СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технология проектного обучения

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технология проектного обучения»

Технология проектного обучения Гурьянова Любовь Евгеньевна Учитель начальных классов

Технология проектного обучения

Гурьянова Любовь Евгеньевна

Учитель начальных классов

Проектная деятельность как инновационная технология в системе современных подходов к обучению  В качестве предмета исследования выделена проектная технология, как одна из инновационных образовательных технологий, выделяющаяся среди других современных подходов к обучению. Проектный подход к обучению уже доказал свою эффективность в системе современного образования и начинает применяться все активнее в обучении разных уровней образовательной системы. Авторы показывают алгоритм и особенности встраивания проектной технологии обучения в образовательный процесс, раскрывают ее содержание и выделяют важные эффекты ее применения при изучении отдельных предметов или формирования самостоятельных метапредметных образовательных результатов. Здесь же делаются выводы об эффективности применения проектных технологий обучения в современном образовательном процессе. Ключевые слова: подходы к обучению; педагогические технологии; проектная технология обучения; учебный проект; образовательные результаты; компетенции

Проектная деятельность как инновационная технология в системе современных подходов к обучению

  • В качестве предмета исследования выделена проектная технология, как одна из инновационных образовательных технологий, выделяющаяся среди других современных подходов к обучению. Проектный подход к обучению уже доказал свою эффективность в системе современного образования и начинает применяться все активнее в обучении разных уровней образовательной системы. Авторы показывают алгоритм и особенности встраивания проектной технологии обучения в образовательный процесс, раскрывают ее содержание и выделяют важные эффекты ее применения при изучении отдельных предметов или формирования самостоятельных метапредметных образовательных результатов. Здесь же делаются выводы об эффективности применения проектных технологий обучения в современном образовательном процессе.
  • Ключевые слова: подходы к обучению; педагогические технологии; проектная технология обучения; учебный проект; образовательные результаты; компетенции
Технология проектного обучения возникла в начале прошлого столетия в США. Первоначально она была известна под названием «метод проектов» и (или) «метод проблем». Автором этого метода был американский философ и педагог Джон Дьюи. В дальнейшем метод разрабатывался его учеником Уильямом Хердом Килпатриком

Технология проектного обучения возникла в начале прошлого столетия в США. Первоначально она была известна под названием «метод проектов» и (или) «метод проблем». Автором этого метода был американский философ и педагог Джон Дьюи. В дальнейшем метод разрабатывался его учеником Уильямом Хердом Килпатриком

 Концептуальные положения теории Джона Дьюи Ребенок в онтогенезе повторяет путь человечества в познании. Усвоение знаний есть спонтанный неуправляемый процесс. Ребенок усваивает материал благодаря возникшей у него потребности в знаниях и являясь активным субъектом своего обучения.

Концептуальные положения теории Джона Дьюи

  • Ребенок в онтогенезе повторяет путь человечества в познании.
  • Усвоение знаний есть спонтанный неуправляемый процесс.
  • Ребенок усваивает материал благодаря возникшей у него потребности в знаниях и являясь активным субъектом своего обучения.
Условия успешности обучения  по Дьюи Проблематизация учебного материала Активность ребенка Связь обучения с жизнью ребенка, игрой, трудом Недостатки Недооценка теоретических знаний и дедуктивного метода в познании Переоценка роли спонтанного интереса и систематизирующих способностей у ребенка

Условия успешности обучения по Дьюи

Проблематизация учебного материала

Активность ребенка

Связь обучения с жизнью ребенка, игрой, трудом

Недостатки

Недооценка теоретических знаний и дедуктивного метода в познании

Переоценка роли спонтанного интереса и систематизирующих способностей у ребенка

В справочной литературе «метод проектов» определяется как система обучения, в которой знания и умения учащиеся приобретают в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов». Исследователи чаще всего определяют метод проектов именно как систему обучения, направленную не только на приобретение базовых знаний, умений и навыков, но и на развитие творческих способностей и формирование интеллектуальных возможностей в процессе разрешения проблемных ситуаций (Н.В. Матяш, В.Д. Симоненко, Н.Г. Сергеева и др.).

В основе метода проектов при обучении лежит развитие, в первую очередь, познавательных интересов, а реализация проекта всегда предполагает наличие конкретного значимого результата, который применим на практике. Практическая направленность проектов очень важна, так как учащиеся могут использовать свои разработки в будущей профессиональной деятельности.

Проектное обучение развивает одну из самых важных в социальном взаимодействии компетенций – навыки групповой работы, что является одним из самых слабых навыков обучающихся в России. Поскольку навыки групповой работы являются важным компонентом практически всех видов деятельности человека, то их формирование необходимо осуществлять целенаправленно в процессе обучения на любой его ступени, от дошкольного образования до высшего и послевузовского. Это требует наличия специальных организационных мероприятий и педагогического воздействия на процесс становления навыков коллективного взаимодействия, как факторов развития готовности обучающегося к активной адаптации в социуме и профессиональной успешности.

Конышева А.В. считает главными целями проектного обучения следующие:  -демонстрация исследовательского опыта, приобретенного в процессе обучения; мотивация личного интереса к проблеме исследования; создание условий для активного развития личности; создание условий для самостоятельного мышления; формирование умения работать в коллективе; развитие навыков самостоятельного поиска информации и т.д.   Для того чтобы проектное обучение было реализовано в системе образования в полной мере необходимо соблюдение таких требований и принципов как: -проект должен быть включен в воспитательную и образовательную системы; -перед учащимися должны стоять реальные проблемы; -деятельность учащихся должна быть целесообразной; - работа учащихся должна быть активной, осмысленной, самостоятельной; - проект должен быть структурирован (с указанием ожидаемых результатов на каждом этапе).

Конышева А.В. считает главными целями проектного обучения следующие:

-демонстрация исследовательского опыта, приобретенного в процессе обучения;

  • мотивация личного интереса к проблеме исследования;
  • создание условий для активного развития личности;
  • создание условий для самостоятельного мышления;
  • формирование умения работать в коллективе;
  • развитие навыков самостоятельного поиска информации и т.д.

Для того чтобы проектное обучение было реализовано в системе образования в полной мере необходимо соблюдение таких требований и принципов как:

-проект должен быть включен в воспитательную и образовательную системы;

-перед учащимися должны стоять реальные проблемы;

-деятельность учащихся должна быть целесообразной;

- работа учащихся должна быть активной, осмысленной, самостоятельной; - проект должен быть структурирован (с указанием ожидаемых результатов на каждом этапе).

Для эффективного формирования навыков проектной групповой работы, необходимо создание в образовательной организации специальной образовательной среды, которая структурно и содержательно должна включать интегрированное учебно-мотивационное, воспитательное и развивающее пространство. Учебное пространство обеспечивает преимущественно формирование когнитивного компонента. Мотивационное пространство обеспечивает формирование мотивационного компонента и включает в себя различные формы коммуникации и внешней оценки деятельности обучающихся. Воспитательное пространство целесообразно определять как совокупность окружающих обучающихся социально-ценностных и значимых ситуаций, обстоятельств, событий, содействующих формированию проектных компетенций. Развивающее пространство включает в себя деятельность, способствующую стимулированию познавательной активности обучающихся, посредством их участия в работе над коллективными проектами. Участие в такой деятельности обеспечивает переход от усвоения теоретических знаний к их практическому

применению.

Не прибегая к детальному анализу традиционных методов организации учебного

процесса, заметим, что решать поставленные выше проблемы, на наш взгляд, целесообразно

путем внедрения в учебный процесс активных методов обучения на базе проектной технологии обучения. Именно такие методы обучения способствуют: эффективному усвоению знаний;

позволяют решать задачи перехода от простого накопления знаний к созданию механизмов

самостоятельного поиска и навыков исследовательской деятельности; формируют ценностные

ориентации личности; повышают познавательную активность; развивают творческие

способности; создают дидактические и психологические условия, способствующие

проявлению активности студентов и формированию проектной компетентности и навыка.

Таким образом, проектная технология  требует последовательного поиска решения проблемы (задачи)  Последовательность действий такова:    Ожидаемый результат - краткое описание любого объекта; разработки каких-либо механизмов, макетов, схем, компьютерных программ; характеристика конкретной деятельности по благоустройству окружающей среды, обслуживанию отдельных специальных групп населения, сохранению и рациональному использованию природных ресурсов и др.

Таким образом, проектная технология требует последовательного поиска решения проблемы (задачи) Последовательность действий такова:

Ожидаемый результат - краткое описание любого объекта; разработки каких-либо механизмов, макетов, схем, компьютерных программ; характеристика конкретной деятельности по благоустройству окружающей среды, обслуживанию отдельных специальных групп населения, сохранению и рациональному использованию природных ресурсов и др.

КАКИЕ БЫВАЮТ ПРОЕКТЫ?

КАКИЕ БЫВАЮТ ПРОЕКТЫ?

Проекты классифицируют по определенным признакам:   1) по количеству учащихся:  а) индивидуальные  б) групповые (парные, звеньевые, бригадные)   2) по содержанию и привязке к учебным дисциплинам:  а) монопредметные  б) межпредметные  в) надпредметные   3) по продолжительности:  а) краткосрочные (мини-проекты: от 1 до 3 уроков - неделя)  б) среднесрочные (от 1 до 4 недель)  в) долгосрочные (от 4 недель до 1 года)

Проекты классифицируют по определенным признакам:

1) по количеству учащихся: а) индивидуальные б) групповые (парные, звеньевые, бригадные) 2) по содержанию и привязке к учебным дисциплинам: а) монопредметные б) межпредметные в) надпредметные 3) по продолжительности: а) краткосрочные (мини-проекты: от 1 до 3 уроков - неделя) б) среднесрочные (от 1 до 4 недель) в) долгосрочные (от 4 недель до 1 года)

4) по доминирующему виду деятельности:  а) информационные  предполагают сбор, обработку и анализ информации к какой-либо учебной проблеме; поиск информации, ее обобщение, ранжирование, структурирование и представление в виде реферата, доклада, таблицы, логической схемы, графиков и видеоматериалов  б) исследовательские  моделирование ситуаций реального научного поиска на основе его логики и структуры; определение проблемы, темы, объекта, цели, задач, гипотезы, методов, этапов, новизны, практической значимости исследования; представление результата в виде отчета исследовательской работы  в) творческие  создание ситуаций для развития творческих способностей; представление результатов в виде сценария, выпуска газеты, радиопередачи, видеофильма, выставки

4) по доминирующему виду деятельности: а) информационные предполагают сбор, обработку и анализ информации к какой-либо учебной проблеме; поиск информации, ее обобщение, ранжирование, структурирование и представление в виде реферата, доклада, таблицы, логической схемы, графиков и видеоматериалов б) исследовательские моделирование ситуаций реального научного поиска на основе его логики и структуры; определение проблемы, темы, объекта, цели, задач, гипотезы, методов, этапов, новизны, практической значимости исследования; представление результата в виде отчета исследовательской работы в) творческие создание ситуаций для развития творческих способностей; представление результатов в виде сценария, выпуска газеты, радиопередачи, видеофильма, выставки

5) по характеру контактов:  а) внутриклассные  б) внутришкольные  в) региональные (в пределах одной страны)  г) международные   6) ценностно-ориентированные:  а) экологические  б) социальные  в) культурологические  г) экономические  д) политические  е) технологические  ж) смешанные

5) по характеру контактов: а) внутриклассные б) внутришкольные в) региональные (в пределах одной страны) г) международные

6) ценностно-ориентированные: а) экологические б) социальные в) культурологические г) экономические д) политические е) технологические ж) смешанные

Этапы работы над проектом 1-й этап – погружение в проект.  Учитель формулирует проблемную ситуацию, проблему проекта, цель и задачи.  Ученики осуществляют личностное присвоение проблемы, вживание в ситуацию, принятие, уточнение и конкретизацию цели и задач.

Этапы работы над проектом

1-й этап – погружение в проект.

Учитель формулирует проблемную ситуацию, проблему проекта, цель и задачи.

Ученики осуществляют личностное присвоение проблемы, вживание в ситуацию, принятие, уточнение и конкретизацию цели и задач.

2 этап – организация деятельности Учитель организует деятельность – предлагает организовать группы, распределить роли в группах, спланировать деятельность по решению задач проекта, возможные формы презентации материала.  Ученики осуществляют разбивку на группы, распределение ролей в группе, планирование работы, выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов.

2 этап – организация деятельности

Учитель организует деятельность – предлагает организовать группы, распределить роли в группах, спланировать деятельность по решению задач проекта, возможные формы презентации материала.

Ученики осуществляют разбивку на группы, распределение ролей в группе, планирование работы, выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов.

3 этап – осуществление деятельности   - Учитель не участвует, но консультирует учащихся по необходимости, ненавязчиво контролирует, дает новые знания, когда у учащихся возникает в этом необходимость, репетирует с учениками предстоящую презентацию.   -Ученики работают активно и самостоятельно каждый в соответствии со своим амплуа и сообща, консультируются по необходимости, «добывают» недостающие знания, подготавливают презентацию.   4 этап – презентация   Учитель принимает отчет: обобщает и резюмирует полученные результаты, подводит итоги обучения, оценивает умения общаться, слушать, обосновывать свое мнение, толерантность и др., акцентирует внимание на воспитательных моментах.   Ученики демонстрируют понимание проблемы, цели и задач, умение планировать и осуществлять работу, найденный способ решения проблемы, рефлексию деятельности и результата, дают взаимооценку деятельности и ее результативности.

3 этап – осуществление деятельности - Учитель не участвует, но консультирует учащихся по необходимости, ненавязчиво контролирует, дает новые знания, когда у учащихся возникает в этом необходимость, репетирует с учениками предстоящую презентацию. -Ученики работают активно и самостоятельно каждый в соответствии со своим амплуа и сообща, консультируются по необходимости, «добывают» недостающие знания, подготавливают презентацию. 4 этап – презентация Учитель принимает отчет: обобщает и резюмирует полученные результаты, подводит итоги обучения, оценивает умения общаться, слушать, обосновывать свое мнение, толерантность и др., акцентирует внимание на воспитательных моментах. Ученики демонстрируют понимание проблемы, цели и задач, умение планировать и осуществлять работу, найденный способ решения проблемы, рефлексию деятельности и результата, дают взаимооценку деятельности и ее результативности.

ФОРМЫ ПРОДУКТОВ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: - WEB-САЙТ; -Анализ данных социологического опроса; -АТЛАС, КАРТА; -ВИДЕОФИЛЬМ; -ВЫСТАВКА; -ГАЗЕТА, ЖУРНАЛ; -ДЕЙСТВУЮЩАЯ ФИРМА; -ЗАКОНОПРОЕКТ; -ИГРА; -КОЛЛЕКЦИЯ; -КОСТЮМ; -МОДЕЛЬ; - Музыкальное произведение; -Мультимедийный продукт; -ОФОРМЛЕНИЕ КАБИНЕТА; -ПОСТАНОВКА; -ПРАЗДНИК; -ПРОГНОЗ; -Система школьного самоуправления; -СПРАВОЧНИК; -Сравнительно-сопоставительный анализ; -УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ; ЭКСКУРСИЯ.

ФОРМЫ ПРОДУКТОВ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

- WEB-САЙТ;

-Анализ данных социологического опроса;

-АТЛАС, КАРТА;

-ВИДЕОФИЛЬМ;

-ВЫСТАВКА;

-ГАЗЕТА, ЖУРНАЛ;

-ДЕЙСТВУЮЩАЯ ФИРМА;

-ЗАКОНОПРОЕКТ;

-ИГРА;

-КОЛЛЕКЦИЯ;

-КОСТЮМ;

-МОДЕЛЬ;

- Музыкальное произведение;

-Мультимедийный продукт;

-ОФОРМЛЕНИЕ КАБИНЕТА;

-ПОСТАНОВКА;

-ПРАЗДНИК;

-ПРОГНОЗ;

-Система школьного самоуправления;

-СПРАВОЧНИК;

-Сравнительно-сопоставительный анализ;

-УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ;

ЭКСКУРСИЯ.

ВИДЫ ПРЕЗЕНТАЦИЙ ПРОЕКТА - Деловая игра - Отчет исследовательской экспедиции -Пресс-конференция -Демонстрация видеофильма -Диалог исторических или литературных персонажей -Путешествие -Реклама -Защита на Ученом Совете -Игра с залом -Ролевая игра -Иллюстрированное сопоставление фактов, документов, событий, эпох, цивилизаций -Соревнование -Инсценировки реального или вымышленного исторического события -Спектакль -Научная конференция -Спортивная игра -Научный доклад -Театрализация -Телепередача -Экскурсия

ВИДЫ ПРЕЗЕНТАЦИЙ ПРОЕКТА

- Деловая игра

- Отчет исследовательской экспедиции

-Пресс-конференция

-Демонстрация видеофильма

-Диалог исторических или литературных персонажей

-Путешествие

-Реклама

-Защита на Ученом Совете

-Игра с залом

-Ролевая игра

-Иллюстрированное сопоставление фактов, документов, событий, эпох, цивилизаций

-Соревнование

-Инсценировки реального или вымышленного исторического события

-Спектакль

-Научная конференция

-Спортивная игра

-Научный доклад

-Театрализация

-Телепередача

-Экскурсия

СИСТЕМА ОЦЕНКИ проектных работ Проблемными местами являются: -Предметная компетентность жюри. -Разрешение ситуации «Все приложили усилия, но не все получили места и номинации. Для выработки системы оценки проектных работ необходимо ответить на следующие вопросы: -Будут ли включаться самооценки участников проектных групп в общую оценку проекта?  -Предполагается ли присуждение мест или номинаций?  -Как будет происходить оценка проектов: по предметным секциям или единым списком? Критерии оценки: -должны быть выбраны, исходя из оптимального их числа (не более 7-10) и доступности для учащихся каждого возраста; -оцениваться должна не столько презентация, сколько качество проекта в целом; -критерии должны быть известны задолго до защиты.

СИСТЕМА ОЦЕНКИ проектных работ

Проблемными местами являются:

-Предметная компетентность жюри.

-Разрешение ситуации «Все приложили усилия, но не все получили места и номинации.

Для выработки системы оценки проектных работ необходимо ответить на следующие вопросы:

-Будут ли включаться самооценки участников проектных групп в общую оценку проекта?

-Предполагается ли присуждение мест или номинаций?

-Как будет происходить оценка проектов: по предметным секциям или единым списком?

Критерии оценки:

-должны быть выбраны, исходя из оптимального их числа (не более 7-10) и доступности для учащихся каждого возраста;

-оцениваться должна не столько презентация, сколько качество проекта в целом;

-критерии должны быть известны задолго до защиты.

РОЛЬ УЧИТЕЛЯ ЭНТУЗИАСТ, вдохновляющий и мотивирующий учащихся на достижение цели; СПЕЦИАЛИСТ, обладающий знаниями и умениями в нескольких областях; КОНСУЛЬТАНТ, организующий доступ к информационным ресурсам; РУКОВОДИТЕЛЬ; «ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ ЗАДАЕТ ВОПРОСЫ» (по Дж. Питту) - организатор обсуждения различных способов преодоления возникающих трудностей; КООРДИНАТОР  группового процесса; ЭКСПЕРТ, анализирующий результаты выполненного проекта.

РОЛЬ УЧИТЕЛЯ

ЭНТУЗИАСТ, вдохновляющий и мотивирующий учащихся на достижение цели;

СПЕЦИАЛИСТ, обладающий знаниями и умениями в нескольких областях;

КОНСУЛЬТАНТ, организующий доступ к информационным ресурсам;

РУКОВОДИТЕЛЬ;

«ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ ЗАДАЕТ ВОПРОСЫ» (по Дж. Питту) - организатор обсуждения различных способов преодоления возникающих трудностей;

КООРДИНАТОР группового процесса;

ЭКСПЕРТ, анализирующий результаты выполненного проекта.

Анализ педагогического опыта внедрения проектного метода обучения позволил выстроить модель включения проектной деятельности в различные предметы основной образовательной программы на разных уровнях, способствующих формированию проектных компетенций:

1. Определение формируемых в результате проектной работы образовательных результатов.

2. Конкретизация цели (целей) использования проектного подхода к освоению конкретного предмета, с учетом его специфики.

3. Детальная проработка (переработка) содержания дисциплины под задачи проектного подхода.

4. Выявление возможностей включения проекта в процесс изучения дисциплины.

5. Разработка методики проведения учебного проекта. Возможно с привлечением методистов, тьюторов или других педагогических работников.

6. Включение проектного блока в процесс изучения дисциплины.

7. Оценка результатов использования проектного блока через механизмы рефлексии, самооценки и экспертной оценки.

8. Обсуждение результатов использования проектного метода в образовательном процессе на методическом объединении.

9. Фиксация проектного блока в структуре рабочей программы изучения дисциплины или как самостоятельного ресурса поддержки метапредметных результатов обучения

Подводя итог вышесказанному, можно сказать, что метод проектов позволяет максимально приблизить процесс обучения к практике, что позволяет школьнику постепенно подготавливаться к будущей профессиональной деятельности, и это несомненное преимущество проектного метода перед традиционными методами обучения, поскольку учащиеся накапливают опыт до включения в самостоятельную профессиональную деятельность. Также стоит отметить, что подготовка к работе над проектом ставит перед учащимися цели самостоятельного поиска и отбора информации. Так, в процессе работы над проектом у обучающихся происходит освоение материала через творчество.

Использование инновационных технологий в образовании – неотъемлемая часть образовательного процесса. Проектная деятельность как форма реализации подобных технологий должна быть гармонично вплетена в образовательный процесс наряду с другими методами, формами и технологиями. Процесс реализации проектной технологии позволяет развивать самостоятельность мышления и формирует инновационное поведение, соответствуя целям и задачам современного образования.

Литература: И.С.Сергеев: «Как организовать проектную деятельность учащихся» В.В. Давыдов «Проблемы развивающего обучения» Е.В.Баранова, М.И. Зайкин «Как увлечь школьников исследовательской деятельностью» К.Н. Поливанова « Проектная деятельность школьников »  • http://kmetmuk.narod.ru/katalog/15.html Где можно прочитать о педагогических технологиях • http://www.ipkpro.aaanet.ru/ipk_texn.html Современные педагогические технологии Интернет-журнал «Мир науки» ISSN 2309-4265 http://mir-nauki.com/ 2016, Том 4, номер 4 (июль - август) http://mir-nauki.com/vol4-4.html URL статьи: http://mir-nauki.com/PDF/13PDMN416.pdf

Литература:

  • И.С.Сергеев: «Как организовать проектную деятельность учащихся»
  • В.В. Давыдов «Проблемы развивающего обучения»
  • Е.В.Баранова, М.И. Зайкин «Как увлечь школьников исследовательской деятельностью»
  • К.Н. Поливанова « Проектная деятельность школьников »

• http://kmetmuk.narod.ru/katalog/15.html Где можно прочитать о педагогических технологиях

• http://www.ipkpro.aaanet.ru/ipk_texn.html Современные педагогические технологии

Интернет-журнал «Мир науки» ISSN 2309-4265 http://mir-nauki.com/ 2016, Том 4, номер 4 (июль - август) http://mir-nauki.com/vol4-4.html URL статьи: http://mir-nauki.com/PDF/13PDMN416.pdf


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!