СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технология сотрудничества на уроках русского языка как способ повышения качества образования

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технология сотрудничества на уроках русского языка как способ повышения качества образования»

«Технология сотрудничества на уроках русского языка как способ повышения качества образования».

Расскажи мне, и я забуду. Покажи мне ,и, может быть, запомню.

Но вовлеки меня, и я пойму.

Каждый учитель задает себе множество вопросов: «Как привить учащимся интерес к знаниям? Как воспитать самостоятельность, трудолюбие? Как включить в работу каждого ученика? Как раскрыть творческие способности каждого ученика и пробудить его инициативу? Как сделать так ,чтобы всем было комфортно на уроке?»На помощь приходят современные технологии, одна из которых- технология сотрудничества. Эта технология считается одной из самых трудоемких.


Технология сотрудничества – педагогическая технология, ориентированная на создание условий для активной совместной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях.


Обучение в сотрудничестве- это совместное расследование, в результате которого учащиеся работают вместе, коллективно конструируя, продуцируя новые знания, а не открывая объективные реалии, потребляя знания уже в готовом виде.

Создавая данную технологию, авторы объединили в едином процессе три явления: обучение в коллективе, взаимооценку и обучение в малых группах.


Обучение в сотрудничестве строится на следующих принципах:

-группы учеников формируются преподавателем ( группы могут однородные и разнородные, количество учащихся в группе может быть от 2 до 6 человек);

- группе дается одно задание, но при его выполнении предусматривается распределение ролей между участниками группы («диктор», «художник», «отслеживающий культуру поведения» и т.д.);

-оценивается работа всей группы.


Существуют следующие виды обучения в сотрудничестве :

- обучение в команде (Р.Славин)- успех всей группы может быть достигнут в результате самостоятельной работы каждого члена группы в постоянном взаимодействии с другими членами этой же группы при работе над общей темой (метод «вертушка»);

- метод экспертов «Пила»- группы по 6 человек, каждая группа работает над одной и той же темой, которая разбита на несколько вопросов. Дети , изучающие один и тот же вопрос, встречаются, обмениваются информацией, возвращаются в свои группы и рассказывают полученную информацию.

- учимся вместе (Д.Джонсон, Р.Джонсон)- каждая группа(3-5 человек) получает одно задание, являющееся подзаданием какой-либо большой темы, над которой работает весь класс. В результате совместной работы отдельных групп и всех групп в целом достигается усвоение всего материала.

- исследовательская работа учащихся в группах (Ш.Шаран)- группа до 6 человек, каждый выбирает один вопрос из данной подтемы для самостоятельного изучения, затем в группе проходит обсуждение и составляется доклад для выступления перед классом.


Для того, чтобы сотрудничество было эффективным, нужно соблюдать следующие условия:

- уметь работать с напарником или в составе небольшой группы;

-регулярно обсуждать всей группой ход работы в целях повышения ее эффективности

- осознавать творческую взаимосвязь членов коллектива.


Для того , чтобы плодотворно провести урок с использованием технологии сотрудничества, учитель должен :

- направить усилия учеников в определенное русло;

- столкнуть различные суждения;

- создать условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений;

- дать учащимся возможность самостоятельно делать выводы;

- подготовить новые познавательные ситуации внутри уже существующих.


В свою очередь, ученику необходимо:

- формировать собственное мнение;

-совершать обдуманный выбор между различными мнениями;

-аргументированно спорить;

-ценить совместную работу, в которой возникает общее решение.


Технологию сотрудничества можно использовать как на отдельных этапах урока, так и построить на ее основе весь урок.

Примеры использования данной технологии на отдельных этапах урока.

  1. Проверка домашнего задания ( 7 класс, тема «Правописание суффиксов –О,- А на конце наречий»). Перед проверкой домашнего задания учащиеся могут задать вопрос ,если что-то непонятно. Затем проверяют письменное задание по «вертушке», ставят подпись после упражнения в знак согласия общей оценки. Если нашли ошибку , то исправляют и записывают, почему сделано исправление.

Употребите суффикс –О или –А.


Докрасн… раскаленный, обойти слев…, пойти направ…, начать сначал…,закончить работу засветл…,

отмыть добел…, поссориться сгоряч…,свернуть влев… .

  1. Выполнение задания при прохождении темы «Повторение и обобщение изученного по разделу «Синтаксис» ( 5 класс). Учащиеся получают карточку, распределяют задания . После выполнения подписывают карточку двумя фамилиями и сдают.


Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.


1. Ц...ганский ансамбль исполнил замечательную песню станцевал зажигательный танец.

2. Мама у меня п…лучился ровный ш…в!

3. Обж…ра ж…нглер и ж..кей это имена существительные.

4. Дедушка обм..кнул сухарь в чай и съел его.

5. В новом правиле есть слова-исключения Р…стов р..стовщик отр…сль р…сток на выр…ст.


В технологии сотрудничества есть свои достоинства и недостатки. К достоинствам можно отнести следующее: формируется ответственность за успех группы, воспитываются нравственные черты характера, освобождается время учителя на индивидуальную работу с отдельными группами или учениками.

Основной недостаток- это сложность при формировании групп. Необходимо учитывать отношения детей друг к другу, совместимость характеров. Здесь бывает необходима помощь психолога.




И самое главное…

Каждый ребенок чувствует свою значимость, даже самый слабый !

Не все ученики готовы задавать вопросы учителю. При работе в малой группе дети выясняют друг у друга все, что им непонятно.

Ребята учатся общаться между собой, овладевают коммуникативными умениями.



















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!