МОУ „Учебно-воспитательный комплекс «Гармония» г ДОНЕЦКА“
Технология продуктивного обучения-
путь к повышению качества образовательного процесса
и развитию творческого потенциала
обучающихся
(из опыта работы)
Подготовила
учитель немецкого языка
МОУ УВК «Гармония»
Бабцева Нина Вадимовна,
высшая категория
Донецк, 2019
Технология продуктивного обучения
– эвристическое обучение -
Познание начинается с удивления – такова народная мудрость. Возникает ряд вопросов (как из такого маленького семечка вырастает такое огромное дерево? – пятиклассник рассматривает еловую шишку. И это не просто поверхностное любопытство, но очень глубокий внутренний вопрос). А как растёт этот человек? Что сокрыто внутри его? И что должен сделать учитель, чтобы сокрытое стало явным?
Поиском ответов на эти вопросы вот уже 2 десятка лет занимаются педагоги-новаторы, раскрывая в ребёнке его творческое существо при изучении любого школьного предмета, в любом возрасте, в любой школе.
Школа свободного развития была организована в 1990 г. вместе с родителями и педагогами в пос. Черниголовка Московской области, а затем эксперимент развернулся в более чем 40 школах России и в других странах.
Сформировалась система – дидактическая эвристика, которая родилась из необходимости разработки теории технологии практической реализации идей свободного природосообразного образования, ориентированного на самореализацию детей и учителей.
Особенности данной системы.
Эвристическое обучение – это обучение через открытия, через собственное проникновение ученика в глубины природы или культуры. Такое обучение целостно, в нём происходит интеграция как объектов, так и способов познания.
Например, размышляя о времени как
- об исторической категории,
- физическом понятии,
- религиозном символе,
ученик постигает единый первый смысл времени, его синтетическую сущность. При изучении одного и того же объекта, ученики применяют не только естественнонаучные, но и гуманитарные, эмоционально-образные и даже метафизические способы познания. Разные научные способы обучения (к одному объекту) расширяют границы познаваемого, формируют пространственный стиль мышления и чувствования.
Лишь после собственных гипотез, сочинений, рисунков и т. д. учащиеся знакомятся с культурно-историческими аналогами.
Такой подход ставит ученика в одну шеренгу с великими умами, позволяет приходить к вечным истинам своим путём. Эвристическое обучение личностно, поскольку предполагает не столько изучение, сколько проживание учеником явлений природы и культуры в собственном творчестве.
Нет никаких ограничений в конструировании в любой образовательной области. Любой вопрос базовой учебной программы по любому предмету может быть рассмотрен с позиций детского творчества, организуемого педагогом как в начальной школе, так и в старшей.
Эвристика (heurisko) от греческого «отыскиваю», «нахожу», «открываю». Связывают с системой словесного обучения Сократа (469-399). «Ничьё мнение не бывает ложным…» (право ученика не просто на ошибку, а на знание, которое считается ошибочным с чьей-либо точки зрения, например, с точки зрения учителя).
Объектом познавательной деятельности в эвристическом обучении являются не только проблемы и задачи, но и сами учащиеся, их индивидуальный личностный потенциал, креативные, когнитивные, рефлексивные и др. процедуры и виды деятельности.
Эвристическое обучение отличается от развивающего (авт. В. В. Давыдов, Л.В. Занков) качественно новой задачей: развитием не только учеников, но и траектории его образования, включая развитие целей, технологий, содержания образования.
Психологической основой эвристического обучения являются научные представления о природе творчества ребёнка, его личностных качествах, которые определяют и обуславливают продуктивную образовательную деятельность. Учёные назвали такую способность креативностью. Креативность является основной, но не единственной способностью, которая обеспечивает эвристическую образовательную деятельность. Поскольку в результате творчества у ученика непременно происходит процесс познания, то вместе с креативной деятельностью осуществляется когнитивная (познавательная) деятельность. А для того, чтобы обе имели успех (результат), необходима организационная деятельность, осуществляемая на основе таких особенностей, как целеполагание, целеустремлённость, планирование, самоопределение, рефлексия и др..
При осуществлении 3-х основных видов деятельности :
1) познание объектов окружающего мира и имеющихся сведений о нём;
2) создание личностного продукта образования как эквивалента собственного образовательного приращения;
3) самоорганизации предыдущих видов деятельности – познания и созидания, ученик проявляет соответствующие им качества личности:
1) когнитивные,
2) креативные,
3) методологические (оргдеятельностные).
Перечисленные ниже качества могут служить основой для планирования, организации и контроля эффективности обучения эвристического типа.
Креативные качества:
- эмоционально-образные: вдохновлённость, эмоциональный подъём, образность, ассоциативность, воображение, фантазия, мечтательность, чувство новизны и необычного, способность к эмпатии, знакотворчество, символотворчество и т. д.;
- инициативность, своеобразность, неординарность, нестандартность, самобытность и т. д.;
- раскованность мыслей, чувств и движений;
- умение вести диалог с изучаемым объектом, выбирать методы познания;
- прогностичность, формулирование гипотез, конструирование версий, закономерностей, формул, теорий, владение нелогическими эвристическими процедурам : интуиция, медитация, инсайт;
- наличие опыта реализации наиболее творческих своих способностей в форме выполнения и защиты творческих работ, участия в конкурсах, олимпиадах и др..
Когнитивные качества:
- физиологические качества: умение видеть, слышать, осязать, чувствовать изучаемый объект с помощью обоняния, вкуса, развитая работоспособность, энергетика, сообразительность, осмысленность, обоснованность, аналитичность, синтетичность, способность находить аналогии, использовать различные формы доказательств, увлечённость;
- пытливость, проницательность, склонность к эксперименту, умение задавать вопросы, умение самоопределяться в ситуациях выбора;
- умение понимать и оценить иную точку зрения, вступить в содержательный диалог или спор;
- наличие личностного понимания смысла каждого из изучаемых учебных предметов, владение базовыми знаниями, умениями и навыками; ориентация в фундаментальных проблемах изучаемых наук;
- способность воплощения добываемых знаний в духовные, материальные и деятельностные формы и др.
Оргдеятельностные (методологические) качества:- знание учеником своих индивидуальных способностей, черт характера, оптимальных темпов и форм занятий каждым учебным предметом;
- умение поставить учебную цель в заданной области знаний, составить плен её достижения, получить и осознать свой результат, сравнить его с аналогичными результатами одноклассников;
- владение навыками коррекции способов деятельности, гибкость и вариативность действий;
- владение методами рефлексивного мышления, умение выстраивать планы на будущее, самоанализ, самооценка;
- автономность, умение «держать удар», решительность, коммуникабельность;
- способность организовать творчество других; совместное с другими учениками познание и генерация идей, умение организовать мозговой штурм, участвовать в нём, сравнение и сопоставление идей, спор, дискуссия и др.
Все эти качества взаимосвязаны и составляют эвристическую способность учащегося, которая направлена на создание им новых образовательных продуктов.
В данной образовательной технологии широко распространено понятие одарённость и талант. И творческая самореализация учащегося определяется его одарённостью и талантом. (А каждый нормальный ребёнок, по мнению большинства учёных, одарённый).
Эвристическое обучение имеет также основные принципы
Принцип личностного целеполагания ученика.
Принцип выбора индивидуальной образовательной траектории ( свобода выбора образовательной траектории, свобода творческого самовыражения.
Принцип метапредметных основ содержания образования («мета» - стоящее «за»).
Принцип продуктивности обучения ( к известному идёт приращение нового).
Принцип ситуативности обучения.
Принцип образовательной рефлексии и др. (рефлексивный самоанализ). Формы образовательной рефлексии: устное обсуждение, анкетирование, графическое изображение происходящих изменений.
Рефлексивные ученические записи – бесценный материал для контроля и коррекции образовательной деятельности: УВП
Эвристической обучающей деятельности соответствуют понятия «познание», «исследование», «создание», «сочинение», «составление», «разработка» и т. п.. При традиционном обучении: изучение, усвоение, познание, т. е. формирование ЗУН, а не деятельность.
Методы эвристического обучения:
Когнитивные (методы познания):
метод вживания (опирается на эмпатию, «чувствование» человека в состояние объекта);
метод смыслового видения (какова причина этого объекта, каково его происхождение, как он устроен, почему он такой , а не другой) физическое зрение + пытливо настроенный разум позволяют понять (увидеть) первопричину объекта, заключённую в нём идею, первый смысл, т. е. внутреннюю сущность объекта;
метод образного видения (эмоционально-образное исследование объекта: например, на что похожа горящая свеча;
метод символического видения (находит связь между объектом и символом: например, свет – символ добра, голубь – символ мира и т. д.;
метод эвристических вопросов (авт. древнеримский педагог и оратор Квинтилиан): 7 ключевых вопросов: кто? что? зачем? где? чем? как? когда? + парные сочетания : как-когда? и др.;
метод сравнения;
метод эвристического наблюдения;
метод фактов;
метод эвристического исследования (идёт по особому плану: цели исследования – план работы – факты об объекте – опыты, рисунки опытов, новые факты – возникающие вопросы и проблемы – версии ответов, гипотезы – рефлексивные суждения, осознанные способы деятельности – и результаты – выводы;
метод конструирования понятий, правил;
метод гипотез (что будет, если…);
метод ошибок (ошибка рассматривается как источник противоречий, исключений из правил , новых знаний) и др..
Креативные методы
метод придумывания
метод «если бы…»
метод агглютинации (соединить не соединяемые в реальности качества, свойства объекта и изобразить: например: горячий снег, сладкую соль, мяукающую собаку т. п.);
«мозговой штурм» (авт. А. Ф. Осборн). Есть правила «мозговой атаки», его должны знать ученики ( А. В. Хуторской. Развитие одарённости школьников. – Гуманит. издат. центр, 2000);
и др.
Методы оргдеятельного типа
методы ученического целеполагания;
методы ученического планирования;
методы создания образовательных программ учеников;
методы нормотворчества (составление, например, инструкций «Как произнести слово», «Как решать задачу» и т. п., формулирование правил и законов);
методы самоорганизации обучения;
методы взаимообучения;
метод рецензий (создаются для учеников спецрецензионные опорные схемы: схема рецензии устного выступления, схема рецензии текста учебника, книги или статьи, - видно или кинофильма и т. п.);
метод проектов (имеются особые требования, с. 147-148 (там же));
Типы уроков в системе эвристического обучения
- уроки креативного типа : урок-диалог, дискуссия, диспут, эвристическая беседа, поисковый урок, урок моделирования, изобретательства, технического (научного, художественного…) творчества, деловая игра, урок наоборот (ученик в роли учителя; сначала зачёт по теме, а потом её изучение), урок в школе будущего, урок защиты творческих работ, урок творческого обобщения и т. п..
Уроки когнитивного типа
- урок-концерт, урок-наблюдение, лабораторный урок, урок конструирования понятий (правил, гипотез, теорий, картины мира), урок работы с культурно-историческими аналогами, философский урок,
метапредметный урок
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/04/24/s_5cc011ce63ecf/1146305_1.jpeg)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/04/24/s_5cc011ce63ecf/1146305_2.jpeg)
- уроки оргдеятельного типа: уроки целеполагания, норматворчества, разработки и защиты ИОП; урок-проект, урок рецензирования, взаимоконтроля, самооценки, урок-выставка, урок-зачёт и т. п..
Выделенные типы уроков позволяют строить технологию обучения.
В системе эвристического обучения проводятся также творческие недели (это особые недели «погружения». По всей школе идёт одновременно. Ученики выполняют и защищают творческие работы по выбранной ими теме).
Образовательная продукция делится на 3 основных вида:
предметная (по традиционным учебным курсам): сочинение, сказка, составленная задача, поделка, символ, игра, викторина и т. п.);
презентация видеоролика
презентация исследования
методологическая: описанная учеником методика познания, а также разработанная индивидуальная образовательная программа, план индивидуальной самостоятельной работы, анализ учебной деятельности, рецензия, отзыв.
.Ученики, участвующие в творческих неделях, нигогда не забывают достигнутых результатов. Творчество занимает всё большее место в их учёбе.
Иначе проводятся эвристические олимпиады (в отличие от традиционных предметных) она может проводиться дистанционно, с помощью сети Интернет.
Примеры номинаций и заданий эвристической олимпиады для начальной школы:
Номинации:
«Познай себя», «Феномен», «Знак», «Символ», «Исследование», «Сочинение» (Представь, что ты гора. Напиши рассказ от её имени), «Будущее» и т. п..
Для старшего возраста:
«Незнание – сила» (что я не знаю о точке), «Идея» (окружающие нас вещи можно применять не только по их прямому назначению. Придумайте и запишите как можно больше способов использования CD-ROM диска) и т. п..
Личный уровень развития у учащихся личных качеств определяется на основе сравнения результатов их диагностики в начале и конце учебного года. Разработаны спецметодики мониторинга (см. с. 297-315, там же).
Заключение
Опыт применения эвристического обучения в школах показывает, что самостоятельно добываемые учениками знания усваиваются лучше. Легче решается проблема мотивации. Сами ученики выбирают продуктивный стиль обучения, поскольку делать что-то самим интереснее, чем заучивать то, что предлагается. Эмоциональный комфорт в классе сопровождает весь процесс эвристического познания.
Наиболее приемлемым для учителей есть путь частичного включения отдельных элементов эвристического познания в УВП.
Педагогические заповеди
Прими всё то, что есть в ребёнке как естественное, сообразное его природе, даже если это не соответствует твоим понятиям.
Приняв все проявления ребёнка, как положительные, так и отрицательные, сопроводи его позитивную самореализацию.
Старайся ничему не учить ребёнка напрямую. Учись сам.
Ищи истину вместе с детьми.
Искренне восхищайся всем красивым, что видишь вокруг.
Ничего не делай просто так. Если ты с детьми, то ты учитель в любой момент времени.
С
читай своим осознанным педагогическим методом осознанное наблюдение за ребёнком. Всё, что делает или не делает, есть внешнее выражение его внутренней сущности. Будь «переводчиком» всех его поступков и работ. Обсуждай с ним его успехи и проблемы. Даже делая это без него, ты будешь помогать ему. (Фрагменты открытых уроков и мероприятий, обсуждение с коллегами)
Литература
1. Хуторской А. В. Развитие одарённости школьников. Методика продуктивного обучения. – М.: «Владос», 2000.
2 Бабцева Н В Методы и приемы развития интеллектуально- познавательных и творческих способностей учащихся./ Научно- методический журнал „Німецька мова в школі“- Х.: „Основа“, 2012 – N. 11- c. 2