводится по шести шкалам (первая, тренировочная - "здоровье" - не учитывается). Каждый ответ выражается в баллах. Как уже отмечалось ранее, размеры каждой шкалы 100 мм, в соответствии с этим ответы школьников получают количественную характеристику (напр., 54 мм = 54 баллам).

1. По каждой из шести шкал определить:

а) уровень притязаний - расстояние в мм от нижней точки шкалы ("О") до знака "х";

б) высоту самооценки - от "0" до знака "х";

в) значение расхождения между уровнем притязаний и самооценкой - расстояние от знака "х" до знака "-", если уровень притязаний ниже самооценки, он выражается отрицательным числом.

2. Рассчитать среднюю величину каждого показателя по всем шести шкалам.

Оценка и интерпретация отдельных параметров

В нижеприведенной таблице даны количественные характеристики уровней притязаний и самооценки, полученные для учащихся 7-10 классов городских школ (около 900 чел.)

Уровень притязаний

Норму, реалистический уровень притязаний характеризует результат от 60 до 89 баллов. Наиболее оптимальный - сравнительно высокий уровень - от 75 до 89 баллов, подтверждающий оптимальное представление о своих возможностях, что является важным фактором личностного развития. Результат от 90 до 100 баллов - обычно удостоверяет нереалистическое, некритическое отношение детей к собственным возможностям. Результат менее 60 баллов свидетельствует о заниженном уровне притязаний, он - индикатор неблагоприятного развития личности.

Высота самооценки

Количество баллов от 45 до 74 ("средняя" и "высокая" самооценка) удостоверяют реалистическую (адекватную) самооценку. Количество баллов от 75 до 100 и выше свидетельствует о завышенной самооценке и указывает на определенные отклонения в формировании личности. Завышенная самооценка может подтверждать личностную незрелость, неумение правильно оценить результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими; такая самооценка может показывать на существенные искажения в формировании личности - "закрытости для опыта", нечувствительности к своим ошибкам, неудачам, замечаниям и оценкам окружающих. Количество баллов ниже 45 указывает на заниженную самооценку (недооценку себя) и свидетельствует о крайнем неблагополучии в развитии личности. Эти ученики составляют "группу риска", их, как правило, мало. За низкой самооценкой могут скрываться два совершенно разных психологических явления: подлинная неуверенность в себе и "защитная", когда декларирование (самому себе) собственного неумения, отсутствия способности и т.п. позволяет не прилагать никаких усилий.







Анкета О. В. Роговой по определению уровня сформированности УУД учащихся


Условные обозначения:

Учитель: да+ не всегда +\-

Дата заполнения: нет -

Параметры характеристики школьника (УУД)






Борисов

Волкова

Ворожейкина

Денисов

Долгачева

Дугачева

Ермаков

Ерофеев

Косолапова

Кузнецов

Курмаков

Маньчева

Мазуренко

Панкратова

Панкрашкина

Пановский

Пелина

Пьянзов

Репникова

Родимова

Савельев

Соколов

Тюхтяева

Хашева

Хоркин



I


1

Регулятивные УУД

Способен сосредоточиться на задаче и не отвлекаться в процессе ее решения




























2

Может поставить перед собой конкретную учебную цель и последовательно добиваться ее достижения




























3

Понимает требования учителя и старается их выполнять




























4

При возникновении учебных трудностей на уроке прилагает усилия для их преодоления




























5

Умеет работать по образцу, инструкции, правилу




























6

Понимает и выполняет указания учителя на уроке без напоминания




























7

Способен выделить в задании основной вопрос и определить пути выполнения задания




























8

Может осуществлять мыслительные операции в уме, без опоры на наглядный материал




























9

Контролирует свои эмоции




























10

Владеет собой в ситуациях, требующих сосредоточенности, молчания и ограничения движений. При ответе у доски контролирует движения тела (позу, движения рук и ног)





























1


II Познавательные УУД

На уроке демонстрирует способность обобщать имеющиеся знания




























2

Демонстрирует способность осуществлять классификацию




























3

Может связно рассказать о событиях своей жизни, описывать события и объекты




























4

Ориентируется в основных понятиях времени (времена года, месяца, дни недели и т.д.)




























5

Устанавливает причинно-следственные связи (что сначала, что потом)




























6

Умеет решать задачи (создавать схемы решения, выстраивать последовательность операций, соотносить результат с исходным условием)




























7

Способен отделять существенные свойства предметов от несущественных, улавливать главное в тексте; понимает смысл пословиц и поговорок




























8

Умеет приводить аргументы, формулировать выводы, адекватно полученным результатам




























9

Может творчески, нестандартно решать задачи




























10

Умеет формулировать вопросы, составлять вопросы к тексту.






























1

III Коммуникативные УУД

Активен в общении со сверстниками, сам выбирает себе партнеров для игр и занятий




























2

Не провоцирует конфликты со сверстниками, умеет мирно взаимодействовать




























3

Умеет работать в паре и группе




























4

Понимает возможность различных позиций и точек зрения на какой-либо вопрос, не совпадающих с собственными.




























5

Умеет учитывать точку зрения собеседника при решении какой-либо проблемы, умеет договариваться




























6

Умеет строить понятные для партнера высказывания, с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности.




























7

Умеет аргументировать, отстаивать свою точку зрения невраждебным образом.




























8

По-дружески относится к большинству одноклассников




























9

Уважительно относится к учителю, соблюдает необходимую дистанцию в общении с ним




























10

Прислушивается к замечаниям и требованиям учителя, старается их выполнять





























1

IV Личностные УУД

Достаточно активен на уроке, стремится проявить свои знания




























2

Проявляет заинтересованность в получении новых знаний




























3

Проявляет заинтересованность в хорошей оценке




























4

Демонстрирует сформированность учебно- познавательной мотивации




























5

Демонстрирует сформированость самооценки (- завышенная, заниженная, +\- несколько завышенная\заниженная, +адекватная,)




























6

Знает основные моральные нормы (справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность).

(Не знает и так не поступает – низ

Большинство знает, но так поступает иногда – сред

Знает и чаще поступает – выс.)




























7

Развиты этические чувства (стыд, вина, совесть) как регуляторы морального поведения




























8

Ориентируется в нравственном содержании и смысле собственных поступков и поступков окружающих людей. Умеет выделять нравственное содержание поступков на основе различения морально-этических норм (хорошо\плохо, правильно\неправильно и др.)




























9

Демонстрирует сформированность доброжелательности, доверия, внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, эмпатии, эмоциональной отзывчивости.




























10

При возникновении трудностей сетует на отсутствие: везения (низ), способностей и сложность заданий (сред), на недостаточность собственных усилий (выс)





























Группа риска (отмечает учитель):

Успеваемость (фамилии):


Поведение (фамилии):













Краткий ориентировочный тест 
В.Н. Бузин, Э.Ф. Вандерлик (КОТ)

Тест для измерения интеллектуальных способностей можно использовать только 1 раз. Поэтому, если вы из любопытства познакомились с содержанием тестовых заданий или правильными ответами, то получить с их помощью точную оценку своих возможностей вы уже не сумеете. Приступайте к тестированию только хорошо отдохнувшими и здоровыми.

Тест содержит 50 вопросов, на выполнение теста дается 15 минут. Ответьте на столько вопросов, на сколько сможете, и не тратьте много времени на один вопрос. Работайте как можно быстрее. Если какое-нибудь задание теста у вас не получается, не задерживайтесь на нем слишком долго, переходите к следующему.

Тестовый материал

  1. Одиннадцатый месяц года - это:  1) октябрь, 2) май, 3) ноябрь, 4) февраль.

  2. "Суровый" является противоположным по значению слову: 
    1) резкий, 2) строгий, 3) мягкий, 4) жесткий, 5) неподатливый.

  3. Какое из приведенных ниже слов отлично от других: 
    1) определенный, 2) сомнительный, 3) уверенный, 4) доверие, 5) верный.

  4. Верно ли то, что сокращение "н.э." означает: "нашей эры" ("новой эры")?  1) да, 2) нет,

  5. Какое из следующих слов отлично от других: 
    1) звонить,  2) болтать,  3) слушать,  4) говорить,  5) нет отличающихся слов

  6. Слово "безукоризненный" является противоположным по своему значению слову: 
    1) незапятнанный,  2) непристойный,  3) неподкупный,  4) невинный,  5) классический.

  7. Какое из приведенных ниже слов относится к слову "жевать" как "обоняние" к "нос":  1) сладкий,  2) язык,  3) запах,  4) зубы, 5) чистый

  8. Сколько из приведенных ниже пар слов являются полностью идентичными? 
    Sharp M.C. Sharp M.C. 
    Filder E.H. Filder E.N. 
    Connor M.G. Conner M.G. 
    Woesner O.W. Woerner O.W. 
    Soderquist P.E. Soderquist B.E.

  9. "Ясный" является противоположным по смыслу слову: 
    1) очевидный,  2) явный,  3) недвусмысленный,  4) отчетливый,  5) тусклый.

  10. Предприниматель купил несколько подержанных автомобилей за 3500 долларов, а продал их за 5500 долларов заработав на этом 50 долларов за автомобиль. Сколько автомобилей он продал?

  11. Слова "стук" и "сток" имеют: 
    1) сходное значение,  2) противоположное,  3) ни сходное, ни противоположное.

  12. Три лимона стоят 45 копеек. Сколько (в копейках) стоят 1,5 дюжины?

  13. Сколько из этих 6 пар чисел являются полностью одинаковыми? 
    5296 5296 
    66986 69686 
    834426 834426 
    7354256 7354256 
    61197172 61197172 
    83238224 83238234

  14. "Близкий" является противоположным по значению слову: 
    1) дружеский,  2) приятельский,  3) чужой,  4) родной,  5) иной.

  15. Какое число является наименьшим:  1) 6  2) 0,7  3) 9  4) 36  5) 0,31  6) 5 ?

  16. Расставьте предлагаемые ниже слова в таком порядке, чтобы получилось правильное предложение. В качестве ответа введите номер последнего слова. 
    1) есть  2) соль  3) любовь  4) жизни

  17. Какой из приведенных ниже пяти рисунков наиболее отличен от других?

  1. Два рыбака поймали 36 рыб. Первый поймал в 8 раз больше, чем второй. Сколько поймал второй?

  2. "Восходить" и "возродить" имеют: 
    1) сходное значение,  2) противоположное,  3) ни сходное, ни противоположное.

  3. Расставьте предлагаемые ниже слова в таком порядке, чтобы получилось утверждение. Если оно правильно, то ответ будет 1, если неправильно - 2. 
    Мхом обороты камень набирает заросший.

  4. Две из приведенных ниже фраз имеют одинаковый смысл, найдите их: 
    1) Держать нос по ветру. 2) Пустой мешок не стоит. 3) Трое докторов не лучше одного.  4) Не все то золото, что блестит.  5) У семи нянек дитя без глаза.

  5. Какое число должно стоять вместо знака «?»: 73 66 59 52 45 38 ?

  6. Длительность дня и ночи в сентябре почти такая же, как и в: 
    1) июне, 2) марте, 3) мае, 4) ноябре.

  7. Предположим, что первые два утверждения верны. Тогда заключительное будет: 
    1) верно,  2) неверно, 3) неопределенно. 
    A. Все передовые люди - члены партии. 
    Б. Все передовые люди занимают крупные посты. 
    B. Некоторые члены партии занимают крупные посты.

  8. Поезд проходит 75 см за 1/4 с. Если он будет ехать с той же скоростью, то какое расстояние (в сантиметрах) он пройдет за 5 с?

  9. Если предположить, что два первых утверждения верны, то последнее: 
    1) верно,  2) неверно,  3) неопределенно. 
    A. Боре столько же лет, сколько Маше. Б. Маша моложе Жени. B. Боря моложе Жени.

  10. Пять полукилограммовых пачек мясного фарша стоят 2 рубля. Сколько килограммов фарша можно купить за 80 копеек?

  11. Расстилать и растянуть. Эти слова: 
    1) схожи по смыслу,  2) противоположны,  3) ни схожи, ни противоположны.

  12. Разделите эту геометрическую фигуру прямой линией на две части так, чтобы, сложив их вместе, можно было получить квадрат:

  1. Предположим, что первые два утверждения верны. Тогда последнее будет: 
    1) верно,  2) неверно, 3) неопределенно. 
    A. Саша поздоровался с Машей. Б. Маша поздоровалась с Дашей. 
    B. Саша не поздоровался с Дашей.

  2. Автомобиль стоимостью 2400 рублей, был уценен во время сезонной распродажи на 33 1/3%. Сколько стоил автомобиль во время распродажи?

  3. Три из пяти фигур нужно соединить таким образом, чтобы получилась равнобедренная трапеция:

  1. На платье требуется 2 1/3 м. ткани. Сколько платьев можно сшить из 42 м?

  2. Значения следующих двух предложений: 
    1) сходны,  2) противоположны, 3) ни сходны, ни противоположны. 
    A. Трое докторов не лучше одного.  Б. Чем больше докторов, тем больше болезней.

  3. Увеличивать и расширять. Эти слова: 
    1) сходны,  2) противоположны,  3) ни сходны, ни противоположны.

  4. Смысл двух английских пословиц: 
    1) схож,  2) противоположен,  3) ни схож, ни противоположен. 
    A. Швартоваться лучше двумя якорями.  Б. Не клади все яйца в одну корзину.

  5. Бакалейщик купил ящик с апельсинами за 36 рублей. В ящике их было 12 дюжин. Он знает, что 2 дюжины испортятся еще до того, как он продаст все апельсины. По какой цене за дюжину (в копейках) ему нужно продавать апельсины, чтобы получить прибыль в 1/3 закупочной цены?

  6. Претензия и претенциозный. Эти слова по своему значению: 
    1) схожи,  2) противоположны,  3) ни сходны, ни противоположны.

  7. Если бы полкило картошки стоило 0,0125 рублей, то сколько килограммов можно было бы купить за 50 копеек?

  8. Один из членов ряда не подходит к другим. Каким числом Вы бы его заменили: 1/4 1/8 1/8 1/4 1/8 1/8 1/4 1/8 1/6

  9. Отражаемый и воображаемый. Эти слова являются: 
    1) сходными,  2) противоположными,  3) ни сходными. ни противоположными.

  10. Сколько соток составляет участок 70 м на 20 м?

  11. Следующие две фразы по значению: 
    1) сходны,  2) противоположны,  3) ни сходны, ни противоположны. 
    А. Хорошие вещи дешевы, плохие дороги. 
    Б. Хорошее качество обеспечивается простотой, плохое - сложностью.

  12. Солдат, стреляя в цель, поразил ее в 12,5% случаев. Сколько раз солдат должен выстрелить, чтобы поразить ее сто раз?

  13. Один из членов ряда не подходит к другим. Какое число Вы бы поставили на его место?  1/4 1/6 1/8 1/9 1/12 1/14?

  14. Три партнера по акционерному обществу (АО) решили поделить прибыль поровну. Т. вложил в дело 4500 руб., К. - 3500 руб., П. - 2000 руб. Если прибыль составит 2400 руб., то насколько меньше прибыль получил бы Т. в случае разделения прибыли пропорционально вкладам?

  15. Какие две из приведенных ниже пословиц имеют сходный смысл: 
    1) Куй железо, пока горячо. 2) Один в поле не воин.  3) Лес рубят, цепки летят. 
    4) Не все то золото, что блестит.  5) Не по виду суди, а по делам гляди?

  16. Значение следующих фраз: 
    1) сходно,  2) противоположно,  3) ни сходно, ни противоположно. 
    A. Лес рубят щепки летят.  Б. Большое дело не бывает без потерь.

  17. Какая из этих фигур наиболее отлична от других?

  1. В печатающейся статье 24 000 слов. Редактор решил использовать шрифт двух размеров. При использовании шрифта большого размера на странице умещается 900 слов, меньшего - 1200. Статья должна занять 21 полную страницу в журнале. Сколько страниц должно быть напечатано мелким шрифтом?

Обработка результатов и интерпретация

Правильные ответы к тесту

1) 3

11) 3

21) 3, 5

31) 1600

41) 3

2) 3

12) 270

22) 31

32) 1, 2, 4

42) 14

3) 2

13) 4

23) 2

33) 18

43) 1

4) 1

14) 3

24) 1

34) 3

44) 800

5) 3

15) 5

25) 1500

35) 1

45) 1/10

6) 2

16) 4

26) 1

36) 1

46) 280

7) 4

17) 4

27) 1

37) 480

47) 4, 5

8) 1

18) 4

28) 1

38) 1

48) 1

9) 5

19) 3

29) 2, 13

39) 20

49) 3

10) 3

20) 3

30) 3, 5

40) 1600

50) 3

В таблице даны правильные ответы на все задания. За каждое совпадение вашего ответа с правильным начисляйте себе один балл. Подсчитайте сумму ваших правильных ответов. Чем выше вы получили оценку по этому тесту, тем выше на сегодняшний день уровень вашего интеллектуального развития, тем лучше ваши способности к дальнейшему обучению и познавательной деятельности. 

Если полученная оценка составляет 24 балла и более, то уровень ваших интеллектуальных способностей позволяет Вам хоть сейчас приступить к освоению широкого круга профессий. Кроме того, уровень Вашего интеллектуального развития достаточен для того, чтобы Вы могли рассчитывать на довольно высокую успешность выполнения деятельности в любой профессии творческого класса. 

Менее 16 баллов низкая оценка. Низкий результат может быть недостаточно надежным вследствие возможных ошибок в соблюдении условий тестирования и понимании инструкции. Поэтому невысокий результат тестирования по данному тесту ни в коей мере не может быть признаком психологической профессиональной непригодности к какой бы то ни было специальности. Только тестирование с помощью других методов, может дать и достоверную информацию о психологических противопоказаниях к тем или иным профессиям. Или недостаточно высокая оценка по данному тесту говорит о том, что вы будете испытывать определенные затруднения в процессе профессионального обучения и дальнейшей практической деятельности в сфере профессий творческого класса.






















Приложение 2


Конспект внеклассного занятия по теме «Молодежь и выборы»

(для учащихся 9-11 классов)

Часто человека подстерегает неудача

не в случае ошибочного выбора,

а при отказе от возможности его сделать.

Э. Севрус

Цель мероприятия:

– создать условия для выявления причин абсентеизма молодежи при использовании активного избирательного права.

Задачи:

Образовательные: выявить факторы, влияющие на активность молодого поколения электората в ходе избирательной кампании.

Развивающие: способствовать формированию навыков проведения политологического исследования, развитию аналитического мышления учащихся

Воспитательные: способствовать формированию активной гражданской позиции, воспитанию политической культуры старшеклассников (слайд 1).

Оборудование: ПК с выходом в интернет, презентация, интерактивная доска, лист с ситуационной задачей (case) (Приложение)

План проведения мероприятия:

1. Вступительная часть: (вступительное слово учителя)

2. Основная часть

2.1 Введение в ситуацию

2.2 Мозговой штурм

2.3 Определение тем исследования

2.4 Решение ситуационной задачи

3. Заключительная часть: представление и обсуждение работ групп (слайд 2).

Подготовительная работа:

– подготовить демонстрационный наглядный и раздаточный материал (мультимедийная презентация, кейс);

– разделить учащихся на несколько групп по 4-5 человек

Ход проведения мероприятия:

1. Вступительное слово учителя:

Каждое поколение имеет право выбирать свое будущее и определять пути развития. Мы приходим в этот мир, взрослеем, получаем профессию, приобретаем знания и опыт и передаем их другим поколениям. Но каждый из нас неразрывно связан с тем реальным миром, в котором живет и работает.

Сегодня гражданин России, путем реализации Гражданского избирательного права, становится не просто участником избирательного процесса, он имеет право свободного выбора, и это право он может осуществить в день голосования на избирательном участке. Возможность свободного волеизъявления – одно из главных достижений российской демократии за последние годы. В 2012 году установлен единый день голосования – 8 сентября. Выборы, как социальное явление, прочно вошли в наш обиход, стали привычным атрибутом жизни россиян. Мы выбираем глав администраций поселка, районов, области, депутатов в органы государственной власти всех уровней. Таким образом, все мы являемся участниками избирательного процесса (слайд 3).

«Молодежь и выборы»– именно так звучит тема сегодняшнего нашего мероприятия. И я хочу представить вам одну из интерактивных методик - «Кейс- технология», которая поможет нам осветить данную тему. Название технологии произошло от латинского casus – запутанный необычный случай; а также от английского case – портфель, чемоданчик. Происхождение терминов отражает суть технологии. Учащиеся получают от учителя пакет документов (кейс), при помощи которых либо выявляют проблему и пути её решения, либо вырабатывают варианты выхода из сложной ситуации, когда проблема обозначена (слайд 4)

А сейчас мы познакомимся с данной технологией поближе и воспользуемся ей на практике.

2. Алгоритм взаимодействия

Учащиеся заранее разделены на группы, имеющие текст case материалы для работы с ним и компьютеры с выходом в интернет.

I этап занятия. Введение в ситуацию.

Слово учителя:

– Сегодня в Российской Федерации сложилась непростая ситуация в молодежной среде. Совершенно очевидно, что активность молодежи, ее гражданская и жизненная позиция, желание участвовать в принятии государственных решений – это залог национальной безопасности. Однако, практика проведения выборов различных уровней показывает, что активность молодого избирателя в последнее время снижается. Постоянно в выборах участвуют, как правило, избиратели в возрасте 50 лет и старше. При этом активность женщин примерно на 5% выше, чем у мужчин. Такая же тенденция прослеживается и среди молодежи.

Желание участвовать в выборах у людей среднего и старшего поколения, как правило, связано с воспитанной в прошлые годы ответственностью, сформированной гражданской позицией. Молодежь же стоит в явной оппозиции ко всему институту выборов в нашей стране. Ее политическая активность, если и не равна нулю, то далека от идеальной (слайд 5).

Обратите внимание на лист с ситуационной задачей (case), лежащей у Вас на столах. Это выдержка из одного молодежного форума. Ознакомьтесь с ней (Приложение ) (слайд 6).

Вопрос группам:

– Как вы считаете, какую проблему подняли участники форума?

Обсуждаются мнения и формулируется проблема. Учитель подводит к мысли, что главным в данной ситуации является вопрос о гражданской позиции молодого поколения россиян.

Ответ: (Каким образом в условиях свободных выборов можно повысить гражданскую активность молодых избирателей?)(слайд 6).

II этап занятия. («Мозговой штурм»)

Задание группам:

– обсудите в группе и предложите на какие вопросы мы должны ответить, чтобы решить данную проблему.

В ходе обсуждения выделяются и формулируются два частных вопроса этой проблемы.

Ответ: (1.Чем объясняется пассивность молодых граждан в реализации предоставленных им политических прав и свобод? 2.Какие меры будут способствовать формированию позитивного отношения молодежи к выборам и голосованию?)(слайд 7).

III этап занятия. Определение тем исследования.

Задание группам:

– вы имеете несколько минут для того, что бы определить, что надо исследовать, чтобы ответить на сформированные вопросы. Предложите свои темы аудитории.

Путем обсуждения формулируются следующие темы исследования

Ответ: (По первому вопросу: 1. Модели негативного электорального поведения молодых людей. 2.Причины абсентеистского протеста молодых людей. По второму вопросу: 1.Место и роль молодежи в политическом процессе2. Как избиратель, я предложил бы кандидату в Государственную Думу добиваться следующих решений относительно молодежи:_________.)(слайд 8).

VI. этап занятия. Решение ситуационной задачи.

– Вы заметили, что в тексте case имеются вопросы. Конечно, для ответа на них Вам не достаточно только этого текста, поэтому Вы можете воспользоваться материалами для решения кейса, которые имеются у каждой группы, а так же интернет.

– Результаты Вашей работы необходимо оформить в Power Point.

– Определите, кто отвечает за подготовку того или иного вопроса, обязательно обсудите ответы на вопросы совместно.

– Договоритесь, кто будет представлять Вашу работу.

– Вы ограничены во времени, поэтому работайте в команде слажено, умейте слушать и слышать друг друга.

(Учащиеся, опираясь на собственные знания и материалы сети Интернет, отвечают на поставленные вопросы, распределяют между собой, кто будет защищать проект)

3. Подведение итогов работы:

Представление итогов работы группами, защита работ (слайд 9).

На этом наше мероприятие окончено. Всем спасибо.


Список использованных источников

  1. Буханова Т.Н. Электоральное поведение молодежи: реалии и проблемы.//Журнал о выборах. 2011, №2. с. 5-7.

  2. Долгоруков, А.В. Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения [Электронный ресурс]/ А.В.Долгоруков.-Режимдоступа: http://www.vshu.ru/lections.php?tab_id=3&a=info&id=2600

  3. Елисеева, Е.В. Использование инновационных образовательных технологий в системе обучения [Текст]/ Е.В.Елисеева. - Брянск, 2006. – 116 с.

  4. Метод_кейсов [Электронный ресурс]/ http://ru.wikipedia.org/wiki/

  5. Метод case study [Электронный ресурс] / http://charko.narod.ru/tekst/an4/1.html1.4.

  6. Нестеренко Я.Я. Молодые о политике.//Журнал о выборах. 2011, №4. с.24-27.

  7. Халитова А.Х. Будущие избиратели учатся сегодня.// Журнал о выборах. 2011, №2., с.8-12.

  8. http://www.orenipk.ru/kp/didakt/docs/2b/lek2_5.html [Электронный ресурс] (слайд 10).          






























Приложение

Ситуационная задача.

На одном из молодежных сайтов в феврале 2017г. появился форум «Я гражданин», где была поднята тема «Молодежь и выборы». Перед Вами страница этого форума (лексика и орфография сохранены).


Ska-Dancer - Молодёжь, должна участвовать в выборах так как, это очень важна в нашей стране!! Молодёжь в России занимает не последнюю роль!!! Мы должны выбирать кто будет нашем президентом, нашим губернатором и т.д.!! Потому, что мы - это будущее России!!!

Andrew – Ага, как только ты придеш так сразу все изменится…

Ne2pI - Ska-Dancer, Красиво сказал, вот тока у меня вопрос по каким критериям ты выбираешь, ты хоть раз вникал в их предвыборную политику, компанию?!

Я 2 года назат сталкнулся с такой же ситуацией и понял пока я студент и меня это сильно не касается мне все ровно, кто там президент кто губернатор(тем более облость не моя я там тока учусь) меня сильно не волнует, проголосовать я схожу, считаю это долгом, но вот за кого и какие там будут результаты пускай те кто повзрослее и кому это нужнее решают!

Andrew - На выборы не пойду и всем советую не ходить.

Ska-Dancer - Отвечаю: Мне не без различно, кто будет помогать нам создавать будущее!! Да я слушаю каждый год их предвыборную компанию, хоть мне и 16 лет!!! я каждый год хожу на выборы с родителями, и всегда выбираю я, а не они!! Так, что задумайся надо, чтобы молодёжь делала будущее!!! и на по следок повторюсь, что молодёжь БУДУЩЕЕ РОССИИ)))

Лангепас - Ska-Dancer. Ну то что молодежь будущее России я даже не сомневаюсь ну вот интересно как ты выбираеш если тебе 16 лет ведь права голосовать появляеться тока с 18 лет???

Ska-Dancer - Говорю же, каждый год я хожу на выборы с родителями либо с братом!!

Lexaчего там кудато ходить, все равно ничего не изменится! Не верю никому одни обещания!!!

max_f - Ходить. Кругом в мире ходят и доходились до более менее нормальной жизни. А мы что? Инопланетяне?

Вопросы к задаче:

1. Какую проблему подняли участники форума?

2. Определите модели негативного электорального поведения молодых людей.

3. Каковы причины абсентеистского протеста молодых людей.

4. На Ваш взгляд, какое место и какую роль должна играть молодежь в политическом процессе.





11



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!