ТЕМА: «О подвигах, о доблести, о славе»
«Тема богатырства в музыке».
Форма урока: интегрированный.
Тип урока: углубление темы, развивающий.
Цель: показать, что музыка и изобразительное искусство разными путями идут к созданию одного и того же образа.
Задачи:
1. воспитание нравственно-патриотических качеств у учащихся через историю родной страны, музыкального наследия русского народа
2. развивать потребности самореализации учащихся через:
- cлушание
- исполнение
- творческую деятельность
способствовать формированию эстетического вкуса; увидеть, услышать, понять роль взаимообогащения музыки и изобразительного искусства.
Методы и формы: творческий, развивающий, проблемно-поисковый методы, диалог.
Оборудование: проектор, экран, ноутбук, аккордеон.
Раздаточный материал: краски, кисти, альбомные листы, карточки со словами, карточки с репродукциями картин.
Ожидаемые результаты: углубление представлений учащихся о многогранных связях музыки и живописи; формирование нравственно-патриотических качеств у учащихся, развитие творческих способностей через самореализацию
План урока:
1.Организационный момент
2. Беседа по картине Васнецова « Богатыри».
3. Разучивание главной интонации «Богатырской симфонии №2»
4. Беседа и творческая работа учащихся
Слушание «Богатырской симфонии №2» А. Бородина
5.Обобщение по симфонии №2 А.Бородина
6.Слушание, беседа и разучивание песни С.Никитина «Маленький трубач»
7. Обобщение темы урока, оценка деятельности учащихся
Ход урока:
Орг.момент
У: Здравствуйте! Сегодня на уроке у нас много гостей, давайте повернёмся к ним, молча поздороваемся и забудем про них.
У: Слушая эту музыку, что вы себе представляете?
Д:
У: Если в музыке есть слова, то произведения будет нам понятно, мы знаем о чем конкретно рассказывает музыка.
А если в музыке нет слов, то можем ли мы сказать, о чем идет речь?
Д: Нет, можем только догадываться.
У: Произведение, которое мы только что слушали, написал русский композитор А.П. Бородин, называется оно Симфония № 2. Ее еще называют «Богатырской». Кроме того, что Бородин был композитором, он еще занимался химией. В детстве самостоятельно учился играть на виолончели. Он входил в состав музыкального общества «Могучая кучка». В очень далекие времена на Руси были частые войны. И если вы знаете былины, то были на Руси великие богатыри, защитники родины. Вы уже сказали то что вы представали слушая Симфонию № 2, а теперь давайте с вами сравним ваше представление с картиной Васнецова «Три богатыря».
Что общего между этими произведениями?
Д:
У: А как вы думаете, в наше время есть богатыри?
Д:
У: Сейчас мы с вами услышим фрагмент из оперы «Борис Годунов» песню Варлаама. Но прежде всего давайте вспомним, что такое опера и какие бывают оперы.
Д: Опера – это музыкально драматический спектакль. В нем принимают участие: хор, солисты, симфонический оркестр, балетные, массовые сцены.
У: Что является основой оперы?
Д: Либретто
У: Какие виды искусств задействованы в опере?
Д: В опере задействованы музыка, литература, ИЗО, хореография.
У: Опера «Борис Годунов» написана в историческом жанре, потому что в основу положены исторические события. Теперь послушайте песню Варлаама и ответьте на вопрос каким вы представляете себе Варлаама, поющего такую песню? слушание в оперном звучании.
Д:
У: Какие краски симфонического оркестра использовал Мусоргский для зарисовки его портрета? Как характер исполнения и характер музыкального языка выдают норов, характер и даже внешний вид человека? Какими словами можно охарактеризовать главную интонацию мелодии? (Молодецкая, мощная, могучая, добрая, нежная, светлая, залихватская, буйная, густая, яркая.)
Д:
У: Сравните музыкальный портрет Варлаама с картиной И. Репина «Протодьякон».
Д:
У: Действительно, репинский «Протодьякон» очень похож на Варлаама из оперы Мусоргского «Борис Годунов». Это признавал и сам композитор. В одном из писем к В.В. Стасову он писал: «…Видел «Протодьякона», созданного нашим славным Ильею Репиным . Да ведь это целая огнедышащая гора! А глаза Варлаамища так и глядят за зрителем. Что за страшный размах кисти, какая благодатная ширь!»
-можно ли Варлаама, Протодьякона назвать настоящими богатырями? Только ли богатырской силой отличается богатырь?
Д:
У: Внешне богатырство бывает разное, послушайте швицкую народную песню «Три парня» и скажите можно ли назвать героев этой песни богатырями? Почему?
-Какой должна быть музыка, чтобы мы могли представить себе богатырей?
- Какое настроение вызывает у вас шведская народная песня «Три парня»?
Разучивание песни
-Становится ли человек богатырем героем, или находит более достойный применение своей силе, творить добро, несет людям счастье?
- Можем ли мы назвать богатырем – героем маленького трубача из песни С. Никитина? Почему?
Слушание песни.
Д:
Вывод: Случайно ли тема богатырства интересует человека в различных видах искусства?
Музыка обладает изобразительностью. Мы с помощью внутреннего зрения можем представить то, о чем нам рассказывает композитор. Очень важно вслушиваться в музыку. Богатырская тема с давних пор звучала в русском искусстве. Мы часто встречаемся с ней в народном творчестве, поэзии, литературе, музыке, живописи, театре, кино. С древних времен со всех концов на Русь наступали враги, пытаясь завладеть нашими землями, богатствами, поработить наш народ. Образ богатыря и родился в русском искусстве как образ могучего защитника родины.