Информатика
Для всех специальностей
Институт ИИИБС, кафедра ИИКГ
Колмыкова Оксана Владимировна
Тема 7. Текстовый процессор M icrosoft Word
Определение
- Текстовый процессор – это общее название программных средств, предназначенных для создания, редактирования и форматирования текстовых документов. Текстовые процессоры относятся к прикладному программному обеспечению.
Основные операции для работы с текстом
- Создание документа;
- Ввод текста;
- Редактирование текста;
- Рецензирование текста;
- Форматирование текста;
- Сохранение документа;
- Печать документа.
Создание документа
Для создания документа используется два способа:
- на основе шаблона
- на основе готового документа.
Шаблоны - это заготовки будущих документов.
При работе с документом на экране одновременно присутствуют
- Указатель мыши
- Текстовый курсор
Начинаем печать
Ввод символа, вставка объектов производится в позицию курсора
Режимы отображения документа
- В обычном режиме представляется только содержательная часть документа без реквизитных элементов оформления (колонтитулы, графические объекты).
- В режиме разметки экранное представление документа полностью соответствует печатному, вплоть до назначения параметров страницы.
- В режиме структуры можно отразить заголовки документа.
- Режим предварительного просмотра документа.
Порядок ввода текста в документ Word
При вводе текста в документ Word переход на новую строку при достижении правого края страницы осуществляется автоматически (без нажатия клавиши Enter) ¶
Клавишу Enter следует нажимать только для завершения текущего абзаца и перехода к следующему абзацу. ¶
Абзац – любая последовательность символов, замкнутая символом Возврат каретки (нажатие клавиши Enter)
Маркер абзаца
- Маркер абзаца - это не просто значок, помечающий конец абзаца, в нем содержится информация о форматировании, которое применено к этому абзацу. Чтобы избежать случайного удаления маркера абзаца, на экран выводят отображение маркера абзацев ¶ , нажав на панели инструментов кнопку Непечатные символы
Щелчок мыши по этой кнопке позволяет вывести и другие непечатные символы
Непечатаемые символы
Символ
Фрагмент документа
¶
Клавиши для ввода
Конец абзаца
→
Табуляция
Enter
↲
¬
Принудительный конец строки
Tab
Возможный гибкий перенос
Shift+Enter
°
Ctrl+(-) дефис
Нерастяжимый пробел
⋅
Пробел
Shift+Ctrl+ Пробел
•
Пробел
Метка заголовка
Приемы работы по редактированию документов
Приемы работы по редактированию документа
Ввод знаков препинания в русской раскладке клавиатуры
Точка вводится клавишей, расположенной слева от правой клавиши Shift .
Запятая вводится этой же клавишей при нажатии одновременно с клавишей Shift .
Некоторые символы удобно вводить на русском регистре с помощью второй сверху строки клавиатуры (с цифрами), удерживая одновременно нажатую клавишу Shift . Соответствие символов цифрам на клавиатуре представлено в таблице.
ё
Ё
1
2
!
«
3
4
№
;
5
6
%
:
7
8
?
*
9
(
0
)
-
=
_
+
\
/
Редактирование текста
- Посредством специальных клавиш – пробел, Delete , Backspase.
- Использование пунктов меню Правка.
- Использование средства автоматизации проверки правописания.( Сервис – Правописание) (Сервис – Параметры – Правописание ).
- Использование Тезауруса – словаря смысловых синонимов.( Сервис – Язык-Тезаурус ).
Методы форматирования
Создание стиля
- Абзац – элементарный объект оформления любого документа.
- Стиль оформления – это именованная совокупность настроек параметров шрифта, абзаца, языка и некоторых элементов оформления абзацев (линий и рамок).
Работа с объектами
Среди встроенных объектов могут быть:
- стандартные объекты, созданные другими программами (рисунки, анимационные и звуковые клипы и много другое),
- объекты, созданные средствами самого текстового процессора.
Приемы управления объектами
- Взаимодействие объектов с текстом и страницей;
- Взаимодействие объектов друг с другом.
Приемы управления объектами
В документе Microsoft Word можно вставлять два типа графических объектов:
Рисунки – это объекты векторной природы (линии, прямые, кривые, геометрические фигуры).
Изображения - это растровые объекты (создаются графическими редакторами, сканерами, видеокамерой и др.)
Порядок работы с документом
- Создать документ на основе шаблона
- Установить параметры страницы
- Набрать текст
- Отформатировать текст
- Разбить текст на страницы
- Создать оглавление
Создание оглавления
- Создать стили заголовков
- Оформить стилями элементы оглавления
- Установить курсор в начало или конец текста, где будет располагаться оглавление
- Выполнить команду Вставка-Оглавление и указатели
- В окне Параметры оглавления отметить уровни заголовков для содержания
- Закончить команду
Форматирование текста
- Форматирование текста осуществляется средствами меню Формат или панели Форматирование.
- Основные приемы форматирования включают:
- Выбор и изменение гарнитуры шрифта; Управление размером шрифта; Управление начертанием и цветом шрифта; Управление методом выравнивания; Создание маркированных и нумерованных списков (в том числе многоуровневых); Управление параметрами абзаца.
- Выбор и изменение гарнитуры шрифта;
- Управление размером шрифта;
- Управление начертанием и цветом шрифта;
- Управление методом выравнивания;
- Создание маркированных и нумерованных списков (в том числе многоуровневых);
- Управление параметрами абзаца.
Настройка шрифта
- Настройка шрифта выполняется в диалоговом окне Шрифт (Формат – Шрифт) .
- Это окно состоит из трех вкладок Шрифт, Интервал, Анимация
- На вкладке Шрифт выбирают:
- гарнитуру шрифта; его размер; вариант начертания; цвет символа; наличие подчеркивания; характер видоизменения.
- гарнитуру шрифта;
- его размер;
- вариант начертания;
- цвет символа;
- наличие подчеркивания;
- характер видоизменения.
Настройка параметров абзаца
- Абзац – элементарный объект оформления любого документа.
- С помощью пунктов меню Формат – Абзац на вкладке Отступы и интервалы настраиваются следующие параметры абзаца:
- выравнивание величина отступа слева; величина отступа справа; величина отступа первой строки абзаца («красная строка»); величина интервала между строками; величина интервала(отбивки) между абзацами.
- выравнивание
- величина отступа слева;
- величина отступа справа;
- величина отступа первой строки абзаца («красная строка»);
- величина интервала между строками;
- величина интервала(отбивки) между абзацами.
Работа со стилями
- Стиль оформления – это именованная совокупность настроек параметров шрифта, абзаца, языка и некоторых элементов оформления абзацев (линий и рамок).
- Благодаря использованию стилей обеспечивается простота форматирования абзацев и заголовков текста, а также единство их оформления в рамках всего документа.
Работа со стилями
- Word поддерживают два типа стилей:
- стили абзаца . С помощью стилей абзаца выполняют форматирование абзацев знаковые стили (стили символов). С помощью знаковых стилей можно изменять оформление выделенных фрагментов текста внутри абзаца.
- стили абзаца . С помощью стилей абзаца выполняют форматирование абзацев
- знаковые стили (стили символов). С помощью знаковых стилей можно изменять оформление выделенных фрагментов текста внутри абзаца.
- Работа со стилями состоит в создании, настройке и использовании стилей.
- Некоторые стандартные стили присутствует в настройке программы по умолчанию, сразу после ее установки.
- Их используют путем выбора нужного стиля из раскрывающегося списка на панели Форматирования .
Настройка стиля
- Настройку стиля выполняют в окне Стиль ( Формат – Стиль ).
- Настраиваемый стиль выбирают в списке Стили .
- Для изменения стиля служит командная кнопка Изменить , которая открывает окно Изменение стиля .
- Каждый из компонентов стиля настраивается в отдельном окне.
- Выбор компонента выполняют в меню, открываемом с помощью командной кнопки Формат .
Приемы и средства работы с большим структурированным документом
Использование шаблона для создания документа
- Совокупность удачных стилевых настроек сохраняется вместе с готовым документом. Если нужно сохранить стиль для дальнейшего его применения в другом документе, то нужно использовать шаблон.
- Шаблоны - это заготовки будущих документов.
- Открывая шаблон, мы начинаем новый документ и вносим изменения в содержание шаблона. При сохранении же мы записываем новый документ, а шаблон, использованный в качестве его основы, остается в неизменном виде и пригоден для дальнейшего использования.
- Открывая шаблон, мы начинаем новый документ и вносим изменения в содержание шаблона.
- При сохранении же мы записываем новый документ, а шаблон, использованный в качестве его основы, остается в неизменном виде и пригоден для дальнейшего использования.
Приемы и средства работы с большим структурированным документом
в неизменном виде и пригоден для дальнейшего использования.
- По команде Файл – Создать открывается окно Создание документа, в котором можно выбрать шаблон, на базе которого документ будет разрабатываться. В этом случае документ сразу получает несколько готовых стилей оформления, содержащихся в шаблоне.
- Если готовый документ может быть использован в качестве заготовки для создания других документов, его целесообразно сохранить как шаблон. Командой Файл – Сохранить как с включением пункта Шаблон документа в поле Тип файла .
Режимы отображения документов
- представляется только содержательная часть документа без реквизитных элементов оформления (колонтитулы, графические объекты). Этот режим удобен на ранних этапах создания документа
- представляется только содержательная часть документа без реквизитных элементов оформления (колонтитулы, графические объекты).
- Этот режим удобен на ранних этапах создания документа
- экранное представление документа полностью соответствует печатному, вплоть до назначения параметров страницы. Этот режим удобен для работ связанных с форматированием текста для печати
- экранное представление документа полностью соответствует печатному, вплоть до назначения параметров страницы.
- Этот режим удобен для работ связанных с форматированием текста для печати
Режимы отображения документов
- можно отразить заголовки документа. Режим полезен, если разработку документа начинают с создания плана содержания. При этом режиме открывается панель Структура , элементы управления которой правят структуру документа.
- можно отразить заголовки документа.
- Режим полезен, если разработку документа начинают с создания плана содержания.
- При этом режиме открывается панель Структура , элементы управления которой правят структуру документа.
- Режим предварительного просмотра документа доступен через меню Файл .
- В нем документ показан в том виде, который мы получим при его печати.
- В нем документ показан в том виде, который мы получим при его печати.
- Выбор одного из режимов производится по команде Вид.
Отображение документа в режиме структуры
Использование списков
- Специальное оформление маркированных и нумерованных списков часто применяют в служебных документах.
- Для создания списков по команде служат кнопки, представленные на панели Форматирование:
- Нумерация Маркеры
- Нумерация
- Маркеры
- Для перехода на новые уровни (или возврат на предыдущие уровни) служат кнопки:
- Увеличить отступ Уменьшить отступ
- Увеличить отступ
- Уменьшить отступ
Использование списков
- Настройку создаваемых списков производят в окне Список , открываемом командой Формат – Список .
- Данное окно содержит три вкладки: Маркированный, Нумерованный Многоуровневый. В качестве элементов управления здесь представлены образцы оформления списков.
- Данное окно содержит три вкладки: Маркированный, Нумерованный Многоуровневый.
- Маркированный,
- Нумерованный
- Многоуровневый.
- В качестве элементов управления здесь представлены образцы оформления списков.
Разбиение на страницы
- Когда текст доходит до нижнего поля страницы, Word автоматически начинает новую страницу
- Можно вручную вставить разрыв страницы, чтобы начать новую страницу с любого нужного вам места.
- Для этого нужно использовать команду Вставка – Разрыв – новую страницу.
- Для этого нужно использовать команду Вставка – Разрыв – новую страницу.
- Чтобы удалить разрыв страницы, переместите курсор в строку с разрывом и нажмите клавишу Delete .
Использование разрывов разделов
- Word предоставляет возможность разделить документ на два или несколько разделов, каждый из которых будет иметь свое собственное форматирование страниц.
- Разделы используются когда нужно, чтобы некоторые элементы разметки страницы (поля, колонки и т.д.) применялись только к части документа.
- Word представляет три вида разрывов разделов в зависимости от того, где будет расположен текст, следующий после разрыва раздела:
- Со следующей страницы – новый раздел начинается с верхней части следующей страницы. На следующей странице – новый раздел начинается на той же странице, что и предыдущий. С нечетной страницы или С четной страницы – новый раздел начинается со страницы с четным или нечетным номером.
- Со следующей страницы – новый раздел начинается с верхней части следующей страницы.
- На следующей странице – новый раздел начинается на той же странице, что и предыдущий.
- С нечетной страницы или С четной страницы – новый раздел начинается со страницы с четным или нечетным номером.
Использование разрывов разделов
- Для удаления раздела переместите курсор в строку с разрывом и нажмите клавишу Delete .
- Каждый символ разрыва раздела «помнит» параметры текста, расположенного перед ним, поэтому при удалении разрыва раздела текст предыдущего раздела становится частью раздела, расположенного после разрыва, и к нему можно применить форматирование разметки страницы этого последующего раздела.
Установка полей страницы
- Поля страницы определяют величину пустого пространства между текстом и краями страницы.
- Каждая страница имеет четыре поля:
- левое, правое, верхнее нижнее.
- левое,
- правое,
- верхнее
- нижнее.
- При изменении полей страницы новые установки будут применены ко всему документу или к текущему разделу.
- Для установки параметров страницы можно использовать:
- горизонтальную и вертикальную линейки. меню Файл - Параметры страницы, если нужно использовать точные значения полей.
- горизонтальную и вертикальную линейки.
- меню Файл - Параметры страницы, если нужно использовать точные значения полей.
Создание колонтитула
- Колонтитул — это текст и/или рисунок, который печатается внизу или вверху каждой страницы документа.
- В зависимости от места расположения (на верхнем или на нижнем поле страницы) колонтитулы бывают:
- верхними нижними
- верхними
- нижними
- Вставка колонтитула происходит по команде Вид – Колонтитулы .
- Затем в выделенную область вводят текст
- Затем в выделенную область вводят текст
Создание оглавления
- Оглавление создается автоматически, если в тексте заголовки оформить с помощью стилей
- Заголовок 1 , Заголовок 2 и т.д.,
- Заголовок 1 , Заголовок 2 и т.д.,
- Для создания оглавления используют меню
- Вставка-Ссылка – Оглавление и указатели . На вкладке Оглавление выбрать формат оглавления.
- Вставка-Ссылка – Оглавление и указатели .
- На вкладке Оглавление выбрать формат оглавления.
Использование графических объектов
- В документе Microsoft Word можно вставлять два типа графических объектов:
- Рисунки - это объекты векторной природы (линии, прямые, кривые, геометрические фигуры). Простейшие средства для их создания есть в самом процессоре. Изображения - растровые объекты. Они вставляются из файлов подготовленных другими средствами: графическими редакторами, сканерами, видеокамерой и др.
- Рисунки - это объекты векторной природы (линии, прямые, кривые, геометрические фигуры). Простейшие средства для их создания есть в самом процессоре.
- Изображения - растровые объекты. Они вставляются из файлов подготовленных другими средствами: графическими редакторами, сканерами, видеокамерой и др.
- Для создания сложных композиций используют специальные библиотеки рисунков.
- меню Вставка – Рисунок – Картинки .
- меню Вставка – Рисунок – Картинки .
Использование материалов презентации
Использование данной презентации, может осуществляться только при условии соблюдения требований законов РФ об авторском праве и интеллектуальной собственности, а также с учетом требований настоящего Заявления.
Презентация является собственностью авторов. Разрешается распечатывать копию любой части презентации для личного некоммерческого использования, однако не допускается распечатывать какую-либо часть презентации с любой иной целью или по каким-либо причинам вносить изменения в любую часть презентации. Использование любой части презентации в другом произведении, как в печатной, электронной, так и иной форме, а также использование любой части презентации в другой презентации посредством ссылки или иным образом допускается только после получения письменного согласия авторов.