СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технология работы с художественными текстами с использованием приёмов создания несплошного текста на примере рассказа Захара Прилепина «Белый квадрат»

Нажмите, чтобы узнать подробности

        Это особая работа с художественным текстом, при которой происходит преобразование текстовой информации в графическую, что позволяет выделить смысловые единицы, определить структурно-логические и внутритекстовые связи. Это позволяет учащимся осмыслить материал на новом уровне, помогает систематизировать и структурировать знания, повышает их познавательный интерес.

Просмотр содержимого документа
«Технология работы с художественными текстами с использованием приёмов создания несплошного текста на примере рассказа Захара Прилепина «Белый квадрат»»

Безукладникова Т.С.

Пульникова С.В.

Технология работы с художественными текстами

с использованием приёмов создания несплошного текста

на примере рассказа Захара Прилепина «Белый квадрат»

  Это особая работа с художественным текстом, при которой происходит преобразование текстовой информации в графическую, что позволяет выделить смысловые единицы, определить структурно-логические и внутритекстовые связи. Это позволяет учащимся осмыслить материал на новом уровне, помогает систематизировать и структурировать знания, повышает их познавательный интерес.

К приёмам создания несплошного текста относят логические схемы, опорные конспекты, кластеры, таблицы, рисунки и др.

Это графические формы организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы, таблицы и др. с обозначением всех связей между ними. Они представляет собой изображение, способствующее систематизации и обобщению учебного материала.

Захар Прилепин «Белый квадрат»

Представлены четыре кластера: «Ассоциативный ряд к словам “белый “ и “квадрат“, «Характеристика Сашки (с подбором цитатного материала)», «Холод», «Время в рассказе» (стр. 2–5) - и вывод: определение проблематики рассказа (стр. 1).

Вывод

Рассказ как покаянная исповедь. Только эта исповедь и покаяние не приносят облегчения.

Кто обвиняет героя в смерти друга? Он сам. Он сам не может себя простить и оправдать. Нет оправдания случившемуся, хотя это трагическое стечение обстоятельств.

Проблема ответственности за поступок. Человек ответственен за всё, что он совершает. Даже косвенная причастность к гибели человека заставляет страдать от невозможности всё исправить.

Проблема совести. Это способность различать добро и зло, это нравственное мерило, формирующее личность человека, это нравственная оценка себя. Угрызения совести. Муки совести.

Проблема памяти. Память – это опыт. Настоящее – результат событий прошлого. Память является показателем нравственности человека.

Проблема непреходящей ценности человеческой жизни.

1.Ассоциативный ряд к словам «квадрат» и «белый»

Прятки – детская весёлая игра.

Рисунок на двери сельмага, о который ребята должны были коснуться, чтобы «застучаться».



Молоко,

Сахарные кубики















БЕЛЫЙ КВАДРАТ

Холодильник, ставший смертельной ловушкой для Сашки

«Квадратный рот

с прокушенным ледяным языком был раскрыт»

Белый

Холодный, ледяной, морозный,

цвет савана,

цвет смерти



Символ

вины, скорби, угрызений совести, страдания, потрясения, покаяния

Квадрат

Замкнутое пространство,

ломаная линия,

острые углы

Смелый

Позволял себе «ненатужно и весело» смеяться над местными хулиганами.

В свои девять лет не боится десятилетних хулиганов Чебряковых.

Красивый

«Сашка был необыкновенный. Солнечный чуб, нежной красоты лицо, готовое вспыхнуть осмысленной, чуткой улыбкой».

2. Характеристика Сашки

САШКА

«Сердце прыгало ему навстречу»

И в этот раз хотел всех удивить – так спрятаться, как никто не мог

Выдумщик

Вызывал восхищение своими выдумками: мог, оседлав козу, выскочить к ребятам

Надёжный

«Я иногда представлял, что иду с ним, он держит мою лапку в своей цепкой руке, темно, и мне не страшно»

Весёлый

Мастерки передразнивал ворон: «Сашкино карканье смешило пацанов».

Уважительный

«Он ласково общался с нами, не поучая, не говоря мерзких пошлостей, никогда не матерясь. Всех помнил по именам. Жал руку по-мужски»



3. «Холод»

Холод, который можно «исправить», - жизнь (1)

Холод, который нельзя «исправить», - смерть (2)

1 2


Ребята потихоньку уходили домой, к парному молоку, усталой мамке

Ребята


«Завечерело и похолодало».

Ребята, «заскучав и примёрзнув в будылье у забора или на стылых кирпичах новостройки, уходили домой».




Дома меня мыла мама, в тазике с тёплой, вспененной водой».

Чай, «и ещё молока в чай».


Захарка


«Я бродил по кустам…, а по спине ползли зернистые мурахи озноба».

«Я вернулся к сельмагу, …дрожа и мелко клацая оставшимися молочными зубами».

«…масло жёлтое, холодное…»




В это время «У школы курил сторож, и огонёк …вспыхивал. Вспыхивал, будто сердце, последний раз толкающее кровь. Окурок полетел в траву, дрогнув ярко-ало».


Сашка

«Он спрятался в холодильник – пустую морозильную камеру».

«На лице намёрзли слёзы. Квадратный рот с прокушенным ледяным языком был раскрыт»



4. Хронотоп




ВРЕМЯ



Настоящее


Взрослый Захарка


Время, как маятник, из настоящего возвращает героя в прошлое

Прошлое


Захарка-ребёнок




Воображаемый диалог постаревшего Захарки с навсегда оставшимся девятилетним Сашкой, который очень по-взрослому отвечает: «Когда веришь своим оправданиям – тогда легче»



Захарка -

«самый маленький из пацанвы»,

Сашка живой, весёлый, красивый.

Сашка замёрзший…





«Привет, Захарка. Ты постарел»



«Мы играли в прятки на пустыре за магазином…»




«Я постарел. Стареешь особенно быстро, когда начинаешь искать жизнью оправдания»



«Сашка был необыкновенный. Солнечный чуб…»




«Душно, Захарка. Мне душно»



«Днём по деревне бродили козы, помнится, они были и у Сашиной бабки…»




«- Я вернулся домой, Саш

- Я тебя звал…»



«В понедельник рано утром Сашку нашёл школьный сторож. Руками и ногами мёртвый мальчик упирался в дверь холодильника. На лице намёрзли слёзы…»




Вывод

Время не лечит! Память не отпускает! Будит совесть! Страшно и обидно, что в прошлом ничего изменить нельзя.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!