Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
Средняя образовательная школа №1 г. Якутска
«Технология веб-квеста на уроках русской литературы"
Дьяконова Любовь Владимировна,
учитель русского языка и литературы
г. Якутск
2020 г.
Содержание
Введение………………………………………………………………....3
История веб-квестов…………………………………………………….4
Структура веб-квестов…………………………………………………..5
Этапы работы над квестом……………………………………………...6
Создание веб-квеста и его апробация…………………….…………….7
Введение
Современные дети очень хорошо знакомы с возможностями компьютерной техники, порой даже лучше своих учителей. Доступ к сети Интернет открывает перед новым поколением все новые возможности. Учащиеся свободно пользуются современными информационными технологиями, это упрощает для них процесс поиска информации обработки ее и представления в различных презентативных формах. Использование в проектной деятельности Интернета как инструмента творческой деятельности способствует достижению нескольких целей:
Повышение мотивации к самообучению;
Формирование новых компетенций;
Реализация креативного потенциала;
Повышение личностной самооценки;
Развитие невостребованных в учебном процессе личностных качеств (например, поэтические, музыкальные, художественные способности)
В настоящее время в различных сферах деятельности ощущается нехватка специалистов, способных самостоятельно и в команде оперативно решать возникающие проблемы, применяя эффективно ресурсы Интернета. Поэтому работа учащихся в таком варианте проектной деятельности, как веб-квест, разнообразит учебный процесс, сделает его живым и интересным. А полученный опыт принесет свои плоды в будущем, потому что при работе над этим проектом развивается ряд компетенций:
Использование ИТ для решения профессиональных задач (в т.ч. для поиска необходимой информации, оформления результаов работы в виде презентаций, веб-сайтов, родиков, баз данных и т.д.);
Самообучение и самоорганизация;
Работа в команде (планирование, распределение функций, взаимопомощь, взаимоконтроль);
Умение находить несколько способов решений проблемной ситуации, определять наиболее рациональный вариант, обосновывать свой выбор;
Навык публичных выступлений (проведение предзащит и защит проектов с выступлениями авторов, с вопросами, дискуссиями)
Что такое веб-квест? Образовательный веб-квест – проблемное задание с элементами ролевой игры, для выполнения которого требуются ресурсы Интернета. Web – квесты представляют собой мини- проекты, основанные на поиске информации в Интернете. Это конструктивный подход к обучению. Ученик не только собирает, систематизирует информацию, полученную из Интернета, но и направляет свою деятельность на поставленную перед ним задачу, часто связанную с их будущей профессией. Веб-квест - это один из видов телекоммуникационных проектов. Разработка веб-квестов ведется на основе технологии проектного обучения, целью которого является практическое закрепление полученных теоретических знаний практически по всем циклам дисциплин, приобщение учащихся к исследовательской, проектной деятельности. Образовательный веб-квест - это сайт в Интернете, с которым работают учащиеся, выполняя ту или иную учебную задачу. Разрабатываются такие веб-квесты для максимальной интеграции Интернета в различные учебные предметы на разных уровнях обучения в учебном процессе. Они охватывают отдельную проблему, учебный предмет, тему, могут быть и межпредметными.
Актуальность: Современная школа требует формирования у школьников компетентности, которая предполагает умение самостоятельно получать знания, используя различные источники. Одной из методик, которая учит находить необходимую информацию, подвергать её анализу и решать поставленные задачи является методика веб-квестов. В настоящее время в различных сферах деятельности ощущается нехватка специалистов, способных самостоятельно и в команде решать возникающие проблемы, делать это с помощью Интернета. Поэтому работа учащихся в таком варианте проектной деятельности, как веб-квест, разнообразит учебный процесс, сделает его живым и интересным. А полученный опыт принесет свои плоды в будущем, потому что при работе над этим проектом развивается ряд компетенций: 1)использование ИТ для решения профессиональных задач (в т.ч. для поиска необходимой информации, оформления результатов работы в виде компьютерных презентаций, веб-сайтов, флеш-роликов, баз данных и т.д.); 2) самообучение и самоорганизация; 3) работа в команде (планирование, распределение функций, взаимопомощь, взаимоконтроль); 4) умение находить несколько способов решений проблемной ситуации, определять наиболее рациональный вариант, обосновывать свой выбор; 5) навык публичных выступлений (обязательно проведение предзащит и защит проектов с выступлениями авторов, с вопросами, дискуссиями).
Предмет исследования: использование новых информационных технологий на уроках литературы.
Объект исследования: использование веб-квестов на уроках литературы.
Цель исследования: теоретическое обоснование целесообразности проведения уроков литературы с использованием веб-квестов, а также создание собственного веб-квеста по одной из тем школьного курса литературы.
Гипотеза • использование веб-квестов на уроках литературы повысит мотивацию учащихся к чтению и изучению русской классической литературы
Задачи: 1) проанализировать методическую и психолого-педагогическую литературу по теме; 2) найти и изучить материал и рекомендации по созданию веб-квестов; 3)подобрать материал для создания собственного квест-проекта; 4) рассмотреть в интернете примеры уже созданных веб-квестов и выявить их основные черты; 5) создать собственный веб-квест и опробовать его на учащихся 10-х классов;
Практическая значимость: выводы и рекомендации, полученные в ходе исследования, могут быть использованы при совершенствовании методов обучения литературы в школе.
Что такое веб-квест
Концепция веб-квестов была разработана в США в Университете Сан-Диего в середине 90-х годов профессорами Берни Доджем и Т.Марчем. Быстрыми темпами новая технология завоевала популярность, как среди американских, так и европейских педагогов, а с конца 90-х годов стала распространяться и в России.
Образовательный веб-квест – проблемное задание с элементами ролевой игры, для выполнения которого требуются ресурсы Интернета. Web – квесты представляют собой мини- проекты, основанные на поиске информации в Интернете. Это конструктивный подход к обучению. Ученик не только собирает, систематизирует информацию, полученную из Интернета, но и направляет свою деятельность на поставленную перед ним задачу, часто связанную с их будущей профессией. Веб-квест - это один из видов телекоммуникационных проектов. Разработка веб-квестов ведется на основе технологии проектного обучения, целью которого является практическое закрепление полученных теоретических знаний практически по всем циклам дисциплин, приобщение учащихся к исследовательской, проектной деятельности. Образовательный веб-квест - это сайт в Интернете, с которым работают учащиеся, выполняя ту или иную учебную задачу. Разрабатываются такие веб-квесты для максимальной интеграции Интернета в различные учебные предметы на разных уровнях обучения в учебном процессе. Они охватывают отдельную проблему, учебный предмет, тему, могут быть и межпредметными.
Разработчиками веб-квеста как учебного задания является Берни Додж, профессор образовательных технологий Университета Сан-Диего (США). Им определены следующие виды заданий для веб-квестов.
1)Пересказ – демонстрация понимания темы на основе представления материалов из разных источников в новом формате: создание презентации, плаката, рассказа.
2)Планирование и проектирование – разработка плана или проекта на основе заданных условий.
3)Самопознание – любые аспекты исследования личности.
4)Компиляция – трансформация формата информации, полученной из разных источников: создание книги кулинарных рецептов, виртуальной выставки, капсулы времени, капсулы культуры.
5)Творческое задание – творческая работа в определенном жанре - создание пьесы, стихотворения, песни, видеоролика.
6)Аналитическая задача – поиск и систематизация информации.
7)Детектив, головоломка, таинственная история – выводы на основе противоречивых фактов.
8)Достижение консенсуса – выработка решения по острой проблеме.
9)Оценка – обоснование определенной точки зрения.
10)Журналистское расследование – объективное изложение информации (разделение мнений и фактов).
Убеждение – склонение на свою сторону оппонентов или нейтрально настроенных лиц.
Научные исследования – изучение различных явлений, открытий, фактов на основе уникальных он-лайн источников.
Структура веб-квестов.
Ясное вступление, где четко описаны главные роли участников или сценарий квеста, предварительный план работы, обзор всего квеста.
Центральное задание, которое понятно, интересно и выполнимо. Четко определен итоговый результат самостоятельной работы (например, задана серия вопросов, на которые нужно найти ответы, прописана проблема, которую нужно решить, определена позиция, которая должна быть защищена, и указана другая деятельность, которая направлена на переработку и представление результатов, исходя из собранной информации).
Список информационных ресурсов (в электронном виде - на компакт-дисках, видео и аудио носителях, в бумажном виде, ссылки на ресурсы в Интернет, адреса веб-сайтов по теме), необходимых для выполнения задания. Этот список должен быть аннотированным.
Описание процедуры работы, которую необходимо выполнить каждому участнику квеста при самостоятельном выполнении задания (этапы).
Описание критериев и параметров оценки веб-квеста. Критерии оценки зависят от типа учебных задач, которые решаются в веб-квесте.
Руководство к действиям (как организовать и представить собранную информацию), которое может быть представлено в виде направляющих вопросов, организующих учебную работу (например, связанных с определением временных рамок, общей концепцией, рекомендациями по использованию электронных источников, представлением "заготовок" веб-страниц и др.).
Заключение, где суммируется опыт, который будет получен участниками при выполнении самостоятельной работы над веб-квестом. Иногда полезно включить в заключение риторические вопросы, стимулирующие активность учащихся продолжить свои опыты в дальнейшем.
Этапы работы над квестом
Начальный этап (командный)
Учащиеся знакомятся с основными понятиями по выбранной теме, материалами аналогичных проектов.
Распределяются роли в команде: по 1-4 человека на 1 роль.
Все члены команды должны помогать друг другу и учить работе с компьютерными программами.
Ролевой этап
Индивидуальная работа в команде на общий результат. Участники одновременно, в соответствии с выбранными ролями, выполняют задания. Так как цель работы не соревновательная, то в процессе работы над веб-квестом происходит взаимное обучение членов команды умениям работы с компьютерными программами и Интернет. Команда совместно подводит итоги выполнения каждого задания, участники обмениваются материалами для достижения общей цели — создания сайта.
Задачи:
1)поиск информации по конкретной теме;
2)разработка структуры сайта;
3)создание материалов для сайта;
4) доработка материалов для сайта.
Заключительный этап
Команда работает совместно, под руководством педагога, ощущает свою ответственность за опубликованные в Интернет результаты исследования.
По результатам исследования проблемы формулируются выводы и предложения. Проводится конкурс выполненных работ, где оцениваются понимание задания, достоверность используемой информации, ее отношение к заданной теме, критический анализ, логичность, структурированность информации, определенность позиций, подходы к решению проблемы, индивидуальность, профессионализм представления. В оценке результатов принимают участие как преподаватели, так и учащиеся путем обсуждения или интерактивного голосования.
Реальное размещение веб-квестов в сети позволяет значительно повысить мотивацию учащихся на достижение наилучших учебных результатов.
Оценки выставляются с помощью таблицы критериев (см. приложение 1)
Опыт показывает, что самыми суровыми судьями работ являются сами учащиеся. Здесь важно в заключительном этапе, когда производится публичное представление выполненных работ, организовать конструктивное обсуждение. Открытое оценивание собственной работы и работы коллег позволяет учиться быть корректными в высказывании замечаний, определять наиболее интересные находки в выполненных заданиях, формулировать собственные критерии оценивания.
В завершении работы над проектом, после подведения итогов, важно использовать материальное и моральное стимулирование высоких результатов.
Создание своего веб-квеста и его апробация
Первый этап:
1. Определение направления веб – квеста. Это может быть учебная деятельность или внеклассная работа по предмету, а также интегрированный веб-квест по нескольким предметам.
2. Определение возрастной категории учащихся. Это зависит от того, какие навыки работы в компьютерных программах необходимы для выполнения вашего квеста и могут ли это обучающиеся.
3. Определение темы. Тема должна быть интересна не только для учителя, но и для обучающихся.
4. Направление работы. Каждое направление будет оформлено в конкретную роль, которой надо будет дать интересное название (все-таки "квест" - это своеобразная игра, головоломка, приключение, поэтому игровые, интригующие моменты здесь просто необходимы, дажее в обозначении названий ролей, например: следователи, журналисты, следопыты, расследователи, фольклористы, сказочники, путешественники, кулинары, адвокаты, искусствоведы и т.д.). Ролей должно быть от 2 до 5.
5. Порядок (план) работы для каждой роли, иными словами, инструкции с указанием пошаговых действий, конечного результата и оформления их работы.
6. Критерии оценки веб-квеста. Варианты критериев можно найти на сайтах, ссылки которых приведены ниже.
7. Самое главное в квесте - это путешествие обучающихся по всемирной паутине в поисках ответов на вопросы квеста. Учителю необходимо дать некоторые ссылки, которые помогут обучающимся найти ответы, но группы могут использовать и свои ресурсы. Поиск учителем нужных сайтов - очень кропотливая задача. Ссылки необходимо копировать и давать аннотацию к сайту.
Второй этап:
1.Выбор сайта, на котором есть матрица (шаблон) для создания веб-квеста.
2. Выбор формы, в которой ученики получат задание. Есть несколько вариантов:
в виде презентации;
в виде текста;
наглядный материал.
3. Размещение на сайте.
Зайти в интернет и набрать адрес сайта для создания веб-квестов. Например, www.zunal.com
Cоздать логин (зарегестрироваться) на сайте. Только зарегестрированные пользователи могут создавать веб-квесты. Чтобы пользоваться веб-квестом, регестрироваться не нужно.
Веб-квест создаётся поэтапно. Как правило, определяют семь страниц (этапов):
1. Title – стартовая страница. На стартовой странице появляются пустые поля, в них пишется название квеста, его краткое описание, выбирается уровень сложности (класс). Затем выбирается тематическая принадлежность квеста (напр. Химия). Указывается соавторы. В конце пишутся ключевые слова, чтобы также облегчить поиск (напр. Валентность).
2. Introduction – вступление. Во вступлении указываются темы заданий. Список тем можно пронумеровать или перечеслить через запятую.
3. Tasks – общие задачи. На этой странице ученики знакомятся с планом работы. Во-первых, определяется количество человек в группе. Во- вторых, указывается, где находиться задание. В-третьих, посколько ученикам предоставляются источники информации, также указываем их место нахождения. Источники информации могут быть в разном виде (напр. как ссылка на другой сайт, как документ в виде текста или презентации).
4. Process.- процесс работы. В разделе процесс работы, даются конкретные задания. На эту страницу можно загрузить до 3-ех файлов с заданиями размером не больше 2 мегабайт. Можно загружать только файлы форматов gif, jpg, jpeg, bmp, png, doc, xls, pdf, zip, ppt.
5. Evaluation – критерии оценивания. Критерии оценивания устанавливаются в зависимости от сложности вопроса. Как пояснение к оценкам пишется коментарий, что нужно сделать на каждом этапе работы, чтобы получить оценку «Плохо», «Удовлетворительно», «Хорошо», «Отлично».
6. Conclusion – вывод. Вывод как итог о проделанной учениками работе, включает в себя информацию о преобретенных навыках, о том, какой формой проверки знаний является веб-квест.
7. Teacherspage – страничка для учителя. На страничке учителя следует разместить информацию о использовании веб-квеста.
На каждую страницу можно загрузить картинку соответствующую теме. Когда все страницы заполнены, веб-квест готов и его можно опубликовать. Квест станет доступен для других только после опубликования.
Веб-квест «Тайная психология» Тургенева
(по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»)
Задания:
Иллюстраторы
Иллюстраторы, вам предстоит сравнить восприятие текста романа разными художниками.
- Рассмотрите иллюстрации к роману разных художников.
- Какие иллюстрации ярче отображают тот или иной эпизод текста (цвет, оттенки, образы, позы, выражение лица, фон, детали, эмоции...)?
- Какую роль эти сцены играют в композиции романа?
- Попробуйте создать свой рисунок и сканировать его (сканирование возможно в школе).
Историки
Историки, вам предстоит проникнуться исторической эпохой начала XIX века (1820-е г.)
- Как в сюжете романа отразилась историческая обстановка (детали времени: помещичий быт, крепостное право, одежда...)?
- Найдите в тексте историзмы. Как они характеризуют эпоху, воссоздают время?
- Что вы узнали из романа нового о жизни людей разных сословий и возрастов начала 19 века?
Клипмейкеры
Клипмейкеры, ваша задача - изучить композицию романа, просмотреть фильм и создать свой клип (видеоролик) по роману.
- Просмотрите фрагменты фильма.
- Выберите основные эпизоды из романа для видеоролика или одну сюжетную линию (Базаров – Аркадий Кирсанов, Базаров - Одинцова,Базаров – Павел Кирсанов...)
- Сформулируйте тему ролика (клипа) с учётом проблемного вопроса.
Литературоведы
Литературоведы, вам предстоит исследовать художественную сторону романа.
- Посмотрите фрагмент фильма «Отцы и дети», режиссер, год выпуска
- Обратитесь к тексту. С помощью какого художественного принципа изображены образы главных героев? Докажите примерами из текста.
- С помощью каких средств характеристики героя создан образ Евгения Базарова?
- Что привлекло Базарова в Одинцовой?
- Как автор относится к своим героям: главным и второстепенным?
Психологи
Психологи, вам надо попытаться разобраться в сложных характерах и судьбах.
- Какие черты психологизма, психологические приёмы (речь, внутренний монолог, портрет, пейзаж...) есть в романе?
- Что сближает Павла Петровича с Базаровым в их словесных поединках и жизненной судьбе?
- Познакомьтесь с анализом сцены смерти Базарова в статье Писарева «Базаров». В чем вы согласны с критиком и что вам кажется в его трактовке слабым и неубедительным?
Режиссёры
Режиссёры, вам предстоит сопоставить фильм с текстом романа.
- Посмотрите фрагменты фильма по роману и сопоставьте сюжет и композицию романа с режиссёрским замыслом. Понравилась ли вам экранизация романа?
- Какая сцена в романе - кульминация? Почему?
- Какую роль играет в романе пейзаж?
Приложение
Пересказ | Планирование и проектирование | Самопознание |
Демонстрация понимания темы на основе представления материалов из разных источников вновом формате: создание презентации, плаката, рассказа. | Разработка плана или проекта на основе заданных условий | Любые аспекты исследования личности |
Компиляция | Творческое задание | Аналитическая задача |
Трансформация формата информации, полученной из разных источников: создание книги кулинарных рецептов, виртуальной выставки, капсулы времени, капсулы культуры | Творческая работа в определенном жанре - создание пьесы, стихотворения, песни, видеоролика | Поиск и систематизация информации |
Детектив, головоломка, таинственная история | Достижение консенсуса | Оценка |
Выводы на основе противоречивых фактов | Выработка решения по острой проблеме | Обоснование определенной точки зрения |
Журналистское расследование | Убеждение | Научные исследования |
Объективное изложение информации (разделение мнений и фактов) | Склонение на свою сторону оппонентов или нейтрально настроенных лиц | Изучение различных явлений, открытий, фактов на основе уникальных он-лайн источников |
| Отлично | Хорошо | Удовлетворительно |
Понимание задания | Работа демонстрирует точное понимание задания | Включаются как материалы, имеющие непосредственное отношение к теме, так и материалы, не имеющие отношения к ней; используется ограниченное количество источников. | Включены материалы, не имеющие непосредственного отношения к теме; используется один источник, собранная информация не анализируется и не оценивается. |
Выполнение задания | Оцениваются работы разных периодов; выводы аргументированы; все материалы имеют непосредственное отношение к теме; источники цитируются правильно; используется информация из достоверных источников. | Не вся информация взята из достоверных источников; часть информации неточна или не имеет прямого отношения к теме. | Случайная подборка материалов; информация неточна или не имеет отношения к теме; неполные ответы на вопросы; не делаются попытки оценить или проанализировать информацию. |
Результат работы | Четкое и логичное представление информации; вся информации имеет непосредственное отношение к теме, точна, хорошо структурирована и отредактирована. Демонстрируется критический анализ и оценка материала, определенность позиции. | Точность и структурированность информации; привлекательное оформление работы. Недостаточно выражена собственная позиция и оценка информации. Работа похожа на другие ученические работы. | Материал логически не выстроен и подан внешне непривлекательно; не дается четкого ответа на поставленные вопросы. |
Творческий подход | Представлены различные подходы к решению проблемы. Работа отличается яркой индивидуальностью и выражает точку зрения микрогруппы. | Демонстрируется одна точка зрения на проблему; проводятся сравнения, но не делаются выводов. | Студент просто копирует информацию из предложенных источников; нет критического взгляда на проблему; работа мало связана с темой веб-квеста. |