СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема А. П. Чехов. Проблема истинных и ложных ценностей в рассказах писателя.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Тема А. П. Чехов. Проблема истинных и ложных ценностей в рассказах писателя.»

05.02.2024 6 класс Литература

Тема: А. П. Чехов. Проблема истинных и ложных ценностей в рассказах писателя.

Цели урока:

1) раскрыть особенности чеховского повествования; мастерство создания психологической характеристики героев;

2) развивать культуру художественного восприятия произведения, умение воспринимать прочитанное как искусство слова;

3) воспитывать уважительное отношение к творчеству А.П.Чехова

Тип урока:комбинированный

Оборудование: учебник

Формулы писателя:

Умею коротко говорить о длинных вещах.

Краткость - сестра таланта.

Искусство писать - это искусство сокращать.

Тогда человек станет лучше, когда вы покажете ему, каков он есть.

Эпиграфы:

Чехов не просто описывал жизнь,

но жаждал переделать её, чтобы

она стала умнее, человечней.

К.И. Чуковский

Никто не понимал так ясно и тонко, как он, трагизм мелочей жизни, никто до него не умел так беспощадно правдиво нарисовать людям позорную и тоскливую картину их жизни.

М.Горький

Огромное вы делаете дело вашими небольшими рассказами...

М. Горький

В рассказах Чехова нет ничего такого, чего не было бы в действительности.

М. Горький

Я до сих пор убеждён, что ещё не родился мастер рассказа, которого можно было бы поставить в один ряд с Чеховым.

Халдор Лакснесс (исландский писатель)



Ход урока

1.Организационный момент.

2.Актуализация знаний

Что вы знаете о биографии и творчестве Чехова?

Какие его рассказы вы уже читали? Дайте им оценку.

Каковы проблемы рассказов «Хирургия», «Толстый и тон­кий», «Хамелеон»?

3.Мотивация учебной деятельности.


Чехов, познавая мир, его людей, торопился рассказать обо всём нам, своим читателям. В своих коротеньких рассказах он, как врач, пытается излечить людей от таких недугов, как пошлость, угодничество, чинопочитание, невежество, ограниченность кругозора.

Писатель считал: "Тогда человек станет лучше, когда вы покажете ему, каков он есть". Из множества эпизодов Чехов выбирает такие, в которых раскрываются характеры действующих лиц. В юмористических рассказах такой характеристикой является поведение героя в нелепой ситуации. А ситуации предельно просты, например, заболели зубы, проиграл деньги, случайная встреча друзей детства или... чихнул в театре.

4.Работа над темой урока

Сегодня мы попробуем проанализировать рассказ А. П. Чехова "Смерть чиновника".

Впервые это произведение было напечатано в журнале "Осколки" в 1883 году в № 27 от 2 июля, с подзаголовком "Случай", за подписью Антоша Чехонте.

Горький говорил о Чехове: "Никто не понимал так ясно и тонко, как он, трагизм мелочей жизни, никто до него не умел так беспощадно правдиво нарисовать позорную и тоскливую картину их жизни".

Даты рождения и смерти писателя (1860 - 1904 г.г.). Чехов родился через год после отмены крепостного права и умер за год до начала первой русской революции. Это довольно сложный период в истории нашего государства.

В литературу Чехов входил в 80-е годы XIX века. (Историческая справка. Это годы реакции: убит император Александр II, правительство всех преследовало. Люди боялись всего. Его величество чиновник занимает главное положение в обществе.) Это эпоха разочарований, эпоха переоценки ценностей, эпоха поисков новых путей развития России. Чехов же не искал никаких новых путей, не изобретал средств спасения. Он просто эту Россию любил, любил искренне, со всеми её недостатками и слабостями, и рисовал жизнь такой, какая она есть в её повседневном течении. (Дополнение: Эпоха Александра II - Эпоха реформ, революционная ситуация, убийство царя; сын Александр III - отмена реформ, для их прекращения нужны чиновники, никаких революционных идей, страх, чиновничество на защите интересов самодержавия. Нет идейных людей.)

Герой произведений писателя не выдающаяся личность, а самый обыкновенный человек, погружённый в поток обыденной жизни.

 "Огромное вы делаете дело вашими небольшими рассказами..." Согласны ли вы с Горьким, что небольшими рассказами можно делать большое дело? ( можно, но сделать это не просто).

- Почему сделать это не просто?

Чем короче рассказ, тем больше мастерства требуется от автора - в малом сказать о большом. Требуется очень чётко продумать композицию, через деталь заставить работать мысль читающего. Такая краткость увеличивает выразительность рассказа. При этом большая роль отводится композиции (построению) рассказа.

Тема сегодняшнего урока касается образа " маленького человека" в русской литературе ХIХ века и чеховское отношение к нему".

 "Маленький человек". Этим понятием в литературе обозначают персонаж, не наделённый героическими качествами, не имеющий каких-то особенных отличий. "Маленький человек" - обычный, заурядный

- Кто такой "маленький человек" в рассказе «Смерть чиновника»?

- Чехов осмысливает этот образ по-своему. Вспомним, какой "перевёрнутой" предстаёт эта тема уже в рассказе "Толстый и тонкий".

- Сочувствует ли автор Тонкому? (Нет.) Что писателя и нас вместе с ним так возмущает?

( основная мысль рассказа - не в сочувствии жертве, а в высмеивании чинопочитания, которое лишает человека всего человеческого). То же относится и к рассказу "Смерть чиновника".

Работа с текстом рассказа.

Цель нашего урока почувствовать боль и негодование автора, понять, как в рассказах Чехова меняется отношение к "маленькому человеку". Давайте попробуем доказать, что в них нет сочувствия, сострадания к герою.

- Напомните, пожалуйста, сюжет рассказа?

(В основе сюжета - мелкий и досадный инцидент: чиновник Червяков чихнул в театре и увидел, как сидящий впереди старичок вытер лысину. Вежливо извинился, старичок принял извинения, то есть события развиваются естественно до того момента, как Червяков узнаёт в старичке статского генерала Бризжалова. После этого естественность сменяется нелепостью, абсурдностью мыслей, чувств и поведения героя.)


Мы уже сказали, что краткость - важнейшая черта рассказов Чехова.

Исландский писатель Халдор Лакснесс писал: "Я до сих пор убеждён, что ещё не родился мастер рассказа, которого можно было бы поставить в один ряд с Чеховым". Писатель при возможно меньшем объёме максимально передаёт правдивое отражение существенных сторон жизни. За счёт чего это удаётся? За счёт чётко продуманной композиции.

Работа с текстом

Давайте на примере рассказа "Смерть чиновника" рассмотрим, как работал автор над композицией. Назовите все элементы композиции.

Экспозиция - В театре на "Корневильских колоколах". "В один прекрасный вечер не менее прекрасный экзекутор, Иван Дмитриевич Червяков, сидел во втором ряду кресел и глядел в бинокль на "Корневилъские колокола". Он глядел и чувствовал себя наверху блаженства". (Ощущение полного счастья.) Прекрасное начало, прекрасное настроение героя.

- С каких слов начинается завязка?

- Она здесь же, в этом абзаце и начинается со слов: "Но вдруг ... " Что значит вдруг? (Неожиданно, внезапно). Как пишет по этому поводу Чехов? "В рассказах часто встречается это "но вдруг". Авторы правы: жизнь так полна неожиданностей!"

- К чему привело это вдруг?

- Червяков чихнул: "...лицо его поморщилось, глаза подкатились, дыхание остановилось... он отвёл от глаз бинокль, нагнулся и... апчхи!"

- Скажите, пожалуйста, произошло ли что-то из ряда вон выходящее? (Нет)

- Как пишет об этом Чехов? Как развивалось действие? (Червяков посмотрел вокруг себя: не обеспокоил ли он кого-нибудь своим чиханьем. Всё это закономерно).

- Но почему Червякову тут же пришлось сконфузиться? Потому ли, что старичок вытирал лысину и бормотал что-то? Или другая была причина?

- Когда он принёс первое извинение? (Первое извинение он принёс тут же в зале. И даже не одно).

- Как принял извинение генерал? (Спокойно принял).

- Но почему-то не успокаивается Червяков? Как он поступает? (Приносит в антракте повторное извинение).

Развитие действия - это четыре извинения чиновника.

Задержка действия - разговор с женой, по дороге домой после последнего извинения.

Кульминация - последнее извинение.

Развязка - смерть чиновника.


- Вам жалко Червякова? (Нет). Что привело чиновника к смерти? Гнев генерала? (Нет.)

К смерти чиновника привели страх, холопство. Давайте проследим по тексту, как возникает этот рабский страх? Почему Червяков не верит, что генерал его простил уже после первого извинения? Ведь у генерала совершенно нормальная реакция: принял извинения и обо всём забыл. Ведь чиновника никто не унижает, не оскорбляет, не вынуждает пресмыкаться. (Это добровольное раболепие только потому, что Бризжалов - генерал. Чинопочитание начальства, вошедшее в плоть и кровь, - это "футляр", в котором герою уютно и безопасно). Он не мыслит иного поведения, низкопоклонство для него - норма жизни).

Работа с литературными понятиями.

Какой приём использует автор, показывая, как нарастает гнев генерала?

Приём градации - последовательно усиливается гнев генерала из-за назойливости Червякова Возрастающая градация обычно используется для эмоциональной выразительности и воздействующей силы текста.

- Смешно нам или грустно? В чём заключается комический характер конфликта? (Чувства действующих лиц - страх у одного и гнев у другого - не имели в данном случае никаких посредственных серьёзных оснований. Страх чиновника был результатом недоразумения, самовнушения, или, как сказал бы Гоголь, "слепого тумана, какой напускают люди друг другу в очи").


- В эпоху 80-х годов 19 века могли страх чиновника и гнев генерала иметь основания? Конечно, ведь в эту эпоху царила атмосфера приниженности и страха. Чехов на примере комического столкновения маленького чиновника и генерала показывает особенности общественных отношений в старой России

Червяков убеждается, что все его опасения верны, возвращается и умирает.

Мы видим, как при помощи краткости, скупости языковых средств Чехов достоверно и точно создаёт психологический рисунок. Но на первом месте - деталь, которая и заменяет многоречивые описания. К тому же она стимулирует творческое воображение читателя.


(Деталь - один из приёмов писателя, который помогает представить изображаемую картину, предмет, характер в его неповторимой индивидуальности. (запись в тетради).


Послушайте отрывки. О какой детали идёт речь? "На другой день Червяков надел новый вицмундир, подстригся и пошёл к Бризжалову объяснить. В конце рассказа последняя фраза сообщает: "Придя машинально домой, не снимая вицмундира, он лёг на диван и: помер". (вицмундир Червякова - деталь-символ чиновника). Каждое слово здесь насыщено смыслом, Каждая деталь подчёркивает потрясение несчастного чиновника ("машинально" - бессознательно, непроизвольно, как машина, государственная машина, "не снимая вицмундира"), и тут Чехов использует гиперболу: " ... лёг на диван и ... помер".


Вы обратили внимание на то, как сразу, стремительно развивается сюжет, концовка должна быть как можно более содержательной, эффектной. Такая яркая, острая и неожиданная концовка - один из признаков новеллы. Поэтому чеховские рассказы называют ещё и новеллами.

Душа Червякова омертвела, он утратил человеческие качества, превратился в добровольного, жалкого, ничтожного раба. Фамилия у героя - говорящая: (перенос.) червяк - о жалком, ничтожном человеке (презрит.) В рассказе умирает, по сути, не человек, а носитель чина, винтик бюрократической машины. Эта мысль подчёркивается названием "Смерть чиновника", которое отражает идею произведения. Мастерски раскрывает Чехов дикость и противоестественность сложившихся общественных отношений, бездуховность, убожество и пошлость "футлярного человека". В конце рассказа герой уже шёпотом спрашивает: "Что-с?". Что значит эта частица - с? И до этого: чихнул-с, брызнул-с, знать-с. (История частицы -с) Иронию сменяет сатира.

- Сегодня мы говорили об образе "маленького человека".

4.Заключительное слово учителя.

Писателю в конце 19 века удаётся по-новому взглянуть на своих героев, на их повседневную жизнь. Он сумел показать, как на отношения между людьми влияют господствовавшие в то время нравы, в первую очередь - принцип господства и подчинения. С особой силой Чехов обличает добровольное холопство, холопство по убеждению.Под пером писателя-реалиста маленькая бытовая сценка превратилась в типичную картину тогдашней жизни. (Е. Tер-Антонянц).Бытовой рассказ писатель обновляет, пересматривает традиционный подход к теме "маленького человека", сознательно порывает с привычной трактовкой образа "маленького человека" как человека униженного и оскорблённого.

привёл страх, уничижение.

5.Подведение итогов

- Может ли общество, в котором главное - чин, иметь будущее? Нет будущего у такого общества.

"Смерть чиновника" - рассказ, в котором явно показываются истинные и ложные ценности в жизни людей. Истинные ценности – внутренняя свобода от шаблонов поведения и авторитетов начальства. Ложная ценность – сформированная обществом, это стремление во всем угодить господам и возвысить их до гротескных размахов, как это делал, в данном произведении, маленький чиновник Червяков, который сидя, в театре, случайно чихнул и обрызгал статского советника, и превратил данный случай, в огромую проблему. Позже извивается, как червяк, перед вышестоящим чином и после неоднократных извинений, так и не успокоившись, ужасно переживая, умирает. Сама фамилия героя говорит о сущности поведения этого человека.

Если нам не жалко Червякова, значит, нас в этом убедил Чехов, он нас так настроил и предупредил, что "так жить нельзя". Значит мы вмеcте c писателем негодуем . Чехов, " выдавливая из себя по капле раба", и нас призывал к этому.

Чехов обладал редким даром подмечать в жизни разнообразные проявления лицемерия, лжи, невежества, угодничества. Он показал, что такая жизнь уродует человека, делает его рабом, мещанином, обывателeм. Высмеивая человеческие пороки, писатель никогда не терял веры в человека, в его ум, волю, благородство, доброту. "Боже мой, как богата Россия хорошими людьми!" - писал он в одном из писeм.

Домашнее задание:подумать и записать ,какие художественные средства и приёмы изображения использует в своих рассказах А.П.Чехов.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!