СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Текст - сопровождение для открытого мастер-класса на тему "Расстройства аутистического спектра"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Это краткий материал - справка, разработанный для открытого мастер-класса для сотрудников. 

Просмотр содержимого документа
«Текст - сопровождение для открытого мастер-класса на тему "Расстройства аутистического спектра"»

Здравствуйте! Уважаемые коллеги, сегодня я расскажу что такое аутизм и РАС (расстройство аутистического спектра) и в чём же разница?

Обозначим сразу, что аутизм или ранний детский аутизм (РДА) –  это неврологическое нарушение развития с разнообразными симптомами и различными формами проявления в основном это снижение или отсутствие коммуникативных функций, изменения эмоционального фона, социальная дезадаптация, ограниченность интересов, набор стереотипных действий, избирательность. Это полноценный диагноз, который присутствует у человека с рождения и проявляется в течение первых трёх лет жизни ребёнка.

А РАС (расстройства аутистического спектра) – это черты которые проявляются у детей в течение жизни, но при этом полноценным диагнозом не является.

Аутизм условно подразделяется на: высокофункциональный и низкофункциональный.

  • Высокофункциональный аутизм отличается тем, что у детей уровень интеллекта относятся к норме или достигает уровня выше среднего и область знаний в одной или нескольких областях (что реже). Также данная группа детей отличается тем, что среди аутистов в 10% случаев встречается такое явление, как савантизм - уникальные и гениальные способности в какой-то области.

  • Низкофункциональный аутизм характеризуется нарушением интеллекта, которая выражается умственной отсталостью.



При всех формах у детей выражено нарушение социального взаимодействия, коммуникации, нарушение речи, особенности сенсорной сферы, которые проявляются в разной степени.

Вот основные признаки аутизма:

•    выраженное избегание контактов

•    стереотипное поведение

•    трудности в обучении новому

•    отсутствие навыков самообслуживания

•    отставание в развитии моторики

•    нарушения памяти, внимания

•    выраженные стимы (стереотипные движения)

•    отсутствие или серьезное нарушение речи

•    игнорирование обращений

•    неумение обращаться за помощью (ребенок просто плачет или истерит, но не говорит, что ему нужно)

•    невозможность зрительного контакта, ребенок не может посмотреть на что-то, если его попросят

•    ребенок не может повторять действия за другими

•    отсутствие сюжетно-ролевых игр.

Нужно понимать, что дети с аутизмом очень системны в их действиях всегда есть какая-то взаимосвязь, иногда понятная только близким людям. Также стоит помнить о том, что абстрактные понятия и большое количество слов могут быть непонятны ребёнку, т.к. у них сенсорная система работает более обострённо. Реакция как агрессии, так и самоагрессия могут быть у большинства детей в связи с пресыщением, реакцией на действие или запрет. Дети самостоятельно не знают как действовать в той или иной ситуации, поэтому нужно их учить коммуникации и способам высвобождения от негативных эмоций социально приемлемым способом.



Расстройство аутистического спектра или аутоподобные черты не являются самостоятельным заболеванием как таковым. На самом деле это психолого-педагогическая классификация особенностей эмоциональной сферы ребенка. Расстройство аутистического спектра всегда является последствием неврологического нарушения центральной нервной системы ребенка. Как самостоятельное проявление, без неврологической причины, РАС существовать не может.

Вот примеры черт, которые выделяют при РАС:

•    однообразные повторяющиеся движения или стимы (например, раскачивание, размахивание руками и так далее)

•    бурная реакция на запахи, касания, яркий свет или громкий звук

•    проблемная коммуникация – нет зрительного контакта, игнорирование обращения

•    ребенок не интересуется общением, даже в семье для общения выбирает только некоторых членов

•    ребенок привязан к определенным вещам

•    избирательность в еде

•    сложности с формированием моторных навыков

•    проблемы с речью

•    пассивность или, наоборот, агрессивность или истеричность.



ТМНР – это тяжёлые множественные нарушения в развитии дети данной группы в структуре дефекта, имеют сложные переплетения нескольких нарушений: слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, расстройства аутистического спектра и эмоционально-волевой сферы, интеллектуальные нарушения различной степени выраженности.

Категория детей с комплексными нарушениями крайне разнообразна по структуре, степени и характеру проявлений. Дети с тяжёлыми и множественными нарушениями развития имеют разрозненные и узкие представления об окружающем мире, их сенсорный опыт беден и не сформирован, средства общения ограничены, у большинства детей отмечается тотальное недоразвитие или нарушение всех высших психических функций. Практически все дети имеют низкий уровень развития осязания и моторики пальцев и кистей рук. Вследствие малой двигательной активности мышцы рук оказываются вялыми или слишком напряженными, целенаправленные действия с окружающими предметами отсутствуют. Из-за физических, интеллектуальных и сопутствующих нарушений дети не могут спонтанно и по подражанию овладевать различными предметно-практическими действиями. Это делает сложным, а иногда и невозможным освоение обучающимися академических знаний, а также создает значительные трудности в быту, общении и социальном взаимодействии с другими людьми.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!