СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технология веб-квеста на уроках русской литературы

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современная школа требует формирования у школьников компетентности, которая предполагает умение самостоятельно получать знания, используя различные источники. Одной из методик, которая учит находить необходимую информацию, подвергать её анализу и решать поставленные задачи является методика веб-квестов. В настоящее время в различных сферах деятельности ощущается нехватка специалистов, способных самостоятельно и в команде решать возникающие проблемы, делать это с помощью Интернета. Поэтому работа учащихся в таком варианте проектной деятельности, как веб-квест, разнообразит учебный процесс, сделает его живым и интересным.

Просмотр содержимого документа
«Технология веб-квеста на уроках русской литературы»

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

Средняя образовательная школа №1 г. Якутска















«Технология веб-квеста на уроках русской литературы"




Дьяконова Любовь Владимировна,

учитель русского языка и литературы



















г. Якутск

2020 г.



Содержание


  1. Введение………………………………………………………………....3

  2. История веб-квестов…………………………………………………….4

  3. Структура веб-квестов…………………………………………………..5

  4. Этапы работы над квестом……………………………………………...6

  5. Создание веб-квеста и его апробация…………………….…………….7















































Введение

Современные дети очень хорошо знакомы с возможностями компьютерной техники, порой даже лучше своих учителей. Доступ к сети Интернет открывает перед новым поколением все новые возможности. Учащиеся свободно пользуются современными информационными технологиями, это упрощает для них процесс поиска информации обработки ее и представления в различных презентативных формах. Использование в проектной деятельности Интернета как инструмента творческой деятельности способствует достижению нескольких целей:

  • Повышение мотивации к самообучению;

  • Формирование новых компетенций;

  • Реализация креативного потенциала;

  • Повышение личностной самооценки;

  • Развитие невостребованных в учебном процессе личностных качеств (например, поэтические, музыкальные, художественные способности)

В настоящее время в различных сферах деятельности ощущается нехватка специалистов, способных самостоятельно и в команде оперативно решать возникающие проблемы, применяя эффективно ресурсы Интернета. Поэтому работа учащихся в таком варианте проектной деятельности, как веб-квест, разнообразит учебный процесс, сделает его живым и интересным. А полученный опыт принесет свои плоды в будущем, потому что при работе над этим проектом развивается ряд компетенций:

  • Использование ИТ для решения профессиональных задач (в т.ч. для поиска необходимой информации, оформления результаов работы в виде презентаций, веб-сайтов, родиков, баз данных и т.д.);

  • Самообучение и самоорганизация;

  • Работа в команде (планирование, распределение функций, взаимопомощь, взаимоконтроль);

  • Умение находить несколько способов решений проблемной ситуации, определять наиболее рациональный вариант, обосновывать свой выбор;

  • Навык публичных выступлений (проведение предзащит и защит проектов с выступлениями авторов, с вопросами, дискуссиями)



Что такое веб-квест? Образовательный веб-квест – проблемное задание с элементами ролевой игры, для выполнения которого требуются ресурсы Интернета. Web – квесты представляют собой мини- проекты, основанные на поиске информации в Интернете. Это конструктивный подход к обучению. Ученик не только собирает, систематизирует информацию, полученную из Интернета, но и направляет свою деятельность на поставленную перед ним задачу, часто связанную с их будущей профессией. Веб-квест - это один из видов телекоммуникационных проектов. Разработка веб-квестов ведется на основе технологии проектного обучения, целью которого является практическое закрепление полученных теоретических знаний практически по всем циклам дисциплин, приобщение учащихся к исследовательской, проектной деятельности. Образовательный веб-квест - это сайт в Интернете, с которым работают учащиеся, выполняя ту или иную учебную задачу. Разрабатываются такие веб-квесты для максимальной интеграции Интернета в различные учебные предметы на разных уровнях обучения в учебном процессе. Они охватывают отдельную проблему, учебный предмет, тему, могут быть и межпредметными.

Актуальность: Современная школа требует формирования у школьников компетентности, которая предполагает умение самостоятельно получать знания, используя различные источники. Одной из методик, которая учит находить необходимую информацию, подвергать её анализу и решать поставленные задачи является методика веб-квестов. В настоящее время в различных сферах деятельности ощущается нехватка специалистов, способных самостоятельно и в команде решать возникающие проблемы, делать это с помощью Интернета. Поэтому работа учащихся в таком варианте проектной деятельности, как веб-квест, разнообразит учебный процесс, сделает его живым и интересным. А полученный опыт принесет свои плоды в будущем, потому что при работе над этим проектом развивается ряд компетенций: 1)использование ИТ для решения профессиональных задач (в т.ч. для поиска необходимой информации, оформления результатов работы в виде компьютерных презентаций, веб-сайтов, флеш-роликов, баз данных и т.д.); 2) самообучение и самоорганизация; 3) работа в команде (планирование, распределение функций, взаимопомощь, взаимоконтроль); 4) умение находить несколько способов решений проблемной ситуации, определять наиболее рациональный вариант, обосновывать свой выбор; 5) навык публичных выступлений (обязательно проведение предзащит и защит проектов с выступлениями авторов, с вопросами, дискуссиями).



Предмет исследования: использование новых информационных технологий на уроках литературы.

Объект исследования: использование веб-квестов на уроках литературы.

Цель исследования: теоретическое обоснование целесообразности проведения уроков литературы с использованием веб-квестов, а также создание собственного веб-квеста по одной из тем школьного курса литературы.

Гипотеза • использование веб-квестов на уроках литературы повысит мотивацию учащихся к чтению и изучению русской классической литературы

Задачи: 1) проанализировать методическую и психолого-педагогическую литературу по теме; 2) найти и изучить материал и рекомендации по созданию веб-квестов; 3)подобрать материал для создания собственного квест-проекта; 4) рассмотреть в интернете примеры уже созданных веб-квестов и выявить их основные черты; 5) создать собственный веб-квест и опробовать его на учащихся 10-х классов;

Практическая значимость: выводы и рекомендации, полученные в ходе исследования, могут быть использованы при совершенствовании методов обучения литературы в школе.

  1. Что такое веб-квест

Концепция веб-квестов была разработана в США в Университете Сан-Диего в середине 90-х годов профессорами Берни Доджем и Т.Марчем. Быстрыми темпами новая технология завоевала популярность, как среди американских, так и европейских педагогов, а с конца 90-х годов стала распространяться и в России.

Образовательный веб-квест – проблемное задание с элементами ролевой игры, для выполнения которого требуются ресурсы Интернета. Web – квесты представляют собой мини- проекты, основанные на поиске информации в Интернете. Это конструктивный подход к обучению. Ученик не только собирает, систематизирует информацию, полученную из Интернета, но и направляет свою деятельность на поставленную перед ним задачу, часто связанную с их будущей профессией. Веб-квест - это один из видов телекоммуникационных проектов. Разработка веб-квестов ведется на основе технологии проектного обучения, целью которого является практическое закрепление полученных теоретических знаний практически по всем циклам дисциплин, приобщение учащихся к исследовательской, проектной деятельности. Образовательный веб-квест - это сайт в Интернете, с которым работают учащиеся, выполняя ту или иную учебную задачу. Разрабатываются такие веб-квесты для максимальной интеграции Интернета в различные учебные предметы на разных уровнях обучения в учебном процессе. Они охватывают отдельную проблему, учебный предмет, тему, могут быть и межпредметными.

Разработчиками веб-квеста как учебного задания является Берни Додж, профессор образовательных технологий Университета Сан-Диего (США). Им определены следующие виды заданий для веб-квестов.

1)Пересказ – демонстрация понимания темы на основе представления материалов из разных источников в новом формате: создание презентации, плаката, рассказа.

2)Планирование и проектирование – разработка плана или проекта на основе заданных условий.

3)Самопознание – любые аспекты исследования личности.

4)Компиляция – трансформация формата информации, полученной из разных источников: создание книги кулинарных рецептов, виртуальной выставки, капсулы времени, капсулы культуры.

5)Творческое задание – творческая работа в определенном жанре - создание пьесы, стихотворения, песни, видеоролика.

6)Аналитическая задача – поиск и систематизация информации.

7)Детектив, головоломка, таинственная история – выводы на основе противоречивых фактов.

8)Достижение консенсуса – выработка решения по острой проблеме.

9)Оценка – обоснование определенной точки зрения.

10)Журналистское расследование – объективное изложение информации (разделение мнений и фактов).

  1. Убеждение – склонение на свою сторону оппонентов или нейтрально настроенных лиц.

  2. Научные исследования – изучение различных явлений, открытий, фактов на основе уникальных он-лайн источников.

  1. Структура веб-квестов.

  1. Ясное вступление, где четко описаны главные роли участников или сценарий квеста, предварительный план работы, обзор всего квеста.

  2. Центральное задание, которое понятно, интересно и выполнимо. Четко определен итоговый результат самостоятельной работы (например, задана серия вопросов, на которые нужно найти ответы, прописана проблема, которую нужно решить, определена позиция, которая должна быть защищена, и указана другая деятельность, которая направлена на переработку и представление результатов, исходя из собранной информации).

  3. Список информационных ресурсов (в электронном виде - на компакт-дисках, видео и аудио носителях, в бумажном виде, ссылки на ресурсы в Интернет, адреса веб-сайтов по теме), необходимых для выполнения задания. Этот список должен быть аннотированным.

  4. Описание процедуры работы, которую необходимо выполнить каждому участнику квеста при самостоятельном выполнении задания (этапы).

  5. Описание критериев и параметров оценки веб-квеста. Критерии оценки зависят от типа учебных задач, которые решаются в веб-квесте.

  6. Руководство к действиям (как организовать и представить собранную информацию), которое может быть представлено в виде направляющих вопросов, организующих учебную работу (например, связанных с определением временных рамок, общей концепцией, рекомендациями по использованию электронных источников, представлением "заготовок" веб-страниц и др.).

  7. Заключение, где суммируется опыт, который будет получен участниками при выполнении самостоятельной работы над веб-квестом. Иногда полезно включить в заключение риторические вопросы, стимулирующие активность учащихся продолжить свои опыты в дальнейшем.













  1. Этапы работы над квестом

Начальный этап (командный)

Учащиеся знакомятся с основными понятиями по выбранной теме, материалами аналогичных проектов. 
Распределяются роли в команде: по 1-4 человека на 1 роль. 
Все члены команды должны помогать друг другу и учить работе с компьютерными программами.

Ролевой этап

Индивидуальная работа в команде на общий результат. Участники одновременно, в соответствии с выбранными ролями, выполняют задания. Так как цель работы не соревновательная, то в процессе работы над веб-квестом происходит взаимное обучение членов команды умениям работы с компьютерными программами и Интернет. Команда совместно подводит итоги выполнения каждого задания, участники обмениваются материалами для достижения общей цели — создания сайта.

Задачи:

1)поиск информации по конкретной теме; 
2)разработка структуры сайта; 
3)создание материалов для сайта; 
4) доработка материалов для сайта.

Заключительный этап

Команда работает совместно, под руководством педагога, ощущает свою ответственность за опубликованные в Интернет результаты исследования.

По результатам исследования проблемы формулируются выводы и предложения. Проводится конкурс выполненных работ, где оцениваются понимание задания, достоверность используемой информации, ее отношение к заданной теме, критический анализ, логичность, структурированность информации, определенность позиций, подходы к решению проблемы, индивидуальность, профессионализм представления. В оценке результатов принимают участие как преподаватели, так и учащиеся путем обсуждения или интерактивного голосования.

Реальное размещение веб-квестов в сети позволяет значительно повысить мотивацию учащихся на достижение наилучших учебных результатов.

Оценки выставляются с помощью таблицы критериев (см. приложение 1)

Опыт показывает, что самыми суровыми судьями работ являются сами учащиеся. Здесь важно в заключительном этапе, когда производится публичное представление выполненных работ, организовать конструктивное обсуждение. Открытое оценивание собственной работы и работы коллег позволяет учиться быть корректными в высказывании замечаний, определять наиболее интересные находки в выполненных заданиях, формулировать собственные критерии оценивания.



В завершении работы над проектом, после подведения итогов, важно использовать материальное и моральное стимулирование высоких результатов.



  1. Создание своего веб-квеста и его апробация

Первый этап:

1. Определение направления веб – квеста. Это может быть учебная деятельность или внеклассная работа по предмету, а также интегрированный веб-квест по нескольким предметам.

2. Определение возрастной категории учащихся. Это зависит от того, какие навыки работы в компьютерных программах необходимы для выполнения вашего квеста и могут ли это обучающиеся.

3. Определение темы. Тема должна быть интересна не только для учителя, но и для обучающихся.

4. Направление работы. Каждое направление будет оформлено в конкретную роль, которой надо будет дать интересное название (все-таки "квест" - это своеобразная игра, головоломка, приключение, поэтому игровые, интригующие моменты здесь просто необходимы, дажее в обозначении названий ролей, например: следователи, журналисты, следопыты, расследователи, фольклористы, сказочники, путешественники, кулинары, адвокаты, искусствоведы и т.д.). Ролей должно быть от 2 до 5.

5. Порядок (план) работы для каждой роли, иными словами, инструкции с указанием пошаговых действий, конечного результата и оформления их работы.

6. Критерии оценки веб-квеста. Варианты критериев можно найти на сайтах, ссылки которых приведены ниже.

7. Самое главное в квесте - это путешествие обучающихся по всемирной паутине в поисках ответов на вопросы квеста. Учителю необходимо дать некоторые ссылки, которые помогут обучающимся найти ответы, но группы могут использовать и свои ресурсы. Поиск учителем нужных сайтов - очень кропотливая задача. Ссылки необходимо копировать и давать аннотацию к сайту.



Второй этап:

1.Выбор сайта, на котором есть матрица (шаблон) для создания веб-квеста.

2. Выбор формы, в которой ученики получат задание. Есть несколько вариантов:

  1. в виде презентации;

  2. в виде текста;

  3. наглядный материал.

3. Размещение на сайте.

  1. Зайти в интернет и набрать адрес сайта для создания веб-квестов. Например, www.zunal.com

  2. Cоздать логин (зарегестрироваться) на сайте. Только зарегестрированные пользователи могут создавать веб-квесты. Чтобы пользоваться веб-квестом, регестрироваться не нужно.

  3. Веб-квест создаётся поэтапно. Как правило, определяют семь страниц (этапов):

  1. 1. Title – стартовая страница. На стартовой странице появляются пустые поля, в них пишется название квеста, его краткое описание, выбирается уровень сложности (класс). Затем выбирается тематическая принадлежность квеста (напр. Химия). Указывается соавторы. В конце пишутся ключевые слова, чтобы также облегчить поиск (напр. Валентность).

2. Introduction – вступление. Во вступлении указываются темы заданий. Список тем можно пронумеровать или перечеслить через запятую.
3. Tasks – общие задачи. На этой странице ученики знакомятся с планом работы. Во-первых, определяется количество человек в группе. Во- вторых, указывается, где находиться задание. В-третьих, посколько ученикам предоставляются источники информации, также указываем их место нахождения. Источники информации могут быть в разном виде (напр. как ссылка на другой сайт, как документ в виде текста или презентации).
4. Process.- процесс работы. В разделе процесс работы, даются конкретные задания. На эту страницу можно загрузить до 3-ех файлов с заданиями размером не больше 2 мегабайт. Можно загружать только файлы форматов gif, jpg, jpeg, bmp, png, doc, xls, pdf, zip, ppt.  

5. Evaluation – критерии оценивания. Критерии оценивания устанавливаются в зависимости от сложности вопроса. Как пояснение к оценкам пишется коментарий, что нужно сделать на каждом этапе работы, чтобы получить оценку «Плохо», «Удовлетворительно», «Хорошо», «Отлично». 
6. Conclusion – вывод. Вывод как итог о проделанной учениками работе, включает в себя информацию о преобретенных навыках, о том, какой формой проверки знаний является веб-квест. 
7. Teacherspage – страничка для учителя. На страничке учителя следует разместить информацию о использовании веб-квеста.

На каждую страницу можно загрузить картинку соответствующую теме. Когда все страницы заполнены, веб-квест готов и его можно опубликовать. Квест станет доступен для других только после опубликования.



Веб-квест «Тайная психология» Тургенева

(по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»)



Задания:

Иллюстраторы

Иллюстраторы, вам предстоит сравнить восприятие текста романа разными художниками.

- Рассмотрите иллюстрации к роману разных художников.

- Какие иллюстрации ярче отображают тот или иной эпизод текста (цвет, оттенки, образы, позы, выражение лица, фон, детали, эмоции...)?

- Какую роль эти сцены играют в композиции романа?

- Попробуйте создать свой рисунок и сканировать его (сканирование возможно в школе).

Историки

Историки, вам предстоит проникнуться исторической эпохой начала XIX века (1820-е г.)

- Как в сюжете романа отразилась историческая обстановка (детали времени: помещичий быт, крепостное право, одежда...)?

- Найдите в тексте историзмы. Как они характеризуют эпоху, воссоздают время?

- Что вы узнали из романа нового о жизни людей разных сословий и возрастов начала 19 века?

Клипмейкеры

Клипмейкеры, ваша задача - изучить композицию романа, просмотреть фильм и создать свой клип (видеоролик) по роману.

- Просмотрите фрагменты фильма.

- Выберите основные эпизоды из романа для видеоролика или одну сюжетную линию (Базаров – Аркадий Кирсанов, Базаров - Одинцова,Базаров – Павел Кирсанов...)

- Сформулируйте тему ролика (клипа) с учётом проблемного вопроса.

Литературоведы

Литературоведы, вам предстоит исследовать художественную сторону романа.

- Посмотрите фрагмент фильма «Отцы и дети», режиссер, год выпуска

- Обратитесь к тексту. С помощью какого художественного принципа изображены образы главных героев? Докажите примерами из текста.

- С помощью каких средств характеристики героя создан образ Евгения Базарова?

- Что привлекло Базарова в Одинцовой?

- Как автор относится к своим героям: главным и второстепенным?

Психологи

Психологи, вам надо попытаться разобраться в сложных характерах и судьбах.

- Какие черты психологизма, психологические приёмы (речь, внутренний монолог, портрет, пейзаж...) есть в романе?

- Что сближает Павла Петровича с Базаровым в их словесных поединках и жизненной судьбе?

- Познакомьтесь с анализом сцены смерти Базарова в статье Писарева «Базаров». В чем вы согласны с критиком и что вам кажется в его трактовке слабым и неубедительным?

Режиссёры

Режиссёры, вам предстоит сопоставить фильм с текстом романа.

- Посмотрите фрагменты фильма по роману и сопоставьте сюжет и композицию романа с режиссёрским замыслом. Понравилась ли вам экранизация романа?

- Какая сцена в романе - кульминация? Почему?

- Какую роль играет в романе пейзаж?

































Приложение

Пересказ

Планирование и проектирование

Самопознание

Демонстрация понимания темы на основе представления материалов из разных источников вновом формате: создание презентации, плаката, рассказа.

Разработка плана или проекта на основе заданных условий

Любые аспекты исследования личности

Компиляция

Творческое задание

Аналитическая задача

Трансформация формата информации, полученной из разных источников: создание книги кулинарных рецептов, виртуальной выставки, капсулы времени, капсулы культуры

Творческая работа в определенном жанре - создание пьесы, стихотворения, песни, видеоролика

Поиск и систематизация информации

Детектив, головоломка, таинственная история

Достижение консенсуса

Оценка

Выводы на основе противоречивых фактов

Выработка решения по острой проблеме

Обоснование определенной точки зрения

Журналистское расследование

Убеждение

Научные исследования

Объективное изложение информации (разделение мнений и фактов)

Склонение на свою сторону оппонентов или нейтрально настроенных лиц

Изучение различных явлений, открытий, фактов на основе уникальных он-лайн источников























 

Отлично

Хорошо

Удовлетворительно

Понимание задания

Работа демонстрирует точное понимание задания

Включаются как материалы, имеющие непосредственное отношение к теме, так и материалы, не имеющие отношения к ней; используется ограниченное количество источников.

Включены материалы, не имеющие непосредственного отношения к теме; используется один источник, собранная информация не анализируется и не оценивается.

Выполнение задания

Оцениваются работы разных периодов; выводы аргументированы; все материалы имеют непосредственное отношение к теме; источники цитируются правильно; используется информация из достоверных источников.

Не вся информация взята из достоверных источников; часть информации неточна или не имеет прямого отношения к теме.

Случайная подборка материалов; информация неточна или не имеет отношения к теме; неполные ответы на вопросы; не делаются попытки оценить или проанализировать информацию.

Результат работы

Четкое и логичное представление информации; вся информации имеет непосредственное отношение к теме, точна, хорошо структурирована и отредактирована. Демонстрируется критический анализ и оценка материала, определенность позиции.

Точность и структурированность информации; привлекательное оформление работы. Недостаточно выражена собственная позиция и оценка информации. Работа похожа на другие ученические работы.

Материал логически не выстроен и подан внешне непривлекательно; не дается четкого ответа на поставленные вопросы.

Творческий подход

Представлены различные подходы к решению проблемы. Работа отличается яркой индивидуальностью и выражает точку зрения микрогруппы.

Демонстрируется одна точка зрения на проблему; проводятся сравнения, но не делаются выводов.

Студент просто копирует информацию из предложенных источников; нет критического взгляда на проблему; работа мало связана с темой веб-квеста.


























































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!