СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема человеческого равнодушия и милосердия в произведении Г.Х.Андерсена «Девочка со спичками».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект посвящен исследованию современного восприятия святочного рассказа Г.Х.Андерсена «Девочка со спичками » . Святочное чтение всегда было особенным чтением . Для нас святочные рассказы представляют собой образцы почти совсем не изученной календарной словесности : особые небольшие произведения , которые оказывают благотворное  воздействие на читателя в рождественские ночи .

Просмотр содержимого документа
«Тема человеческого равнодушия и милосердия в произведении Г.Х.Андерсена «Девочка со спичками».»

Тема человеческого равнодушия и милосердия

в произведении Г.Х.Андерсена «Девочка со спичками».

Святочное чтение всегда было особенным чтением . Для нас святочные рассказы представляют собой образцы почти совсем не изученной календарной словесности : особые небольшие произведения , которые оказывают благотворное воздействие на читателя в рождественские ночи . В работе рассказывается о необходимости более близкого изучения святочной литературы .Именно она в праздничные дни напоминает всем о многих благих деяниях . И только жанр святочного рассказа позволяет вырваться из будничной суеты людского равнодушия, заглянуть в мир чудесного, напомнить о добре и милосердии. В настоящее время прерванная традиция публиковать святочные рассказы активно возвращается.

Актуальность:В наши дни возвращается многое из утраченного, и в том числе старая календарная обрядность, а вместе с ней — и «святочная» литература. Проблема нравственного воспитания на примере художественных текстов, в настоящее время прерванная традиция публиковать святочные рассказы активно возвращается, с чем связана актуальность работы.





Глава 1 Основная часть:

Творчество Ганса Христиана Андерсена.

Вряд ли кто не знает имя великого сказочника Ганса Христиана Андерсена . Он родился 2 апреля 1805 года на острове Фюн. Происходил из бедной семьи: его отец был плотником и сапожником, а мать – прачкой. Он не был женат и у него не было детей. Умер писатель 4 августа 1875 г. от болезни . В день его похорон вся Дания была в трауре.

Сказки Андерсена дороги и понятны людям разных возрастов, разных эпох, разных стран. Они способствуют формированию детского сознания, воспитывают в духе демократизма. Глубокое философское содержание видят в них взрослые.

Родители Андерсена очень любили своего сына и пытались создать все условия для того, чтобы детство мальчика было счастливым. Но, к сожалению, у него рано умер отец (когда будущему писателю было 11 лет), и Андерсену пришлось пойти работать, чтобы помочь матери. И вот здесь он и столкнулся с равнодушием мира взрослых к судьбам детей, оказавшихся в трудном положении .

Удивительное смешение забавного и серьезного, смешного и печального, обыденного и чудесного составляет особенность стиля Андерсена. Он стал верным другом и добрым советчиком всех детей на земле, а значит и всех людей. Потому что все взрослые были когда-то детьми. В сказках Андерсена заложено много мудрых и глубоких мыслей, они доставляют нам радость всегда – до самой глубокой старости.

В этих сказках рядом живут слёзы и смех, горе и радость – всё как в настоящей жизни. Андерсен был великий сказочник и отлично понимал, что даже самая волшебная сказка должна отражать жизнь. А жизнь этот необыкновенный человек знал очень хорошо. И не случайно великому сказочнику, “КОРОЛЮ СКАЗОК”, в столице Дании Копенгагене воздвигнут памятник.

Творческий расцвет Андерсена пришелся на конец 30-х и 40-ые годы. Появляются такие шедевры, как « Стойкий оловянный солдатик»(1838), «Соловей», « Гадкий утенок» (1843), « Снежная королева» (1844), « Девочка со спичками» (1845), «Тень» (1847),»Мать» (1848)и др.

Особо нам хотелось бы выделить сказку « Девочка со спичками ».Это произведение можно смело отнести к жанру святочного рассказа, и именно это творение великого сказочника является предметом нашего исследования .

Глава 2 Немного из истории святочного рассказа.

В 19 веке большую популярность приобрели святочные (рождественские) рассказы. Свое название они получили от слова «святки»,т.е.святые дни от Рождества Христова до праздника Богоявления.

Эти рассказы часто были наполнены ожиданием чуда. Святочные рассказы напоминали о том ,что в этот день Спаситель пришел в этот мир, чтобы помочь «страдающим и обремененным». Основоположником жанра рождественского современного рассказа по праву считается Чарльз Диккенс.

Святочные рассказы – литературный жанр, относящийся к категории календарной литературы . Само определение рассказа - святочный - указывает на истоки жанра. Святки, святые дни, святые вечера - двенадцать дней после Рождества Христова до сочельника на праздник Богоявления. Святки – время заботы об обездоленных, стариках, детях, ведь добрые человеческие чувства должны проявляться в конкретных поступках. Сказано, что сильные должны помогать слабым . Существует множество определений, что же это такое „святочный“ или „рождественский“ рассказ. И чем они отличаются от традиционных рассказов ? Прежде всего тем , что история, рассказанная на святках, была проникнута ожиданием чуда, которое непременно происходит. Но есть множество святочных историй, в которых никаких чудес вроде бы нет, но есть волшебство-встреча с добрыми, искренними и и веселыми людьми . Святочный рассказ может быть романтичным, нежным, слегка грустным, но обязательно светлым. Но может быть и искромётно смешным, со стремительно развивающимся действием, неожиданными поворотами сюжета и счастливым финалом. Разумеется, действие должно происходить в рождественские дни. Конечно, там должна быть ёлка, много снега и звезд, счастливого смеха и радости.

Глава 3 Каноны святочного рассказа .

Канон- это система устойчивых норм и правил создания словесно-художественных произведений определенного стиля, обусловленного мировоззрением и идеологией эпохи. Художественный канон является не только образцом, но и критерием положительной оценки всех произведений, созданных по его правилам. Канон обычно является эталоном художественного творчества. Особое значение канон имел для литературы 18 века, когда существовала строгая система жанров и традиционных формул. В литературе 19-20 столетий, когда происходит разрушение идеологических основ и моральных устоев, канон как нормативное предписание перестает существовать.

К числу художественных канонических особенностей рождественского рассказа можно отнести следующие:

  1. приуроченность действия в рассказах ко времени праздника Рождества;

  2. наличие героя-ребенка;

  3. ожидание и совершение Чуда как главный мотив рождественского рассказа;

  4. пророческий сон или видение(страшный (-ое) или радостный (-ое));

  5. счастливое разрешение драматической ситуации (как правило);

  6. трагический финал- возможный вариант развития действия с целью усилить контраст праздничной атмосферы и суровой жизненной реальности;

  7. гуманистическая направленность рассказов с рождественской тематикой ( призыв к добру, любви, милосердию)».







Глава 4 «Девочка со спичками»

«Девочка со спичками» - короткий святочный рассказ Г.Х.Андерсена, написанный как текстовое сопровождение к гравюре И. Лундбю с изображением юной продавщицы спичек . Опубликован в 1845 году. Это настоящая классика святочного рассказа. Сказочное произведение не только читают — по нему снимают фильмы и мультфильмы и даже пишут оперы. Рассказ повествует о маленькой продавщице спичек, которая замерзает в канун Нового года на улице , предпочитая не возвращаться домой . Она очень боится своего жестокого отца. Мы видим ужасные страдания девочки : голодная , раздетая ,босая – она вынуждена работать ,продавая спички на улице зимой. Каждый раз, когда она зажигает спичку, чтобы согреться, перед её глазами встают светлые видения — ее мечты .Поутру девочку находят замёрзшей с коробком сожжённых спичек.

Образ Ребенка родился в древних культурах наряду с мифами о Матери, об Отце, о Мировом Древе, о сотворении мира . И у Андерсена в рассказе центральным героем является ребенок, страдающий без какой – либо вины . Бедная девочка не похожа на окружающих, потому что ее душа чиста и непорочна, как у ангела. Именно тема детского страдания наиболее пронзительно звучит в этой святочной истории Детские слезы здесь воспринимаются как результат проявления жестокости и равнодушия «взрослого» мира .

В данном произведении главной проблемой является равнодушие взрослых к судьбе детей. И отец девочки, и прохожие не замечают ее страданий. Сколько взрослых людей проходит мимо нее… Весь город равнодушно созерцает на бедного несчастного ребенка ,не предлагая никакой помощи . Обратим внимание на то, что еще совсем на маленькую девочку накладывают обязанности, которые для нее невыполнимы . Она должна зарабатывать деньги, а не играть, развиваться и расти . Это происходит в семьях, где детей растят как рабочую силу, вменяют им в обязанности дела взрослых: нянчить младших, готовить, вести хозяйство . Жизнь героини сказки закончилась трагически. Она не получила вовремя помощи со стороны проходящих мимо нее людей и замерзла у стены дома.

Окружающие сочувствуют, но они не знают, что перед девочкой открылся чудесный небесный мир – мир ангелов, которые забирают девочку с собой . . Она в божественном блеске вознеслась вместе с бабушкой в небеса , где обретает всё, чего ей так не хватало в земной жизни. Она оказалась рядом с той , которая любила её, заботилась о ней. Девочка перестала страдать . Только жаль, что своё Счастье героиня может найти только в другой жизни.

Почему лишь на небесах девочка нашла то, в чем нуждалась - любовь и заботу близких людей?

Андерсен, создавая эту сказку, вспоминал и свое детство, годы учебы .То есть в этой сказке он писал о том ,что сам прочувствовал довольно глубоко. И своим произведением великий сказочник хотел вызвать у читателей сочувствие к бедным, несчастным детям, которым приходилось проходить через такие тяжкие испытания . Создавая сказку «Девочка со спичками», Г.Х. Андерсен хотел донести до своих читателей то, что рядом с ними всегда есть люди, которые нуждаются в помощи .

Поэтому автор сказки призывает читателей быть милосердными, добрыми и внимательными друг к другу.

Заключение:

Сказки Андерсена глубоки и неиссякаемы в своей мудрости и правдивости, ведь говорят они о нашей жизни, которая мало изменилась со времен, когда жил великий волшебник на нашей земле . Ведь только печальное делает черствых людей добрее. Грустная сказка учит нас внимательно относиться к людям, не проходить мимо чужого горя и беды.

«Девочка со спичками» не просто сказка – это замечательный образец святочного рассказа, давно ставший классикой. К сожалению, на этот раз в реальной жизни чуда не произошло. Самый добрый и светлый праздник не принёс радости ребёнку. Девочка замерзла, и только после этого обрела всё, чего ей не хватало. Никто не оказал сострадания даже в дни Рождества, в дни милосердия, доброты, всепрощения. В этом несправедливом мире даже невинные дети страдают – и виной тому равнодушие общества, которое считает такое положение вполне разумным.

Героиня призвана смягчить сердца человеческие , возродить чувства, скрытые в глубине души каждого человека. Автор взывает к состраданию и милосердию людей.

Смерть ребёнка в рождественскую ночь – это слишком страшное событие, подчёркивающее преступление всего человечества по отношению к детям… Но с христианской точки зрения, маленькие герои приобретают истинное счастье не на земле, а на Небе: становятся ангелами и попадают на ёлку Самого Христа.

Девочке из сказки Андерсена уже нельзя помочь, но нам нужно оглянуться и посмотреть , может кому-то нужна наша помощь? Маленькая продавщица спичек призвана смягчить чёрствые сердца, пробудить святые и спасительные чувства, учит отзывчивости и милосердию. Автор пытается донести до нас основную мысль, что нельзя быть равнодушными, нужно проявлять сострадание и помогать людям, даже если они об этом не просят.

Мы вполне допускаем , что подобная история запросто может повториться зимой в любом городе. Ребенок может потеряться, остаться на улице один , замерзнуть, и если на него не обратить никакого внимания - ребенок погибнет. Ведь эта девочка умерла от людского равнодушия и жестокости, которая сейчас царит в мире. Такие сказки должны быть, чтобы и нам не зачерстветь и детям своим не дать стать немилосердными и не сострадательными. И помнить, что рядом с нами всегда есть люди, которым нужна помощь ,мы эту помощь можем оказать и тем самым спасти человека, возможно даже от смерти.

Мы задумались о том , для чего Андерсен написал такую грустную сказку?

Рождество считается самым светлым и добрым праздником, но этот праздник не всем детям приносит радость и счастье . В этом мире праздничное радушие и милосердие соседствуют с равнодушием и жестокостью .



По- нашему , сказка "Девочка со спичками" актуальна сегодня как никогда .Она учит не быть жестокими не только к близким, а ко всем. Быть милосердными, не забывать, что мы люди.  Думаем , автор хотел, чтобы люди плакали и сопереживали . Нам хочется , чтобы люди понимали, сколько детей в мире находятся на грани смерти от болезней, от холода, от человеческой жестокости и равнодушия Автор напоминает нам всем : и взрослым, и детям, что и сейчас не у всех есть теплый уютный дом, вкусная еда, море игрушек, даже родители – есть не у всех. Ведь если мы об этом помним, то будем рады тому, что у нас есть, и не будем жаловаться на плохую жизнь.. Никому не помешает еще раз задуматься о том, как много в нашей жизни несправедливости . Нельзя проходить мимо и оставаться безучастным к чужой боли, потому что может оказаться слишком поздно. Мы ждем от сказок чудес и уверены в счастливом конце, а его нет в этой сказке. Чуда не произошло. Может не стоит ждать чуда , просто мы должны быть внимательнее и добрее друг другу. В этом и есть главная ценность произведения — оно учит сочувствию, состраданию и милосердию.

В заключение нам хотелось бы обратиться ко всем «Люди — будьте милосердны!”

Список литературы:

1.http://otzovik.com/review-3375548:html

2. Андерсен Г.Х.  Девочка со спичками [Электронный ресурс] / Г.Х.Андерсен. – Режим доступа:  https://www.litmir.me/br/?b=47606&p=1.html

3. «Конспект занятия по внеклассному чтению Х.К Андерсен «Девочка со спичками»

4«Рождественская история «Девочка со спичками» (Импровизация сказки Г.Х. Андерсена) на основе…надя рушева — девочка-солнце, девочка-вселенная

5. Copyright (c) 2009-2019 Goldlit. Литературная критика, сочинения, краткие содержания, биографии писателей



Приложение

1)Презентация « Тема равнодушия и милосердия в сказке Г.Х.Андерсена.

2)Музыкальное поздравление с Рождеством

3) Вопросы для опроса:

Знаете ли вы о жанре святочного рассказа?

Какие святочные рассказы вы читали ?

Знаете ли вы сказку Г.Х. Андерсена «Девочка со спичками»?

Какой отклик в вашей душе вызвала эта сказка?

Над чем заставляет задуматься концовка произведения?

Согласны ли вы с тем, что значимую роль в произведении сыграло человеческое равнодушие?

Актуальна ли тема милосердия сегодня ?




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!