СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технология системно-деятельностного подхода в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мастер-класс  по теме "Технология системно-деятельностного подхода в начальной школе"

Просмотр содержимого документа
«Технология системно-деятельностного подхода в начальной школе»

Технология системно-деятельностного подхода в начальной школе

Слайд1

«Настоящий учитель показывает своему ученику не готовое здание, над которым положены тысячелетия труда, но ведет его к разрабатыванию строительного материала, возводит здание вместе с ним, учит его строительству». А. Дистервег.

Слайд 2

В ГОС начального общего образования нового поколения особое внимание уделяется развитию личности младшего школьника. Это достаточно сложная психологическая проблема, которая обеспечивается целым рядом педагогических условий. И решить ее можно в том случае, когда обучающийся станет активным участником учебно-воспитательного процесса.

Многие годы целью школьного обучения было овладение системой знаний. Недостаточность любого объема знаний для успешного решения жизненных проблем очевидна.

Приоритет в образовании сместился в сторону формирования деятельностных способностей. Особое внимание отводится формированию общих учебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.

Слайд 3

Мы все помним притчу о том, как пришел мудрец к бедному и сказал: «Я вижу, вы голодны. Давайте, я вам дам рыбу, чтобы вы утолили голод». Притча гласит: не надо давать рыбу, надо научить ловить ее. Стандарт нового поколения и есть тот инструмент, который помогает научить «ловить рыбу.»

Задача школы – не дать объемные знания, а научить учиться. Это складывается в систему универсальных учебных действий.

Именно в действии порождается знание.

Как говорил Адольф Дистервег: «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить».

Все большее внимание привлекает к себе системно-деятельностный подход, который включает в себя все виды деятельности, рефлексивный анализ собственной деятельности, а также системно тренирует коммуникативные способности, тем самым обеспечивая формирование у детей готовности к саморазвитию. Слайд 4

Системно-деятельностный подход является методологической основой стандарта начального общего образования нового поколения.

Основная идея этого подхода заключаются в том, что главный результат образования – это не отдельные знания, умения и навыки, а способность и готовность человека к эффективной и продуктивной деятельности в различных социально-значимых ситуациях.

Основной результат системно-деятельностного подхода – развитие личности ребенка на основе  развития универсальных учебных действий.

Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности. Упор делается на зону ближайшего развития, то есть область потенциальных возможностей, которые позволяют ученику под руководством взрослых на более высоком уровне решать поставленные задачи.

Понятие системно-деятельностного подхода было впервые введено в 1985 г. как особого рода понятие.

Системно - деятельностный подход реализуется с помощью технологии деятельностного метода обучения, разработанный под руководством Л. Г. Петерсон.

По мнению А. Дистервега, деятельностный метод обучения является универсальным. Слайд 5 .

Ключевое слово здесь – деятельность, а сама деятельность рассматривается

как своего рода система.

«Де́ятельность (активность) — процесс активного взаимодействия субъекта с объектом, во время которого субъект удовлетворяет какие-либо свои потребности, достигает цели..» Свободная энциклопедии -Википедия  Слайд 6

Деятельностный метод обучения – это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника, метод, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности. Слайд 7

Реализация технологии деятельностного метода в практике преподавания обеспечивается следующей системой дидактических принципов: Слайд 8

Принцип деятельности 

Принцип непрерывности 

Принцип целостности 

Принцип минимакса 

Принцип психологической комфортности 

Принцип вариативности 

Принцип творчества 

Слайд 9

Деятельностный подход к обучению предполагает:

наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить); 
выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний;
• выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания;

• формирование у школьников умения контролировать свои действия как после их завершения, так и по ходу;

• включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.

В характеристике деятельностного подхода, применительно к системе начального образования, важными являются слова: искать, думать, сотрудничать, приниматься за дело, адаптироваться. Слайд 10

Позиция ученика

Именно ученики являются главными «действующими героями» на уроке. И, следовательно, деятельность каждого ученика на уроке должна быть осмыслена, личностно-значима. Ребёнок должен понимать: что я хочу сделать, зачем я это делаю, как я это делаю, как я это сделал.

Слайд 11, 12

«Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений». Л.Н. Толстой

Позиция учителя:

Учитель играет роль режиссёра учебного процесса. Он мотивирует школьника к самостоятельному принятию решений, корректирует их действия, участвует в обсуждении и ищет способы, чтобы включить в работу каждого ученика.

А учитель, как образно замечает Л.С.Выготский, “ должен быть рельсами, по которым свободно и самостоятельно движутся вагоны, получая от них только направление собственного движения».

Использование в практике системно – деятельностного подхода   позволяет нам грамотно выстроить урок, включить каждого обучающегося в процесс “открытия”  нового знания. Каким образом включить ученика в образовательный процесс? Ответ один - только с помощью действия.

Эти позиции отражены авторами УМК, по которым мы работаем.

Учебники, по которым реализуется развивающая программа, составлены с опорой на деятельностную парадигму обучения. В них нет готовых ответов на вопросы, зато есть интересные и увлекательные задания, выполняя которые ребята сами формулируют тему урока, ставят проблему, открывают новые знания, действуют творчески, а не по шаблону.

При этом задача учителя - организовать исследовательскую деятельность учащихся так, чтобы они поэтапно дошли до решения ключевой проблемы урока (через создание проблемной ситуации), объяснили, как надо ее решать.

Чтобы ученик включился в «деятельность» в рамках урока, он должен осознать планируемые достижения, способ достижения и получаемый результат.

Исходя из того, что важнейшей характеристикой деятельностного метода является системность, системно - деятельностный подход я стараюсь осуществлять на различных этапах урока. Слайд 13

На этапе мотивации к учебной деятельности я настраиваю детей на работу, даю моральную поддержку или предлагаю детям подумать, что пригодится для успешной работы на уроке.

На этапе актуализации знаний подготавливаю мышление детей к изучению нового материала. Включаю проблемный вопрос, мотивирующий изучение новой темы.

На этапе объяснения нового материала создаю проблемную ситуацию, из которой формулируется тема урока. Предлагаю обучающимся систему вопросов и заданий, подводящих их к самостоятельному открытию нового. То, что «открыто» самими детьми, требует меньших затрат на отработку, и эти знания отличаются более высоким уровнем качества. В результате обсуждения подводится итог.

На этапе первичного закрепления ребята выполняют упражнения с обязательным комментированием, проговариванием вслух и созданием алгоритмов действия.

При проведении самостоятельной работы с самопроверкой использую индивидуально-дифференцированный подход нахождения в подборе заданий, чтобы закрепить ситуацию успеха у каждого ученика. Ребята самостоятельно выполняют задания, работая с алгоритмом и выполняя проверку по шаблону или путем взаимопроверки.

Следующий этап - включение в систему знаний и повторение. Здесь дети тренируют навыки использования совместно с раннее изученным материалом, и повторяют содержание, которое потребуется на следующих уроках, отрабатывают полученные новые знания и умения.

При подведении итога урока фиксируем изученное новое знание и его значимость и практическое применение в жизни.

Рефлексия урока помогает ребенку осмыслить его собственные достижения и его проблемы, поделиться с трудностями, которые возникли на уроке, услышать объяснение своих товарищей.

Использование системно – деятельностного подхода в практике помогают развивать такие черты личности, как толерантность к чужому мнению и привычкам, готовность к сотрудничеству, подвижность и гибкость мышления.

Системно-деятельностный подход подразумевает использование в начальной школе следующих технологий: Слайд 14

• проблемно-диалогическая технология;

• технология оценивания;

• коллективные способы обучения  (КСО);

• технология развития критического мышления;

• информационно-коммуникационные технологии;

• технология проектного обучения

Системно – деятельностный подход и его развивающая функция даёт возможность раскрыть индивидуальные возможности личности школьника.

В своей работе я стараюсь в первую очередь обращать внимание на личные качества ученика, его наклонности и способности к тому или иному предмету. Я приветствую собственное мнение детей, неординарность мышления. Пусть не всегда верное, ошибочное, но именно оно является основой для дальнейшего развития, поиска правильного ответа. Метод проб и ошибок формирует жизненный и учебный опыт.

За время работы я наглядно смогла убедиться в том, что главное в ребенке это умение раскрыть все его таланты, дать возможность укрепить веру в свои силы.

Например, на уроках я стараюсь подбирать задания различной сложности, при объяснении нового материала, создаю проблемную ситуацию, которая является хорошим стимулом для самовыражения учащихся.

Чтобы в процессе обучения больше влиять на продвижение учеников не только в формировании УУД, но и в развитии мышления, ввожу на уроках логически-поисковые задания на всех этапах обучения: при введении нового материала, при закреплении и повторении. Дети наблюдают, сравнивают, анализируют, синтезируют, группируют, обобщают, делают выводы.

Большие возможности для организации эффективной учебной деятельности даёт групповая работа и работа в парах.

Положительным моментом такой работы является то, что ученики класса одновременно учатся говорить, учатся видеть, слышать, исправлять ошибки других, тем самым обогащая, закрепляя и свои знания. Эта работа учит каждого планировать единый общий результат, нести за него ответственность.

Дети на уроках работают в соответствии со своими возможностями, участвуют в равноправном диалоге, осознают ценность своего участия в решении разных учебных задач. Слайд 15

Чтобы подготовить и провести урок, который предполагает творческую активность ученика и учителя, где каждый учащийся чувствует себя комфортно, имеет возможность высказать свое мнение по изучаемой проблеме, проявить собственные возможности, интересы, самостоятельность, избирательность в способах работы, ощутить атмосферу сотрудничества, почувствовать и пережить успех, необходимо создать условия для познавательной активности учеников.

Слайд 16

Средства же, методы и приёмы, позволяющие добиться успеха, учитель должен продумать и отобрать сам, демонстрируя, таким образом, знание возрастных, психологических, индивидуальных качеств своих воспитанников, уровень подготовки класса, свою профессиональную зрелость, педагогическую интуицию и творческий потенциал. Слайд 17

Итак, использование системно-деятельностного подхода позволяет осуществлять: Слайд 18

  1. формирование мышления через обучение деятельности: умение адаптироваться внутри определенной системы относительно принятых в ней норм (самоопределение), осознанное построение своей деятельности по достижению цели (самореализация) и адекватное оценивание собственной деятельности и ее результатов (рефлексия);

  2. формирование системы культурных ценностей и ее проявлений в личностных качествах;

  3. формирование целостной картины мира, адекватной современному уровню научного знания.

Реализация системно- деятельностного подхода обучения позволяет нам не только повысить мотивацию учащихся на предмет получения новых знаний, но и учить детей творчеству, воспитывать в каждом ребенке самостоятельную личность, владеющую инструментарием саморазвития и самосовершенствования, умеющую находить эффективные способы решения проблемы, опираясь на имеющийся жизненный опыт, осуществлять поиск нужной информации, критически мыслить, вступать в дискуссию.

Слайд19 20

Учить детей сегодня трудно,

И раньше было нелегко.

Читать, считать, писать учили:

«Даёт корова молоко».

Век XXI – век открытий,

Век инноваций, новизны,

Но  от учителя зависит,

Какими дети быть должны.

Желаю вам, чтоб дети  в вашем классе

Светились от улыбок и любви,

Здоровья вам и творческих успехов

В век инноваций, новизны!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!