Технология проектного обучения
Гурьянова Любовь Евгеньевна
Учитель начальных классов
Проектная деятельность как инновационная технология в системе современных подходов к обучению
- В качестве предмета исследования выделена проектная технология, как одна из инновационных образовательных технологий, выделяющаяся среди других современных подходов к обучению. Проектный подход к обучению уже доказал свою эффективность в системе современного образования и начинает применяться все активнее в обучении разных уровней образовательной системы. Авторы показывают алгоритм и особенности встраивания проектной технологии обучения в образовательный процесс, раскрывают ее содержание и выделяют важные эффекты ее применения при изучении отдельных предметов или формирования самостоятельных метапредметных образовательных результатов. Здесь же делаются выводы об эффективности применения проектных технологий обучения в современном образовательном процессе.
- Ключевые слова: подходы к обучению; педагогические технологии; проектная технология обучения; учебный проект; образовательные результаты; компетенции
Технология проектного обучения возникла в начале прошлого столетия в США. Первоначально она была известна под названием «метод проектов» и (или) «метод проблем». Автором этого метода был американский философ и педагог Джон Дьюи. В дальнейшем метод разрабатывался его учеником Уильямом Хердом Килпатриком
Концептуальные положения теории Джона Дьюи
- Ребенок в онтогенезе повторяет путь человечества в познании.
- Усвоение знаний есть спонтанный неуправляемый процесс.
- Ребенок усваивает материал благодаря возникшей у него потребности в знаниях и являясь активным субъектом своего обучения.
Условия успешности обучения по Дьюи
Проблематизация учебного материала
Активность ребенка
Связь обучения с жизнью ребенка, игрой, трудом
Недостатки
Недооценка теоретических знаний и дедуктивного метода в познании
Переоценка роли спонтанного интереса и систематизирующих способностей у ребенка
В справочной литературе «метод проектов» определяется как система обучения, в которой знания и умения учащиеся приобретают в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов». Исследователи чаще всего определяют метод проектов именно как систему обучения, направленную не только на приобретение базовых знаний, умений и навыков, но и на развитие творческих способностей и формирование интеллектуальных возможностей в процессе разрешения проблемных ситуаций (Н.В. Матяш, В.Д. Симоненко, Н.Г. Сергеева и др.).
В основе метода проектов при обучении лежит развитие, в первую очередь, познавательных интересов, а реализация проекта всегда предполагает наличие конкретного значимого результата, который применим на практике. Практическая направленность проектов очень важна, так как учащиеся могут использовать свои разработки в будущей профессиональной деятельности.
Проектное обучение развивает одну из самых важных в социальном взаимодействии компетенций – навыки групповой работы, что является одним из самых слабых навыков обучающихся в России. Поскольку навыки групповой работы являются важным компонентом практически всех видов деятельности человека, то их формирование необходимо осуществлять целенаправленно в процессе обучения на любой его ступени, от дошкольного образования до высшего и послевузовского. Это требует наличия специальных организационных мероприятий и педагогического воздействия на процесс становления навыков коллективного взаимодействия, как факторов развития готовности обучающегося к активной адаптации в социуме и профессиональной успешности.
Конышева А.В. считает главными целями проектного обучения следующие:
-демонстрация исследовательского опыта, приобретенного в процессе обучения;
- мотивация личного интереса к проблеме исследования;
- создание условий для активного развития личности;
- создание условий для самостоятельного мышления;
- формирование умения работать в коллективе;
- развитие навыков самостоятельного поиска информации и т.д.
Для того чтобы проектное обучение было реализовано в системе образования в полной мере необходимо соблюдение таких требований и принципов как:
-проект должен быть включен в воспитательную и образовательную системы;
-перед учащимися должны стоять реальные проблемы;
-деятельность учащихся должна быть целесообразной;
- работа учащихся должна быть активной, осмысленной, самостоятельной; - проект должен быть структурирован (с указанием ожидаемых результатов на каждом этапе).
Для эффективного формирования навыков проектной групповой работы, необходимо создание в образовательной организации специальной образовательной среды, которая структурно и содержательно должна включать интегрированное учебно-мотивационное, воспитательное и развивающее пространство. Учебное пространство обеспечивает преимущественно формирование когнитивного компонента. Мотивационное пространство обеспечивает формирование мотивационного компонента и включает в себя различные формы коммуникации и внешней оценки деятельности обучающихся. Воспитательное пространство целесообразно определять как совокупность окружающих обучающихся социально-ценностных и значимых ситуаций, обстоятельств, событий, содействующих формированию проектных компетенций. Развивающее пространство включает в себя деятельность, способствующую стимулированию познавательной активности обучающихся, посредством их участия в работе над коллективными проектами. Участие в такой деятельности обеспечивает переход от усвоения теоретических знаний к их практическому
применению.
Не прибегая к детальному анализу традиционных методов организации учебного
процесса, заметим, что решать поставленные выше проблемы, на наш взгляд, целесообразно
путем внедрения в учебный процесс активных методов обучения на базе проектной технологии обучения. Именно такие методы обучения способствуют: эффективному усвоению знаний;
позволяют решать задачи перехода от простого накопления знаний к созданию механизмов
самостоятельного поиска и навыков исследовательской деятельности; формируют ценностные
ориентации личности; повышают познавательную активность; развивают творческие
способности; создают дидактические и психологические условия, способствующие
проявлению активности студентов и формированию проектной компетентности и навыка.
Таким образом, проектная технология требует последовательного поиска решения проблемы (задачи) Последовательность действий такова:
Ожидаемый результат - краткое описание любого объекта; разработки каких-либо механизмов, макетов, схем, компьютерных программ; характеристика конкретной деятельности по благоустройству окружающей среды, обслуживанию отдельных специальных групп населения, сохранению и рациональному использованию природных ресурсов и др.
КАКИЕ БЫВАЮТ ПРОЕКТЫ?
Проекты классифицируют по определенным признакам:
1) по количеству учащихся: а) индивидуальные б) групповые (парные, звеньевые, бригадные) 2) по содержанию и привязке к учебным дисциплинам: а) монопредметные б) межпредметные в) надпредметные 3) по продолжительности: а) краткосрочные (мини-проекты: от 1 до 3 уроков - неделя) б) среднесрочные (от 1 до 4 недель) в) долгосрочные (от 4 недель до 1 года)
4) по доминирующему виду деятельности: а) информационные предполагают сбор, обработку и анализ информации к какой-либо учебной проблеме; поиск информации, ее обобщение, ранжирование, структурирование и представление в виде реферата, доклада, таблицы, логической схемы, графиков и видеоматериалов б) исследовательские моделирование ситуаций реального научного поиска на основе его логики и структуры; определение проблемы, темы, объекта, цели, задач, гипотезы, методов, этапов, новизны, практической значимости исследования; представление результата в виде отчета исследовательской работы в) творческие создание ситуаций для развития творческих способностей; представление результатов в виде сценария, выпуска газеты, радиопередачи, видеофильма, выставки
5) по характеру контактов: а) внутриклассные б) внутришкольные в) региональные (в пределах одной страны) г) международные
6) ценностно-ориентированные: а) экологические б) социальные в) культурологические г) экономические д) политические е) технологические ж) смешанные
Этапы работы над проектом
1-й этап – погружение в проект.
Учитель формулирует проблемную ситуацию, проблему проекта, цель и задачи.
Ученики осуществляют личностное присвоение проблемы, вживание в ситуацию, принятие, уточнение и конкретизацию цели и задач.
2 этап – организация деятельности
Учитель организует деятельность – предлагает организовать группы, распределить роли в группах, спланировать деятельность по решению задач проекта, возможные формы презентации материала.
Ученики осуществляют разбивку на группы, распределение ролей в группе, планирование работы, выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов.
3 этап – осуществление деятельности - Учитель не участвует, но консультирует учащихся по необходимости, ненавязчиво контролирует, дает новые знания, когда у учащихся возникает в этом необходимость, репетирует с учениками предстоящую презентацию. -Ученики работают активно и самостоятельно каждый в соответствии со своим амплуа и сообща, консультируются по необходимости, «добывают» недостающие знания, подготавливают презентацию. 4 этап – презентация Учитель принимает отчет: обобщает и резюмирует полученные результаты, подводит итоги обучения, оценивает умения общаться, слушать, обосновывать свое мнение, толерантность и др., акцентирует внимание на воспитательных моментах. Ученики демонстрируют понимание проблемы, цели и задач, умение планировать и осуществлять работу, найденный способ решения проблемы, рефлексию деятельности и результата, дают взаимооценку деятельности и ее результативности.
ФОРМЫ ПРОДУКТОВ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
- WEB-САЙТ;
-Анализ данных социологического опроса;
-АТЛАС, КАРТА;
-ВИДЕОФИЛЬМ;
-ВЫСТАВКА;
-ГАЗЕТА, ЖУРНАЛ;
-ДЕЙСТВУЮЩАЯ ФИРМА;
-ЗАКОНОПРОЕКТ;
-ИГРА;
-КОЛЛЕКЦИЯ;
-КОСТЮМ;
-МОДЕЛЬ;
- Музыкальное произведение;
-Мультимедийный продукт;
-ОФОРМЛЕНИЕ КАБИНЕТА;
-ПОСТАНОВКА;
-ПРАЗДНИК;
-ПРОГНОЗ;
-Система школьного самоуправления;
-СПРАВОЧНИК;
-Сравнительно-сопоставительный анализ;
-УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ;
ЭКСКУРСИЯ.
ВИДЫ ПРЕЗЕНТАЦИЙ ПРОЕКТА
- Деловая игра
- Отчет исследовательской экспедиции
-Пресс-конференция
-Демонстрация видеофильма
-Диалог исторических или литературных персонажей
-Путешествие
-Реклама
-Защита на Ученом Совете
-Игра с залом
-Ролевая игра
-Иллюстрированное сопоставление фактов, документов, событий, эпох, цивилизаций
-Соревнование
-Инсценировки реального или вымышленного исторического события
-Спектакль
-Научная конференция
-Спортивная игра
-Научный доклад
-Театрализация
-Телепередача
-Экскурсия
СИСТЕМА ОЦЕНКИ проектных работ
Проблемными местами являются:
-Предметная компетентность жюри.
-Разрешение ситуации «Все приложили усилия, но не все получили места и номинации.
Для выработки системы оценки проектных работ необходимо ответить на следующие вопросы:
-Будут ли включаться самооценки участников проектных групп в общую оценку проекта?
-Предполагается ли присуждение мест или номинаций?
-Как будет происходить оценка проектов: по предметным секциям или единым списком?
Критерии оценки:
-должны быть выбраны, исходя из оптимального их числа (не более 7-10) и доступности для учащихся каждого возраста;
-оцениваться должна не столько презентация, сколько качество проекта в целом;
-критерии должны быть известны задолго до защиты.
РОЛЬ УЧИТЕЛЯ
ЭНТУЗИАСТ, вдохновляющий и мотивирующий учащихся на достижение цели;
СПЕЦИАЛИСТ, обладающий знаниями и умениями в нескольких областях;
КОНСУЛЬТАНТ, организующий доступ к информационным ресурсам;
РУКОВОДИТЕЛЬ;
«ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ ЗАДАЕТ ВОПРОСЫ» (по Дж. Питту) - организатор обсуждения различных способов преодоления возникающих трудностей;
КООРДИНАТОР группового процесса;
ЭКСПЕРТ, анализирующий результаты выполненного проекта.
Анализ педагогического опыта внедрения проектного метода обучения позволил выстроить модель включения проектной деятельности в различные предметы основной образовательной программы на разных уровнях, способствующих формированию проектных компетенций:
1. Определение формируемых в результате проектной работы образовательных результатов.
2. Конкретизация цели (целей) использования проектного подхода к освоению конкретного предмета, с учетом его специфики.
3. Детальная проработка (переработка) содержания дисциплины под задачи проектного подхода.
4. Выявление возможностей включения проекта в процесс изучения дисциплины.
5. Разработка методики проведения учебного проекта. Возможно с привлечением методистов, тьюторов или других педагогических работников.
6. Включение проектного блока в процесс изучения дисциплины.
7. Оценка результатов использования проектного блока через механизмы рефлексии, самооценки и экспертной оценки.
8. Обсуждение результатов использования проектного метода в образовательном процессе на методическом объединении.
9. Фиксация проектного блока в структуре рабочей программы изучения дисциплины или как самостоятельного ресурса поддержки метапредметных результатов обучения
Подводя итог вышесказанному, можно сказать, что метод проектов позволяет максимально приблизить процесс обучения к практике, что позволяет школьнику постепенно подготавливаться к будущей профессиональной деятельности, и это несомненное преимущество проектного метода перед традиционными методами обучения, поскольку учащиеся накапливают опыт до включения в самостоятельную профессиональную деятельность. Также стоит отметить, что подготовка к работе над проектом ставит перед учащимися цели самостоятельного поиска и отбора информации. Так, в процессе работы над проектом у обучающихся происходит освоение материала через творчество.
Использование инновационных технологий в образовании – неотъемлемая часть образовательного процесса. Проектная деятельность как форма реализации подобных технологий должна быть гармонично вплетена в образовательный процесс наряду с другими методами, формами и технологиями. Процесс реализации проектной технологии позволяет развивать самостоятельность мышления и формирует инновационное поведение, соответствуя целям и задачам современного образования.
Литература:
- И.С.Сергеев: «Как организовать проектную деятельность учащихся»
- В.В. Давыдов «Проблемы развивающего обучения»
- Е.В.Баранова, М.И. Зайкин «Как увлечь школьников исследовательской деятельностью»
- К.Н. Поливанова « Проектная деятельность школьников »
• http://kmetmuk.narod.ru/katalog/15.html Где можно прочитать о педагогических технологиях
• http://www.ipkpro.aaanet.ru/ipk_texn.html Современные педагогические технологии
Интернет-журнал «Мир науки» ISSN 2309-4265 http://mir-nauki.com/ 2016, Том 4, номер 4 (июль - август) http://mir-nauki.com/vol4-4.html URL статьи: http://mir-nauki.com/PDF/13PDMN416.pdf