ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ ШКОЛЬНИКОВ «ЮНИВИКА»
СЕКЦИЯ «Физическая культура»
Тема : «Аквааэробика для детей - новый вид направления детского фитнеса»
Автор : Каштанова София,
обучающаяся 5 «Б» класса
ГБОУ ООШ № 21 г. Новокуйбышевска
Научный руководитель : Модина Е.А.,
учитель физической культуры
г. Новокуйбышевск 2021
Введение:
- описание проблемы исследования;
- актуальность;
- цели и задачи;
Виды аквааэробики.
Аквааэробика для детей — особенности занятий
Цель, задачи, методы и организация исследования
Вывод
Список используемой и рекомендуемой литературы:
Красивый, здоровый, сильный ребенок! Какие родители откажутся видеть именно таким свое любимое чадо. И средств, и возможностей для осуществления данной мечты на сегодняшний день великое множество. Одним из них и является аквааэробика для детей.
Актуальность заключается в том, что занятия на воде способствует оздоровлению, физическому развитию и закаливанию детей.
Вода оказывает стимулирующее и укрепляющее воздействие на центральную нервную систему. Поэтому аквааэробика для детей полезна , что одним позволяет выплеснуть излишки энергии, другим, напротив, энергией зарядиться, на третьих она действует успокаивающе.
Полезна аквааэробика и для детей с излишним весом. При упражнениях в воде расход энергии больше, чем при тренировках на суше, активизируется обмен веществ в организме, что содействует сжиганию калорий и поддержанию оптимального веса тела.
Для детей с ослабленным здоровьем, с нарушениями опорно-двигательного аппарата аквааэробика может стать реабилитационным и оздоравливающим средством.
Систематические, регулярные занятия аквааэробикой будут дарить хорошее настроение и заряд бодрости ребенку, помогут укрепить его здоровье, снизить вероятность серьезных заболеваний в будущем.
Цель : обеспечение оздоровления, закаливания детского организма, всестороннего физического развития средствами музыкальных ритмичных согласованных движений в воде
Оздоровительные задачи (направлены на охрану жизни и укрепление здоровья ребенка):
1. Способствовать гармоничному психосоматическому развитию.
2. Совершенствование защитных функций организма посредством закаливания, повышению устойчивости к различным заболеваниям, неблагоприятным воздействиям внешней среды, увеличению работоспособности ребенка.
3. Совершенствование деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
4. Повышение сопротивляемости организма к заболеваниям.
5. Расширение адаптивных возможностей подрастающего организма;
6. Совершенствование опорно-двигательного аппарата, формирование правильной осанки, повышение работоспособности организма.
7. Укрепление сухожилий связочно-суставного аппарата;
8. Устранение повышенной возбудимости и раздражительности.
Образовательные задачи:
1.Формирование двигательных умений и навыков.
2.Развитие психофизических качеств (быстроты, силы, гибкости, выносливости, глазомера, ловкости).
3. Развитие двигательных способностей (функции равновесия, координации движений).
4.Способствуют воспитанию творческой, разносторонне и гармонично развитой личности ребенка.
5. Формирование теоретических и практических основ освоения водного пространства, силовой нагрузки.
6. Обучение уверенным движениям в воде под музыку.
Развивающие:
1. Выполнение упражнений в горизонтальном и вертикальном положениях тела на глубокой и мелкой воде.
2. Развитие чувства ритма − умение двигаться под музыку при выполнении упражнений.
3. Гармоничное развитие мышц плечевого пояса, рук, груди, живота, спины и ног.
4. Развитие плавательных навыков через разучивание согласованных упражнений и комбинаций.
Воспитательные:
1. Воспитание нравственно-волевых качеств: настойчивости, смелости, выдержки, силы воли.
2. Формирование устойчивого интереса к занятиям по плаванию, обеспечение эмоционального благополучия при выполнении упражнений в водной среде.
3. Воспитание доброжелательных взаимоотношений между занимающимися.
2.Виды аквааэробики.
Познакомившись с аквааэробикой, мне захотелось узнать, какие виды аквааэробики существуют. В интернете я нашла интересную информацию. Есть разные программы: от базовых до продвинутых. Новички делают в воде различные движения руками и ногами. Продвинутые программы включают сложные танцевальные и гимнастические упражнения. Занятия по аквааэробике проходят под руководством инструктора, с музыкальным сопровождением.
Хотя обычно упражнения выполняют с погружением в воду по пояс или по грудь, возможны и занятия в глубокой воде. Тогда для поддержки используются различное оборудование и инвентарь. Для выполнения некоторых упражнений требуются доски, гибкие палки (нудлы) и аквадиски. Занятие в среднем длится 40-50 минут. Оно начинается с разминки и упражнений на растяжку. В программу часто включаются как аэробные, так и силовые упражнения.
Аква-тай (aqua-tai) - занятие с элементами единоборства в воде. Пожалуй, самое интенсивное из всех видов аквааэробики, дает больше всего нагрузки на мышцы. Аква-тай проводится как на мелкой, так и на глубокой воде, часто глубина бассейна чередуется.
Аква-нудлс (aqua-noodles) - занятия с нудлс , на использовании которых основаны все упражнения. Нудлс поддерживает тело на поверхности воды, а также является дополнительным средством сопротивления. Второй по тяжести и интенсивности комплекс и требует определенной ловкости. Aqua-noodles направлен на тренировку сердечно-сосудистой и дыхательной системы организма, на развитие координационных возможностей.
Занятие Aqua ABS преимущественно направлено на проработку мышц брюшного пресса. Проводится на глубокой и мелкой воде с использованием специального оборудования (перчатки, пояса, нудлс, аква-бутсы, гантели).
Занятие AquaStep преимущественно направлено на укрепление сердечно-сосудистой и дыхательной системы, а также на проработку мышц ног. Проводится на мелкой воде с использованием специального оборудования (степ платформа, перчатки, гантели).
Занятие Deepaqua направлено на развитие сердечно-сосудистой и дыхательной системы, силовой выносливости, проработку основных мышечных групп. Проводится на глубокой воде с помощью оборудования: аквабутсы, перчатки, гантели, нудлс, пояса.
Занятие SuperSculpt направлено на проработку основных мышечных групп (преимущественно мышц ног и брюшного пресса). Проводится на глубокой воде с использованием специального оборудования «гидротон» (аквабутсы, перчатки, пояса).
3.Аквааэробика для детей — особенности занятий
Аквааэробикой лучше заниматься с тренером, владеющим соответствующими технологиями и учитывающим особенности возраста и здоровья детей. Комплексы упражнений, как правило, рассчитаны на разные возрастные категории, они отличаются по длительности и целям.
– От 3 до 5 лет. Занятия длятся не более получаса, включают разогревающие и игровые упражнения, содействуют закаливанию, оздоровлению детей, развивают умение держаться на воде.
– От 6 до 10 лет. Продолжительность занятий – 40-45 минут; упражнения нацелены на поддержку осанки и развитие мышечного корсета, что важно для школьников, проводящих по несколько часов за партами.
– От 10 до 15 лет. Тренировки могут длиться 40-45 минут и более. В комплекс включаются упражнения на коррекцию осанки и фигуры, овладение различными техниками плавания и развитие мышц всего тела.
Структура занятия включает:
– разминку-разогрев (4-5 минут)– простое барахтанье для малышей, плавание – для старших;
Основная задача – организовать занимающихся и подготовить их к выполнению упражнений основной части. Упражнения подготовительной части должны задействовать все большие группы мышц, включать перемещения и постепенный переход к движениям с полной амплитудой в суставах. Интенсивность движений – умеренная.
– основную часть – специальные упражнения на разные группы мышц, постепенно усложняющиеся;
Её задачи – воспитание силы, гибкости, аэробной выносливости, совершенствование технической подготовленности.
– заминку (3-4 минуты) – расслабляющие, успокаивающие упражнения.
Её задача – постепенное снижение физической нагрузки и уровня эмоционального возбуждения. Включает легкие движения, несложные перемещения, статические упражнения для развития гибкости. Интенсивность движений – небольшая.
В бассейне можно использовать специальный инвентарь: мячи, плавательные доски, гибкие поролоновые аква-палки, специальные гантели, ласты и лопатки, надевающиеся на руки. Все это помогает сделать пребывание в воде более интересным.
Занятия могут сопровождаться музыкой, что дополнительно помогает развивать чувство ритма и пластику.
Если ребенок не умеет плавать, выручат нарукавники или жилет. Они помогут ребенку первое время держаться на плаву и не бояться воды.
4. Цель, задачи, методы и организация исследования.
На основе изучения и обобщения литературы, анализа практического опыта и собственного взгляда на проблему исследования была определена цель работы – разработать и экспериментально обосновать использование элементов аквааэробики на уроках плавания со школьниками 3 классов.
Для достижения поставленной цели исследования предстояло решить следующие задачи:
1. Разработать комплекс упражнений аквааэробики подготовительной части урока по плаванию для 3 классов.
2. Определить тестовые задания для контрольных испытаний.
3. Сформировать контрольную и экспериментальную группы.
Для решения задач были использованы следующие методы исследования:
Метод опроса (беседа).
На начальном этапе исследования был сделан анализ научно-методической литературы. Это метод направлен на объективное представление о сложившемся информационном поле, в котором сосредоточены источники знаний, а также различные сведения и данные по проблеме исследования. На основе тщательного анализа литературных источников, аквааэробика нами понимается как синтетический вид деятельности, основанный на умеренных по интенсивности движениях в воде под музыку. Эффективность её в разностороннем воздействии на опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую дыхательную и нервную системы ребенка.
Основу комплексов аквааэробики составляют простые, но вместе с тем разнообразные движения (общеразвивающие, имитационные, танцевальные и др.), позволяющие выразить эмоциональные состояния, сюжеты, образы.
Метод опроса. Беседа проводилась с учащимися 3 классов в атмосфере непринужденного и взаимного доверия по заранее намеченному плану с выделением вопросов, подлежащих выяснению. В ходе беседы нами были собраны необходимые сведения в рамках нашего исследования
Контрольные испытания (тестирование).
- Испытание проводилось в одинаковых (стандартных) для всех участников условиях;
- Контрольные упражнения были доступны для всех испытуемых, независимо от уровня их подготовленности;
В контрольное испытание (тестирование) нами были включены показатели плавательной подготовленности, показатели количества пропусков урока плавания (без уважительной причины).
В контрольной группе (КГ) урок плавания проводился 1 раз в неделю, и дети занималась по традиционной методике начального обучения плаванию. Данная группа выполняла роль фона, на котором предстояло провести сравнительный анализ динамики в сдвигах показателей у испытуемых экспериментальной группы и дать им оценку.
В экспериментальной группе (ЭГ) также урок плавания проводился 1 раз в неделю, но в подготовительную часть урока был включен комплекс упражнений аквааэробики. В музыкальное сопровождение комплекса были включены песенки из (советских), российских мультфильмов.
С испытуемыми обеих групп было проведено тестирование, как на начальном этапе исследования (констатирующий эксперимент), так на завершающем этапе (формирующий эксперимент). Тестирование включало контрольные срезы показателей: ЖЕЛ; плавательной подготовленности: выполнение упражнения «Поплавок» с учетом времени удержания тела на поверхности воды – (Из и.п. группировки всплыть со дна бассейна на поверхность воды);
Как показал анализ результатов исследования, занимающиеся, как в экспериментальной, так и в контрольной группах, за период педагогического эксперимента имели прирост показателей физического развития.
Однако в экспериментальной группе темпы прироста значительно выше.
Так в экспериментальной группе:
Показатели ЖЕЛ увеличились на 400 мл, в контрольной группе – на 200 мл.
Время удержания на поверхности воды увеличилось на 11 сек., в контрольной группе – 4 сек.
Таким образом, в процессе эксперимента отмечалась тенденция к позитивному изменению всех показателей учащихся 3 классов. Однако в экспериментальной группе значительным был прирост показателей: ЖЕЛ на 15% и время удержания тела на поверхности воды на 100% (при Р≤0,05), что подтверждает эффективность использования элементов аквааэробики на уроках плавания с учащимися 3 классов.
Вывод
В результате исследований выявлено, что регулярные занятия аквааэробикой улучшают общее физическое состояние детей, повышают жизненный тонус. Это подтверждают наблюдения за физическим состоянием занимающихся в группах здоровья, где среди других видов физических упражнений применяются аквааэробика и плавание.
Список используемой и рекомендуемой литературы:
1.Кристин Александр. Аквааэробика полное руководство по подготовке, 2012г. 2.Ю.В.Менхин, А.В.Менхин. Оздоровительная гимнастика. Теория и методика, 2009г.
3.Аквааэробика /Е.А. Яных, В.А. Захаркина. – М. : АСТ, Донецк : Сталкер, 2006.
http://fitnessplus.ru/blog-10/
www.aqua-aerobika.ru