Организация работы по патриотическому воспитанию учащихся начального общего образования. (из опыта работы учителя начальных классов)
СЛАЙД№1Заголовок. В настоящее время в России происходит становление новой системы образования, ориентированной на формирование таких качеств юных граждан России, как патриотизм, приверженность демократическим ценностям, чувство социальной ответственности, неравнодушное отношение к судьбе большой и малой Родине, умение адаптироваться к современным экономическим реалиям. В значительной мере эта задача возложена на работу учителя начальных классов.
СЛАЙД№2. Предметные результаты. В своей работе, прежде всего, мы ориентируемся на Федеральный Государственный Образовательный Стандарт начального общего образования, а в нем написано следующее (Предметные результаты на слайде) .А личностные результаты должны отражать формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности.
СЛАЙД№3 Портрет ученика начальной школы. По выходе из начальной школы должен быть сформирован так называемый «портрет ученика», в котором записано следующее. Обобщая всё вышесказанное, можно сделать вывод о воспитании Патриота, человека преданного интересам какого-либо дела, глубоко привязанного к чему –либо. Но в Стандартах вы нигде не встретите этого слова .Вместо него, используется слова ГРАЖДАНИН и ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ. Гражданское воспитание в современном ритме жизни должно формировать у ребенка активную социальную позицию участника и созидателя общественной жизни. Безусловно, патриотическое воспитание создает определенные предпосылки гражданского поведения. Но в процессе целенаправленного воспитания такого рода качества будут сформированы надлежащим образом. Патриотическое воспитание и гражданское становление личности – неотъемлемая часть общей культуры государства.
СЛАЙД №4 Младший школьный возраст. А начинается всё с младшего школьного возраста. Младший школьный возраст—это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществлённых каждым ребёнком на данном возрастном этапе. Если в начальном школьном возрасте ребёнок не почувствует радость познания, не научится трудиться, не будет любить близких, беречь природу, не приобретёт уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат. Кроме того, социальный опыт ребёнка - это не то, что он знает и помнит, потому что прочитал, выучил, а то, что он пережил, и этот опыт постоянно определяет его действия и поступки. Ребёнок мл. шк. возраста не запомнит, что вы говорили, не запомнит, что вы делали, а запомнит, что вы дали ему пережить.
СЛАЙД №5 Направления патриотического воспитания. По каким же направлениям я построила работу по воспитанию чувства патриотизма, гражданственности?
Начиная с первых дней ребенка в школе, через уроки обучения грамоте, мы даём представление о Родине, о столице, о своём родом городе. Пословицы, поговорки, загадки подбираются на данную тему. В дальнейшем в течении всех лет обучения в начальной школе учебник Литературного чтения открывает тема «Устное народное творчество»: потешки, прибаутки, заклички, колыбельные, народные песни.
На уроках математики используется дополнительный краеведческий материал при составлении задач и в устном счёте.
На уроках русского языка используем предложения о Родине и малой Родине. В минутках чистописания включаем словосочетания, предложения о Новосибирске.
Через уроки окружающего мира, начиная с первого класса, красной нитью проходит тема: «Моя Родина». История нашей страны, её события, исторические личности, герои, которые вставали на спасение нашей страны в трудные годы. СЛАЙДЫ №6, 7 Богатыри. Полководцы. На уроках дети узнают о гербе и флаге, их символическом значении, гимне России и тд. Одной из целей этих уроков является выработка у детей понятия, что гражданин – это житель страны, который уважает и соблюдает её законы, независимо от национальной принадлежности, что является особо актуальным. Учителя начальной школы уделяют большое внимание воспитанию толерантного отношения к сверстникам разных национальностей.
В воспитательной работе красной нитью проходит тема воспитания любви к своей Родине, начиная с города, района, улицы, где мы живём. Материал благодатный, он есть не только в литературе, которая описывает историю нашего города, но и посещая его исторические места. Музеи, выставки, прогулки по запоминающимся интересным уголкам нашего города. СЛАЙД № 8 Защита проектов. Обязательно оформляем выставки работ класса и учимся защищать свои маленькие проекты.
Большое эмоциональное значение имеют классные часы, посвящённые 23 февраля, 9 мая, Дню Народного единства. Конечно, требуют большой подготовки не только учителя, но и детей, а также их родителей. Уже с первого класса начинаем разговор о наших дедах, прадедах, защищавших свою Родину в тяжёлую годину. Оформляем выставки работ. Живое участие в акции Бессмертный полк. СЛАЙДА№ 9. Но важно не только помнить о прошлом, но и знать героев наших дней. СЛАЙД № 9 герои нашего времени. ( командир подводной лодки «Курск» капитан Колесников, солдаты 9 роты псковской дивизии, командир батальона С.Солнечников)
Младшие школьники познают былое и современность по преимуществу из окружающей жизни, наблюдая за тем, что происходит вокруг них, знакомясь с историческими памятниками, совершая экскурсии в местные музеи, библиотеки (Музей Октябрьского района, библиотеку им.Л.Толстого), слушая воспоминания своих родственников о недавнем прошлом.. Всё это в совокупности даёт возможность познакомить детей с историей и современностью на близком и наглядном материале, максимально приближенном к ученику. Спасибо за внимание.