СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технология решения изобретательских задач (ТРИЗ) на уроках интегрированного курса «Окружающий мир» в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технология решения изобретательских задач (ТРИЗ) на уроках интегрированного курса «Окружающий мир» в начальной школе»

Фомина Е. Ю.,

учитель начальных классов

МБОУ «Средняя школа № 50 города Макеевки»



Технология решения изобретательских задач (ТРИЗ) на уроках интегрированного курса «Окружающий мир» в начальной школе

Аннотация. Статья содержит теоретико-практическое обоснование продуктивности и целесообразности применения технологии ТРИЗ на уроках интегрированного курса «Окружающий мир» согласно реализации положений обновленного ГОС НОО (2018 г.) по развитию творческой активности и креативного мышления младших школьников. Ключевые слова: метапредметные технологии, ТРИЗ-педагогика, креативное мышление, творческая личность, метод, модель, прием. Обучение, построенное на усвоении конкретных фактов, изжило себя в принципе, ибо факты быстро устаревают, а их объем стремится к бесконечности. А. А. Гин Актуальность. Процесс реализации обновленного стандарта начального общего образования (2018 г.) по формированию метапредметных компетенций и личностных образовательных результатов младшего школьника требует от учителя коррекции выбора способов познавательной деятельности обучающихся и непосредственно педагогического инструментария. Решение этих проблем находится в плоскости понимания сущности метапредметного подхода в обучении и необходимости применения технологий, позволяющих моделировать пространство успешного формирования личности младшего школьника и овладения им универсальными учебными действиями (УУД). Осознание связи умственного и личностного развития с обучением требует перехода от «предметного» к «способному» освоению материала: изменения принципа классно-урочной методологии, расширение рамок пространства урочной деятельности, предоставления обучающимся права выбора, увеличение объема самостоятельной работы, развитие навыков самообразования. Цель статьи. Рассмотреть и дать обоснование некоторым ТРИЗ-технологиям как продуктивным педагогическим приемам работы с мышлением, коммуникацией, действием, пониманием и рефлексией учащихся на уроках «Окружающего мира». Согласно определению, предложенному психологом Э. П. Торренсом, «креативность включает в себя повышенную чувствительность к проблемам, к дефициту или противоречивости знаний, действия по определению этих проблем, по поиску их решений на основе выдвижения гипотез, по проверке и изменению гипотез, по формулированию результата решения». [3, с. 38] Методология непрерывного моделирования системного многоэкранного творческого 195 мышления и развитие соответствующих способностей обучаемых разного возраста, а в итоге – творческой личности в конце 80-х годов прошлого столетия была разработана ТРИЗ-педагогикой. В начальной школе – это применение алгоритмических методов и технологий становления осознанного, управляемого, целенаправленного и эффективного процесса мыследеятельности, то есть формирование культуры мышления. В результате чего младший школьник способен оперировать наиболее общими фундаментальными закономерностями, осваивать на их основе частные законы различных наук и объяснять явления окружающей действительности. Рассмотрим некоторые приемы ТРИЗ, используемые на уроках интегрированного курса «Окружающий мир» в начальной школе с оценкой целесообразности применения и недостатков методологии:

 модель «Элемент – имя признака – значение признака» ориентирована на рассмотрение составляющих изучаемого явления и их значений.

 Модель «Да-нетки» – метод поиска и моделирования суждения посредством двух вариантов ответов на вопросы: только «да» и «нет».

 модель «Морфологический ящик / копилка» для создания информационных «банков» данных с целью последующего построения определений при изучении природоведческих и других понятий. Модель служит для сбора и анализа информации по заданным признакам, выявления существенных и несущественных показателей изучаемого явления. Окружающий мир – энциклопедия различных видов животных и растений из Красной книги Донбасса; полезных ископаемых региона; заповедников, заказников, национальных парков страны и др.

 Прием «Системный лифт» для рассмотрения частей изучаемого объекта и объекта как части другого более крупного объекта.

 Модель «Создай паспорт» для систематизации, обобщения полученных знаний; выделения существенных и несущественных признаков изучаемого явления; создания краткой характеристики изучаемого понятия, сравнения его с другими сходными понятиями.

 Прием «Раньше-позже» рассчитан на использование полученных знаний для решения различных практических, исследовательских и учебных задач о времени.

 «Метод Маленьких Человечков» – применяется для создания представлений о внутренней структуре, например, тел живой и неживой

Методический инструментарий

1. Окружающий мир. 3 класс. Тела, вещества, частицы. Твердые тела, жидкости и газы. Метод Маленьких Человечков

1. Объяснение учителя – Тела, окружающие нас, можно представить в виде человечков, но они очень малы, и мы их не можем увидеть. Маленькие человечки – молекулы, из которых состоят вещества, постоянно движутся. В твердом теле человечков очень много, они держатся за руки и стоят близко друг к другу, в жидкостях человечки стоят свободнее и между ними могут «пройти» другие человечки, а в газах расстояние между человечками самое большое. Передача «информации» быстрее всего происходит в твердом теле, затем в жидкостях, медленнее всего в газах».

2. Моделирование «Свойства твердых тел, жидкостей и газов». Вопросы • Почему сквозь твердое тело нельзя провести руку, а сквозь жидкое можно? • Почему жидкость принимает форму сосуда? • Почему запах от духов распространяется по всей комнате?

2. Окружающий мир. 4 класс. Мир глазами астронома. Актуализация опорных знаний 196 Прием «Системный лифт» «Класс → второй этаж → школа → микрорайон «Зеленый» → Горняцкий район → город Макеевка → Донбасс → материк Евразия → Северное полушарие → планета Земля → Солнечная система → галактика Млечный путь → Вселенная». Преимущества. Эффективность использования в большой аудитории, быстрая обратная связь, активная передача и систематизация знаний за короткий промежуток времени, контроль логической последовательности материала, связь с жизнью, не требует затрат. Недостатки. Штучность, невозможность контроля усвоения знаний всеми обучающимися, опасность перехода на «знаниевую» форму обучения.

3. Окружающий мир. 4 класс. Куликовская битва. Модель «Создай паспорт» Паспорт исторического события Дата – 8 сентября 1380 год Защитники – русские ратники Кто возглавил (предводитель) – князь Дмитрий Иванович Место действия – поле Куликово, расположенное между Доном и Непрядвой Противник – ордынское войско, Мамай Тактика – оборонительно-наступательная Ход битвы: 1) единоборство богатырей – ордынского воина Челубея и русского ратника Пересвета; 2) жестокая сеча; 3) враги теснят русских; 4) удар русской конницы; 5) разгром мамаевых полчищ.

Опорные слова для паспорта выбираются самими обучающимися. Рефлексия: «письмо с дыркой», интерактивный исторический диктант, викторины, кроссворды. Викторина по составленному паспорту (перемешиваются его левые и правые части, а потом восстанавливаются). Кроссворд составляется или разгадывается на основе новых понятий и терминов. В «Письме с дыркой», интерактивных исторических диктантах описываются события (ход) битвы, но не называются ключевые моменты, имена и т.п. Задача обучающихся – заполнить информационные пустоты. Преимущества. Развитие аналитических способностей, памяти обучающихся, тренинг обобщения и систематизации знаний, упорядочения фактов, развитие речи и коммуникативных навыков. Недостатки. Требует много времени, неполнота процесса, требующая наличия тех или иных навыков, зависимость от уровня подготовки участников образовательного процесса.

4. Окружающий мир. 3 класс. В царстве грибов. Прием «Да-нетки» «Вызов» Учитель: Я в лесу собираю грибы в корзинку, «наполнив» ее вместе со мной, вы сможете узнать тему нашего урока. (Затем с опорой на наглядность «Грибы съедобные и ядовитые» – иллюстрации в учебнике, видеоматериалы и др. – отвечает на вопросы учащихся, но только «да» или «нет») «Осмысление» Почему одни грибы оказались корзине, а другие – нет? (В корзину собирали съедобные грибы) Почему только съедобные? (Ответ детей) Назовите съедобные / ядовитые грибы? (Ответ детей) Как называются группы растений или животных, на которые делятся объекты живой и неживой природы? (Царства природы) Следовательно, как называется наше царство? а как звучит тема? (Ответ детей)

Преимущества. Развитие аналитических способностей, тренинг обобщения и систематизации знаний, квалификация фактов, учебный диалог (эмоциональная окраска, активное взаимодействие, быстрота обратной связи). Недостатки. Требует много времени, опасность перехода на «знаниевую» форму обучения, зависимость от уровня подготовки участников образовательного процесса, трудности контроля.

5. Окружающий мир. 1 класс. Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? Модель «Элемент – имя признака – значение признака» «Осмысление» Работа с учебником: Плешаков А. А. Окружающий мир. 1 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. – В 2 ч. Ч.2 / А. А.Плешаков – 8-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 95 с.: ил. – (Школа России). Иллюстрации, с. 48-49. – Итак, мы установили, какие звуки природы можно услышать в лесу. Теперь представим, что вошли в лес, остановились и прислушались … Рассмотрите рисунок в учебнике на с.48. Попробуйте его озвучить, оживить, передав голосом звуки леса. (Дети выполняют и проверяют) Что можете рассказать о ребятах, которые тоже вместе с нами попали в лес (рисунок на с.49), правильно ли они себя ведут? Как, одним словом, можно назвать такое поведение? (Бескультурье) А теперь давайте попробуем объяснить этим детям, почему в лесу нужно соблюдать тишину. (Дети выполняют задание и проверяют) Преимущества. Активная передача знаний, активное взаимодействие, развитие аналитических способностей младших школьников и умения обобщать, давать оценку. Недостатки. Зависимость от уровня подготовки участников образовательного процесса.

6. Окружающий мир. 4 класс. Кто и где? Лента времени. «Осмысление» Метод «Раньше-позже» Практическая работа: решение задач. Задача. 1147 г. – первое упоминание о Москве в летописи, 753 г. до н. э. – дата основания Рима. (Учитель предлагает и помогает расположить даты на ленте времени) 1.– Какой из двух городов – Москва или Рим – основан раньше и на сколько? Ответ. Рим старше Москвы на 1900 лет. Решение: 753 + 1147=1900. 2.– Сколько лет назад был построен Рим? Ответ. Рим построен 2773 года назад Решение:753+2020=2773. 3. Работа с лентой времени. Объяснение способов решения. [4]

Преимущества. Учебный диалог, расширение кругозора, практических умений и навыков, логического мышления. Недостатки. Не возможность части обучаемых моделировать цепь рассуждений, способности понять логику построения доказательств. Выводы. Как видим, в век информатизации одним из продуктивных способов повышения образовательного уровня индивида, его информационной культуры является способность к творческому стилю жизни, для которого характерно наличие креативного мышления. В этом контексте ТРИЗ-педагогика имеет широкий спектр методик, позволяющих качественно оптимизировать образовательный процесс в рамках всех учебных дисциплин начальной школы, и естественно-математического цикла в частности.

Список литературы:

1. Альтшуллер Г.С. Психология изобретательского творчества / Г.С. Альтшуллер, Р. Б. Шапиро // Вопросы психологии. – 1956. – № 3. – С. 5-11.

2. Гин С.И. Элементы ТРИЗ в начальной школе / С.И. Гин // Развитие творческих способностей детей с использованием элементов ТРИЗ : тез. докл. второй регион. науч.-практ. конф. – Челябинск, 1999. – С. 41-42. 198

3. Клустер Д. Что такое критическое мышление? // Перемена: Международный журнал о развитии мышления через чтение и письмо. – 2001. – № 4. – С. 36-40.

4. Максимова Т.Н. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». 4 класс. – 3-е изд. – М.: ВАКО, 2015. – 416 с. – (В помощь школьному учителю)

5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.

6. Тамберг Ю. Г. Развитие творческого мышления детей. Екатеринбург: У-Фактория, 2004. – 208 с.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!