СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Тема богатырства в музыке"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по данной теме позволит учителю структуировать материал по своему усмотрению.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Тема богатырства в музыке"»

ТЕМА: «О подвигах, о доблести, о славе»

«Тема богатырства в музыке».


Форма урока: интегрированный.


Тип урока: углубление темы, развивающий.


Цель: показать, что музыка и изобразительное искусство разными путями идут к созданию одного и того же образа.


Задачи:

1. воспитание нравственно-патриотических качеств у учащихся через историю родной страны, музыкального наследия русского народа


2. развивать потребности самореализации учащихся через:

- cлушание

- исполнение

- творческую деятельность


  1. способствовать формированию эстетического вкуса; увидеть, услышать, понять роль взаимообогащения музыки и изобразительного искусства.



Методы и формы: творческий, развивающий, проблемно-поисковый методы, диалог.


Оборудование: проектор, экран, ноутбук, аккордеон.


Раздаточный материал: краски, кисти, альбомные листы, карточки со словами, карточки с репродукциями картин.


Ожидаемые результаты: углубление представлений учащихся о многогранных связях музыки и живописи; формирование нравственно-патриотических качеств у учащихся, развитие творческих способностей через самореализацию




План урока:

1.Организационный момент

2. Беседа по картине Васнецова « Богатыри».

3. Разучивание главной интонации «Богатырской симфонии №2»

4. Беседа и творческая работа учащихся

Слушание «Богатырской симфонии №2» А. Бородина

5.Обобщение по симфонии №2 А.Бородина

6.Слушание, беседа и разучивание песни С.Никитина «Маленький трубач»

7. Обобщение темы урока, оценка деятельности учащихся

Ход урока:


  1. Орг.момент


У: Здравствуйте! Сегодня на уроке у нас много гостей, давайте повернёмся к ним, молча поздороваемся и забудем про них.

У: Слушая эту музыку, что вы себе представляете?

Д:

У: Если в музыке есть слова, то произведения будет нам понятно, мы знаем о чем конкретно рассказывает музыка.

А если в музыке нет слов, то можем ли мы сказать, о чем идет речь?

Д: Нет, можем только догадываться.

У: Произведение, которое мы только что слушали, написал русский композитор А.П. Бородин, называется оно Симфония № 2. Ее еще называют «Богатырской». Кроме того, что Бородин был композитором, он еще занимался химией. В детстве самостоятельно учился играть на виолончели. Он входил в состав музыкального общества «Могучая кучка». В очень далекие времена на Руси были частые войны. И если вы знаете былины, то были на Руси великие богатыри, защитники родины. Вы уже сказали то что вы представали слушая Симфонию № 2, а теперь давайте с вами сравним ваше представление с картиной Васнецова «Три богатыря».

Что общего между этими произведениями?

Д:

У: А как вы думаете, в наше время есть богатыри?

Д:

У: Сейчас мы с вами услышим фрагмент из оперы «Борис Годунов» песню Варлаама. Но прежде всего давайте вспомним, что такое опера и какие бывают оперы.

Д: Опера – это музыкально драматический спектакль. В нем принимают участие: хор, солисты, симфонический оркестр, балетные, массовые сцены.

У: Что является основой оперы?

Д: Либретто

У: Какие виды искусств задействованы в опере?

Д: В опере задействованы музыка, литература, ИЗО, хореография.

У: Опера «Борис Годунов» написана в историческом жанре, потому что в основу положены исторические события. Теперь послушайте песню Варлаама и ответьте на вопрос каким вы представляете себе Варлаама, поющего такую песню? слушание в оперном звучании.

Д:

У: Какие краски симфонического оркестра использовал Мусоргский для зарисовки его портрета? Как характер исполнения и характер музыкального языка выдают норов, характер и даже внешний вид человека? Какими словами можно охарактеризовать главную интонацию мелодии? (Молодецкая, мощная, могучая, добрая, нежная, светлая, залихватская, буйная, густая, яркая.)

Д:

У: Сравните музыкальный портрет Варлаама с картиной И. Репина «Протодьякон».

Д:

У: Действительно, репинский «Протодьякон» очень похож на Варлаама из оперы Мусоргского «Борис Годунов». Это признавал и сам композитор. В одном из писем к В.В. Стасову он писал: «…Видел «Протодьякона», созданного нашим славным Ильею Репиным . Да ведь это целая огнедышащая гора! А глаза Варлаамища так и глядят за зрителем. Что за страшный размах кисти, какая благодатная ширь!»

-можно ли Варлаама, Протодьякона назвать настоящими богатырями? Только ли богатырской силой отличается богатырь?

Д:

У: Внешне богатырство бывает разное, послушайте швицкую народную песню «Три парня» и скажите можно ли назвать героев этой песни богатырями? Почему?

-Какой должна быть музыка, чтобы мы могли представить себе богатырей?

- Какое настроение вызывает у вас шведская народная песня «Три парня»?

Разучивание песни

-Становится ли человек богатырем героем, или находит более достойный применение своей силе, творить добро, несет людям счастье?

- Можем ли мы назвать богатырем – героем маленького трубача из песни С. Никитина? Почему?

Слушание песни.

Д:


Вывод: Случайно ли тема богатырства интересует человека в различных видах искусства?

Музыка обладает изобразительностью. Мы с помощью внутреннего зрения можем представить то, о чем нам рассказывает композитор. Очень важно вслушиваться в музыку. Богатырская тема с давних пор звучала в русском искусстве. Мы часто встречаемся с ней в народном творчестве, поэзии, литературе, музыке, живописи, театре, кино. С древних времен со всех концов на Русь наступали враги, пытаясь завладеть нашими землями, богатствами, поработить наш народ. Образ богатыря и родился в русском искусстве как образ могучего защитника родины.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!