МБОУ «Подольская основная школа» Красносельского муниципального района Костромской области |
Конкурсная работа в номинации: Методические пособия для педагога по использованию образовательных технологий в обучении, воспитательных технологий в образовательном процессе |
Тема: «Технология визуализации цветовой тематики в воспитательной работе». |
Подготовила: Анкудимова Ирина Николаевна
учитель начальных классов МБОУ «Подольская ОШ»
Теоретическая часть
1.1.Понятие визуализации
1.2.Как цвета воздействуют на психику и мышление?
1.3.Цвет и личность
Практическая часть
2.1.«Визуализация цветовой тематики в воспитательной работе»
Заключение
Список интернет-источников и литературы
Приложение
1.1. Понятие визуализации
Визуализация - общее название приёмов представления информации или
физического явления в виде, удобном для зрительного наблюдения и анализа.1
Исходя из выше сказанного, формулирую определение по своей теме:
«Визуализация цветовой тематики - это иное восприятие информации людьми через цвет».
1.2.Как цвета воздействуют на психику и мышление?
Воздействие цветового спектра сказывается на психике индивида. Цветовая гамма способна регулировать память, воображение, настроение, создавать эмоциональный фон и даже влиять на аппетит. С помощью цвета велика вероятность, избавить личность от депрессии и настроить на позитивный лад.
Недостаток получения разнообразия расцветок тормозит интеллектуальное развитие детей.
Цветовые предпочтения могут рассказать о характере и личных качествах индивида, что немало важно в образовательном процессе, к примеру, в воспитательной работе. Серьёзный подход к выбору цветовой гаммы кабинета, школьной формы помогает избежать массы проблем. Известно, что белый, бежевый, жёлтый, зелёный, бирюзовый, синий, голубой тон вселяет в человека чувство спокойствия и умиротворения. Некоторые оттенки вызывают возбуждение и тревогу. Каждая расцветка имеет свой психологический смысл.2
https://www.google.ru/search
https://vplate.ru/psihologiya-cveta/vliyanie-na-cheloveka/
1.3.Цвет и личность.
Восприятие цвета во многом зависит и от личностных характеристик человека.
Этот факт доказал в своих работах об индивидуальном восприятии цветовых композиций немецкий психолог М. Люшер. Согласно его теории, пребывающий в различном эмоциональном и умственном состоянии индивид, может по-разному отреагировать на один и тот же цвет. При этом особенности восприятия цвета зависят от степени развития личности. Но даже при слабой душевной восприимчивости краски окружающей действительности воспринимается неоднозначно. Теплые и светлые тона притягивают глаз больше, чем темные. И в то же время ясные, но ядовитые цвета вызывают беспокойство, и зрение человека невольно ищет холодный зеленый или синий оттенок, чтобы отдохнуть.
2.1.«Визуализация цветовой тематики в воспитательной работе».
Каждый классный руководитель в начале обучения того или иного класса сталкивается с диагностикой характера типа личности, чтобы понять какие
приоритеты расставить в дальнейшей работе и вообще как в целом работать с классом, какие беседы, классные часы провести, кого взять на контроль.
Обычно мы проводим диагностику с помощью тестирования или
анкетирования с учениками либо их родителями. Часто происходит так, что данные тестирования или анкетирования расходятся с настоящими
результатами. Поэтому и здесь может прийти на помощь методика
визуализации через цвет. Вопросы анкетирования, либо тестирования остаются прежними, но вместо словесного ответа, я предлагаю ответ в цвете. Можно раздать ученикам или родителям цветные карандаши, фломастеры или цветную бумагу и клей. Проводится анализ горизонтального столбца цветоматрицы – смена настроений отдельного ребенка или родителя. Учитывается представленность цветов и словесные пояснения. Это дает возможность классному руководителю глубже узнать ребенка, выявить наиболее важные факторы, влияющие на его эмоциональное состояние и найти оптимальные цветовые варианты воздействия на ребенка в дальнейшем. Цветодиагностика эмоциональных состояний разработана Е. Ф. Бажиным и А. М. Эткиндом (1985) на основе метода цветовых выборов М. Люшера (1948), исследования которого заложили прочную основу применения цвета в практике психологической диагностики.
Цветодиагностика эмоциональных состояний может применяться с 3-4-летнего возраста с целью изучения динамических особенностей личностных и групповых эмоциональных состояний, психологического климата группы,
самочувствия личности в группе, для оценки воздействия различных ситуаций на ребенка, а также для выяснения влияния на эмоциональное самочувствие учащегося воздействий разных педагогов.
Теоретической основой данной методики является представление о том, что
отношение к тем или иным людям, событиям, объектам или явлениям отражается в цветовых ассоциациях к ним. То есть каждый цвет спектра является условным знаком определенного настроения:
красный, розовый – восторженное;
оранжевый – радостное, теплое;
желтый – светлое, приятное;
зеленый – спокойное, уравновешенное;
синий, голубой – неудовлетворительное, грустное;
фиолетовый – тревожное, напряженное;
черный – полный упадок, уныние;
белый – символизирует ответ типа: «трудно сказать».
Основным методическим инструментом цветодиагностики является дневник настроений, рабочая часть которого демонстрирует их цветовой диапазон.
Такой метод я тоже применила на практике. Ребята начальной школы завели себе «Дневник настроений». В инструкции ребенку предлагается выбрать ту полоску, которая похожа на его настроение в настоящее время. Ученики прописали числа и расписание уроков, а в перемены, после каждого занятия, они приклеивали определённый цвет. Так мы работали и по методике определения цветового настроения Е. Ф. Бажина и А. М. Эткинда (1985) и по методике определения М. Люшера (1948). После анализа было предельно понятно, с какими учителями детям было комфортно работать и как усвоен
материал.
Фото «Дневник-настроение» практическое исследование 3 класс Подольская
школа (апрель 2017 г.)
Рассмотрим несколько примеров анализа в дневнике настроений.
Как выяснилось, ученица испытывала чувства неудобства на уроке литературного чтения из-за того, что не доделала домашнее задание, ей было стыдно в этом признаться. Поговорив с ней, мы разъяснили ситуацию, и дальнейшее настроение, как мы видим, было в нормЭ
то пример эмоционального восприятия через цвет по методике определения цветового настроения Е. Ф. Бажина и А. М. Эткинда (1985) Красный, розовый
– восторженное настроение. Жёлтый – светлое, приятное чувство. Голубой- неудовлетворительное чувство, грустное настроение.
Я, как учитель, сразу предотвратила отставание по темам, которые были непонятны ученику, в этом мне помогла визуализация цветового восприятия
каждого урока и ранее разработанные учёными-психологами методы цветодиагностики.
Можно попросить учеников заполнить «Дневник настроений» в начале и в
конце каждой беседы или классного часа на определённую тему. Так классный руководитель может понять, что испытывал ученик до беседы и после, и как проведённая им работа отразилась на эмоциональном восприятии информации у детей.
Заключение
Мне удалось задействовать визуальное восприятие, предупредить отставание по образовательной программе на основе совершенствования процесса восприятия информации, облегчить запоминание учебного материала. Все задачи нашли своё отражение на практике. В настоящее время визуализация цветовой тематики стала не только анализом восприятия учебного материала и представлением какой-либо информации, но и эффективным способом подачи материала как на уроках , так и на любых занятиях в учебных и дошкольных учреждениях.
Зная психолого-педагогические основы и применяя их в образовании совместно с цветовой диагностикой, можно организовать весьма эффективное занятие, классный час, анкетирование, которое поможет в воспитательной работе.
Список интернет-источников и литературы
https://www.google.ru/search
https://vplate.ru/psihologiya-cveta/vliyanie-na-cheloveka/
https://ped-kopilka.ru/psihologija/vlijanie-cvetovogo-spektra-na-cns-html
https://autogear.ru/article/177/637/vospriyatie-tsveta-chelovekom-vliyanie-tsveta- na-cheloveka/
Сокорутова, К. Л. Особенности влияния цветовой гаммы на учебную мотивацию / К. Л. Сокорутова, Т. А. Банчина. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2016. — № 4.1 (7.1). — С. 101-104