СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер - класс "Технология продуктивного чтения как способ повышения качества образования"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

мастер - класс "Технология продуктивного чтения как способ повышения качества образования" предназначен для учителей. Цель: ознакомить учителей с технологией продуктивного чтения, заинтересовать данной технологией, показав, как она воплошается на практике и какие УУД формирует.

Просмотр содержимого документа
«Мастер - класс "Технология продуктивного чтения как способ повышения качества образования"»

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ


Кузьменок Наталья Ильинична,

учитель русского языка МБОУ «Елионская СОШ»


Цель мастер - класса: ознакомить участников мастер-класса с технологией продуктивного чтения, заинтересовать этой технологией, показав, как она воплощается на практике и какие УУД формирует.


Теоретическая часть


Эпиграф:

Читать не размышляя, все равно, что есть и не переваривать Э.Борк 


Современный человек, чем бы он ни занимался в жизни, всегда является читателем, поэтому должен не только усваивать содержание, но и находить нужную информацию, осмысливать ее и интерпретировать.

Каждый учитель мечтает, чтобы все его ученики приходили на урок подготовленными: полностью прочитали то или иное произведение или параграф. И не просто прочитали, поняли смысл прочитанного.

При итоговой аттестации выпускник должен понимать смысл прочитанного текста. Будь это задание к тесту или текст в 27 задании. Педагоги, работающие в 9-х и 11-х классах, знают, что большинство ошибок допускается вследствие непонимания самого задания.

Вот почему технология продуктивного чтения, разработанная профессором Н.Светловской, приобретает ведущее значение и способствует достижению тех результатов, о которых говорится в новых стандартах.

Технология универсальна, может применяться на уроках любого цикла. Она направлена на формирование всех универсальных учебных действий: познавательных, коммуникативных, регулятивных, личностных.

  1. Что такое технология?

(Последовательность этапов работы).

  1. Что значит продуктивное чтение?

(Продуктивное – от слова «продукт»).

  1. Что может быть продуктом чтения?

(Результат)

  1. А какой результат может быть у чтения?

(Понимание смысла прочитанного).

Понимание – это действительно результат продуктивного чтения. Но не только это. Понимание невозможно без другого результата чтения.

  1. Что же является вторым результатом чтения?

(Восприятие прочитанного текста)

Восприятие – это включение человека в чтение.

  1. А что значит включиться в чтение?

Читаем – и представляем картины, героев.

Читаем – и ставим себя на место героев,

Читаем – и переживаем,

Читаем - участвуем в действии.

Читаем – задумываемся над содержанием,

Читаем – предполагаем конец истории,

Читаем - и реагируем на прочитанное: смеемся, грустим,

Читаем - удивляемся, радуемся – испытываем эмоции.


При этом неважно, как мы читаем: вслух, про себя, читаем сами или слушаем чтение другого. То есть настоящий читатель воспринимает текст через эмоции, воображение и содержание.

Эта технология делится на 3 этапа: работа с текстом до чтения, во время чтения и после чтения.

I этап. Работа с текстом до чтения.

1.Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения); ученики прогнозируют содержание текста, предполагают, о чем он по его названию, иллюстрации, портрету писателя. Возникает мотивация к чтению.

Работа в классе начинается с вопросов учителя: какими были ваши ожидания? Какие вопросы до чтения у вас возникали? На что обратили внимание перед чтением и почему?

2. Постановка цели урока.

Итак, на этапе работы с текстом до чтения учащиеся прогнозируют и предполагают.

II этап. Работа с текстом во время чтения.

Цель этапа понимание текста и создание его читательской интерпретации

1. Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение (дома или в классе), чтение – слушание, чтение с остановками. Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, текста, фиксации первичных впечатлений, письменных ответов на вопросы.

2. Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Постановка вопросов к тексту и к автору. Необходимый комментарий текста (словаря, подтекста). Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.

3. Беседа по содержанию в целом. Обобщение прочитанного. Выявление совпадений первоначальных предложений учащихся с окончательными выводами по тексту. Обращение к отдельным фрагментам текста, выразительное чтение. Постановка к тексту обобщающих вопросов.

Читаем и ведем диалог с автором, задаем вопросы, прогнозируем ответы, проверяем себя по тексту. Возникает читательская интерпретация.

Ш этап. Работа с текстом после чтения.

Цель этапа достигнуть понимания текста на уровне смысла, корректировка читательской интерпретации, доведение читательских впечатлений до уровня законченной мысли

1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов. Беседуем и уточняем позицию автора.

2. Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.

3. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.

4. Творческие задания, опирающиеся на какую-то сферу читательской деятельности учащихся: эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы.


Опора на технологию не означает, что уроки работы с текстом должны быть однообразны по своей структуре и организации. Это уже зависит от желания и мастерства учителя.

В результате использования данной технологии

1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; в

2) формируем умение представлять информацию в виде схемы;

3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;

4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;

6) формируем умение ориентироваться на развороте учебника;

7) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Это познавательные УУД.

Коммуникативные УУД:

1)формируем умение слушать и понимать других;

2)формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

4)формируем умение работать в паре.

Регулятивные УУД:

1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4)формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные УУД:

1) формируем умение высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной

деятельности;

3)формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.


Достоинства технологии:

  1. Применима на уроках любого цикла и на любой ступени обучения.

  2. Ориентирована на развитие личности читателя.

  3. Развивает умение прогнозировать результаты чтения.

  4. Способствует пониманию текста на уровне смысла…


Данная технология помогает нам научить детей:

  1. Медленному чтению художественного текста (по предложениям, по абзацам, по частям);

  2. Читать не для взрослых, а для самого себя;

  3. Уделять равное внимание и чтению вслух, и чтению про себя.

  4. Сформировать умение выражать свою позицию и аргументировано её защищать.

  5. Понимать текст и видеть позицию автора.

























Практическая часть

1 этап. Работа с текстом до чтения.


Цель – развитие такого важнейшего читательского умения, как антиципация, то есть умения предполагать, предвосхищать содержание текста (по заглавию, фамилии автора, по группе ключевых слов, по иллюстрации).

Главная задача – вызвать у ребенка желание, мотивацию прочитать книгу (текст).


Постановка целей урока

- Давайте с вами предположим, о чем пойдет речь в рассказе Евгения Пермяка «Двойка».

Работа в группах.

1 группа. Предугадывает содержание рассказа по его названию.

2 группа. Предугадывает содержание рассказа по фамилии, имени автора.

3 группа. Предугадывает содержание рассказа по группе ключевых слов.

(школьники, учительница, собачонка, обижали)

4 группа. Предугадывает содержание рассказа по иллюстрации.


Проверка.

-Какова была основная задача первого этапа? Решена эта задача?

- А теперь у вас появилось желание прочитать текст?


Антиципация позволяет запустить процесс мотивации. Прогноз сюжета незнакомого текста повышает интерес к чтению: всегда хочется проверить прав ли я. Кроме того, данный прием акцентирует внимание на названии, помогая понять, что в художественном произведении нет ничего лишнего и название может намекнуть на сюжет, определить тему и основную мысль рассказа. Ребенок забегает мыслью вперед и превращается в соавтора.


2 этап. Работа с текстом во время чтения.


Цель – восприятие и понимание текста, создание его интерпретации. Под интерпретацией понимается истолкование и оценка текста.

Главная задача – обеспечить полноценное восприятие текста и понимание его содержания (фактуальной и подтекстовой информации).


1. Первичное чтение текста.

Самостоятельное чтение в классе или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся. Выявление первичного восприятия (с помощью беседы). Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.

2.Перечитывание чтения.

Объем текста, требующего подробного «медленного» чтения, определяет учитель с учетом художественной задачи текста и читательских возможностей детей. По ходу чтения проводится и словарная работа (объяснение и уточнение значений слов). В этом случае она становится мотивированной и интересной: ведь именно в ходе чтения становится понятно, какие слова нуждаются в толковании, а само слово толкуется в контексте, а не вне его.





3. Беседа по содержанию текста в целом, выборочное чтение.

Обсуждение читательских интерпретаций. Обобщение прочитанного.

1. Прочитайте текст самостоятельно. Проверьте свои предположения.(Приложение 1)

- Совпали ли ваши предположения о теме произведения, героях, развитии действий?


2.Перечитывание чтения.

Цель: провести глубокий анализ текста, обеспечивающий наиболее эффективное восприятие и понимание текста.

- Организация какой работы вызывает у педагогов затруднения на данном этапе работы с текстом?

(Использование приемов «Диалог с автором» и комментированное чтение)

К сожалению, очень многие читатели не владеют этими приемами. Задача педагога – помочь детям овладеть этими приемами.


- Что такое диалог с автором?

Диалог с автором – это естественная беседа с автором через текст.

- Как учить детей вести диалог с автором?

Способность, читая, вести диалог с автором через текст редко когда возникает самостоятельно. У большинства учащихся её необходимо формировать в процессе совместного чтения текста учителя с детьми. Это может происходить и во время первичного чтения, и во время перечитывания – всё зависит от особенностей текста.

При обучении учащихся вести диалог с автором следует соблюдать следующую последовательность действий:

1)Научить детей видеть в тексте авторские вопросы, прямые и скрытые.

Как правило, на подобные вопросы автор даёт прямые ответы. В любом случае эти вопросы требуют остановки походу чтения, обдумывания ответов-предположений и далее проверки их точности по ходу дальнейшего чтения.

2) Включать творческое воображение учащихся: по слову, детали, иной свёрнутой текстовой информации читатель прогнозирует, что случится дальше, как будут развиваться события, чем может закончиться этот эпизод (часть, всё произведение).

3) Научить учащихся задавать свои вопросы автору по ходу чтения.

Это вопросы, которые содержатся в тексте в скрытой форме: Чем это можно объяснить? Что из этого следует? Что сейчас случится? Почему именно так? Для чего? Кто такой? Возникающие вопросы опять – таки предполагают возникновение ответов – предположений и проверку себя по ходу чтения дальнейшего. Затруднение на данном этапе связано с нечетким пониманием того, что такое вопросы к автору. Не каждый вопрос к тексту можно назвать вопросом к автору.


4) Формировать у учащихся умение самостоятельно вести диалог с автором по ходу первичного чтения.

Г.Г. Граник предлагает при таком переходе от совместного обучающего чтения к чтению самостоятельному расставлять в тексте (в конце предложений)

Сигналы:

В вопрос к автору текста, возникающий после прочтения определенных фраз. Или обращение учителя к классу, побуждающее задать такой вопрос.

О – предложение ученикам спрогнозировать ответ на возникший вопрос к автору.

П – предложение ученикам проверить свои предположения после прочтения тех фрагментов текста, которые позволяют увидеть авторские ответы на возникшие вопросы.

З – зеркало (загляни в «волшебное зеркало», подумай, что случится дальше).

Проведём изучающее чтение вслух, используя приёмы: «диалог с автором», комментированное чтение, прогнозирование. Диалог с автором имеет условное обозначение – ребёнок с книгой. Дети используют волшебные палочки_- открывалочки (непрозрачные закладки, с помощью которых текст «открывается» по строчкам).



Практическая работа в группе по тексту.


Какие вопросы можно поставить к первым двум предложениям текста «На школьном дворе жила кудлатая собачонка. Её звали Двойка»


1) Почему собачонку звали Двойка?

2) Где жила собачонка?

3) Какая собачонка жила на школьном дворе?

4) Кто жил на школьном дворе?

5) Интересно, кто дал ей такую кличку?


Распределите вопросы на две группы:

- вопросы к тексту;

- вопросы к автору.


ПРОВЕРКА .

Вопросы к тексту:

1) Кто жил на школьном дворе?

2) Где жила собачонка?

3) Какая собачонка жила на школьном дворе?

Вопросык автору:

4) Почему собачонку звали Двойка?

5) Интересно, кто дал ей такую кличку?

Как правило, вопросы к автору носят подтекстовый, а не фактуальный характер – и это очевидно из примера. Учащиеся ответят на них, дочитав рассказ, но прямого, явного ответа они в тексте не найдут. Особенность подтекстовых вопросов в том, что они направлены на анализ текста и могут быть различными.



Чтение текста (1-2 предложения)

На школьном дворе жила кудлатая собачонка. Её звали Двойка.(ВО)

– Захотелось ли вам заговорить с текстом? Что вам интересно узнать?

(Почему собачонку звали Двойка?)

Поставьте карандашом буквы В и О после слова Двойка.

– А теперь предложите свои ответы на этот вопрос.

(Двойка – плохая отметка. Возможно, собачонка была тоже плохая и её никто не любил)

- Проверим себя, читая дальше.

По ходу «диалога с автором» проводим словарную работу.

1)Включаем творческое воображение учащихся.- Какой вы себе представляете собачонку?

2)Комментированное чтение кудлатая?: лохматая, патлатая, встрёпанная.


Чтение текста (3, 4 предложения).

За что ей дали такую кличку, никто не знал. Но малыши всё равно обижали её.(П)

– Это будет ответом на вопрос?

- Совпал он с вашими предположениями?

(Малыши не любили собачонку, обижали. Относились к ней также плохо, как к отметке двойка) Поставьте букву П.


Чтение текста (5-9 предложения).

Ax ты, негодная (никому не нужна) Двойка!.. Вот тебе!.. Вот тебе!..

В Двойку бросали камни, загоняли её в кусты. Она жалобно скулила.(просила о помощи) (З)

Включите воображение, представьте. - Какую картину вы увидели? Что будет дальше? Поставьте букву З.

Чтение текста (10-11 предложения).

Однажды учительница Мария Ивановна увидела это и сказала:(ВО)

– Задайте вопрос тексту. (Что она сказала?)

Поставьте буквы В и О.

- Придумайте свои ответы. (Нельзя так относиться к животным)

- Проверим себя, читая дальше.


Чтение текста (12-13 предложения).

Разве можно плохо относиться к собаке только за то, что у неё плохое имя? Мало ли кому на свете даны плохие имена. Ведь не по ним судят. (П)

– Это будет ответом на вопрос?

- Совпал он с вашими предположениями? Поставьте букву П

-Какой это вопрос авторский? (прямой).


Чтение текста (14-15 предложения).

Малыши смолкли. Задумались над этими словами.(ВО)

- Какой вопрос вы хотели бы задать тексту?

(Почему малыши смолкли после слов учительницы? О чем задумались?)

Поставьте буквы В и О.

- Спрогнозируйте ответ на возникший вопрос к тексту?

(Малыши задумались над тем, что плохо поступали)

Сравним ваши ответы с текстом, читая дальше.


Чтение текста (16-18 предложения).

А потом приласкали Двойку и угостили её, кто чем мог. Вскоре оказалось, что Двойка очень хорошая и понятливая собачонка. Её даже хотели назвать Пятёркой, но одна девочка сказала:(ВО)

- Какой вопрос вы хотели бы задать тексту? (Что сказала девочка?) Поставьте буквы В и О.

- Спрогнозируйте ответ на вопрос? (Собачонка не виновата в том, что ей дали такую кличку. Плохая, некрасивая кличка не значит, что и животное такое).


Чтение текста (19 предложения).

Ребята, разве дело в имени? (П)

– Это будет ответом на вопрос? Ваши ответы совпали с текстом?

Поставьте букву П


- Какие ошибки чаще всего допускает учитель при обучении диалогу с автором через текст?

1. Практика показала, что наибольшие затруднения учитель испытывает, определяя, насколько приём «погружения» в текст соответствует художественной задаче произведения, его особенностям.

В учебники по литературному чтению включено немало произведений, воздействующих в первую очередь на эмоции читателя, – здесь и без диалога все понятно. Не всегда уместен диалог и при чтении лирической зарисовки, миниатюры, приключенческого рассказа и т.д.

2. Часто при обучении диалогу (расстановка сигналов в тексте) происходит подмена скрытых вопросов к автору вопросами учителя, которые уместно задать при обобщающей беседе.

3. Оставляя сигналы в тексте, учитывайте, что не на любой вопрос уместно предлагать учащимся прогнозировать возможный ответ – иногда для этого не хватает текстовой информации.

- Что такое комментированное чтение?

Комментированное чтение – это чтение, сопровождающееся пояснением, толкованием текста в форме объяснений, рассуждений, предположений. Комментированное чтение используется преимущественно во время пречитывания текста, для того чтобы показать, каким мог бы быть наш диалог с автором, обеспечить погружение в текст.

- Как грамотно провести комментированное чтение?

Рекомендации:

1. Озвучивают текст дети, комментирует его учитель, который выступает в роли квалифицированного читателя.

2. Комментарий должен быть кратким и динамичным.

3. Комментарий не должен превращаться в беседу.

4. Вы комментируете текст в том месте, где действительно необходимо, а не только после того, как предложение или фрагмент дочитаны до конца. Это значит, что вы можете в любой момент прервать чтение ученика. Далеко не каждый текст требует подробного комментария. Разного по объёму и глубине комментария могут требовать разные фрагменты одного текста.

5. Прерывание чтения ученика должно быть естественно, для чего рекомендуется использовать следующие способы:

а) рефрен (повтор слова, словосочетания вслед за учеником), за которым следует сам комментарий или вопрос в особой форме, «свёрнутый»;

б) включение воображения учеников («Представьте себе …»);

в) сам вопрос, который формулируется не так, как во время беседы: он максимально «свёрнут», сжат («Догадались почему?»)

6. Предлагать ученикам семантизировать незнакомое слово (определить его значение из текста), а не торопиться обращаться сразу к толковому словарю, т.к. пауза может нарушить целостное восприятие текста и эмоциональную реакцию.


3 этап. Работа с текстом после чтения.


Цель – корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским смыслом.

Главная задача – обеспечить углубленное восприятие и понимание текста на уровне концептуальной информации.

1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту.

Педагог в ходе обобщающей беседы ставит концептуальный вопрос к тексту в целом. Результатом ответа на этот вопрос должно стать понимание авторского смысла.

2. Знакомство с писателем.

Рассказ взрослого о писателе и беседа с детьми о его личности рекомендуются после чтения произведения, а не до, поскольку именно после чтения эта информация ляжет на подготовленную почву: ребёнок сможет соотнести её с тем представлением о личности автора, которое у него сложилось в процессе чтения. Кроме того, грамотно построенный рассказ о писателе углубит понимание прочитанного произведения.

3. Работа с заглавием, иллюстрациями.

Повторное обращение к заглавию произведения и иллюстрациям. Беседа о смысле заглавия, о его связи с темой, авторским смыслом и т.д. Вопросы по иллюстрации: «Какой именно фрагмент текста проиллюстрировал художник (а может быть, это иллюстрация ко всему тексту в целом)? Точен ли художник в деталях? Совпадает ли его видение с вашим?»

  1. Выполнение творческих заданий, опирающихся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся.


Сформулируйте главный смысловой вопрос на этапе после чтения.

- Какова основная мысль автора? Концепт. (Ребята, разве дело в имени?..)

В ответе на этот вопрос содержится идея рассказа, к какому выводу подводит нас автор. (Нельзя, обижать кого-то, только из-за того, что у него плохое имя или оно кому-то не нравится).

-Какие творческие задания целесообразно предложить детям на этом этапе?

Главный критерий для выбора творческих заданий на данном этапе – это ориентир на наиболее активно включившуюся у детей в процессе чтения текста сферу читательской деятельности: эмоции, воображение, осмысление содержания, реакция на художественную форму.





Практическая работа в группах.


Задание. Каждой группе предложены виды творческих заданий.


Задача:

- определить, к какой сфере читательской деятельности они относятся;

- какое из творческих заданий целесообразно применить на уроке к тексту «Двойка». Почему?




Проверка. Сфера читательской деятельности



Виды творческих заданий

Сфера осмысления

содержания

выборочный и краткий пересказ, составление плана, рассказ о герое, постановка вопросов к тексту, ответы на вопросы

Сфера реакции на художественную форму




Эмоциональная сфера







Сфера воссоздающего и творческого воображения


рассказ-миниатюра с изменением героя

подробный художественный пересказ стилистический эксперимент

наблюдение над языком, ритмом, рифмой


рассказ о событии от другого лица,

выборочный и краткий пересказ, составление плана, рассказ о герое, постановка вопросов к тексту, ответы на вопросы


рассказ-миниатюра с изменением героя

подробный художественный пересказ стилистический эксперимент

наблюдение над языком, ритмом, рифмой


выразительное чтение, пересказ от лица героя, составление диафильма, чтение по ролям,

сопоставление произведения с другими видами искусства


творческий пересказ, драматизация,

иллюстрирование, инсценирование,

изготовление карт, схем, макетов


Конечно, подобное деление условно: ведь чтение по ролям, например, работает и на осмысление содержания, и на эмоциональную сферу, усиливает реакцию на художественную форму и т.д.

- От чего зависит выбор творческих заданий?

Выбор творческих заданий необходимо осуществлять в соответствии с концептуальными особенностями текста.

Педагог выбирает творческие задания, учитывая:

– художественные задачи текста (поучительная нравственная история);

– учебные задачи (например, если педагог сосредоточен на развитии устной речи, следует выбрать соответствующие задания);

особенности класса в целом и возможности отдельного ребёнка (проводить дифференцированную работу: дать творческие задания по группам, детям с художественными наклонностями предложить иллюстрирование, «музыкантам» – подобрать музыкальный ряд, детям с развитым чувством языка – подготовить устное словесное рисование).

Практика показала, что творчески раскрепощённые и эмоционально настроенные дети глубже чувствуют и понимают прочитанное.

«Никогда никакими силами вы не заставите читателя познать мир через скуку. Читать должно быть интересно» (А. Н. Толстой.)


Трудно вырастить интеллектуала с богатым внутренним миром и прекрасной душой, но благодаря знаниям, опыту, житейской мудрости учителю это удаётся.



Мы знаем: труд учителя не прост.

Учить учиться – трудная работа!

Детей вести через литературный мост

Рискнёт учитель в звании высшего пилота.

Одно с уверенностью можем мы сказать:

Своих порывов творческих не бойтесь,

Творите и детей учите создавать.

Пусть многое в профессии удаётся!

Мудрость объединяет в себе три составляющие, которые помогают нам в течение всей жизни - Вера, Надежда, Любовь.


- Я надеюсь, что вы получили полезную информацию и будете использовать в своей педагогической деятельности.

- Я желаю, чтобы у ваших учащихся каждая новая прочитанная книга была ступенькой к мудрости.


«Без высокой культуры чтения нет ни школы, ни подлинного умственного труда. Плохое чтение, как замазанное грязью окошко, через которое ничего не видно» В.А.Сухомлинский.

































Приложение 1


Двойка

Евгений Пермяк



На школьном дворе жила кудлатая собачонка. Её звали Двойка. (ВО) За что ей дали такую кличку, никто не знал. Но малыши всё равно обижали её. (П)

— Ax ты, негодная Двойка!.. Вот тебе!.. Вот тебе!..

В Двойку бросали камни, загоняли её в кусты. Она жалобно скулила.(З)

Однажды учительница Мария Ивановна увидела это и сказала: (ВО)

— Разве можно плохо относиться к собаке только за то, что у неё плохое имя? Мало ли кому на свете даны плохие имена. Ведь не по ним судят.(П)

Малыши смолкли. Задумались над этими словами. (ВО) А потом приласкали Двойку и угостили её, кто чем мог. Вскоре оказалось, что Двойка очень хорошая и понятливая собачонка. Её даже хотели назвать Пятёркой, но одна девочка сказала: (ВО)

— Ребята, разве дело в имени?.. (П)









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!