СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технология продуктивного обучения-путь к повышению качества образовательного процесса и развитию творческого потенциала личности обучающихся (из опыта работы)

Категория: Немецкий язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познание начинается с удивления – такова народная мудрость. Возникает ряд вопросов (как из такого маленького семечка вырастает такое огромное дерево? – пятиклассник рассматривает еловую шишку. И это не просто поверхностное любопытство, но очень глубокий внутренний вопрос). А как растёт этот человек? Что сокрыто внутри его? И что должен сделать учитель, чтобы сокрытое стало явным? Поиском ответов на эти вопросы вот уже 2 десятка лет занимаются педагоги-новаторы, раскрывая в ребёнке его творческое существо при изучении любого школьного предмета, в любом возрасте, в любой школе. 

Просмотр содержимого документа
«Технология продуктивного обучения-путь к повышению качества образовательного процесса и развитию творческого потенциала личности обучающихся (из опыта работы)»


МОУ „Учебно-воспитательный комплекс «Гармония» г ДОНЕЦКА“













Технология продуктивного обучения-

путь к повышению качества образовательного процесса

и развитию творческого потенциала

обучающихся

(из опыта работы)






Подготовила

учитель немецкого языка

МОУ УВК «Гармония»

Бабцева Нина Вадимовна,

высшая категория









Донецк, 2019


Технология продуктивного обучения

эвристическое обучение -

Познание начинается с удивления – такова народная мудрость. Возникает ряд вопросов (как из такого маленького семечка вырастает такое огромное дерево? – пятиклассник рассматривает еловую шишку. И это не просто поверхностное любопытство, но очень глубокий внутренний вопрос). А как растёт этот человек? Что сокрыто внутри его? И что должен сделать учитель, чтобы сокрытое стало явным?

Поиском ответов на эти вопросы вот уже 2 десятка лет занимаются педагоги-новаторы, раскрывая в ребёнке его творческое существо при изучении любого школьного предмета, в любом возрасте, в любой школе.

Школа свободного развития была организована в 1990 г. вместе с родителями и педагогами в пос. Черниголовка Московской области, а затем эксперимент развернулся в более чем 40 школах России и в других странах.

Сформировалась система – дидактическая эвристика, которая родилась из необходимости разработки теории технологии практической реализации идей свободного природосообразного образования, ориентированного на самореализацию детей и учителей.

Особенности данной системы.

Эвристическое обучение – это обучение через открытия, через собственное проникновение ученика в глубины природы или культуры. Такое обучение целостно, в нём происходит интеграция как объектов, так и способов познания.

Например, размышляя о времени как

- об исторической категории,

- физическом понятии,

- религиозном символе,

ученик постигает единый первый смысл времени, его синтетическую сущность. При изучении одного и того же объекта, ученики применяют не только естественнонаучные, но и гуманитарные, эмоционально-образные и даже метафизические способы познания. Разные научные способы обучения (к одному объекту) расширяют границы познаваемого, формируют пространственный стиль мышления и чувствования.

Лишь после собственных гипотез, сочинений, рисунков и т. д. учащиеся знакомятся с культурно-историческими аналогами.

Такой подход ставит ученика в одну шеренгу с великими умами, позволяет приходить к вечным истинам своим путём. Эвристическое обучение личностно, поскольку предполагает не столько изучение, сколько проживание учеником явлений природы и культуры в собственном творчестве.

Нет никаких ограничений в конструировании в любой образовательной области. Любой вопрос базовой учебной программы по любому предмету может быть рассмотрен с позиций детского творчества, организуемого педагогом как в начальной школе, так и в старшей.

Эвристика (heurisko) от греческого «отыскиваю», «нахожу», «открываю». Связывают с системой словесного обучения Сократа (469-399). «Ничьё мнение не бывает ложным…» (право ученика не просто на ошибку, а на знание, которое считается ошибочным с чьей-либо точки зрения, например, с точки зрения учителя).

Объектом познавательной деятельности в эвристическом обучении являются не только проблемы и задачи, но и сами учащиеся, их индивидуальный личностный потенциал, креативные, когнитивные, рефлексивные и др. процедуры и виды деятельности.

Эвристическое обучение отличается от развивающего (авт. В. В. Давыдов, Л.В. Занков) качественно новой задачей: развитием не только учеников, но и траектории его образования, включая развитие целей, технологий, содержания образования.

Психологической основой эвристического обучения являются научные представления о природе творчества ребёнка, его личностных качествах, которые определяют и обуславливают продуктивную образовательную деятельность. Учёные назвали такую способность креативностью. Креативность является основной, но не единственной способностью, которая обеспечивает эвристическую образовательную деятельность. Поскольку в результате творчества у ученика непременно происходит процесс познания, то вместе с креативной деятельностью осуществляется когнитивная (познавательная) деятельность. А для того, чтобы обе имели успех (результат), необходима организационная деятельность, осуществляемая на основе таких особенностей, как целеполагание, целеустремлённость, планирование, самоопределение, рефлексия и др..

При осуществлении 3-х основных видов деятельности :

1) познание объектов окружающего мира и имеющихся сведений о нём;

2) создание личностного продукта образования как эквивалента собственного образовательного приращения;

3) самоорганизации предыдущих видов деятельности – познания и созидания, ученик проявляет соответствующие им качества личности:

1) когнитивные,

2) креативные,

3) методологические (оргдеятельностные).

Перечисленные ниже качества могут служить основой для планирования, организации и контроля эффективности обучения эвристического типа.

Креативные качества:

- эмоционально-образные: вдохновлённость, эмоциональный подъём, образность, ассоциативность, воображение, фантазия, мечтательность, чувство новизны и необычного, способность к эмпатии, знакотворчество, символотворчество и т. д.;

- инициативность, своеобразность, неординарность, нестандартность, самобытность и т. д.;

- раскованность мыслей, чувств и движений;

- умение вести диалог с изучаемым объектом, выбирать методы познания;

- прогностичность, формулирование гипотез, конструирование версий, закономерностей, формул, теорий, владение нелогическими эвристическими процедурам : интуиция, медитация, инсайт;

- наличие опыта реализации наиболее творческих своих способностей в форме выполнения и защиты творческих работ, участия в конкурсах, олимпиадах и др..

Когнитивные качества:

- физиологические качества: умение видеть, слышать, осязать, чувствовать изучаемый объект с помощью обоняния, вкуса, развитая работоспособность, энергетика, сообразительность, осмысленность, обоснованность, аналитичность, синтетичность, способность находить аналогии, использовать различные формы доказательств, увлечённость;

- пытливость, проницательность, склонность к эксперименту, умение задавать вопросы, умение самоопределяться в ситуациях выбора;

- умение понимать и оценить иную точку зрения, вступить в содержательный диалог или спор;

- наличие личностного понимания смысла каждого из изучаемых учебных предметов, владение базовыми знаниями, умениями и навыками; ориентация в фундаментальных проблемах изучаемых наук;

- способность воплощения добываемых знаний в духовные, материальные и деятельностные формы и др.

Оргдеятельностные (методологические) качества:- знание учеником своих индивидуальных способностей, черт характера, оптимальных темпов и форм занятий каждым учебным предметом;

- умение поставить учебную цель в заданной области знаний, составить плен её достижения, получить и осознать свой результат, сравнить его с аналогичными результатами одноклассников;

- владение навыками коррекции способов деятельности, гибкость и вариативность действий;

- владение методами рефлексивного мышления, умение выстраивать планы на будущее, самоанализ, самооценка;

- автономность, умение «держать удар», решительность, коммуникабельность;

- способность организовать творчество других; совместное с другими учениками познание и генерация идей, умение организовать мозговой штурм, участвовать в нём, сравнение и сопоставление идей, спор, дискуссия и др.

Все эти качества взаимосвязаны и составляют эвристическую способность учащегося, которая направлена на создание им новых образовательных продуктов.

В данной образовательной технологии широко распространено понятие одарённость и талант. И творческая самореализация учащегося определяется его одарённостью и талантом. (А каждый нормальный ребёнок, по мнению большинства учёных, одарённый).

Эвристическое обучение имеет также основные принципы

  1. Принцип личностного целеполагания ученика.

  2. Принцип выбора индивидуальной образовательной траектории ( свобода выбора образовательной траектории, свобода творческого самовыражения.

  3. Принцип метапредметных основ содержания образования («мета» - стоящее «за»).

  4. Принцип продуктивности обучения ( к известному идёт приращение нового).

  5. Принцип ситуативности обучения.

  6. Принцип образовательной рефлексии и др. (рефлексивный самоанализ). Формы образовательной рефлексии: устное обсуждение, анкетирование, графическое изображение происходящих изменений.

Рефлексивные ученические записи – бесценный материал для контроля и коррекции образовательной деятельности: УВП

Эвристической обучающей деятельности соответствуют понятия «познание», «исследование», «создание», «сочинение», «составление», «разработка» и т. п.. При традиционном обучении: изучение, усвоение, познание, т. е. формирование ЗУН, а не деятельность.

Методы эвристического обучения:

  1. Когнитивные (методы познания):

    • метод вживания (опирается на эмпатию, «чувствование» человека в состояние объекта);

    • метод смыслового видения (какова причина этого объекта, каково его происхождение, как он устроен, почему он такой , а не другой) физическое зрение + пытливо настроенный разум позволяют понять (увидеть) первопричину объекта, заключённую в нём идею, первый смысл, т. е. внутреннюю сущность объекта;

    • метод образного видения (эмоционально-образное исследование объекта: например, на что похожа горящая свеча;

    • метод символического видения (находит связь между объектом и символом: например, свет – символ добра, голубь – символ мира и т. д.;

    • метод эвристических вопросов (авт. древнеримский педагог и оратор Квинтилиан): 7 ключевых вопросов: кто? что? зачем? где? чем? как? когда? + парные сочетания : как-когда? и др.;

    • метод сравнения;

    • метод эвристического наблюдения;

    • метод фактов;

    • метод эвристического исследования (идёт по особому плану: цели исследования – план работы – факты об объекте – опыты, рисунки опытов, новые факты – возникающие вопросы и проблемы – версии ответов, гипотезы – рефлексивные суждения, осознанные способы деятельности – и результаты – выводы;

    • метод конструирования понятий, правил;

    • метод гипотез (что будет, если…);

    • метод ошибок (ошибка рассматривается как источник противоречий, исключений из правил , новых знаний) и др..

Креативные методы

  • метод придумывания

  • метод «если бы…»

  • метод агглютинации (соединить не соединяемые в реальности качества, свойства объекта и изобразить: например: горячий снег, сладкую соль, мяукающую собаку т. п.);

  • «мозговой штурм» (авт. А. Ф. Осборн). Есть правила «мозговой атаки», его должны знать ученики ( А. В. Хуторской. Развитие одарённости школьников. – Гуманит. издат. центр, 2000);

  • и др.

Методы оргдеятельного типа

  • методы ученического целеполагания;

  • методы ученического планирования;

  • методы создания образовательных программ учеников;

  • методы нормотворчества (составление, например, инструкций «Как произнести слово», «Как решать задачу» и т. п., формулирование правил и законов);

  • методы самоорганизации обучения;

  • методы взаимообучения;

  • метод рецензий (создаются для учеников спецрецензионные опорные схемы: схема рецензии устного выступления, схема рецензии текста учебника, книги или статьи, - видно или кинофильма и т. п.);

  • метод проектов (имеются особые требования, с. 147-148 (там же));

Типы уроков в системе эвристического обучения

- уроки креативного типа : урок-диалог, дискуссия, диспут, эвристическая беседа, поисковый урок, урок моделирования, изобретательства, технического (научного, художественного…) творчества, деловая игра, урок наоборот (ученик в роли учителя; сначала зачёт по теме, а потом её изучение), урок в школе будущего, урок защиты творческих работ, урок творческого обобщения и т. п..

Уроки когнитивного типа

- урок-концерт, урок-наблюдение, лабораторный урок, урок конструирования понятий (правил, гипотез, теорий, картины мира), урок работы с культурно-историческими аналогами, философский урок,

метапредметный урок

- уроки оргдеятельного типа: уроки целеполагания, норматворчества, разработки и защиты ИОП; урок-проект, урок рецензирования, взаимоконтроля, самооценки, урок-выставка, урок-зачёт и т. п..

Выделенные типы уроков позволяют строить технологию обучения.

В системе эвристического обучения проводятся также творческие недели (это особые недели «погружения». По всей школе идёт одновременно. Ученики выполняют и защищают творческие работы по выбранной ими теме).

Образовательная продукция делится на 3 основных вида:

предметная (по традиционным учебным курсам): сочинение, сказка, составленная задача, поделка, символ, игра, викторина и т. п.); презентация видеоролика

    • метапредметная: (выходящая за рамки одного предмета): результат какого-то исследования учеником;

презентация исследования

    • методологическая: описанная учеником методика познания, а также разработанная индивидуальная образовательная программа, план индивидуальной самостоятельной работы, анализ учебной деятельности, рецензия, отзыв.

.Ученики, участвующие в творческих неделях, нигогда не забывают достигнутых результатов. Творчество занимает всё большее место в их учёбе.

Иначе проводятся эвристические олимпиады (в отличие от традиционных предметных) она может проводиться дистанционно, с помощью сети Интернет.

Примеры номинаций и заданий эвристической олимпиады для начальной школы:

Номинации:

«Познай себя», «Феномен», «Знак», «Символ», «Исследование», «Сочинение» (Представь, что ты гора. Напиши рассказ от её имени), «Будущее» и т. п..

Для старшего возраста:

«Незнание – сила» (что я не знаю о точке), «Идея» (окружающие нас вещи можно применять не только по их прямому назначению. Придумайте и запишите как можно больше способов использования CD-ROM диска) и т. п..

Личный уровень развития у учащихся личных качеств определяется на основе сравнения результатов их диагностики в начале и конце учебного года. Разработаны спецметодики мониторинга (см. с. 297-315, там же).


Заключение

Опыт применения эвристического обучения в школах показывает, что самостоятельно добываемые учениками знания усваиваются лучше. Легче решается проблема мотивации. Сами ученики выбирают продуктивный стиль обучения, поскольку делать что-то самим интереснее, чем заучивать то, что предлагается. Эмоциональный комфорт в классе сопровождает весь процесс эвристического познания.

Наиболее приемлемым для учителей есть путь частичного включения отдельных элементов эвристического познания в УВП.

Педагогические заповеди

  1. Прими всё то, что есть в ребёнке как естественное, сообразное его природе, даже если это не соответствует твоим понятиям.

  2. Приняв все проявления ребёнка, как положительные, так и отрицательные, сопроводи его позитивную самореализацию.

  3. Старайся ничему не учить ребёнка напрямую. Учись сам.

  4. Ищи истину вместе с детьми.

  5. Искренне восхищайся всем красивым, что видишь вокруг.

  6. Ничего не делай просто так. Если ты с детьми, то ты учитель в любой момент времени.

  7. Считай своим осознанным педагогическим методом осознанное наблюдение за ребёнком. Всё, что делает или не делает, есть внешнее выражение его внутренней сущности. Будь «переводчиком» всех его поступков и работ. Обсуждай с ним его успехи и проблемы. Даже делая это без него, ты будешь помогать ему. (Фрагменты открытых уроков и мероприятий, обсуждение с коллегами)


Литература

1. Хуторской А. В. Развитие одарённости школьников. Методика продуктивного обучения. – М.: «Владос», 2000.

2 Бабцева Н В Методы и приемы развития интеллектуально- познавательных и творческих способностей учащихся./ Научно- методический журнал „Німецька мова в школі“- Х.: „Основа“, 2012 – N. 11- c. 2







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!