Контрольный диктант №1
по теме «Двусоставные предложения».
(Вариант1)
В мире животных у нас есть симпатии и антипатии. Крокодилов не любит никто. Этот огромный, обитающий в воде ящер имеет небольшой мозг, но мощные челюсти и мускулистый хвост, удар которого может переломить ноги взрослой антилопе.
Крокодил — искусный охотник. Часами он может неподвижно лежать в воде, высунув на поверхность лишь ноздри и выпуклые глаза. Стоит кому-то приблизиться к водопою и от жажды потерять бдительность, он мгновенно бросается на жертву. В Африке ею чаще всего бывают антилопы.
Размеры жертвы крокодила нисколько не смущают. На суше он ее не убивает, а тащит в воду и топит. Рвать жертву хищник сразу не станет, а поместит за корягу или в пещеру, вырытую для этого в берегу под водой, и подождет, пока добыча «отмокнет».
Желудок крокодила — адский химический комбинат, переваривающий шерсть, рога, копыта. Даже железные крючья постепенно разъедаются в его желудке.
Суши крокодил не избегает. Излюбленное его занятие — греться на песчаном берегу водоема. При явной опасности он мчится в воду, изгибая тело, выбрасывая далеко вперед задние ноги. Здесь он хозяин.
(По В. Пескову)
Грамматические задания.
1. Сделать синтаксический разбор предложения. Выписать из него все словосочетания.
1 вариант: На суше он ее не убивает, а тащит в воду и топит.
2 вариант: Даже железные крючья постепенно разъедаются в его желудке.
2. В тексте диктанта подчеркнуть сказуемые разных видов, надписав вверху. (не менее 5 сказуемых).
3. Графически объяснить знаки препинания в предложениях:
1 вариант: 2 абзац – 1, 2 предложения.
2 вариант: 5 абзац – 2, 3 предложения.
Контрольный диктант №2
по теме «Двусоставные предложения».
(Вариант 2)
Барсук.
В лесу по утрам мне не раз приходилось встречать барсуков. Я смотрел, как осторожно пробирается барсук у стволов деревьев, обнюхивает землю, разыскивает насекомых, мышей, ящериц, червяков и другой мясной и растительный корм.
Барсуки не уходят далеко от нор. Они пасутся, охотятся вблизи подземного жилища, не надеясь на свои короткие ноги. И не всегда удаётся услышать их шаги.
Барсук – безобидное и очень полезное животное. К сожалению, в наших лесах теперь барсуков почти не стало. Редко где в глухом лесу сохранились населённые барсучьи норы. Барсук – умный лесной зверь. Он никому не причиняет вреда.
К неволе барсук привыкает трудно. И в зоопарке днём барсуки обычно спят в своих тёмных конурах.
Охотиться на барсуков нетрудно. Очень интересно следить за жизнью обитателей барсучьих нор! (119 сл.)
(По И.Соколову-Микитову.)
Грамматические задания.
1. Разобрать слова по составу:
Пробирается, обнюхивает, интересно (I вар.);
Сохранились, разыскивает, нетрудно (II вар.).
2. Сделать синтаксический разбор предложения. Знаки препинания
Барсук безобидное и очень полезное животное. (I вар.);
Барсук умный лесной зверь. (II вар.).
3. В тексте диктанта подчеркнуть сказуемые разных видов, надписав вверху.