СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тексты для обучения выразительному чтению (из книги Владимира Колесова «История русского языка в рассказах»)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал можно использовать на уроках русского и родного русского языка, а также при подготовке к итоговому собеседованию.

Просмотр содержимого документа
«Тексты для обучения выразительному чтению (из книги Владимира Колесова «История русского языка в рассказах»)»

  1. Отрывок из книги Владимира  Колесова «История русского языка в рассказах».

...Язык отражает не только мысли, но и чувства, а это важно в момент общения.

Говорят все чаще: привет! пока! А то и добавят совсем непонятное: адью! гуд-бай! чао! Каков смысл этих слов-пришельцев? В устах русского человека это знаки прощания, формула вежливости – и только. И русские по виду слова привет и пока – всего лишь переводы иноязычных слов.

Русское слово встречи–прощания не столь легковесно. Вздымалось оно из глубин народного духа веками, пока к XVII столетию не отлилось в уважительное здравствуй – прощай. При встрече – пожелание здоровья: будь здоров ты! При расставании – просьба простить, если чем-то обидел. А сколько за этим скрыто, как много осталось между словами! Приязнь, уважение – жизнь. И ясно, что за человек с тобой говорит... Вот почему так непросто заменить русское слово!



2. Отрывок из книги Владимира  Колесова «История русского языка в рассказах».

Речь воплощается в букве и в звуке, в диалогах и монологах, в стенограммах и конспектах, в магнитофонной ленте. Язык же материально не существует никак! Нет такого сундука или сейфа, где хранился бы отлитый или сотканный эталон русского языка. Ученые собирают его по кусочкам, внимательно изучая все виды речевой деятельности, создают грамматики. Можно представить основные особенности и закономерности языка, хотя и косвенным образом, но можно. Потрогать же его, поглядеть на него — этого вы ни в одном музее не сможете. Нет языка...

И однако он все-таки есть! В каждом из вас, и в ваших соседях, и в ваших родителях. Исчезни он — и вы попросту перестанете понимать друг друга. Исчезнут книги и газеты, радио и телевидение, заводы и фабрики, институты и учреждения — остановится жизнь, потому что наличие языка — самое незаметное (потому что привычное), по самое существенное условие цивилизации.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!