СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Текстовая сюжетная задача. Задачи на увеличение и уменьшение на несколько единиц.

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока математики в 1 классе. Тема: : Текстовая сюжетная задача в одно действие: запись решения, ответа задачи. Задачи на увеличение и уменьшение на несколько единиц. Урок построен как путешествие в лес. Решаем разные задачи и узнаем интересные факты о зимовке животных.

Просмотр содержимого документа
«Текстовая сюжетная задача. Задачи на увеличение и уменьшение на несколько единиц.»


Класс: 1класс

Предмет: математика

Тема урока: Текстовая сюжетная задача в одно действие: запись решения, ответа задачи. Задачи на увеличение и уменьшение на несколько единиц.

Тип урока: урок систематизации знаний (урок-игра)

Педагогическая цель: Систематизация знаний по теме «Задача»

Задачи

1. Воспитывать уважение друг к другу в процессе работы в паре (группе), взаимовыручку и взаимоподдержку

2. Развивать навыки устного счета

3. Развивать логическое мышление, «математическую речь»

4. Закрепить понятие «задача», «части задачи»

5. Отработать навык выделения в задаче условия и вопроса

6. Формировать умение определять математическое действие, позволяющее ответить на вопрос задачи

.

Планируемые результаты образования

Предметные:

1. Закрепить навыки счета в пределах 10.

2. Знать структуру текстовой задачи, выделять задачи из предложенных текстов.

3. Знать правило оформления решения задачи в тетради.

4. Уметь правильно оформлять решение задачи.

Метапредметные:

Регулятивные: уметь осуществлять контроль по результату (ретроспективный), контроль результата по просьбе учителя; отличать верно выполненное задание от неверного.

Коммуникативные: уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.

Познавательные: уметь осуществлять предварительный анализ текста задачи (работа над терминами, перефразирование, переформулирование текста), представлять информацию в виде схем; знакомство с особенностями зимовки животных.

Личностные:

Учащиеся получат возможность формировать:

1. Внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе (принятие и осознание роли ученика)

2. Положительное отношение к математике как предмету изучения

3. Учебно-позновательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новых учебных и практических задач

4. Осознание себя частью классного коллектива

5. Понимание причин успеха/неуспеха в овладении учебным материалом

6. Способность к самооценке учебной деятельности на основе критериев успешности



Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.Самоопределение

Эмоциональный настрой на урок. Проверка готовности оборудования и класса к уроку.

Здравствуйте, мои дорогие ребята! Я рада новой встрече с вами! Надеюсь, что вы тоже скучали. Посмотрите какое яркое морозное утро! Вы заметили, как хрустит снег под ногами, как воздух свеж, какой приятный морозец на улице? Вот бы сейчас в лес. Посмотреть бы как там поживают наши братья меньшие.

А знаете что, давайте мы в своем воображении отправимся на экскурсию в лес.

Проверяем, все на парте есть к уроку? Молодцы!

Открываем мы тетрадки. Сколько клеточек нужно отсчитать вниз? Правильно, 4. В 5 клетке запишите сегодняшнее число. Под числом запишите: В классе. Посмотрите, как красиво пишется число 29. Возьмите зеленую ручку и напишите строчку этого числа.

Дети отвечают на вопросы учителя.

Проверяют наличие на парте тетради, учебника, пенала, набора цифр.





Открывают тетради и работают в них под руководством учителя

2.Актуализация знаний и фиксирование затруднений

1. Отгадайте- ка загадку:

Две старательных «близняшки»,
Две подружки-деревяшки,
Вместе рядышком идут,
Меня по снегу несут.
Молодцы! Ребята, лыжи всегда используют парой. Сколько пар лыж нам с вами понадобится? Правильно 19 пар. А если посчитать поштучно? Сколько штук лыж нам нужно для экскурсии? Давайте посчитаем, прибавляя по два.

Молодцы! Получилось 38 штук.

А теперь игра «Молчунья» Приготовьтесь отвечать.

-Первое слагаемое 2, второе слагаемое 5, чему равна сумма? (7)

-Какое число стоит между числами 7 и 9? (8)

-Какое число надо прибавить к 7, чтобы получить 9? (2)

-На сколько 3 меньше 6? (На 3)

-Чему равна разность чисел 9 и 4? (5)

-Уменьшаемое – 10, вычитаемое – 6. Чему равна разность? (4)

Дети отгадывают загадку. Это лыжи



Дети отвечают на вопросы учителя


Ученики считают двойками по цепочке, начиная с ряда у окна.

Дети приготовили набор цифр. Поднимают карточку с нужной цифрой


3.Постановка учебной задачи и целей урока

Отправляемся на лыжах. Но нужно точно определиться с тем, над чем мы будем сегодня работать.

У вас на партах лежат снежинки. На них записаны с одной стороны буквы, а с другой примеры. Давайте поработаем в парах. Работая в паре – вы лучшие друзья! Не нужно спорить, помогайте друг другу, выполняйте задание сообща. Решите примеры и расположите снежинки в порядке возрастания получившихся результатов.

8-4=

3+5=

9-3=

4-2=

4+6=

5+4=

а

а

д

з

а

ч

- Итак, сегодня на уроке мы… (сегодня на уроке мы будем решать задачи, закреплять умения).

- А именно – учиться правильно выбирать действие над данными числами в задаче.


Ученики в парах , совместно решают примеры и выкладывают снежинки в порядке возрастания. Готовность показывают поднятием руки вверх.

Получается слово «Задача»


Дети отвечают на вопросы.

4. Составление плана, стратегии по разрешению затруднения

Решение задач поможет нам узнать особенности зимовки животных в лесу.

Для начала отправимся на лыжную базу, где подберем подходящие по размеру лыжи.

Давайте вспомним, как мы начинаем работать с задачей. Правильно, нужно прочитать задачу. Вот перед вами два текста. Определите, какой из текстов будет задачей, а какой нет.

1.Белочка заготовила 6 грибочков, а ёжик 4 грибочка. Сколько грибочков заготовили звери?

2. Белочка нашла 6 грибочков, а ёжик 1 грибочек. Белочка– зверь, потому что её тело покрыто шерстью.

Прочитали текст. Выделяем условие. Что относится к условию в задаче?( Это то, что нам известно.) Как мы можем записывать условие? (Схемой или отрезками, или кружками)

Когда условие мы записали, что нужно найти в задаче? Правильно, вопрос, на который нужно ответить. Дальше нам нужно записать решение с пояснением и записать ответ.

Ну что, теперь мы готовы отправиться на экскурсию. Каждая остановка – это новая интересная информация, новые задачи, которые нам нужно решить.

Дети читают тексты. Объясняют, почему один текст задача, а другой нет.



Учащиеся отвечают на вопросы.

Восстанавливают этапы задачи на доске.

5. Физминутка

Ну что, мои туристы, отправляемся в поход.

Мы туристы, мы в пути.

Веселей шагайте ноги.

Легче выдох, глубже вдох.

Путь не близок, недалёк.

Впереди течёт ручей,

Перепрыгнем поскорей.

Дети встают и с дежурными по классу выполняют физминутку.

5. Реализация выбранного проекта

1.Итак, какой чудесный лес! Вот впереди красивое дерево, а на нем ярко-красные ягоды. Что же это за дерево? Правильно, это рябина. А на ней сидят свиристели. На одной рябинке сидело 4 свиристели, к ним прилетело ещё 5 птиц. Сколько птиц лакомятся (кушают) ягодами рябины?

Прочитайте задачу. О ком идет речь в задаче? (о свиристелях) Сколько свиристелей сидело на рябине? (4 свиристели). Сколько птиц прилетело? (5 птиц). Как запишем условие задачи? (опорными словами: сидели и прилетели) Что нужно найти? (Сколько свиристелей стало) Как это показать в условии? (фигурной скобкой) Какое действие поможет ответить на вопрос задачи? (Сложение) Запишите решение задачи. Запишите ответ задачи.

2. Поехали дальше. Посмотрите на снег. Чьи же это следы на снегу? Конечно, зайчика. Посмотрите, вон там на горке сидят зайцы. Мы приготовили для них угощение. Что больше всего любят зайцы? Конечно морковку. Ребята принесли зайчатам 10 морковок. Смелые зайцы съели 5 морковок. Сколько морковок осталось другим зайцам?

О ком говорится в задаче? (о зайцах) Что любят кушать зайцы? (морковку) Сколько морковки мы принесли для угощения? (10 морковок) Сколько морковок съели зайцы? (5 морковок) Как запишем условие задачи? (схематично, кружками) Как на схеме показать, что 5 морковок съели? (зачеркнуть 5 кружков) Что нужно узнать в задаче? (сколько морковок осталось) Как этот вопрос отметить на схеме? (дугой под отставшимися кругами) С помощью какого действия можно найти остаток? (вычитания, минуса) Запишите решение под схемой. Запишите ответ под решением.

Дети рассматривают картинку. Отвечают на вопросы.

Один ученик решает задачу у доски, остальные в тетради





Дети рассматривают картинку. Отвечают на вопросы.

Один ученик решает задачу у доски, остальные в тетради

6.Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону

Ребята, а вы обратили внимание, что по нашему классу разбрелись разные животные. Давайте их назовем. Этих животных можно разделить на две группы. Как вы думаете, на какие? (те, которые ложатся в спячку и те, которые ведут активный образ жизни)

Если вы правильно разделите животных на эти две группы, то сможете составить задачу и решить ее. Девочки, вы собираете картинки спящих животных, а мальчики – ведущих активный образ жизни. Напоминаю правила работы в группе. Не шумите. В классе должна быть тишина. Помогайте друг другу. Когда соберете все картинки, пробуете составить задачу. На опорном листке нужно будет записать все части решения задачи. Собираете картинки на первых партах 1ряда (девочки) и 3 ряда (мальчики). Как только ваша группа будет готова, садитесь на свои места и кто-то один показывает решение на доске.

Давайте проверим, справились вы с заданием. Проверяем оформление задачи и правильность решения всем классом.

Молодцы. Вы всё сделали правильно.

Задачи для самостоятельной работы

1. Белка на зиму засушила 6 белых грибов и 4 подосиновика. Сколько грибов засушила белка на зиму.


2. У кормушки с сеном и солью стояли 7 лосей. 2 лося испугались нас и убежали. Сколько лосей остались у кормушки?


Дети называют животных, картинки которых весят по классу.

Учащиеся отвечают на вопросы.

Дети собирают картинки, на которых с одной стороны животное, а с другой стороны часть задачи (условие, вопрос)

Ребята собирают задачу в одно целое. Если не получается, дети меняются картинками. На опорном листке записывают условие либо словами, либо схемой, записывают решение и ответ. Затем один из группы дублирует это на доске.

7. Этап рефлексии деятельности

Наша экскурсия в зимний лес подошла к концу. Сегодня мы узнали много интересного из жизни животных зимой. Но самое главное, вы научились выделять в задаче условие и вопрос, находить решение и правильно записывать ответ.

Ребята, вы не забыли про свои снежинки? Посмотрите какое грустное дерево у нас на доске. Ему холодно и неуютно. Если вам понравился урок, вам было интересно, прикрепите свою снежинку на крону дерева. Если у вас были трудности, но вы справились с заданиями, то пусть ваша снежинка медленно кружится в воздухе. А если вам было трудно, то прикрепите вашу снежинку на землю около дерева.

Вы сегодня хорошо потрудились. Урок окончен.

Ребята прикрепляют снежинки на плакат с нарисованным на нем деревом.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!