ТЕХНОЛОГИЯ ВЕБ-КВЕСТ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ АКТИВНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У УЧАЩИХСЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Одной из задач современного образования является повышение многообразия видов и форм организации учебной деятельности учащихся. ХХI век требует новых подходов к образованию. В плане развития самостоятельности, а также самостоятельного критического и творческого мышления обучение должно быть развивающим. Для этого необходимо широкое информационное поле деятельности. Информационные возможности Интернета просто неисчерпаемы. Здесь можно не только получить любую интересующую вас информацию, но и поделиться собственной информацией с интернет-пользователями по всему миру.
Большинство информационных ресурсов сети Интернет, а также уже давно и широко используемую проектную технологию можно применять не только на уроках по предметам, но и во внеурочной деятельности.
Нельзя упускать из вида и тот факт, что обилие информации в сети и ее качество не только не упрощают процесс работы над проектом, но и усложняют его. Одним из возможных решений данной проблемы может стать технология веб-квест, теперь уже одна из перспективных и доступных форм обучения.
«Quest» в переводе с английского языка-продолжительный целенаправленный поиск, который может быть связан с приключениями или игрой. Образовательный веб-квест – это сайт в Интернете, с которым работают учащиеся, выполняя ту или иную учебную задачу.
Основное отличие веб-квеста от простого поиска информации заключается в следующем:
Типы веб-квестов:
кратковременные - для углубления знаний и их интеграции, рассчитанные на одно-три занятия;
долговременные – для углубления и преобразования знаний учащихся, рассчитанные на длительный срок - может быть, на четверть или учебный год.
Особенностью образовательных веб-квестов является то, что часть или вся информация для самостоятельной или групповой работы учащихся с ним находится на различных веб-сайтах.
Веб-квест имеет определённую структуру:
ясное вступление, где четко описаны главные роли участников или сценарий квеста, предварительный план работы, обзор всего квеста;
центральное задание, которое понятно, интересно и выполнимо. Четко определен итоговый результат самостоятельной работы.
описание процедуры работы, которую необходимо выполнить каждому участнику квеста при самостоятельном выполнении задания (этапы);
руководство к действиям
заключение
Этапы работы над квестом:
Начальный этап (командный)
Ролевой этап
Индивидуальная работа в команде на общий результат.
Задачи:
поиск информации по конкретной теме;
разработка структуры сайта;
создание материалов для сайта;
доработка материалов для сайта.
Заключительный этап
По результатам исследования проблемы формулируются выводы и предложения.
Формы web-квеста :
создание базы данных по проблеме, все разделы которой готовят ученики;
создание микромира, в котором учащиеся могут передвигаться с помощью гиперссылок, моделируя физическое пространство;
написание интерактивной истории создание документа, дающего анализ какой-либо сложной проблемы и приглашающий учащихся согласиться или не согласиться с мнением авторов;
Рассмотрим этапы работы над веб-квестом, который был проведен в рамках внеурочной деятельности учениками 5 и 7 классов по теме «Замечательное путешествие по Англии».
1-й этап – осуществлялась предварительная подготовка. Учитель определил для себя тип веб-квеста – для кратковременной (1-3 урока) или длительной работы (четверть, учебный год, полгода); как будет выполняться веб-квест – индивидуально или в группах; каков будет конечный результат. На этом же этапе учитель отобрал ресурсы сети Интернет. Важно было критически оценить найденные ресурсы, в том числе и с целью безопасности для детей.
2-й этап – учитель координировал оформление веб-квеста, придерживаясь определенной структуры, которая сложилась за время его существования: введение, задание, процесс работы, информационные ресурсы, оценивание. Конечно, это не означает, что учитель не может делать какие-либо изменения в зависимости от возможностей и потребностей конкретного класса.
Структура квэстов выглядит таким образом:
I. Название. Веб-квест «Замечательное путешествие по Африке». II. Введение
На этом этапе была определена проблема, были четко описаны роли участников. «Вы работаете гидом в туристическом агенстве. Ваше задание подготовить маршрут посещения достопримечательностей животного и растительного мира Африки. Для выполнения задания вам нужно в течение недели совершить поездку в Африку».
III. Задание
В этом разделе учащимся был сделан акцент на том, что они должны сделать в процессе работы. «Помните, что вы изучаете этот материк, чтобы рассказать о нем людям, которые хотят туда съездить. Вы должны посетить несколько мест:
IV. Процесс работы
Описание процедуры работы, которую необходимо выполнить каждому участнику. Выполнив все задания, учащиеся смогли успешно подготовить итоговую работу. Следующим заданием было «Собрать информацию и фотографии о Африке. Сохранить фотографии на компьютере для подготовки финальной работы. Записать ответы на вопросы: Чем привлекательна Африка для туристов?» Когда исследование было закончено, ребята подготовили отчет о материке.
V. Информационные ресурсы
Список ресурсов, необходимых для выполнения задания.
Сегодня, когда реализуется проект президента по подключению всех образовательных учреждений к Интернету, данная технология может найти достойное место среди педагогических технологий, используемых в нашей стране. Используя методику квест – урока, педагоги с высоким творческим потенциалом создают условия для успешной реализации современных инновационных технологий как в урочной, так и внеурочной деятельности.