СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Текст. От чего зависит порядок расположения предложений в тексте.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан в технологии проблемно-диалогового обучения, соответствует требованиям ФГОС

 

Просмотр содержимого документа
«Текст. От чего зависит порядок расположения предложений в тексте.»

"Почетный работник общего образования РФ»

учитель русского языка литературы

Долгейко Надежда Константиновна

МОУ «СОШ №22»



Урок в 5 классе

Тема: Текст (продолжение). От чего зависит порядок расположения предложений в тексте

(I.Постановка проблемы и поиск решения ( создание проблемной ситуации побуждающий диалог с затруднением)

Учитель

Ученики

Организационный момент. Актуализация прежних знаний.

- Что мы называем предложением?


-А как называются несколько предложений, объединенных в одно целое?


-Могу ли я записанные на доске предложения назвать текстом? Аргументируйте свой ответ.


Важно любить и уважать своих родителей. Завтра россияне отмечают праздник. Хорошо, когда у человека есть друзья. В школе учатся дети разных возрастов.


-С какой проблемой мы столкнулись?

- Поищем решение: Что мы называем текстом?

-Что мы уже выяснили?

-Этой информации достаточно?

-Значит, текст мы можем озаглавить?


-Какой алгоритм действия мы должны пройти, чтобы понять, что перед нами текст?


- Откроем учебник и сверимся, верны ли наши предположения? ( Работа с учебником)




-Слова, объединенные одним смыслом, мыслью.

- Высказанная законченная мысль.


-Текст



- Нет. Здесь предложения имеют различный смысл.

-Разные темы.

- Здесь высказаны разные мысли.





- Не всякие предложения можно назвать текстом

- Что это несколько предложений, объединенных в одно целое.

-Нет. Предложения должны быть объединены одной темой.


-1. Несколько предложений.

-2. Предложения объединены одной темой.

-3. Текст можно озаглавить

II. Поиск решения проблемы ( побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог)

Учитель

Ученики

- Мы двигаемся в правильном направлении?

-Наши предположения оказались верны?


Значит вы легко докажите что перед вами текст:

Это событие трудно переоценить: советские люди поняли, что страна воюет, никто нее думает о поражении. Каждый знал, что отступать некуда: позади Москва. После парада воины отправлялись сразу на фронт, в окопы. Осенью 1941 года, когда фашисты стояли под Москвой, в столице прошел военный парад.


-Что здесь не так? Все соответствует нашему алгоритму действия. Или мы что-то упустили?


-Составьте текст, пронумеруйте предложения.

-Чем нужно дополнить наш алгоритм действия?


-Верно, и эта последовательность называется логической. Что такое логика?

Работа со словарем (Логика-разумность, внутренняя закономерность ,последовательность)


Работа с учебником: чтение определения. Понятие самостоятельного и зависимого предложения.


-Выделите те слова, которые указывают на зависимость предложений.

-Можем ли мы теперь ответить на тему-вопрос нашего урока: отчего зависит порядок расположения предложений в тексте?



-Да, учебник подтвердил нашу гипотезу.


-Это не совсем текст. Или мы что-то упустили?









- Да, нарушен порядок предложений. Они должны стоять в другой последовательности.


Дети выполняют (проверка, коррекция)

-Предложения должны стоять в определенной последовательности.









-Это событие, после – слова, которые указывают на зависимость предложения.

-Да, это зависит от логики текста .....



III.Выражение нового знания научным языком ( проверка выводов)

Учитель

Ученики

-Итак, что мы теперь можем сказать о тексте? Дайте определение: текст это…

Запишите определение в тетрадь.

-Прочтите.



-Верно. То, что вы перечислили: признаки текста

-Начертим удобную схему-фрейм для запоминания: Смысловая цельность текста


Наличие Темы (предмета речи)

Развитие Е основной мысли

Заголово К (показатель завершенности текста)

Структурная Связность(грамматическая,

лексическая абзацев-микротем)

ВыраженносТь (в устной и письменной речи)


-Выделите в рамочку, подпишите этот фрейм, к нему мы возвратимся на следующем уроке.


Запись определения

-Текст – это несколько предложений, расположенных в определенном логическом порядке, объединенных одной темой, текст можно озаглавить.





Работают в тетради



IV.Реализация знаний ( продуктивные задания на воспроизведения знаний)

Учитель

Ученики


-Работа устная над упр.159.

-Какой вывод можно сделать?

-Работа над упр. 161( письменно) Пользуясь структурой текста (фреймом ) составьте текст на выбранную вами тему и заданное начало.


-Работу над упражнением закончить дома.

Д/з упр161, стр 58-60 теоретический материал.

Оценивание.

Рефлексия:

-Что нового сегодня вы узнали на уроке?

-Как вы поняли новую тему?

-Какой алгоритм действия нужно пройти, чтобы определить, что перед вами: текст или нет?

-Как новые слова и понятия вы сегодня узнали и запомнили?



-Порядок расположения зависимых предложений в тексте нельзя изменить. Нарушаются связи-смысловые отношения.



Литература:

1.Разумовская,М.М., Львова, В.И. и др.Русский язык: учебник для учащихся 5 классов/ -ООО"Дрофа".2018Л.-317с:ил.

2.Мельникова, Е.Л. Приемственность в использовании проблемно-диалогического метода в начальной и основной школе/Е.Л.Мельникова//Начальная школа плюс до и после.-2003, №6

3.Мельникова,Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания вместе с учениками: пособие для учителя/ Е.Л.Мельникова. - М..2012

4.Ожегов,С.И."Словарь русского языка"/М.:Просвещение.1992г.

5.Фешина,А.А.,Рубанова и др. Изучение речеведческих понятий.Конспекты уроков, измерительные материалы и дидактические материалы./Волгоград.:"Учитель".2009г.-268с.

6.Щербаков, Е.Е., Мухина, Т.Г., Плешков А.В.: Фрейм технология как условие развития креативности.

7.Минский М. Фреймы для представления знаний. - М., 1


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!