СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: Анализаторы

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для учащихся 8-х классов содержание урока и рекомендации по выполнению домашнего задания.

Просмотр содержимого документа
«Тема: Анализаторы»

«Мы воспринимаем окружающий

мир благодаря щупальцам

головного мозга» (И. П. Павлов)

Урок № 52

Тема: Анализаторы

Цель: познакомиться с понятиями «анализатор», «орган чувства», со структурными частями анализаторов, их функциями.

Ход урока:

Актуализация знаний

Вопросы:

1. Чем анализатор отличается от органа чувств?

2. В чем выражена специфичность анализатора?

3. Что такое иллюзии и отчего они происходят?

4. Верную ли информацию о внешнем мире дают нам анализаторы?

Изучение нового материала

Ощущения. Строение и функции анализаторов

Долгое время считалось, что окружающий мир мы познаем только с помощью органов чувств:

-глазами видим,

-ушами слышим,

-языком ощущаем вкус,

-носом чувствуем запахи,

-кожей – шероховатость, давление, температуру.

На самом деле орган чувств являются лишь начальным звеном восприятия!

Оптика нашего глаза фиксирует изображение на зрительные рецепторы сетчатки глаза.

Ухо превращает звуковые колебания в механические колебания жидкости внутреннего уха, которые улавливаются слуховыми рецепторами.

В любом случае анализ внешних событий и внутренних ощущений начинается с раздражения рецепторов и кончается в нейронах головного мозга.

Рецепторы – чувствительные нервные окончания, или более сложные образования, реагирующие на физические или химические показатели окружающей их среды.

Рецепторы – это окончания отростков нервных клеток или специализированные клетки, реагирующие на определенные раздражители.

Рецепторов в организме множество: на 1 см2 кожи приходится до 400 чувствительных нервных окончаний, представляющих собой рецепторы.

Рецепторы строго специализированы. Каждая их группа способна воспринимать и переводить на понятный нервной системе язык электрохимических сигналов, то есть нервных импульсов, только определенный набор раздражений. Но их опознание возможно только в коре большого мозга, где показания всех рецепторов, вызванные раздражением предмета, объединяются в единый образ.

Анализаторами называют системы, состоящие из рецепторов, проводящих путей и центров в коре большого мозга, отвечающие за анализ какого-либо вида информации.

Анализатор – это система, обеспечивающая восприятие, доставку в мозг и анализ в нем какого-либо вида информации (зрительной, слуховой, обонятельной и т.д.).

Каждый анализатор состоят из:

-периферического отдела (рецепторов);

-проводникового отдела (нервных путей);

-центрального отдела (центров, анализирующих данный вид информации).

Высшим центром анализа информации об окружающем нас мире является кора больших полушарий. Именно в определенных зонах коры возникают образы, формируются ощущения.

Каждый анализатор обладает своей модальностью, то есть способом получения своей информации: зрительной, слуховой, вкусовой и т.д.

Возбуждения, возникающие в рецепторах органов зрения, слуха, прикосновения, имеют одну и ту же природу – электрохимические сигналы в форме потока нервных импульсов. Но путаницы не происходит, потому что каждый из нервных импульсов поступает в соответствующую ему зону коры большого мозга. Здесь, в первичных чувствительных зонах, происходит анализ ощущений, во вторичных зонах – формирование образов, полученных от органов чувств одной модальности (например, только от зрения, или только от слуха или осязания). Наконец, в третичных зонах коры воспроизводятся образы или ситуации, полученные от органов чувств разных модальностей, например от зрения и слуха.

Каждый участок тела содержит несколько видов рецепторов. Например, в ротовой полости находятся не только вкусовые рецепторы, но и терморецепторы, рецепторы боли. Поэтому обычно у нас возникают не отдельные ощущения, а целые комбинации ощущений. И все анализаторы работают не изолированно, а взаимодействуют друг с другом. Благодаря этому человек получает полную и реальную картину окружающего его мира.

Значение анализаторов

События, которые развертываются перед нами в данный момент, мы воспринимаем четко и ярко. Но мы можем представить себе и прошлые события, хотя они не будут яркие. Поэтому спутать их с образами живой действительности невозможно (Правда, при некоторых заболеваниях могут возникать в сознании образы, которых на самом деле нет. Тогда говорят о галлюцинациях. Их проявление может привести больного к ошибочным, а то и опасным действиям.).

Достоверность получаемой информации

Как правило, анализаторы дают верное представление об окружающей действительности. Однако возможны и ошибки, которые связаны с воздействием на рецепторы раздражителей, которые им не свойственны. Например, при механическом раздражении рецепторов глаза (надавливание на глазное яблоко, удар) могут возникать различные световые ощущения, будто «искры из глаз». Однако такие ощущения трудно спутать с картинками окружающей обстановки, потому что эти изображения возникают как бы внутри глаза.

Некоторые ошибки восприятия вызываются физическими причинами. Ложка, опущенная в стакан с водой, кажется сломанной, поскольку преломление света в воде и в воздухе различно. Кажущиеся (ошибочные) изображения называют иллюзиями.

Несмотря на иллюзорные восприятия, мы получаем более или менее верное представление об окружающей нас действительности, поскольку анализаторы взаимно дополняют и уточняют друг друга. Важное значение имеет и прошлый опыт. Например, может показаться, что вдали рельсы сходятся в одной точке. Но сколько бы мы ни пытались этой точки достичь, она все время как бы отодвигается, то есть постоянно находится от нас на одном и том же расстоянии. В конце концов, человек приходит к твердому убеждению, что схождение рельсов в одной точке лишь кажущееся, что это - иллюзия.

Закрепление

Вопросы:

1. В чем выражается специализация рецепторов и органов чувств?

2. Что входит в состав анализаторов?

3. Всегда ли правильно отражают наши анализаторы окружающую действительность?

Обобщение

Вывод: анализаторами называют системы, состоящие из рецепторов, проводящих путей и центров в коре большого мозга, отвечающие за анализ какого-либо вида информации. Органы чувств – это специализированные структуры, через которые отделы головного мозга получают информацию из внутренней или внешней среды. Все анализаторы взаимодействуют друг с другом. Благодаря этому человек получает полную и реальную картину окружающего его мира.

Домашнее задание:

1. Параграф 48 на страницах 242-244 учебника.

2. Вопросы 1-3 на странице 244 учебника.

3. Словарь: орган чувств, анализатор, модальность, рецепторы, нервные пути, первичные чувствительные зоны коры большого мозга, вторичные чувствительные зоны коры большого мозга, третичные чувствительные зоны коры большого мозга, галлюцинации, иллюзии.

4. Задание на странице 244 учебника: объясните, как можно исправить ошибки восприятия, если они есть?


3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!