Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2015.
5 класс. Тема: Д. Дефо. «Робинзон Крузо»: характер героя.
Основное содержание урока
Характер героя (смелость, мужество, находчивость, несгибаемость перед жизненными обстоятельствами). Иллюстрации к роману.
Основные виды деятельности учащихся.
Краткий пересказ эпизодов романа, помогающих понять черты характера и внутреннюю сущность героя. Выборочный пересказ на тему «Как Робинзону удалось выжить на необитаемом острове?». Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Показ иллюстраций к роману, найденных в Интернете, и краткие отзывы об этих иллюстрациях. Обсуждение иллюстраций учебника к роману, презентация и защита собственных рисунков.
Практическая работа. Составление плана характеристики Робинзона. Рассказ о герое (с использованием цитирования) и его письменная характеристика.
Самостоятельная работа. Чтение глав романа. Составление письменной характеристики Робинзона.
Содержание урока
Урок проводится на материале фрагментов глав 11—20 (по изданию романа в пересказе К. И. Чуковского).
I. Краткий пересказ изученных эпизодов романа, помогающих понять черты характера и внутреннюю сущность героя.
II. Выборочный пересказ на тему «Как Робинзону удалось выжить на необитаемом острове?».
Читательские оценки пятиклассников, в которых они определяют черты характера героя, которые помогли ему выжить.
III. Обобщающая беседа:
Расскажите кратко о происхождении, возрасте и социальном положении Робинзона.
Как он жил до того, как попал на необитаемый остров? Дайте оценку его действиям.
Как выглядел герой во время своих первых путешествий? Дайте оценку его портрету.
Какие вещи и предметы стали для Робинзона главными в условиях жизни на острове? Какие вещи он брал с корабля? Почему именно эти? Как это его характеризует?
Какие поступки в первое время жизни на острове характеризуют Робинзона? Назовите главные черты его характера.
Как героя изменила жизнь на острове?
К впечатлениям и оценкам героя, полученным на первом уроке по роману, добавятся новые факты и аргументы из глав 11—20.
IV. Работа с текстом глав организуется в группах:
Г р у п п а 1.
Главы 11—13.
Расскажите кратко, как Робинзон исследовал свой остров.
Почему он решил заняться земледелием, полевыми работами?
Как отразилась история человечества в жизни Робинзона, сначала питавшегося мясом, а потом начавшего возделывать зерновые культуры?
Какие трудности он при этом преодолевал и как выходил из затруднительных положений?
Что придумал Робинзон, чтобы превратить зерно в хлеб?
Зачем герой стал учиться делать глиняную посуду? Какие черты характера героя, проявившиеся в этих главах, восхищают читателя?
Составьте предложения о Робинзоне со следующими словами: упорство, изобретательность, терпение.
Г р у п п а 2.
Главы 14—15.
Расскажите кратко, как Робинзон строил лодку.
Почему его первые опыты построения судна оказались неудачными? Почему Робинзон не прекратил своих попыток построить судно? Как это его характеризует?
Какой способ изготовления одежды придумал Робинзон? В чём плюсы такой одежды?
С какими опасностями столкнулся Робинзон во время своего первого путешествия на своей лодке? Как он их преодолел?
Составьте предложения о Робинзоне со следующими словами: трудолюбие, смелость, овладение ремеслом.
Г р у п п а 3.
Главы 16—17.
Как Робинзон обеспечил себя на острове едой?
Какие способы приручения диких коз он придумал?
Какое впечатление произвёл на него след человека? О чём размышлял Робинзон после этого открытия? Какие способы самосохранения он придумал?
Почему Робинзон, живя среди приручённых животных, стал бояться людей?
Составьте предложения о Робинзоне со следующими словами: находчивость, умение найти выход из трудного положения.
Г р у п п а 4.
Главы 18—20.
Какие чувства и мысли охватили Робинзона при виде человеческих костей? Испугался ли он?
Почему он хотел истребить людоедов? Как это его характеризует?
На какие мысли натолкнуло Робинзона посещение потерпевшего крушение корабля?
Почему с течением времени герой уже не боялся людоедов?
Составьте предложения о Робинзоне со следующими словами: решительность, человеколюбие, жажда свободы.
V. Обобщающая беседа.
Назовите ключевые черты характера Робинзона. Подтвердите свои мысли примерами.
Как проявились характер и черты личности Робинзона в его рассказах о себе?
Какими способами писатель выражает своё отношение к герою?
Совпадает ли его самооценка с авторскими оценками? Аргументируйте свой ответ.
Кто может назвать себя «робинзоном»? Какими качествами должен обладать такой человек?»
Дайте оценку характеру и поступкам Робинзона. Составьте план его характеристики.
Примерный план характеристики героя:
1. Происхождение, возраст и социальное положение Робинзона Крузо.
2. Предыстория героя (рассказ о жизни Робинзона до попадания на необитаемый остров).
3. Авторские приёмы создания образа Робинзона Крузо:
Портретная характеристика.
Мир вещей и предметов, характеризующий героя в период жизни на острове.
Действия и поступки героя.
Сюжетные ситуации, раскрывающие его внутреннюю сущность.
Ключевые черты характера героя: смелость, мужество, находчивость, смекалка, упорство, изобретательность, терпение, сообразительность, трудолюбие, овладение ремеслом, умение найти выход из трудного положения, жизненная стойкость, решительность, человеколюбие, жажда свободы и др.
Особенности повествования героя о себе и его самооценка.
4. Авторское отношение к герою, способы его выражения.
5. Читательские оценки образа Робинзона и их аргументация.
VI. Иллюстрации к роману
Показ иллюстраций к роману, найденных в Интернете, и краткие отзывы об этих иллюстрациях.
Обсуждение иллюстраций к роману, помещённых в учебнике и в изданиях романа, презентация и защита рисунков, созданных пятиклассниками.
План обсуждения иллюстраций:
Кто автор иллюстрации?
Какой эпизод романа изображён?
Каким мы видим героя?
Удалось ли художнику передать его состояние и черты характера? Аргументируйте своё мнение.
Домашнее задание
Прочитать главы 21—28. Составить письменную характеристику Робинзона, дополнив рассказ о герое примерами из прочитанных глав.
Ответить на вопрос 4 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном»: Расскажите о Робинзоне. Кого из героев литературных произведений, о которых вы прочитали в пятом классе, можно назвать «робинзонами»? Почему?
Источник: Беляева Н.В. Уроки литературы в 5 классе. — М.: Просвещение, 2016.