СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: "Афганистан"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок с использованием технологии проблемно - диалогического обучения

Просмотр содержимого документа
«Тема: "Афганистан"»

Конспект урока учителя истории МОУ гимназии № 41

Туманова Алексея Васильевича

Тема: « Афганская война: политические амбиции и человеческие судьбы»

Группа: 11 класс

Тип урока: урок формирования и совершенствования знаний

Форма урока: урок с использованием технологии проблемно - диалогического обучения

Цель обучающая: исторически осмыслить Афганскую войну.

Цель развивающая: развить у учащихся умение работать с письменными источниками.

Цель воспитательная: воспитать у учащихся чувство патриотизма.

Задачи урока:

  1. Показать учащимся известные и «неизвестные» страницы Афганской войны.

  2. Продолжить формирование у учащихся умений анализировать различные точки зрения, факты и делать выводы.

  3. Формирование гражданской позиции.


Оборудование урока:

  • Учебник. История России,1945-2008 гг. 11 класс, под ред. А.А.Данилова, 2009 г.

  • мультипроектор, компьютер;

  • презентация учителя;

  • раздаточный материал к уроку.

Основные даты:

1979-1989гг.- война в Афганистане

Ход урока

I. Организация учащихся на работу.

II. Актуализация имеющихся знаний учащихся.

Сегодня у нас не совсем обычный урок и начнем мы его тоже необычно: просмотр презентации об Афганской войне.

Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке?

Учитель: Тема нашего сегодняшнего урока «Афганская война: … » (тема пишется на доске)

Что вы знаете об Афганской войне? В какие годы шла война? Кто участвовал в этой войне?

Учащиеся формулируют ответы. Учитель записывает на доске.

III. Рассказ учителя.

Учитель:

В 1973 году, во время визита короля Афганистана Захир-Шаха в Италию, в стране произошёл государственный переворот. Власть была захвачена родственником Захир-Шаха Мухаммедом Даудом, провозгласившим первую республику в Афганистане.

Дауд установил авторитарную диктатуру и попытался провести реформы, но большинство из них завершились провалом. Первый республиканский период истории Афганистана характеризуется сильной политической нестабильностью, соперничеством между прокоммунистическими и исламистскими группировками. Исламисты подняли несколько восстаний, но все они были подавлены правительственными войсками.

Правление Дауда завершилось Саурской революцией в апреле 1978 года, а также казнью президента и всех членов его семьи.

27 апреля 1978 года в Афганистане началась Апрельская (Саурская) революция, в результате чего к власти пришла Народно-демократическая партия Афганистана (НДПА), провозгласившая страну Демократической Республикой Афганистан (ДРА).

Попытки руководства страны провести новые реформы, которые позволили бы преодолеть отставание Афганистана, натолкнулись на сопротивление исламской оппозиции. В 1978 году в Афганистане началась гражданская война.

В сентябре 1979 года начинается противостояние Нур Мухаммеда Тараки и его заместителя - Хафизуллы Амина, лидера фракции НДПА "Хальк". Решением пленума ЦК НДПА Тараки был смещен, власть перешла к Амину, по приказу которого 2 октября 1979 года Тараки был убит.

После прихода к власти Х. Амин начал преследование своих политических противников (в том числе, сторонников Б. Кармаля), многие из которых были вынуждены скрываться за рубежом (в том числе, в СССР). Кроме того, Х. Амин в большей степени начал ориентироваться на США и Китай, что вызвало беспокойство в СССР.

Политическое решение советской стороны на ввод войск было принято 12 декабря 1979 года. И уже через две недели в Кабуле и Баграме самолетами военно-транспортной авиации были высажены части воздушно-десантной дивизии. 27 декабря штурмом взят дворец Даруль-Аман, резиденция Х. Амина, а он сам убит. Вывода 40-й армии из Афганистана состоялся 15 февраля 1989 года. Руководил выводом войск Герой Советского Союза, бывший губернатор Московской области Борис Всеволодович Громов.

IV. Постановка проблемы.

Учитель: На роль СССР в конфликте существуют разные точки зрения:

  1. Дми́трий Фёдорович Усти́нов (Министр обороны СССР) «…необходимо оказать помощь дружественному афганскому народу…».

  2. Джимми Картер ( 39-й президент США) «…крупные силы советских войск пытаются поработить воинственно независимый и глубоко религиозный народ Афганистана. СССР начал агрессию против «свободы»…).

Что вас удивило?

Ученики: Война одна, а мнения о ней разные.

Учитель: Значит, возникла проблемная ситуация.

Учитель: Можем ли мы сразу сказать, СССР в Афганской войне: агрессор или защитник афганского народа?

Ученики: нет.

Учитель: Почему? (чего мы ещё не знаем?)

Ученики: мы не изучали тему Афганская война, не знакомы с документами.

Учитель: Попробуем сформулировать цель урока. Учащиеся формулируют цель.

Ученик: Цель урока – рассмотреть и осмыслить различные точки зрения на Афганскую войну, на роль СССР в этой войне.

V. Организация работы в группах.

Мы будем работать в группах: 1 группа работает с документами, доказывающими, что СССР – АГРЕССОР.

2 группа будет работать с документами, доказывающими, что СССР – ЗАЩИТНИК.

3 группа будет работать с документами, в которых отражена точка зрения участников войны.

VI. ОТЧЁТ ГРУПП. Оценивание.

1 группа: «СССР - защитник афганского народа»

Выводы:

  • Помощь в защите коммунистического режима.

  • Дружественные отношения

  • Борьба с исламским экстремизмом.

  • Сохранение мира в регионе, защита южных границ СССР.

Основной вывод группы

СССР в Афганской войне был защитником интересов афганского народа.

Афганская война – это исторически закономерное событие. В период «холодной войны» в мире сложилась биполярная система, и шла борьба между США и СССР за сферы влияния капиталистического и социалистического мира. Поэтому СССР оказывал помощь Афганистану в защите коммунистического режима.

Открывается слайд с 1 колонкой таблицы. Давайте проверим выводы 1 группы. Справилась группа с заданием?

2 группа «СССР - агрессор афганского народа»

Выводы:

  • Свержение режима Амина.

  • Установление просоветского режима Б. Кармаля.

  • Ухудшение советско-американских отношений.

  • Гибель мирных граждан.

Основной вывод:

С уверенностью можно сказать, что советская акция в Афганистане расценивалась не как помощь, а как агрессия.

Открывается слайд со 2 колонкой таблицы. Давайте проверим выводы 2группы. Справилась группа с заданием?

3 группа «Мнение участников событий»

Выводы:

  • Оказание помощи афганскому народу.

  • Выполнение приказа.

  • Выполнение патриотического и интернационального долга.

Основной вывод: Советская армия выполняла интернациональный долг, защищала интересы государства.

Открывается слайд с 3 колонкой таблицы. Давайте проверим выводы 3 группы. Справилась группа с заданием?

УЧИТЕЛЬ: возвращаемся к слайду презентации с 2 точками зрения

МОЖЕМ ЛИ МЫ ТЕПЕРЬ ОТВЕТИТЬ, КАКУЮ РОЛЬ ИГРАЛ СССР В ЭТОЙ ВОЙНЕ?

Ученики: однозначного мнения всё равно нет.

Учитель: Мы видим, что точек зрения на конфликт очень много.

Как вы думаете, чьи амбиции были во главе Афганской войны? (Кто развязал? Кто спровоцировал войну?)

Ученики: Амбиции политиков.

Учитель: А решались судьбы кого? (кто втянут в военные действия? Кто пострадал?)

Ученики: Судьбы людей.

Учитель: я предлагаю расширить тему урока (ДОПИСЫВАЕМ):

«Афганская война: политические амбиции и человеческие судьбы».

VI. Рефлексия.

Учитель: Что мы нового узнали об этой войне?

Видеофрагмент из к\ф «9 рота» режиссера Федора Бондарчука

Учитель:

Спокойно спите, матери, отцы,

Невесты, жены, сердцу дорогие.

Храним мы свято честь своей страны,

Мы - верные сыны твои, Россия!

И повстречавшись на родной земле,

Уйдя в круговорот воспоминаний,

Помянем не вернувшихся парней

Единственной минутою молчанья.

Минута молчания.

Учитель: Недавний социологический опрос показал общее мнение участников тех событий «Знаете, если бы сейчас кинули по России клич: „Добровольцы! Назад, в Афган!“ — я бы ушёл…». Я думаю, пошли бы не только те, кто там уже был, но и другие граждане нашей страны. Каждый из нас выполнил бы тот приказ, который был бы поставлен родиной.

Домашнее задание: § 11, по желанию сочинение- эссе «Мое отношение к Афганской войне».

Список использованной литературы:


  1. Из пламени Афганистана: Запись текстов песен/ Сост. и вступ. Статья П Ткаченко. –М., Сов. Россия, 1990.- 320 с.

  2. Варганов В. Афганистан: Прошлое и настоящее. Белгород, 1997.«Военные знания», «Советский воин», «Честь имею».

  3. Безбородов С.Б. “История России. Новейшее время 1945–1999”, издательство “Астрель”, Москва, 1999 год.

  4. “Книга памяти. Афганистан. 1979–1989”, Кемерово, 2005 год.

  5. Агапова И.А. “Мы – патриоты”, издательство “ВАКО”, Москва, 2006 год.

6. Савченко Е.В. “Мир школьных праздников”, издательство “5 за знания”, Москва, 2005 год.

7. Б. Громов “О выводе советских войск из Афганистана”, газета “Комсомольская правда” от 10 ноября 1989 года.

8. Информационная поддержка на сайте “Афганская война”.

9. Электронная библиотека (http://www.zoomet.ru)

10. Энциклопедия Кирилла и Мефодия (http://www.km.ru/education)

11. Мультимедиа учебник «История России XX век» 2002 г.


СССР-защитник

СССР-агрессор

Мнение участников событий

Помощь Афганистану в защите коммунистического режима


Свержение режима Амина. Установление просоветского режима Б. Кармаля

Оказание помощи афганскому народу


Дружественные отношения между СССР и Афганистаном до 1978 года были дружескими

Ухудшение советско-американских отношений


Выполнение приказа


Борьба с исламским экстремизмом


Гибель мирных граждан

Выполнение патриотического и интернационального долга


Сохранение мира в регионе, защита южных границ СССР

-

-

Вывод: СССР в Афганской войне был защитником интересов афганского народа

Вывод: Советская акция в Афганистане расценивалась– не как помощь, а как агрессия

Вывод: Советская армия выполняла интернациональный долг, защищала интересы государства













СССР – защитник интересов Афганского народа

Ф.И.О.

Отметка











Старший группы: ________________________




СССР – агрессор в Афганской войне

Ф.И.О.

Отметка











Старший группы: ________________________




Точка зрения на роль СССР в войне непосредственных участников событий

Ф.И.О.

Отметка











Старший группы: ________________________




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!