СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Технология смыслового чтения и работы с нестандартными учебными текстами на уроках географии»

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Технология смыслового чтения и работы с нестандартными учебными текстами на уроках географии»»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЗЕЛЕНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

ТАРАСОВСКОГО РАЙОНА РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ














«Технология смыслового чтения и работы с нестандартными учебными текстами на уроках географии»






Учитель географии и биологии

Сиволапова Татьяна Анатольевна













2022-2023 учебный год


Учебник – это всеобъемлющий ресурс для обучения, содержание предмета которого представлено в разнообразном виде. Однако фундамент любого учебника – это текст. Исходя из всего сказанного, координирование работы учеников с текстом учебника является одной из самых важных задач учителя и образования в целом. Решение ее будет способствовать достижению результатов, указанных в стандарте.

Учебник помогает школьнику приобрести необходимые навыки самообразования, но в то же время учебник — не самоучитель. Учащиеся работают с ним под наблюдением учителя, который задает направление, учит самостоятельно разбираться в учебнике, указывает, на что надо обратить особое внимание, помогает найти и выделить самое существенное, объясняет неясное и сложное. Когда начинается учебный год, на первом ознакомительном уроке, учитель представляет школьникам учебник: характеризует по оглавлению основные разделы, отмечает значение карт, иллюстраций, вопросов и заданий, дает общие указания, как надо с ними работать.

Тема моего доклада «Технология смыслового чтения и работы с нестандартными учебными текстами на уроках географии». И для начала необходимо определить, что из себя представляет смысловое чтение?

Смысловое (продуктивное) чтение — вид чте­ния, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста. Для смыслового понимания недостаточно просто прочесть текст, необходимо дать оценку информации, откликнуться на содержание. Смысловое чтение является метапредметным результатом освоения образовательной программы основного общего образования, а также является универсальным учебным действием.

Цель смыслового чтения – полное понимание содержания текста, осмысление полученной информации, осуществление познавательной деятельности. Качественное и регулярное применение технологии смыслового чтения позволяет получать высокие образовательные результаты.

На практике я уделяю большое внимание работе с текстом как источником географических, картографических знаний. Текст выступает и как источник информации и как средство воспитания и развития учащихся.

Всем известно, что современные школьники мало читают. Поэтому важно уделять на уроках время для смыслового чтения. Специфика географических текстов заключается в том, что их трудно понять, правильно оценить без опоры на карту, без привлечения статистических материалов. Поэтому нужно говорить о работе с учебником.

Использование разнообразных приемов работы с текстом научит учеников перерабатывать информацию, излагать её в устном и письменном виде, владеть специальными терминами.

Задача учителя – обучение детей грамотному смысловому чтению. Прочные и осознанные навыки смыслового чтения способствуют:

- принятию и освоению школьниками социальной роли;

- развитию мотивов учебной деятельности;

- формированию личностного смысла учения.

Познавательные УУД:

В учебниках:

- поиск и выделение информации;

- осознанное и произвольное построение высказываний;

- выбор эффективных способов решений;

- смысловое чтение: - рефлексия, контроль и оценка процесса и результата.

Уровни смыслового чтения:

- поиск информации;

- понимание прочитанного;

- преобразование информации;

- интерпретация информации;

- оценка информации.

Использование разнообразных приемов работы с текстом научит учеников перерабатывать информацию, излагать её в устном и письменном виде, владеть специальными терминами.

Приемы работы с текстом можно разделить на традиционные и инновационные.

Некоторые из традиционных приёмов активно используются учителями и в настоящее время.

1.Вопросно-ответные упражнения – предполагают запрашивание и предоставление необходимой информации. Работа по нахождению в тексте ответа на вопрос учит школьников выбирать из текста нужные сведения, отделять главное, важное от менее существенного, второстепенного. Вопросы имеются в начале и в конце каждой темы.

2.Восстановление / заполнение пропусков – приём работы со связным текстом, в котором специально пропущено слово. Задача учащихся – восстановить неполноценный текст, подобрать пропущенные слова по смыслу, исходя из контекста или привычной сочетаемости слов.

Пример: На новом материке_________________я увидел странных животных с длинными задними ногами и сильным хвостом. Эти животные предвигались прыжками. Мы-то с вами знаем, что это______________________, но во времена___________________эти животные были неизвестны, и он спросил у местных жителей, как они называются. Те ответили на своем языке: «____________________», и ____________________решил, что это и есть название животного. Он не знал, что на языке австралийцев слово «___________________» означает «_________________________».

3.Упражнение на дополнение – приём работы, основанный на отрывке текста или ряде незаконченных предложений, которые необходимо завершить, пользуясь информацией, полученной в ходе прочтения текста. При этом в конце текста даются слова для вставки.

Пример: Задание. Транспорт – это «кровеносная …….» страны, которая осуществляет связь между отдельными отраслями и районами страны. Особенности транспортного комплекса: резкие различия западной и восточной частей страны по транспортной ………….., …….. направление для сухопутных видов транспорта и ………… направление речных путей.

Слова: 1.Меридиальное. 2.Система. 3. Обеспеченность. 4. Широтное.

4.Работа с географическими понятиями. Обычно в ходе урока географии вводится несколько новых понятий и очень важно в короткое время провести дополнительную работу по осмыслению, пониманию и запоминанию новых слов. Учащиеся без особого труда находят в тексте новые понятия и термины, выделенные курсивом или жирным шрифтом. Однако, чтобы школьники хорошо их освоили, необходимо провести со школьниками такую работу как:

- разобраться в значении понятий;

- научиться правильно их произносить;

- найти в тексте или в словаре их объяснение.

Детям можно предложить произнести эти слова хором, вполголоса, повторить их несколько раз (5-6класс), разобраться в значении слов, записать их в тетрадь. Очень часто бывает, при объяснении географических понятий требуется кроме самого текста определения дополнительные материалы - рисунки, диаграммы, таблицы. Данной информации на страницах учебника географии достаточно.

Пример: 6 класс УМК Полярная звезда параграф 43 Задание. Найдите в тексте параграфа "Погода и климат” объяснение понятия "климат”.

Что означает в переводе на русский язык слово "климат”?

Чем отличаются два понятия "погода” и "климат”?

Что у них общего? В чём между ними разница?

Почему нельзя сказать: какой сегодня климат?

Овладение умением проводить анализ определений позволит учащимся в дальнейшем самостоятельно их формулировать.

5. Нахождение в тексте ответов на вопросы словами автора учебника – необходим для более точного воспроизведения научного факта, природного явления (процесса) или определения понятия.

Пример: Задание. Определите понятие "ориентирование”. Найдите в тексте параграфа, как автор отвечает на данный вопрос. Сравните свой ответ с ответом автора. Есть ли между ними принципиальные отличия. Повторите ещё раз данное определение, стараясь не подсматривать в учебник.

6. Задание «Угадай контур» - игра, тренирующая умение работать с контурными картами и запоминать формы объектов. Позволяет не только повторить и закрепить учебный материал, но и формирует практические умения при работе с настенной картой.

7. Множественный выбор – выбор правильного ответа из предложенных вариантов.

1.выбор правильного ответа из предложен­ных вариантов;

2. определение вариантов утверждений, со­ответствующих / не соответствующих со­держанию текста / не имеющих отношения к тексту;

3.установление истинности / ложности ин­формации по отношению к содержанию текста.

Пример: Задание: Выберите правильный ответ.

  1. Уменьшенное, обобщенное изображение поверхности Земли или большого участка ее поверхности на плоскости с помощью условных знаков:

а) план местности б) географическая карта

в) полярная съемка г) аэрофотоснимок

  1. Что помогает создавать система условных знаков?

а) карту горных территорий б) климатическую карту

в) карту с указанием присутствующей на местности растительности

г) картографический образ территории

  1. Географическими полюсами Земли являются:

а)Северный и Восточный б)Северный и Южный

в)Южный и Западный г)Западный и Восточный

  1. Географическая долгота бывает:

а) северной и южной б) южной и восточной

в) северной и западной г) западной и восточной

  1. От экватора отсчитывается:

а) западная и восточная долгота в) северная и южная долгота

б) западная и восточная широта г) северная и южная широта

8. Верные/неверные утверждения – содержательный и смысловой выбор ответов или суждений, который осуществляется путём соотнесения предлагаемых высказываний с содержанием прочитанного или прослушанного текста.

Пример: Отметьте правильные высказывания словом «ДА», неправильные словом «НЕТ»

_____ а) Азимут отсчитывают по часовой стрелке от направления на юг

_____б) Легенда карты – это список условных знаков

_____в) Горизонтали также называют изогипсы

_____г) Ориентироваться на местности и по карте- значит определять стороны горизонта

9. Задания «на соотнесение»

1.нахождение соответствия между вопросами, названиями, утверждениями, пунктами пла­на, картинками, знаками, схемами, диаграм­мами и частями текста (короткими текстами);

2. нахождение соответствующих содержанию текста слов, выражений, предложений, кар­тинок, схем и т. п.;

3.соотнесение данных слов (выражений) со словами из текста (нахождение синони­мов/ антонимов).

Многие понятия в тексте сопряжены определениями с объяснением и примерами. Чтобы информацию систематизировать учащимся предлагаются задания на установление соответствия.

Пример: Задание. 1.Что обозначено на предложенной схеме буквами А — Г — Д?

А __________________


Г –_________________


Д –____________________

(варианты ответов: вершина, уровень моря, относительная высота, абсолютная высота)

2. Составьте соответствия:

1. Углубление, в котором протекает река

2. Территория, в которой вода стекает в реку

3. Главная река со всеми притока

4. Место начала реки

5. Граница между бассейнами рек

А. Бассейн

Б. Русло

В. Речная система

Г. Водораздел

Д. Исток


А

Б

В

Г

Д







3. Установите соответствие между названием видов карты и тем, что на них изображено:

А) Физическая карта                         1) Типы климатов и климатические пояса

Б) Политическая карта                      2) Рельеф различных территорий

В) Климатическая карта                   3) Страны мира и их столицы

10. Исправление готового текста – определение и корректировка языковых или содержательных нарушений в тексте.

«Найди ошибку».

Диктант «Атмосфера»

Азота в атмосфере содержится-21%, кислорода- 78%, а углекислого газа- 12%.

Путем наблюдений установили, что воздух нагревается от проходящих через него солнечных лучей. Установлено, что нормальное атмосферное давление равно 670 мм. рт. ст. Главная причина образования ветра – это разность в высоте местности.

Бриз – это ветер, который днем дует с суши на море, а ночью с моря на сушу.

Облака образуются при нагревании поднимающегося воздуха. Перистые облака самые низкие, они образуются на высоте 2км. При подъеме на 10.5м., атм. давление повышается на 1мм. рт. ст. Разница между самой высокой и самой низкой температурой воздуха в течении суток называется средне суточной температурой воздуха.

11. Задание «Сотрудничество».

Обеспечивает возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками; способствует продуктивной кооперации.

12. Задание. «Продолжи фразу».

Например. 1.Перевозки грузов или пассажиров из одного пункта в другой через промежуточные пункты – это……..

2.Произведение количества перевезённых грузов на среднее расстояние перевозок - это……

Ответ:____________

13. Задание Узнайте по описанию:

Наиболее выгодный способ транспортировки жидких грузов – нефти и газа. Эти важнейшие виды ресурсов располагаются на востоке страны, а их потребители –
на западе. Нити магистралей тянутся из Западной Сибири и Европейского Севера к центру и портам. Кроме того, строительство одного километра этого вида транспорта обходится значительно дешевле, чем прокладка железной дороги, а тем более шоссе.

Ответ ________________________

14. Задания работаем с картой

Пример:1. Географические названия (топонимы) – это память о истории земель, языков. Они рассказывают о прежней природе, легендах, устанавливают родство народов, языков.

Задание. Найдите на карте и запишите однокоренные топонимы:

    1. Река Анадырь - город Анадырь – Анадырский залив.

    2. Народ чукчи - ___________ - ____________________.

    3. Река Бурея - __________________ - _____________________.

    4. Народ коряки - _______________ - ______________________.

    5. В. Беринг - ________________ - ______________________.

2. Найти географические объекты, встретившиеся в тексте в атласах и нанесение их на контурную карту. При изучении «Гидросферы», «Рельефа» в учебнике встречается много названий номенклатуры. Дети с удовольствием их находят на карте. Это способствует хорошему запоминанию географических объектов.

15. Задание на деление текста на абзацы – разделение текста на отдельные части согласно главной идее, содержащейся в каждой из них.

16. Задание на составление плана – сжатие информации текста до основных идей, записанных в форме плана, то есть по пунктам

17. Викторина – опрос-соревнование или опрос-игра, в которой участники отвечают на задаваемые вопросы по факту.

18. Взаимоопрос. Этот методический прием применяется в парах: два ученика читают текст, останавливаясь после каждого абзаца, и по очереди задают друг другу вопросы о прочитанном.

19.Прием: Анализ графиков и диаграмм. Это могут ответы на вопросы учителя, задания на постановку вопросов, задания на сравнения различных составляющих диаграммы, объяснение причин различий и т. д. Таким образом, учащихся надо научить следующим умениям чтения графиков и диаграмм: считывать цифровые показатели (т.е. видеть за ними соответствующие конкретные величины), сопоставлять их, завершая сопоставление выводом, и затем объяснять эти выводы, связывая их с определенными причинами и закономерностями.

20. Прием: Выборочное чтение текста при закреплении материала, с целью отбора из него какого-либо материала, установления связей и зависимостей, определения понятий и т.д.

- Нахождение доказательств, примеров, иллюстрирующих отдельные характеристики (пользуясь текстом, докажите, что Северный Кавказ – самый многонациональный район России);

-Прочитай текст о равнинах, ответь, чем отличается плоская равнина от холмистой.

- В тексте о болотах найти место, где говорится о причинах образования болот.

Инновационные приемы работы с текстом

В технологии смыслового чтения заложено применение различных приемов нахождения, сохранения и использования информации, для получения полезных результатов обучения. В ее основе заложены стратегии предтекстовой, текстовой и послетекстовой деятельности, которые предполагают формирование читательской осведомленности обучающихся и использование различных способов работы с текстом:

1. Предтекстовая деятельность

Выстраивая алгоритм урока, ориентированного на использование технологии смыслового или активно-продуктивного чтения, учитель настраивает систему заданий, которая трансформирует самостоятельное чтение текста учебника в увлекательное и познавательное дело. Для этого необходимо из возможных вариантов выбрать необходимые для реализации поставленных целей стратегии, практические методы и приемы.

Например, на стадии вызова, актуализации имеющихся знаний по теме, пробуждения познавательной активности, создания мотивации к чтению и для приучения школьников к углубленной самостоятельной работе, возможно применение нескольких педагогических приемов.

«Батарея вопросов» и «Кластер». Рассмотрим их применение на примере урока по теме «Земля и ее внутреннее строение» Прием «Батарея вопросов» позволяет учителю определить области «знания» и «незнания» у ребят по изучаемой теме. Вопрос учителя: «Каковы источники этой информации?», позволит определить не только многообразие источников, но их достоверность, подтолкнуть обучающихся на работу с текстом параграфа.

Начинается урок с чтения учителем первых строк незнакомого ребятам параграфа: «Человечеству давно хотелось знать, что находится в глубине Земли. Но выяснить это не так-то легко». После паузы педагог обращается к детям: «Какие вопросы в связи с этим у вас возникают?» Возможные варианты вопросов – «Что мешает людям узнать больше о внутреннем строении Земли?», «Что на сегодня известно о внутреннем строении нашей планеты» или «Как мы получили информацию о внутреннем строении Земли». В завершении проделанной работы предложите ребятам ответить на вопрос: «А что вам известно о внутреннем строении планеты Земля?».

Этот вопрос станем мостиком к созданию «Кластера», отражающему имеющиеся у учащихся знания по данной конкретной теме, что позволит учителю диагностировать уровень подготовки класса к изучению новой темы или использовать полученную схему в качестве опоры при объяснении нового материала.


Прием «Блиц опрос» -Что такое гидросфера? -Из каких частей состоит гидросфера? -Используя стратегию «Гроздь», назовите воды суши? -Какие из названных вами вод суши вы видели? Вспомните их название. -Какие воды суши связаны с океанами?

Прием «Поставь проблему. Предложи решение». Теперь ребята без труда сформулируют проблему урока – «Что на сегодня человечеству известно о внутреннем строении Земли и как это удалось узнать?» Задание учителя: «Подумайте и предложите наиболее простой путь решения данной проблемы на уроке» позволит сориентировать ребят на работу с текстом параграфа, как доступного и научно достоверного источника информации.

«Мозговой штурм» - это совместная работа по решению проблемы. На уроке по теме § 34 «Подземные воды и ледники», данный прием можно применить следующим образом: учитель предлагает ребятам внимательно прочитать название § и сформулировать свои ассоциации по теме в виде вопроса. Например, «Что такое подземные воды?», «Какими они бывают?», «Как образуются?» или «Как человек использует подземные воды?» И т. д.

Главное, не мешать ребятам комментариями и не останавливать их пока ассоциации не иссякнут. Все возникающие вопросы лучше записать. Последующее просмотровое чтение текста (наложение вопросов на текст), выявит глубину знания темы обучающихся.

2. Текстовая деятельность

Иной алгоритм применяется на следующем этапе урока – стадии текстовой деятельности или непосредственной работы с текстом, предполагающей организацию активной работы ребят с информацией. Разделим класс на группы (можно по рядам) и поставим перед ребятами проблему (п.33 стр.112) – «Объясните, почему образуются болота». Каждая группа по очереди высказывает свои предположения, опираясь на текст учебника или дополнительные знания по вопросу. Важно в совместной работе найти верное решение.

Прием «Чтение с остановками» позволит не просто ознакомиться с содержанием текста параграфа, но в сочетании с другими приемами технологии смыслового чтения, усвоить, структурировать и воспроизвести его содержание.

Учитель просит вслух прочитать первый абзац текста 2-го пункта параграфа «Движения Земной коры» стр. 69 и ответить на вопрос «Как вы поняли, что такое землетрясение?». Затем ребятам предлагается найти в тексте авторский вариант ответа на поставленный вопрос - прием «Нахождение в тексте ответов на вопросы словами автора учебника». Данный приём используется с целью более точного воспроизведения научного факта, природного явления (процесса) или определения понятия. Задание можно усложнить: «Сравните свой ответ с ответом автора. Есть ли между ними принципиальные отличия. Повторите определение, стараясь не подсматривать в учебник».

Данный пункт параграфа содержит новые для ребят понятия. Некоторые из них учащиеся находят в тексте без особого труда, так как они выделенные курсивом или жирным шрифтом, например, «землетрясение», другие могут выделить лишь после анализа текста – «сейсмология», «сейсмограф», «шкала Рихтера». Однако, чтобы школьники хорошо их усвоили, недостаточно одной только записи в тетради; необходимо провести дополнительную работу: разобраться в значении понятий, научиться правильно их произносить, найти в тексте или в словаре их объяснение.

В завершении данной работы целесообразно использовать прием «Логическая цепочка» и предложить ребятам выполнить следующее задание: «Составьте из выделенных понятий цепочку, найдите ей логическое объяснение». Возможны следующие варианты ответа - «землетрясение (грозное природное явление) - сейсмограф (прибор, регистрирующий колебания земной коры) - шкала Рихтера (шкала, определяющая силу землетрясения) - сейсмология (наука о землетрясениях)».

Наиболее важным приёмом для понимания и запоминания содержания текста является нахождение главных мыслей в тексте, который применяется как во время чтения, так и после него. Выделяя основное, значимое, учащиеся отвечают на вопросы учителя: «О чём здесь говорится?» и «Что об этом говорится?», «С какой фразы эта мысль начинается и с какой заканчивается?» В этом случае рекомендуется использовать короткий текст, например, один из пунктов или абзацев параграфа. Учащиеся читают текст, учитель предлагает учащимся выделить в нём главные мысли. Затем ученики формулируют краткие названия выделенным отдельным частям текста, либо формулируют название в виде вопроса.

Данный приём хорошо сочетается на уроке с составлением плана текста. В результате работы над текстом ученики записывают в тетрадь план и учатся устной географической речи, простраивая её логично и последовательно. Прежде всего, ребятам необходимо пояснить, что план – это совокупность названий основных мыслей, выраженных в тексте. Каждый пункт плана – это краткая формулировка содержания части текста (абзаца). Перед составлением плана необходимо предложить ребятам памятку «Как составить план текста?»:

1. Прочитайте текст.

2. Выделите в тексте главные мысли.

3. Установите взаимосвязь и последовательность мыслей.

4. Кратко сформулируйте главные мысли в виде пунктов плана.

Первоначально такая работа проводится под руководством учителя.

3. Послетекстовая деятельность.

На данном этапе работы с учебным текстом используемые педагогом методы и приемы позволяют применить содержание освоенного текстового материала в разных интеллектуальных ситуациях, формах применения, областях социально значимого знания.

1.Прием «Изучение приведённых в тексте примеров и придумывание своих» помогает учащимся понять, как проявляются в действительности изучаемые факты, как надо применять полученные знания.

Возможны и другие варианты работы с текстом на завершающей стадия урока – стадии рефлексии, самостоятельной систематизация нового материала. Например, прием «Синквейн». Синквейн - это стихотворение, состоящее из 5 строк, составляя которое ребята повторно и вдумчиво работают с текстом по заданию:

1. Одно слово – имя существительное тема синквейна.

2. Два слова – прилагательные, которые могут быть соединены союзами или предлогами.

3. Три слова – глаголы.

4. Четыре слова – предложение, которое выражает своё отношение к первой строке, теме синквейна.

5. Одно слово – ассоциация к первой строке – теме синквейна.

Приведу пример синквейна, составленного учениками к § 23 «Рельеф Земли. Горы»

Горы

Высокие, молодые

Поднимаются, разрушаются, влекут

Кавказ – высочайшие горы России

Эльбрус.

  1. «Географический марафон»

  • Главная река со всеми своими притоками образует... (Речную систему)

• Регулярное изменение уровня и расхода воды называют... (Режимом реки)

• Граница, которая разделяет речные бассейны,— это... (Водораздел)

• Река Днепр по характеру течения... (Равнинная)

• У большинства рек Восточно-Европейской равнины паводок наступает... (Весной)

Решение педагогами задачи «обучить детей осваивать учебный материал новыми, более эффективными средствами и способами для управления собственной учебной и образовательной деятельностью» возможно посредством СОТ, в том числе и технологии смыслового чтения, многообразие приемов которой учитель должен систематически использовать применительно к содержанию текста, теме и этапу урока.

Заключение

Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя.

Оно открывается перед ребёнком лишь тогда, когда, наряду с чтением,

одновременно с ним и даже раньше, чем впервые раскрыта книга,

начинается кропотливая работа над словами.

В.А. Сухомлинский

Слова В.А. Сухомлинского очень точны и современны. Они остаются злободневными, потому что чтение и в нынешнее время является всеохватывающей методикой получения знаний. А научить учащихся пользоваться учебным текстом и вообще книгой, применять их для саморазвития является важнейшей задачей современной школы.

Учителю нужно целенаправленно организовывать работу учеников с материалом учебника, включая все его части. Параллельно с использованием учебника географии на уроках необходимо научить ребят работать и с другими средствами обучения – карты, учебные картины, аудиовизуальные средства, материалы внеклассного чтения и др.

В настоящее время смысловое чтение служит одной из ведущих интеллектуальных функций, представляет собой целенаправленную деятельность, способную поменять современное общество. Именно поэтому навыки смыслового чтения являются базой для освоения содержания образования, которое состоит в целостности знаний, деятельности и развития обучающихся.

Современный мир предоставляет возможность свободного доступа к огромному объему информации и умение эффективно ее переработать является ключевым фактором на пути к успеху. Мы, как педагоги, очень нуждаемся в развитии тех качеств наших учеников, которые еще вчера казались естественными и не требующими особого внимания - способность быстро обучаться и переобучаться в любом возрасте, развивать свои всевозможные умения и расширять уже имеющиеся навыки. Поэтому овладение стратегией смыслового или продуктивного чтения для каждого учителя может стать преимуществом в профессиональной сфере и активно применяться на уроках.

Работа с текстом предполагает развитие следующих универсальных учебных действий:

- личностных

- регулятивных

- коммуникативных

- познавательных.

Обучающиеся смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию.

Обучающиеся смогут использовать информацию для установления причинно-следственных связей и зависимостей, объяснений и доказательств фактов в различных учебных и практических ситуациях, ситуациях моделирования и проектирования.

Обучающиеся усовершенствуют технику чтения и приобретут устойчивый навык осмысленного чтения, получат возможность приобрести навык рефлексивного чтения.

Обучающиеся овладеют различными видами чтения: ознакомительным, изучающим, просмотровым, поисковым и выборочным; выразительным чтением; коммуникативным чтением вслух и про себя; учебным и самостоятельным чтением. Они овладеют основными стратегиями чтения художественных и других видов текстов и будут способны выбрать стратегию чтения, отвечающую конкретной учебной задаче.





12



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!