СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технология развития критического мышления на уроке истории

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технология развития критического мышления на уроке истории»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Мерлинская школа

Краснинского района Смоленской области







Тема: «Использование технологии развития критического мышления на уроках истории и обществознания»













Автор разработки:

Маркевич Александр Петрович,

учитель истории и обществознания

















Мерлино
2021г.

Введение.

Данная работа посвящена особенностям применения технологии развития критического мышления на уроках истории в старших классах, а также выявлены целесообразные методы и приемы преподавания литературы в рамках данной технологии. 21век требует качественного изменения содержания образования, которое должно быть направлено на развитие возможностей и способностей человеческой личности. Задача школы и каждого педагога - создать условия, позволяющие личности ребенка максимально самореализоваться, развить свои способности, в том числе и интеллектуальные. Поэтому в педагогическом процессе актуализируется использование современных технологий и активных форм обучения. Есть и другие немаловажные причины для того, чтобы использовать на уроках новые технологии:

-желание развития творческого мышления;

-потребность в развитии письменной и устной речи;

-увеличение объема информации;

-низкая мотивация к познавательной деятельности;

-недостаточно высокий уровень развития мышления, прежде всего, критического.

Кроме того, перед современным учителем встают проблемы: «Как учить в век информатизации человека будущего?» «Чему и как учить, чтобы знания, полученные на уроках, помогали ученику стать конкурентоспособной личностью?» А какой учитель не мечтает о том, чтобы в классе были творческие ученики, познающие предмет на максимальном для каждого из них уровне успешности.

Постоянная необходимость ориентироваться во все возрастающем потоке информации заставляют нас искать источник новых знаний непосредственно внутри системы образования образовательных процессов. Выпускник школы должен самостоятельно мыслить, уметь увидеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального их преодоления, четко осознавать, где и каким образом приобретаемые им знания могут быть применены в окружающей действительности.



Помочь в решении этих проблем и в создании условий, максимально стимулирующих развитие интеллектуальных способностей школьников, поможет использование приемов технологии критического мышления.

На мой взгляд, технология критического мышления – это попытка преодоления формального подхода к обучению, авторитарного стиля, поворот к личности обучаемого, приглашение ученика к творчеству, попытка гуманизации обучения. Мне представляется убедительной эта технология, в которой организуется обучение, актуализирующее познавательную, эмоциональную и волевую сферы обучаемых. И сегодня целью моей педагогической деятельности стала модернизация традиционного обучения, его преобразование в духе эффективной организации усвоения новых знаний через использование технологии развития критического мышления. Все это актуально и в рамках проведения экзаменов в 9,11 классах в формате ГИА и ЕГЭ, и в рамках решения задач «Стандартов второго поколения». Нельзя забывать и о том, что учебный процесс строится, в первую очередь, на отношениях учитель – ученик. Сегодня должна измениться роль педагога: он должен выполнять функции организатора деятельности, консультанта, наставника, сопровождающего самостоятельную деятельность учащегося.

Технология критического мышления актуальна на современном этапе развития общества тем, что:

-осуществляется направленность на практическое использование. Педагогу предлагается большой набор приемов, способствующих активизации учебного процесса;

-акцент делается на формирование социальных навыков;

-внимание обращается на способы, приемы, позволяющие добывать знания;

-технология направлена на развитие собственного мышления;

-технология направлена на формирование ответственности за собственное обучение, учит отслеживать собственное понимание и собственное продвижение.

1.Понятие «критическое мышление» и его характеристики

Последнее время в педагогике растет интерес к развитию критического мышления обучающихся. В литературе встречается много определений этого термина. Нельзя не согласиться с Дэвидом Клустером, который считал, что «дать определение этого термина весьма непросто: слишком много различных параметров – умений, видов деятельности, ценностей – он в себя включает».

В России технология РКМ начала развиваться с 1997 года. Она основана на обобщении мирового опыта и на достижениях российской педагогики и психологии (идеи Л. С. Выгодского, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, Д. Б. Эльконина, Л. В. Занкова). Технология «Развитие критического мышления» - это целостная система, которая развивает продуктивное творческое мышление, формирует интеллектуальные умения, навыки работы с информацией, учит учиться.

Что же такое «критическое мышление»? В различных научных источниках можно найти разные определения этого термина. Дж. А. Браус и Д.-Вуд определяют его как «разумное рефлексивное мышление, сфокусированное на решении того, во что верить и что делать. Критики пытаются понять и осознать свое собственное «Я», быть объективными, логичными, пытаются понять другие точки зрения. Критическое мышление, по их мнению, — это поиск здравого смысла (как рассудить объективно и поступить логично с учетом, как своей точки зрения, так и других мнений) и умение отказаться от собственных предубеждений. Критические мыслители способны выдвинуть новые идеи и увидеть новые возможности, что весьма существенно при решении проблем».

По мнению С.И. Заир-Бека «это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт». Стоит заметить, что С.И. Заир – Бек различает мышление критическое и мышление творческое, поскольку первое подразумевает оценку, рефлексию, а второе «не предусматривает оценочности, а предполагает продуцирование новых идей, часто выходящих за рамки жизненного опыта, внешних норм и правил». Можно сказать, что критическое мышление — это отправная точка для развития творческого мышления.

Под развитием критического мышления следует понимать направленное, закономерное изменение способностей обучающихся анализировать информацию с позиции логики и личностно – психологического подхода с тем, чтобы применять полученные результаты, как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам, проблемам; способность ставить новые, полные смысла вопросы, вырабатывать разнообразные, подкрепляющие аргументы, принимать независимые продуманные решения.

2. Описание технологии развития критического мышления

Главная цель педагогической технологии развития критического мышления («критика» – оценка, разбор, обсуждение) – развитие интеллектуальных способностей учащихся, позволяющих ему учиться самостоятельно.

Чем привлекает меня данная технология? Детей нелегко  мотивировать. И нам приходится постоянно придумывать, как заинтересовать ребенка? Порой в этом процессе мы больше отдаем предпочтение форме и забываем о содержании. Технология РКМ схематичностью и наглядностью ее приемов, графической организацией материала позволяет не только разнообразить урок, сделать его нестандартным, но и достичь конкретных образовательных результатов:

  • формирование нового стиля мышления (открытость, гибкость, рефлексивность, осознанность, альтернативность);

  • развитие базовых качеств личности (креативность, коммуникативность, критическое мышление, мобильность, самостоятельность, ответственность);

  • формирование культуры чтения и письма;

  • формирование умения задавать вопросы, формулировать гипотезу;

  • стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности;

  • запуск механизмов самообразования и самоорганизации.

В чем же специфика образовательной технологии развития критического мышления? Основа технологии – трехфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия.


Первая фаза – стадия Вызова

Основные задачи стадии:

  • Самостоятельная актуализация имеющихся знаний и смыслов по данной теме. Необходимо

пояснить, что от учителя требуется именно организация процесса воссоздания имеющихся знаний и смыслов в связи с изучаемым материалом.

  • Пробуждение познавательной активности в связи с изучаемой темой, путем вовлечение учащихся в деятельность по формулировке гипотез, предположений; путем формулировки вопроса высокого уровня или путем организации работы в учебных группах. Существует множество подходов к тому, чтобы пробудить интерес к теме.

  • Самостоятельное определение учащимися направлений в изучении темы. Критически мыслящий человек, прежде всего, самостоятельно мыслящий.

Приемы использования технологии критического мышления на стадии Вызова

  • «Понятийное колесо»

  • «знаем- хотим узнать- узнали

  • Игровой прием «да-нет»

Вторая фаза – стадия осмысление

Основные задачи стадии:

  • Организация активной работы с информацией. Если учащийся на первой фазе смог сформулировать свою личную цель в изучении материала, то на второй фазе он подчиняет работу этой цели.

  • Самостоятельное сопоставление изученного материала с уже известными данными, мнениями. Это является своеобразной поддержкой для развития мыслительных навыков

На первой фазе работы с информацией учащийся создает для себя смысл: «Что это значит для меня?», «Зачем мне это нужно?».

На второй фазе необходимо реализовать этот смысл в определенной учебно-познавательной деятельности.

Приемы, используемые на этой стадии:

  • “Инсерт”

  • “таблицей двойной (или тройной) записи”

  • Прием “Кластеры

  • прием “Фишбоун”

  • SWOT – анализ

Третья фаза- стадия Рефлексии

Основные задачи стадии:

  • самостоятельно систематизировать новый материал,

  • определить направления для дальнейшего изучения темы.


Под стадией рефлексии понимается как «встраивание» нового опыта, новых знаний в систему личностных смыслов. Третья фаза направлена на то, чтобы новый материал стал для учащегося своим.

Приемы используемые на этой стадии:

  • таблица ПМИ (Плюс – Минус – Интересно)

  • Синквейн

  • «Шесть шляп мышления»


  • Правила построения синквейна

  • Первая строка стихотворения — это его тема. Представлена она всего одним словом и обязательно существительным. Дает возможность судить о метапредметном умении определять тему.

  • Вторая строка состоит из двух слов, раскрывающих основную тему, описывающих ее. Это должны быть прилагательные. Допускается использование причастий.

  • В третьей строке, посредством использования глаголов или деепричастий, описываются действия, относящиеся к слову, являющемуся темой синквейна. В третьей строке три слова. Дают представление о том, как идет процесс применения понятия.

  • Четвертая строка — это уже не набор слов, а целая фраза, при помощи которой составляющий высказывает свое отношение к теме. В данном случае это может быть как предложение, составленное учеником самостоятельно, так и крылатое выражение, пословица, поговорка, цитата, афоризм, обязательно в контексте раскрываемой темы.

  • Пятая строка — одно слово или словосочетание, которые представляют собой некий итог, резюме. Чаще всего это просто синоним к теме стихотворения.



Примеры

- Обществознание

Закон

Справедливый, суровый

Предупреждает, защищает, наказывает

Закон одинаков для всех

Порядок



Потребность

Биологическая, социальная

Появляется, возникает, проявляется

Побуждает человека к действию

Нужда

- История

Коллективизация

Несправедливая, насильственная

Раскулачивали, заставляли, принуждали

Объединяли крестьянских хозяйств в коллективные хозяйства

Колхоз

Достоинства метода синквейна

При составлении синквейна на уроках:

  • повышается интерес к изучаемому материалу;

  • развивается образное мышление;

  • развиваются творческие способности учащихся;

  • совершенствуются коммуникативные навыки и умения емко и лаконично выражать свои мысли;

  • развивается мышление и воображение;

  • вырабатывается способность к анализу;

  • уменьшается время, отводимое на запоминание информации;

  • расширяется словарный запас.

Варианты работы с синквейном:

  • Традиционное составление синквейна

  • Составление рассказа, основой которого послужит уже готовое стихотворение. Желательно, при его составлении, использовать слова и фразы, использованные в заданном синквейне.

  • Редактирование готового синквейна, с целью усовершенствовать его.

  • Дописать синквейн. Для этого нужно проанализировать заданное стихотворение, определить недостающую часть и заполнить ее. Например, можно предложить стихотворение, в котором не указана тема. Применяя слова, ее характеризующие и раскрывающие, учащиеся должны понять, о чем идет речь.



  • ДИАМАНТА (или даймонт)

  • Этот прием используется при характеристике противоположных понятий. Важный момент в выполнении задания – встреча, столкновение, соприкосновение двух противоположных понятий. Здесь учащиеся высказывают свою точку зрения и суждения, исходя из жизненного опыта.

  • Диаманта – это стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых – понятия с противоположным значением. Этот вид стихотворения составляется по следующей схеме:

  • 1-я строка – существительное, тема диаманты

  • 2-я строка – два прилагательных, раскрывающих какие– то интересные, характерные признаки явления, предмета, заявленного в теме диаманты

  • 3-я строка – три глагола, раскрывающие действия, воздействия и т. д., свойственные данному явлению

  • 4-я строка – ассоциации, связанные с темой диаманты (4 существительных, переход к антонимичным понятиям)

  • 5-я строка – три глагола, раскрывающие действия, воздействия и т. д., свойственные явлению – антониму

  • 6-я строка – два прилагательных (по отношению к антониму)

  • 7-я строка – существительное, антоним теме.

  • Примеры

- Обществознание

  • Правомерное поведение

Законное, правильное

Соответствует, утверждает, диктует

Образец поведения – общественная опасность

Нарушает, не выполняет, отрицает

Противоправное, вредное



- История

  • Язычество

Древнее, жестокое

Почитают, преклоняются, обожествляют

Множество богов – единство бога

Верят, крестятся, молятся

Православное, позитивное



  • Прием SWOT-анализ

Проведение SWOT – анализ представляет собой заполнение матрицы, состоящей из четырех блоков, в центре матрицы записываем факт, явление, проблему, требующую исследования, а по блокам матрицы:

S – сильные стороны изучаемого явления (англ. strengths – сильный)

W – слабые стороны изучаемого явления (англ. weaknesses– слабый)

О – возможности применения (англ. opportunities – возможности)

T – угрозы применения (англ. threats – угрозы)

- Первый этап урока. Учащиеся в группах читают материал параграфа и дополнительный материал, обмениваются новой информацией, выделяют сильные и слабые стороны основных типов экономических систем, предполагают, какие возможности и угрозы применения этих типов систем существуют в будущем.

- Второй этап урока. Заполнение матрицы SWOT– анализа.

- Третий этап урока. Выступление групп.

- Четвертый этап урока. Оценивание работы в группах и подведение итогов.









Пример

Обществознание



Сильные стороны

strengths

- знание супругов, что является имуществом каждого;

- позволяет «позаботиться» о содержании нуждающегося и нетрудоспособного супруга после развода;

- позволяет определить кому будет принадлежать имущество, полученное в дар.


























Брачный договор

Слабые стороны

Weaknesses

- «неприлично»;

- стоимость нотариальных услуг;

- невозможность предусмотреть все вопросы;

- споры из-за неоднозначных формулировок;

- регулирование только имущественных отношений;

- настрой на развод;

- манипуляции, принуждение, обман.

Возможности

Opportunities

- возможность упорядочения финансовых и имущественных прав семейной пары: оценить доходы, распределить расходы, спланировать крупные покупки;

- возможность избежать конфликтных ситуаций при разводе.


Угрозы

Threats

- невозможность расторжения в одностороннем порядке (только в случае судебного решения);

- выгодные для одного из супругов пункты договора приводят к ссорам, а порой и разводам.




Деятельность с применением технологии РКМЧП поможет выработать общеучебные умения: работать в группе, графически оформлять текстовый материал, творчески интерпретировать имеющуюся информацию; распределить информацию по степени новизны и значимости, обобщать полученные знания. Тем самым будут созданы все условия для вариативности, дифференциации обучения и самое главное – формирование коммуникативной компетентности.



3.Положительные и отрицательные аспекты практического применения технологии “Критического мышления” в школе (точка зрения обучающихся)

Положительные аспекты

-класс лучше работает сообща;

-стало легче учиться;

-все активно участвуют в работе;

-усиление мотивации и увеличение объёма знаний;

-глубже понимается содержание;

-знания приобретаются в классе;

-самостоятельная работа в классе

Отрицательные аспекты (точка зрения учителя)

-труднее поддерживать дисциплину;

-возможно «выпадение» ученика из учебного процесса при групповой работе;

-ограничено время, отданное на подробное рассмотрение более сложных тем;

-затруднена оценка индивидуальной работы.


4. Результативность применения на уроках ТРКМ.

Любая опытно-экспериментальная деятельность предполагает определение качественных параметров результатов. Отслеживая  этапы внедрения элементов технологии критического мышления в свою педагогическую деятельность и анализируя проведенные уроки с использованием данной технологии, я пришла к выводу, что использование приемов и стратегий технологии РКМЧП активизирует познавательную деятельность учащихся. Учащиеся учатся более вдумчиво, дольше удерживают идеи в памяти, осмысленно работают с новым материалом, учатся вырабатывать собственное мнение, подкреплять его фактами, самостоятельно размышлять, а как результат всего этого, должно повышается качество знаний  по предмету.                                      

 Работа показала, что необходимо использовать приемы технологии критического мышления в учебном процессе. ОпределИть наиболее эффективные приемы и стратегии технологии  на уроках истории.

Оценки были подтверждены на переводных, выпускных экзаменах (в том  

числе ЕГЭ).  

 Проведены наблюдения на предмет определения выраженности интереса к учебным дисциплинам общественно-научного характера (история, экономика, право). Наблюдения дали следующие результаты. Ранее, как показывает мой педагогический опыт, мотивация к учебе, а следовательно и качество знаний, к старшим классам значительно снижался. С применение современных образовательных технологий, в том числе и технологии критического мышления, ситуация значительно меняется, о чем свидетельствуют следующие факты:100% учащихся при определении профиля обучения в старших классах, начиная с момента введения профильного обучения в образовательный план школы, выбирают социально-экономический профиль.

Использование технологии развития критического мышления  стало неотъемлемым элементом моей педагогической деятельности, это позволяет сделать уже определенные выводы:

1. увеличить время на самостоятельную работу учащихся, что способствует углубленному и сознательному обучению, прочности усвоения знаний;

2. развивать самостоятельность и стремление учащихся к самообразованию;

3.разнообразить используемые формы организации обучения, способствующие развитию у школьников интереса к географическим знаниям, познавательной активности;

4.целенаправленно формировать специальные и общеучебные умения и навыки;

5.повысить успеваемость  учащихся, качество образования, уровень коммуникативных умений школьников.

        



5.Заключение

Разнообразные приемы, методы, технологии – это не самоцель. В работе важен результат. Используя на уроках приемы ТРКМ, убеждаюсь, что данная технология позволяет поддерживать внимание детей на высоком уровне, снижает утомляемость, повышает мотивацию обучения и интерес детей к школе, формирует обстановку творческого сотрудничества и конкуренции, воспитывает в детях чувство собственного достоинства, дает им ощущение творческой свободы и, самое главное, приносит радость.  Сила и оригинальность этой технологии состоит в том, что ее создатели выстроили систему методов и приемов обучения. Я наблюдаю, как эти методы меняют моих учеников, меняют атмосферу занятий, повышают активность на уроке, заинтересованность; намечается путь успеха даже у слабоуспевающих и безразличных к учебе обучающихся.

Обобщая вышесказанное, хочу сказать, что использование технологии развития критического мышления на уроках литературы помогает развить вдумчивое чтение, монологическую и диалогическую речь, умение работать со словарями и другой справочной литературой. Самое же главное – на таких уроках дети учатся самостоятельно добывать знания, самореализовываться и социализироваться в современном мире. 


6. Использованная литература и Интернет-ресурсы.

  1. Богатенкова Н.В., Муштавинская И.В.  «Технология развития критического мышления на уроках истории и краеведения», Санкт - Петербургский университет педагогического мастерства, 2001

  2. Власова Т.А. “Развитие критического мышления на уроках истории в старших классах”. 
    // “Преподавание истории и обществознания в школе” - 2005 № 3.

  3. Долженко Ю.А. “Методическое сопровождение личностно-ориентированного образования”. Б., 2003г.

  4. Загашев И. О., Заир-Бек С. И. Критическое мышление: технология развития. – СПб : Альянс-Дельта, 2003. – 284 с.

  5. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. “Развитие критического мышления на уроке”. М., “Просвещение”, 2004г.

  6. Клустер Дэвид “Что такое критическое мышление?” ИД “Первое сентября”, газета “История” №29/2002.

  7. Мельникова Е.Л. “Проблемный урок, или как открывать знания с учениками”. Пособие для учителей. М., 2002г.

  8. Селевко Г.К. “Современные образовательные технологии”. М., 1998г.

  9. Якиманская И.С. “Личностно-ориентированное обучение в современной школе”. М., 1996г.

  10. Полат Е.С.  Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие. – М. Академия, 2003.

  11. http://elenasadigova.ucoz.ru/publ/metodicheskaja_rabota/stati_uchiteljam/sushhnost_tekhnologii_kriticheskogo_myshlenija/51-1-0-204 )  

  12. http://ct-net.net/ru/ct_about_ru

  13. -http://lib.1september.ru/2003/16/1.htm

  14. ЭМУ – Методическая лаборатория. [email protected]




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!