«Технология проблемного обучения
как фактор развития ключевых компетенций учащихся»
Слайд 1. Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь.
В. Ключевский
Слайд 2. Компетентностный подход – это совокупность общих принципов определения
целей образования;
отбора содержания образования;
организации образовательного процесса;
оценки образовательных результатов.
Слайд 3. Проблемное обучение - это обучение, при котором учитель создает проблемные ситуации и организует деятельность учащихся по решению учебных проблем, при этом обеспечивает оптимальное сочетание их самостоятельной поисковой деятельности с усвоением готовых выводов науки.
Слайд 4. Проблемное обучение направлено:
На формирование познавательной самостоятельности учащихся;
На развитие логического, критического, творческого мышления учащихся; (больше всего в сочинениях логических ошибок)
На способность самостоятельно действовать в информационном, социальном пространстве.
Слайд 5. Структура проблемного урока
Возникновение проблемных ситуаций и постановка проблемы;
выдвижение предположений и обоснование гипотезы;
доказательство гипотезы;
проверка правильности решения проблемы.
( необходимо обратиться к исследованиям, статьям, к мнениям ученых, литературоведов, критиков)
Слайд 7. Формы учебных занятий
Проблемный семинар – форма учебного занятия, где преобладает самостоятельная работа учащихся при изучении нового материала, его обобщении. Предполагает не просто овладение новыми знаниями и умениями, а вынесение их на коллективное обсуждение после предварительной работы дома с рекомендованной литературой. Семинары позволяют обсудить проблемы и вопросы, не имеющие однозначных суждений, определить собственное отношение к историческому прошлому. Примером подобных проблемных семинаров может быть «Печорин- «герой» или «злодей»?
При проведении семинара учащимися были самостоятельно поставлены вопросы:
В чем противоречивость характера Печорина?
В чем нравственные победы женщин над Печориным?
Каковы способы изображения внутреннего мира человека в романе «Герой нашего времени»?
Почему роман актуален в наши дни и как раскрывается тема смысла жизни?
Слайд 8. Проблемно-поисковый урок - форма урока, где педагог сам формулирует проблему и проблемный вопрос. Учащимся предлагается самостоятельный поиск вариантов решения, после чего они совместно с педагогом формулируют наиболее оптимальный. В качестве примера можно привести урок по теме: «В чем особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы ХIХ века? (На примере произведений А.Н.Островского, Ф.М.Достоевкого, Л.Н.Толстого и А.П.Чехова)
Слайд 12. Проблемно-исследовательский урок - форма урока, где учащиеся самостоятельно формулируют проблему и проблемный вопрос, самостоятельно осуществляют поиск вариантов решения. Благодаря таким урокам ребята приходят к пониманию того, что знания в тексте учебника – это не абсолютная истина, а достижение сегодняшнего дня.
Недостаток учебников в отсутствии текстов:
Преимущество в наличии большого объема теоретического материала. Пример: различные взгляды на личность Онегина критиков Белинского и Писарева.
Слайд 13. Проблемная лекция
устное систематическое и последовательное изложение материала по какой-либо проблеме, теме. Задача ученика не просто переработать новую информацию, а активно включиться в открытие неизвестного для себя знания. Важнейшая роль в проблемной лекции принадлежит диалогическому общению. Примером подобных лекций
может быть урок на тему: «Н.М.Карамзин. Понятие о сентиментализме. «Бедная Лиза». Внимание писателя к внутренней жизни человека. Утверждение общечеловеческих ценностей». Актуальность повести: проблема суицида.
Слайд 14. Не пытайтесь объяснить ребёнку то, до чего он может додуматься сам. Дайте возможность каждому ребёнку сделать своё маленькое открытие.
Э.И. Александрова