«Технология сотрудничества на уроках русского языка как способ повышения качества образования».
Расскажи мне, и я забуду. Покажи мне ,и, может быть, запомню.
Но вовлеки меня, и я пойму.
Каждый учитель задает себе множество вопросов: «Как привить учащимся интерес к знаниям? Как воспитать самостоятельность, трудолюбие? Как включить в работу каждого ученика? Как раскрыть творческие способности каждого ученика и пробудить его инициативу? Как сделать так ,чтобы всем было комфортно на уроке?»На помощь приходят современные технологии, одна из которых- технология сотрудничества. Эта технология считается одной из самых трудоемких.
Технология сотрудничества – педагогическая технология, ориентированная на создание условий для активной совместной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях.
Обучение в сотрудничестве- это совместное расследование, в результате которого учащиеся работают вместе, коллективно конструируя, продуцируя новые знания, а не открывая объективные реалии, потребляя знания уже в готовом виде.
Создавая данную технологию, авторы объединили в едином процессе три явления: обучение в коллективе, взаимооценку и обучение в малых группах.
Обучение в сотрудничестве строится на следующих принципах:
-группы учеников формируются преподавателем ( группы могут однородные и разнородные, количество учащихся в группе может быть от 2 до 6 человек);
- группе дается одно задание, но при его выполнении предусматривается распределение ролей между участниками группы («диктор», «художник», «отслеживающий культуру поведения» и т.д.);
-оценивается работа всей группы.
Существуют следующие виды обучения в сотрудничестве :
- обучение в команде (Р.Славин)- успех всей группы может быть достигнут в результате самостоятельной работы каждого члена группы в постоянном взаимодействии с другими членами этой же группы при работе над общей темой (метод «вертушка»);
- метод экспертов «Пила»- группы по 6 человек, каждая группа работает над одной и той же темой, которая разбита на несколько вопросов. Дети , изучающие один и тот же вопрос, встречаются, обмениваются информацией, возвращаются в свои группы и рассказывают полученную информацию.
- учимся вместе (Д.Джонсон, Р.Джонсон)- каждая группа(3-5 человек) получает одно задание, являющееся подзаданием какой-либо большой темы, над которой работает весь класс. В результате совместной работы отдельных групп и всех групп в целом достигается усвоение всего материала.
- исследовательская работа учащихся в группах (Ш.Шаран)- группа до 6 человек, каждый выбирает один вопрос из данной подтемы для самостоятельного изучения, затем в группе проходит обсуждение и составляется доклад для выступления перед классом.
Для того, чтобы сотрудничество было эффективным, нужно соблюдать следующие условия:
- уметь работать с напарником или в составе небольшой группы;
-регулярно обсуждать всей группой ход работы в целях повышения ее эффективности
- осознавать творческую взаимосвязь членов коллектива.
Для того , чтобы плодотворно провести урок с использованием технологии сотрудничества, учитель должен :
- направить усилия учеников в определенное русло;
- столкнуть различные суждения;
- создать условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений;
- дать учащимся возможность самостоятельно делать выводы;
- подготовить новые познавательные ситуации внутри уже существующих.
В свою очередь, ученику необходимо:
- формировать собственное мнение;
-совершать обдуманный выбор между различными мнениями;
-аргументированно спорить;
-ценить совместную работу, в которой возникает общее решение.
Технологию сотрудничества можно использовать как на отдельных этапах урока, так и построить на ее основе весь урок.
Примеры использования данной технологии на отдельных этапах урока.
Проверка домашнего задания ( 7 класс, тема «Правописание суффиксов –О,- А на конце наречий»). Перед проверкой домашнего задания учащиеся могут задать вопрос ,если что-то непонятно. Затем проверяют письменное задание по «вертушке», ставят подпись после упражнения в знак согласия общей оценки. Если нашли ошибку , то исправляют и записывают, почему сделано исправление.
Употребите суффикс –О или –А.
Докрасн… раскаленный, обойти слев…, пойти направ…, начать сначал…,закончить работу засветл…,
отмыть добел…, поссориться сгоряч…,свернуть влев… .
Выполнение задания при прохождении темы «Повторение и обобщение изученного по разделу «Синтаксис» ( 5 класс). Учащиеся получают карточку, распределяют задания . После выполнения подписывают карточку двумя фамилиями и сдают.
Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.
1. Ц...ганский ансамбль исполнил замечательную песню станцевал зажигательный танец.
2. Мама у меня п…лучился ровный ш…в!
3. Обж…ра ж…нглер и ж..кей это имена существительные.
4. Дедушка обм..кнул сухарь в чай и съел его.
5. В новом правиле есть слова-исключения Р…стов р..стовщик отр…сль р…сток на выр…ст.
В технологии сотрудничества есть свои достоинства и недостатки. К достоинствам можно отнести следующее: формируется ответственность за успех группы, воспитываются нравственные черты характера, освобождается время учителя на индивидуальную работу с отдельными группами или учениками.
Основной недостаток- это сложность при формировании групп. Необходимо учитывать отношения детей друг к другу, совместимость характеров. Здесь бывает необходима помощь психолога.
И самое главное…
Каждый ребенок чувствует свою значимость, даже самый слабый !
Не все ученики готовы задавать вопросы учителю. При работе в малой группе дети выясняют друг у друга все, что им непонятно.
Ребята учатся общаться между собой, овладевают коммуникативными умениями.