СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Тема дороги как одна из давних традиций русской классической литературы XXI века»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Тема дороги как одна из давних традиций русской классической литературы XXI века»»

                     Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Назарьевская средняя образовательная школа     Исследование на тему:  «Тема дороги как одна из давних традиций русской классической литературы XXI века»          Выполнила: Нарзуллоева Мавлуда Далеровна,  обучающаяся 9 класса.  Руководитель: Новикова Елена Васильевна,  учитель русского языка и литературы.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Назарьевская средняя образовательная школа Исследование на тему: «Тема дороги как одна из давних традиций русской классической литературы XXI века» Выполнила: Нарзуллоева Мавлуда Далеровна, обучающаяся 9 класса. Руководитель: Новикова Елена Васильевна, учитель русского языка и литературы.

Цель работы : раскрыть философское звучание различных оттенков мотива дороги в литературе ХХΙ в.;  проследить эволюцию мотива дороги, начиная от русского фольклора и заканчивая современными  произведениями. «…первым признаком самобытности русского художника является чувство пути, дороги» (А.А. Блок )

Цель работы :

  • раскрыть философское звучание различных оттенков мотива дороги в литературе ХХΙ в.;
  • проследить эволюцию мотива дороги, начиная от русского фольклора и заканчивая современными произведениями.

«…первым признаком самобытности русского художника является чувство пути, дороги»

(А.А. Блок )

Задачи : Глубже познакомиться с произведениями писателей XXI века; выявить многообразие значений понятия «дорога» в творчестве писателей; изучить научно-критическую и методическую литературу по теме исследования; определить роль дороги в раскрытии идей в произведениях.

Задачи :

  • Глубже познакомиться с произведениями писателей XXI века;
  • выявить многообразие значений понятия «дорога» в творчестве писателей;
  • изучить научно-критическую и методическую литературу по теме исследования;
  • определить роль дороги в раскрытии идей в произведениях.
Методы и приёмы:  проблемно- поисковый метод, метод синтеза и анализа, исследовательский, метод систематизации и обобщения. Гипотеза:  философское звучание мотива дороги способствует раскрытию идейного содержания произведений. Дорога является художественным образом и сюжетообразующим компонентом. Новизна:  работы определяется тем, что делается попытка осмыслить становление и развитие мотива дороги в его целостности и динамике.

Методы и приёмы: проблемно- поисковый метод, метод синтеза и анализа, исследовательский, метод систематизации и обобщения.

Гипотеза: философское звучание мотива дороги способствует раскрытию идейного содержания произведений. Дорога является художественным образом и сюжетообразующим компонентом.

Новизна: работы определяется тем, что делается попытка осмыслить становление и развитие мотива дороги в его целостности и динамике.

Древнерусская литература В русской литературе мотив пути звучал еще в древнерусских произведениях:  в поход «на землю половецкую» , желая отомстить кочевникам за обиды, нанесённые русскому народу, отправился князь новгород-северский Игорь Святославович В путь на битву с ханом Мамаем вел войско князь Московский Дмитрий Иванович («Задонщина»); тверской купец А. Никитин описал свое путешествие в «Хождении за три моря».

Древнерусская литература

  • В русской литературе мотив пути звучал еще в древнерусских произведениях:  в поход «на землю половецкую» , желая отомстить кочевникам за обиды, нанесённые русскому народу, отправился князь новгород-северский Игорь Святославович
  • В путь на битву с ханом Мамаем вел войско князь Московский Дмитрий Иванович («Задонщина»); тверской купец А. Никитин описал свое путешествие в «Хождении за три моря».
Прием путешествия Одним из основоположников его в русской литературе считается Радищев. Его «Путешествие из Петербурга в Москву» стало беспрецедентным случаем использования мотива путешествия героя для панорамного и достоверного описания социальной реальности. В поэме Н. Некрасова тема дороги является связующей. Использованная в произведении форма путешествия, встреч, расспросов, рассказов, описаний была очень удобной для того, чтобы дать всестороннее изображение жизни.

Прием путешествия

  • Одним из основоположников его в русской литературе считается Радищев. Его «Путешествие из Петербурга в Москву» стало беспрецедентным случаем использования мотива путешествия героя для панорамного и достоверного описания социальной реальности.
  • В поэме Н. Некрасова тема дороги является связующей. Использованная в произведении форма путешествия, встреч, расспросов, рассказов, описаний была очень удобной для того, чтобы дать всестороннее изображение жизни.
Смысловая и сюжетообразующая роль дороги Тесно сплетаются символическая и композиционная роли мотива дороги. Если связующим звеном в «Мёртвых душах» и в «Кому на Руси жить хорошо» является сама дорога, то в «Очарованном страннике» - это жизненный путь, по которому, как по дороге, идет герой.

Смысловая и сюжетообразующая роль дороги

Тесно сплетаются символическая и композиционная роли мотива дороги. Если связующим звеном в «Мёртвых душах» и в «Кому на Руси жить хорошо» является сама дорога, то в «Очарованном страннике» - это жизненный путь, по которому, как по дороге, идет герой.

Путь исторический страны В знаменитом отступлении о птице-тройке Гоголь , сравнивая Русь с несущейся вперед тройкой лошадей, спрашивает ее и себя: «Русь, куда ж несёшься ты? Дай ответ. Не даёт ответа».

Путь исторический страны

  • В знаменитом отступлении о птице-тройке Гоголь , сравнивая Русь с несущейся вперед тройкой лошадей, спрашивает ее и себя: «Русь, куда ж несёшься ты? Дай ответ. Не даёт ответа».
Исторический путь народа О пути России и русского народа размышляет в ряде своих стихотворений и Александр Блок , поэт, оказавшийся на перепутье двух веков – ХIХ и ХХ. Особенно глубоко и необычно данная тема раскрывается в стихотворениях «Русь», «Россия» Расшатанность социальной почвы и процесс ее перестройки в период жизни А. Блока являлись стимулом для перехода в новые духовные сферы (« На поле Куликовом »).

Исторический путь народа

О пути России и русского народа размышляет в ряде своих стихотворений и Александр Блок , поэт, оказавшийся на перепутье двух веков – ХIХ и ХХ. Особенно глубоко и необычно данная тема раскрывается в стихотворениях «Русь», «Россия» Расшатанность социальной почвы и процесс ее перестройки в период жизни А. Блока являлись стимулом для перехода в новые духовные сферы (« На поле Куликовом »).

 Мотив дороги в романе В. Ерофеева «Пять рек жизни»   «Бог - един». И подпись: «(Бог)» Автор раскрывает перед нами образ дороги не только как круг бесконечного путешествия героя по разным примечательным местам, знакомство его с новыми религиями, но и путешествие вглубь себя, влекущее осмысление и переоценку ценностей.

Мотив дороги в романе В. Ерофеева «Пять рек жизни»

«Бог - един». И подпись: «(Бог)»

Автор раскрывает перед нами образ дороги не только как круг бесконечного путешествия героя по разным примечательным местам, знакомство его с новыми религиями, но и путешествие вглубь себя, влекущее осмысление и переоценку ценностей.

Функционирование образа «дорога» в произведениях В. Пелевина   Основной образ повести «Жёлтая стрела» - поезд, который никогда не останавливается - как аллегорию буддийского понятия причинно-зависимого происхождения, а достижения героя в конце повести - побег с поезда во время остановки - как аллегорию освобождения героя от кармы.

Функционирование образа «дорога» в произведениях В. Пелевина

Основной образ повести «Жёлтая стрела» - поезд, который никогда не останавливается - как аллегорию буддийского понятия причинно-зависимого происхождения, а достижения героя в конце повести - побег с поезда во время остановки - как аллегорию освобождения героя от кармы.

Роман В. Пелевина “Жизнь насекомых” Особый фантасмагорический мир, дорога от царства живых к царству мёртвых. Это кривое зеркало жизни, в котором каждый может оказаться мухой, молью или навозным жуком.

Роман В. Пелевина “Жизнь насекомых”

Особый фантасмагорический мир, дорога от царства живых к царству мёртвых.

Это кривое зеркало жизни, в котором каждый может оказаться мухой, молью или навозным жуком.

Цитируя литературоведа Дмитрия Евгеньевича Максимова, можно сказать, что «тема пути – порождение динамического, беспокойного, мятущегося сознания в период идейных брожений и ломок». Каждый из писателей переживал такие периоды по-своему, отчего тема пути звучала по-разному на протяжении истории русской литературы. 

Цитируя литературоведа Дмитрия Евгеньевича Максимова, можно сказать, что «тема пути – порождение динамического, беспокойного, мятущегося сознания в период идейных брожений и ломок».

Каждый из писателей переживал такие периоды по-своему, отчего тема пути звучала по-разному на протяжении истории русской литературы. 

Вывод  Общей чертой во всех произведениях является схема изображения дороги - это кольцо, по которому движется «телега жизни». Однако у каждого из рассмотренных нами авторов данная схема имеет свои нюансы.  Человек, никогда не бывавший в пути, не сможет оценить красоту заманчивой дорожной ленты. Она становится связующим звеном не только между городами, но и поколениями. И в каком бы веке мы ни жили, в XIX или XXI, всех нас объединяет один магический символ-образ — дорога.

Вывод

Общей чертой во всех произведениях является схема изображения дороги - это кольцо, по которому движется «телега жизни». Однако у каждого из рассмотренных нами авторов данная схема имеет свои нюансы.

Человек, никогда не бывавший в пути, не сможет оценить красоту заманчивой дорожной ленты. Она становится связующим звеном не только между городами, но и поколениями. И в каком бы веке мы ни жили, в XIX или XXI, всех нас объединяет один магический символ-образ — дорога.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!