1 полугодие
Текст для проверки чтения в 7 классе
В автобусе было душно и очень тесно. Его зажали со всех сторон, и он уже сто раз пожалел о том, что решил поехать на очередной прием к врачу ранним утром. Он ехал и думал о том, что совсем, казалось бы, недавно, а на самом деле семьдесят лет тому назад, он ездил на автобусе в школу. А потом началась война. Он не любил вспоминать то, что он пережил там, зачем ворошить прошлое. Но каждый год двадцать второго июня он запирался в своей квартире, не отвечал на звонки и никуда не ходил. Он вспоминал тех, кто ушёл с ним добровольцем на фронт и не вернулся. Война была для него и личной трагедией: во время боев под Москвой и Сталинградом погибли его отец и старший брат.
Сейчас это казалось таким далёким, что будто бы и не было совсем этой проклятой войны. Но рана была слишком глубокой, чтобы забыть об этом так быстро.
Был в его жизни один случай, который он тоже не мог забыть и простить себе. Он ехал на автобусе в школу (он тогда учился в третьем классе), был теплый весенний день, он сел на последнее свободное место, отвернувшись от старика, который беспомощно облокотился о поручень у дверей. Он не видел, где сошёл старик, но почему-то весь день потом вспоминал о нём, и острая поздняя боль раскаяния пронзила его душу. «Почему я не уступил ему место?» – этот вопрос терзал его день изо дня. Потом постепенно это постыдное воспоминание ушло на задний план, но время от времени возвращалось как укол совести, как руководство к правильному поведению, к уважению старших и поклону их опыту и седине.
Теперь, когда он сам стал таким же немощным стариком, ему было до слез обидно, если он видел неуважительное отношение к людям пожилого возраста, к ветеранам, которые потом и кровью заслужили победу и право на жизнь и свободу для своих потомков.
Автобус остановился на остановке, пассажиры начали выходить, стоять стало свободнее. Вдруг к нему подошел мальчик лет десяти и сказал: «Садитесь, дедушка, на мое место, я вижу, как Вам тяжело стоять». У старика навернулись слёзы на глаза. Это были одновременно и горькие, и сладкие слёзы. Они горчили потому, что совесть опять напомнила случай семидесятилетней давности, они радовали и согревали сердце потому, что он, глядя на этого мальчика, верил, что не всё потеряно для русского человека.
( С.Горева)
Вопросы к тексту (в тексте 376 слов)
-
Почему старик жалеет, что поехал ранним утром на приём к врачу?
-
Что не любил вспоминать старик? Почему?
-
Какой случай старик не мог старик забыть и простить себе?
-
Почему этот случай время от времени вспоминался?
-
Почему на глазах старика появились слёзы, когда к нему подошёл мальчик?
-
О чём заставил задуматься рассказ Светланы Горевой?
Текст для проверки чтения в 6 классе
В одной московской школе перестал ходить на занятия мальчик. Неделю не ходит, две...
Телефона у Лёвы не было, и одноклассники, по совету учительницы, решили сходить к нему домой.
Дверь открыла Левина мама. Лицо у неё было очень грустное. Ребята поздоровались и робко спросили;
— Почему Лёва не ходит в школу?
Мама печально ответила:
— Он больше не будет учиться с вами. Ему сделали операцию. Неудачно. Лёва ослеп и сам ходить не может...
Ребята помолчали, переглянулись, и тут кто-то из них предложил:
— А мы его по очереди в школу водить будем.
— И домой провожать.
— И уроки поможем делать, — перебивая друг друга, защебетали одноклассники.
У мамы на глаза навернулись слёзы. Она провела друзей в комнату. Немного погодя, ощупывая путь рукой, к ним вышел Лёва с повязкой на глазах.
Ребята замерли. Только теперь они по-настоящему поняли, какое несчастье произошло с их другом. Лёва с трудом сказал:
— Здравствуйте.
И тут со всех сторон посыпалось:
— Я завтра зайду за тобой и провожу в школу.
— А я расскажу, что мы проходили по алгебре.
— А я по истории.
Лёва не знал, кого слушать, и только растерянно кивал головой. По лицу мамы градом катились слёзы.
После ухода ребята составили план — кто и когда заходит, кто какие предметы объясняет, кто будет гулять с Лёвой и водить его в школу.
В школе мальчик, который сидел с Лёвой за одной партой, тихонько рассказывал ему во время урока то, что учитель пишет на доске.
А как замирал класс, когда Лёва отвечал! Как все радовались его пятёркам, даже больше, чем своим!
Учился Лёва прекрасно. Лучше учиться стал и весь класс. Для того, чтобы объяснить урок другу, попавшему в беду, нужно самому ого знать. И ребята старались. Мало того, зимой они стали водить Лёву на каток. Мальчик очень любил классическую музыку, и одноклассники ходили с ним на симфонические концерты...
Школу Лёва окончил с золотой медалью, затем поступил в институт. И там нашлись друзья, которые стали его глазами.
После института Лёва продолжал учиться и, в конце концов, стал всемирно известным математиком, академиком Понтрягиным.
(Борис Гонаго)
Вопросы к тексту (в тексте 326 слов)
-
Почему ребята пришли домой к своему однокласснику?
-
Почему Лёва не мог ходить в школу?
-
Какое решение приняли одноклассники Лёвы?
-
Как ребята помогали Лёве учиться в школе?
-
Чем закончилась история мальчика?
-
О чём заставил задуматься рассказ Бориса Гонаго?
Текст для проверки чтения в 5 классе
В ту зиму снег долго не выпадал. Реки и озёра давно льдом покрылись, а снега всё нет и нет. Зимний лес без снега казался хмурым, унылым.
Шёл я как-то с ребятами по лесу, возвращались мы из соседней деревни. Вышли на лесную поляну. Вдруг видим — посреди поляны над большим кустом вороны кружат. Каркают, летают вокруг него, то вверх взлетят, то на землю сядут. Наверное, какую-то еду себе нашли.
Стали ближе подходить. Заметили нас вороны — одни в сторону отлетели, по деревьям расселись, а другие и улетать не хотят, так над головой и кружат.
Подошли мы к кусту, смотрим — что-то под ним белеет, а что — сквозь частые ветки и не разберём.
Раздвинул я ветки, гляжу — заяц, белый - белый как снег. Забился под самый куст, прижался к земле, лежит не шевельнётся. Кругом всё серое — и земля и опавшие листья, а заяц среди них так и белеет.
Вот почему он воронам на глаза попался — оделся в белую шубку, а снега-то нет, значит, и спрятаться ему, белому, негде. Дай-ка попробуем его живьём поймать!
Просунул я руку под ветки, тихонько, осторожно, да сразу и вытащил из-под куста!
Смотрим — одна ножка у него как-то странно болтается. Тронули её, а она переломана! Значит, сильно его вороны потрепали.
Принёс я зайца домой. Папа достал из аптечки бинт, вату, забинтовал зайцу сломанную ножку и посадил в ящик. Мама положила туда сена, моркови, мисочку с водой поставила. Так у нас зайка и остался жить. Целый месяц прожил. Ножка у него совсем срослась, он даже из ящика выскакивать начал и меня вовсе не боялся.
Пока заяц у нас дома жил, и снег выпал, белый, пушистый, как зайкина шубка. В нём зайцу легко прятаться.
— Ну, теперь можно его и обратно в лес выпустить, — сказал нам однажды папа.
Так мы и сделали — отнесли зайца в ближайший лесок, попрощались с ним и выпустили на волю.
В один миг наш зайка в заснеженных кустах исчез.
Вот когда ему белая шубка пригодилась!
(Г.Скребицкий)
Вопросы к тексту (в тексте 315 слов)
-
Почему лес, по которому гуляли ребята, был серым и хмурым?
-
Почему ребята обратили внимание на стаю ворон?
-
Кого нашли ребята в кустах? Почему заяц не убежал от ворон?
-
Что произошло дома, когда мальчик принес зайца?
-
Чем закончилась история с зайцем?
-
О чём заставил задуматься рассказ Георгия Скребицкого?
2 полугодие
Текст для проверки чтения в 5 классе
Солнце садилось. Вокруг пахло вечерней прохладой. Птицы замолчали, потому что уступили место нашему герою. Он вскарабкался на остатки трухлявого пенька, чтобы быть повыше, и запел. Это был светлячок – маленькая букашечка, и пел он свою простую песенку о том, что видел: прекрасную картину заката, красивое небо, зелёное море травы, серебряные слёзы росы. И хоть его вокальные данные были небогатыми, он думал, что поёт прекрасно, ведь у него было так много слушателей, они им восхищались, каждый хотел быть его другом. Но глупый светлячок не понимал, что это всё лишь потому, что он обладал очень необычным свойством: в отличие от панцирей всех остальных светлячков, его панцирь не просто горел зелёным огоньком, а переливался всеми цветами радуги. А стоит только одному сказать, что он знаком с чудесным светлячком, который блестит, как бриллиант, то другой, конечно, решит во что бы то ни стало стать его другом, за ним третий, четвёртый и так далее.
Однажды светлячок заметил, что его слушает белокурый мальчик, который сидит рядом в траве, повернув голову к заходящему солнцу.
Светлячок до утра пел мальчику, описывая то, что видит, и придумывая всё новые и новые сравнения, а на рассвете убежал к своим друзьям. Но, пропадая среди восхищения, он всё же иногда прибегал на полянку, где в любое время ждал его мальчик.
Время безжалостно пожирало минуты, часы, дни, годы; светлячок постарел, потускнел, друзей больше у него не было, в гости его не приглашали, им не восхищались. Всё было кончено, и светлячок в отчаянии побрёл на ту же полянку, где ждал его мальчик, подошёл к нему и тяжело вздохнул. Мальчик это услышал и, не поворачивая головы, спросил:
– Что случилось? Тебя так долго не было, и я по тебе соскучился.
– А разве ты не видишь?
– Нет, – ответил мальчик.
– Ну и ладно, – сказал светлячок.
– Расскажи мне, что ты видишь, – попросил мальчик.
– Что? – удивился светлячок.
– Спой свою песенку. Мне так нравится слушать, как ты красиво описываешь природу, небо, солнце, траву… Вот бы хоть раз взглянуть на это.
И тут только светлячок понял, что мальчик слепой и ему всё равно, блестит у светлячка панцирь или нет. Он ему нужен даже без блеска. Он ему нужен!
– Давай я тебе сегодня расскажу про дружбу.
– А что это такое? (32)Ты раньше не пел мне об этом.
– Раньше я просто не знал, что это такое, а теперь знаю.
(Притча)*
Вопросы к тексту (в тексте 373 слова)
-
Кто главный герой притчи?
-
Почему все хотели дружить со светлячком?
-
Что однажды заметил светлячок?
-
Почему у светлячка исчезли друзья?
-
Что понял светлячок из разговора с мальчиком?
-
Чему учит притча?
Текст для проверки чтения в 6 классе
Когда мне было лет шесть, наверное, или шесть с половиной, я совершенно не знал, кем в конце концов буду на этом свете. То у меня разгорался аппетит выучиться на такого художника, который рисует на уличном асфальте белые полоски для мчащихся машин. А то мне казалось, что неплохо бы стать отважным путешественником и переплыть все океаны на утлом челноке, питаясь одной только сырой рыбой. А на другой день мне уже приспичило стать боксёром, потому что я увидел в телевизоре розыгрыш первенства Европы по боксу. Как они молотили друг друга – просто ужас какой-то! А потом показали их тренировку, и тут они колотили уже тяжёлую кожаную «грушу» – такой продолговатый тяжёлый мяч; по нему надо бить изо всех сил, лупить что есть мочи, чтобы развивать в себе силу удара. И я тоже решил стать самым сильным человеком во дворе.
Я сказал папе:
– Папа, купи мне боксёрскую грушу! Буду тренироваться и стану боксёром.
– Нечего тратить на ерунду деньги, – ответил папа. – Тренируйся уж как-нибудь без груши.
И он оделся и пошёл на работу. А мама сразу же заметила, что я обиделся, и постаралась мне помочь.
Она достала из-под дивана большую плетёную корзинку, где были сложены старые игрушки, и вынула из неё здоровущего плюшевого мишку.
– Вот. Хороший мишка, отличный. Погляди, какой тугой! Чем не груша? Давай тренируйся сколько душе угодно!
Я очень обрадовался, что мама так здорово придумала. И я устроил мишку поудобнее на диване, чтобы мне сподручней было тренироваться и развивать силу удара.
Он сидел передо мной такой шоколадный, и у него были разные глаза: один его собственный – жёлтый стеклянный, а другой большой белый – из пришитой пуговицы от наволочки. Но это было неважно, потому что мишка смотрел на меня своими разными глазами и обе лапы поднял кверху, как будто он уже заранее сдаётся...
И я вдруг вспомнил, как давным-давно я с этим мишкой ни на минуту не расставался, повсюду таскал его за собой, и сажал его за стол рядом с собой обедать, и спать его укладывал, и укачивал его, как маленького братишку, и шептал ему разные сказки прямо в его бархатные твёрденькие ушки, и я его любил тогда, любил всей душой, я за него тогда жизнь бы отдал...
И вот он сидит сейчас на диване, мой бывший самый лучший друг, настоящий друг детства, а я хочу тренировать об него силу удара...
– Что с тобой? – спросила мама, приоткрыв дверь.
А я не знал, что со мной, я задрал голову к потолку, чтобы не видно было слёз, и сказал:
– Я раздумал быть боксёром.
Вопросы к тексту (в тексте 412 слова)
-
Чем озадачен был рассказчик в шесть лет?
-
Что повлияло на его выбор стать боксёром?
-
Как родители отреагировали на желание мальчика стать боксёром?
-
Почему мальчик обрадовался предложению мамы?
-
Почему мальчик передумал быть боксёром?
-
О чём заставляет задуматься этот текст?
Текст для проверки чтения в 7 классе
В тот памятный день, когда Колька вернулся из пионерского лагеря, в центре стола красовался пирог, купленный Еленой Станиславовной.
К этому дню Неля выучила новую музыкальную торжественную пьесу. А Колька появился на пороге с облупившимся на солнце носом и со старым, тоже облупившимся чемоданчиком.
Неля кинулась к своему круглому вертящемуся стулу без спинки, откинула блестящую крышку пианино – и грянул марш. Но она не сумела доиграть до конца...
– Где моя Черная Спинка? – вскрикнул Колька, заглушая пианино. Черной Спинкой он называл раненую чайку, которую нашел прошлым летом на озере, возле лагеря, и всю зиму лечил.
–Она... была на кухне, – ответил отец и двинулся навстречу Кольке с распростертыми объятиями. – Здравствуй!..
Колька увернулся от его рук, бросил свой чемоданчик на тахту и выскочил из комнаты. Все трое – отец, Елена Станиславовна и Неля, – переглянувшись, неуверенно двинулись за ним.
В кухне на окне стояла пустая клетка... Эту клетку Колька построил давно с маминой помощью, и она бы, наверно, вполне подошла даже для ширококрылого горного орла, а не только для скромной чайки. Внутри клетки в горшочке с землей рос куст, чтобы птица, если бы она не была речной чайкой, могла присесть на него и вспомнить свой родной лес. Сейчас листики на кусте свернулись в сухие трубочки: их, видно, давно уже никто не поливал.
Дверца клетки, которую вполне можно было бы назвать дверью, была открыта. В пустой банке из-под консервов валялось несколько желтых зерен...
–Вы давали ей рыбу? – тихо спросил Колька.
–Нет... у нас не было времени возиться с рыбой, – ответил отец. А вот зерна... Колька боялся задать главный вопрос, оттягивая его…
–Но ведь тут, на кухне, темно и жарко... и пахнет газом. Зачем же вы ее сюда?..
–Ты знаешь, Николай, ты знаешь, что Неля нигде летом не отдыхала, что она занималась с утра до вечера, а птица кричала, хлопала крыльями, чем-то там шуршала. Ну, в общем, мешала ей...
– Черная Спинка, значит, тебе очень мешала? – все так же тихо, избегая еще главного вопроса, спросил Колька у Нели.
– Да, мешала! – звонко, дребезжащим от надвигавшегося плача голосом ответила девочка.
–Недаром тебя в школе называют Плаксой!
– Ещё бы… Ведь я твоя сестра!
– А ты мне не сестра… – выпалил Колька.
До сих пор Елена Станиславовна молчала. В глубине души она считала, что должна была более чутко отнестись к Колькиной просьбе и должна была внимательно следить за больной птицей. Она даже готова была вслух признать свою вину. Но последняя фраза мигом изменила все её намерения.
–Как ты можешь так, Коля? Неля видит в тебе своего брата, она так готовилась к твоему приезду… И эта Чёрная Спинка действительно мешала ей заниматься.
– Где же она сейчас? – тихо спросил Колька, не слыша ничего, кроме того, что касалось его любимой птицы. Елена Станиславовна опустила голову.
– Она сдохла, – набравшись мужества, ответил отец. Колька качнулся... Его поразило и то, что не стало любимой птицы, для которой он привез из лагеря целую банку мальков, и то, что отец сказал о ее смерти вот так прямо и грубо.
–Она умерла... а не сдохла. Умерла из-за вас! – крикнул Колька, сам еле сдерживая слезы. Он схватил свою огромную клетку и, неловко волоча ее впереди себя, спотыкаясь, побежал во двор...
– Ничего не понимаю, – медленно произнесла Елена Станиславовна. – Мы его так встретили... Неля марш приготовила. Подумаешь, птицы!..
( По А. Приставкину)
Вопросы к тексту (в тексте 521 слово)
1.Откуда вернулся Коля и как его встретили дома?
2.Почему Коля побежал на кухню?
3.Почему Коля боялся главный вопрос, оттягивал его?
4. Почему Елена Станиславовна в глубине души считала, что по ее вине чайка погибла?
5.Как в семье отнеслись к гибели птицы?
6. Как вы думаете, почему для Коли этот день стал памятным?
Нормы техники чтения
класс | 1 полугодие | 2 полугодие |
5 класс | 90 – 100 слов | 110 - 120 слов |
6 класс | 120 -130 слов | 130 – 140 слов |
7 класс | 140 – 150слов | 150– 160 слов |
БЛАНК ОТЧЁТА
Класс____________ Учитель__________________________________
Кол-во учащихся по списку__________
Кол-во проверенных уч-ся___________
| ФИ уч-ся | Ниже нормы | Норма | Выше нормы |
1 | | | | |
2 | | | | |
3 | | | | |
4 | | | | |
5 | | | | |
6 | | | | |
7 | | | | |
8 | | | | |
9 | | | | |
10 | | | | |
11 | | | | |
12 | | | | |
13 | | | | |
14 | | | | |
15 | | | | |
16 | | | | |
17 | | | | |
18 | | | | |
19 | | | | |
20 | | | | |
21 | | | | |
22 | | | | |
23 | | | | |
24 | | | | |
25 | | | | |
26 | | | | |
27 | | | | |
28 | | | | |
ИТОГО кол-во / % | | | |