СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема"Двойная роль букв е,е.ю,я

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Тема"Двойная роль букв е,е.ю,я»

Технологическая карта


Урок русского языка в 5 классе по УМК Ладыженской

Тема: «Двойная роль букв е, ё, ю, я»


Цели: донести до учащихся, что гласные е, ё, ю, я могут обозначать два звука; научиться определять, когда данные буквы обозначают два звука, а когда – один; развивать умение подбирать слова, где звуки находятся в определённых позициях.

Тип урока: изучение нового материала

Планируемые результаты:

Предметные – разобраться в каких позициях буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука, а в каких – один.

Метапредметные – делать выводы о результате совместной работы класса и учителя; производить логические операции; слушать и понимать речь учителя и учащихся; определять самостоятельно тему урока; полно и без речевых ошибок отвечать на поставленные вопросы; оценивать продуктивность своей работы на уроке.

Личностные – навыки сотрудничества с учителем и сверстниками на уроке; развитие мотивов учебной деятельности, формирования личностного смысла учения; установка на безопасный, здоровый образ жизни, мотивация к творческому труду, к работе на результат.

Задачи:

Воспитательная – содействовать положительной мотивации учебной деятельности, осознанию обучающимися ценности изучаемого предмета, темы, привитие учащимся чувства любви и интереса к русскому языку, воспитание толерантного отношения к окружающим.

Образовательная – познакомить учащихся с двойной ролью букв е, ё, ю, я; выявить уровень понимания данной темы.

Развивающая – воспитывать речевую культуру учащихся.

Задачи на повторение: повторить и обобщить знания по разделу «Фонетика»; закрепить умение делать транскрипцию.

Методы и формы обучения: по источнику знаний – словесные (объяснение, беседа, опрос), наглядные (демонстрация презентации); по характеру познавательной деятельности – объяснительно-иллюстративный; по принципу распределения знаний – изучение нового материала; по характеру движения мысли – индуктивный (от частного к общему); методы мотивации – эмоциональные (словесное поощрение), социальные (коллективная работа), познавательные (познавательный интерес); коллективная и индивидуальная формы организации учебной деятельности.

Оборудование: проектор, компьютер, презентация, учебник для общеобразовательных учреждений «Русский язык» Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др., карточки для самостоятельной работы, цветные карточки (красная, желтая, зелёная) для рефлексии.






Ход урока


Этап урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

  1. Организационный

Цель: создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке.

Мотивирующий приём: положительный настрой на урок русского языка.

1 мин

Здравствуйте, ребята! Прозвенел звонок. Урок начинается. Улыбнитесь друг другу и пожелайте хорошего настроения в этот прекрасный осенний день.


Личностные: формирование положительного отношения к учёбе.






  1. Актуализация знаний

Цель: включение учащихся в деятельность; подготовка учащихся к изучению нового материала через создание проблемной ситуации.

Мотивирующий приём: подводящий к теме диалог.

Способ: фронтальный опрос, слово учителя.

10 мин.

Вспомним, чем мы занимались на прошлых уроках.

  1. Что изучает наука фонетика?


  1. Какие бывают звуки? (На какие 2 группы они делятся?)

  2. Какие звуки называются гласными? Согласными?









  1. Какими бывают гласные?


  1. Что такое ударение? Приведите примеры.



  1. Какими бывают согласные звуки?

  2. Назовите звуки, которые могут быть только мягкими. Только твёрдыми.

  3. Какие звуки не имеют пары по звонкости/глухости (т.е. только глухие и только звонкие)?

  4. Как мы называем звонкие звуки, не имеющие пары?

  5. Когда происходит чередование звуков?





Фонетика – это раздел науки о языке, в котором много занимательного, поучительного и загадочного. Отгадайте загадку:

Он бывает тихим, громким, а еще глухим и звонким.

Может быстро проскочить, а захочет – будет жить.

До тех пор, пока звонок не отмерит ему срок.

Он везде всегда дрожит и по воздуху бежит.

Рот ему как дом родной, из него летит волной.

Любит с эхом подразниться, в барабане сохраниться.

Если где услышишь стук, значит, к нам добрался…



Фонетика изучает звуки речи.


Гласные и согласные.


Гласные звуки состоят только из голоса: [а],[о], [у],[и],[ы],[э]. При образовании гласных выдыхаемый воздух проходит через рот свободно, без препятствий.

Согласные звуки образуются при помощи шума. Шум возникает потому, что выдыхаемый воздух встречает преграду (нёбо, зубы, губы, язык)

Гласные делятся на ударные и безударные.

Ударение – это выделение особым образом одного из слогов в слове. Октябрь – ударение падает на второй слог.

Звонкие/глухие, мягкие/твёрдые.

[ч’], [щ’], [й’]; [ж], [ш], [ц].


Глухие – [х], [х], [ц], [ч], [щ]

Звонкие – [р], [р’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [й’]

Сонорные


Чередование (т.е. замена звуков) происходит, когда один и тот же звук попадает в разные положения, т.е. в разные позиции. Например, в[а]да – в[о]ды














Звук

Личностные: формирование внутренней позиции школьника на уровень положительного отношения к обучению.

Познавательные: понимать заданный вопрос, приводить примеры.

Коммуникативные: достаточно полно и точно выражать свои мысли.

  1. Формулирование темы урока

Цель: самостоятельно определить тему урока, цели урока.

Продуктивное задание: определить тему.

Способ: беседа

5 мин.

Ребята, мудрая сова вам подготовила ещё загадки. Если вы догадаетесь, о каких буквах идет в них речь, вы приоткроете завесу тайны гласных букв.

На дворе – такая жалость! –
Наша лесенка сломалась.
Наша лесенка сломалась,
Буква ... зато осталась... (Е)

Буква Е передохнула,
Как тотчас же на неё
Пара птенчиков вспорхнула –
Получилась буква… (Ё)

Чтобы О не укатилось,
Крепко к столбику прибью.
Ой, смотрите-ка,
Что случилось:
Получилась буква… (Ю)

Поглядите-ка, друзья,
Смастерил скворечник я.
А в скворечник залетела
Вместо птички – буква... (Я)


Как вы думаете, какую тайну скрывают эти звуки?

(Если учащиеся догадываются о двойной роли е, ё, ю, я, попросить их сформулировать тему урока.)



























Эти буквы обозначают не один звук, а два.

Регулятивные: понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале.

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений: выделение познавательной цели.

Коммуникативные: определение цели взаимодействия обучающихся с учителем и сверстниками; выявление проблемы.

  1. Работа с учебником (открытие новых знаний)

Цель: сделать вывод о двойной роли гласных Е, Ё, Ю, Я.

Продуктивное задание: определить позиции, в которых гласные Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука или один, на примере четырёх слов.

Способ: беседа, работа у доски,

10 мин.

Давайте попробуем вместе произнести эти звуки медленно, растягивая. Слушаем и повторяем: [й э][й о][й у][й а]. Сколько звуков вы слышите?

Какой сделаем вывод?


Сделаем транскрипцию слов. 4 ученика у доски. Ямка, мята, семья, строят.

В каких позициях (когда) гласный я обозначает два звука?


Как буква Я в слове мята влияет на другие звуки?


Попробуем выяснить, правы мы или нет. Для этого откроем учебники на стр. 119-120 и самостоятельно прочитаем правило (до упр.304).

Как вы думаете, мы пришли к правильным выводам?





Гласные е, ё, ю, я обозначают два звука.



– перед гласным;

­– после разделительного ъ и ь;

– в начале слова.

Буква Я смягчает впереди стоящий согласный.

Регулятивная: предвосхищение результата и внесение необходимых коррективов и дополнений.

Познавательные: поиск и выделение информации, построение логической цепи рассуждения, классификациция объектов.

Коммуникативные: владение монологической и диалогической речью.

5. Физкультминутка (тематическая)

Цель: здоровьесбережение, активизация внимания.

5 мин.

Встаньте, пожалуйста. На слайде будут появляться слова. Если в этих словах буквы е, ё, ю, я будут обозначать два звука, то нужно два раза хлопнуть в ладоши над головой. Если эти буквы будут обозначать в слове один звук, то присесть и встать один раз. Будьте внимательны.

Коллективно выполняют упражнение.

Личностные: развитие интереса к учебному материалу, положительного отношения к обучению.

Познавательные: проанализировать слова целью выделения необходимых признаков).

6. Запоминание и отработка

Цель: применяя правило, выполнить упражнение из учебника.

Способы: работа у доски, комментирование.

5 мин.

Выполним упражнение 304. 1 ученик выписывает слова, в которых е, ё, ю, я стоят в начале слова. 2 ученик – после гласной. 3 – после разделительного ъ и ь.

Что обозначают буквы е, ё, ю, я в этих случаях?

В каких словах эти буквы стоят после согласных? Что обозначают в этом случае е, ё, ю, я?

3 учащихся у доски, остальные выполняют задание в тетрадях самостоятельно. Затем сравнивают с написанным на доске.

Регулятивные: сличение способа действия и его результата с правилом.

Коммуникативные: уметь полно и точно отвечать на поставленный вопрос.

7. Самостоятельная работа

Способы: индивидуальная работа

7 мин.

Сейчас я раздам задания. Пишите на карточках.

1 уровень – определить количество букв и звуков: письмо, юг, подъезд, соловья.

2 уровень – определить количество букв и звуков: праздник, ёлка, ателье, твою.

3 уровень – придумать 2 слова, в которых е, ё, ю, я будут обозначать два звука, и 2 слова, в которых е, ё, ю, я будут обозначать один звук.

Подпишите и сдайте карточки. Какие были трудности?


Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, анализировать объекты с целью выявления существенных признаков.

Познавательные: применять правила.

8. Рефлексия

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности.

3 мин.

Сегодня на уроке мы говорили о двойной роли гласных е, ё, ю, я. Как вы считаете, усвоили вы данную тему или нет? Выберите нужную карточку.

Красную – Я понял и легко могу определить, когда гласные е, ё, ю, я обозначают два звука, а когда – один.

Жёлтую – Я знаю, какие две роли выполняют буквы е, ё, ю, я, но затрудняюсь подобрать примеры.

Зелёную – Я не смог разобраться, но дома поработаю над этим.


Регулятивные: оценивать результаты своей деятельности.


9. Выставление оценок

1 мин.

Выставление оценок с комментированием.



10. Домашнее задание

1 мин.

Всё ли вам понятно? Спасибо.





Приложение



Фамилия ­­­­­­­­­­­­­­­­­__________________________


Определить количество букв и звуков словах:

Письмо – ______букв, ______звуков


Юг – ______букв, ______звуков


Подъезд – ______букв, ______звуков


Соловья – ______букв, ______звуков



Фамилия ­­­­­­­­­­­­­­­­­__________________________


Определить количество букв и звуков:


Праздник – ______букв, ______звуков


Ёлка – ______букв, ______звуков


Ателье – ______букв, ______звуков


Твою – ______букв, ______звуков




Фамилия ­­­­­­­­­­­­­­­­­__________________________


Придумать 2 слова, в которых е, ё, ю, я будут обозначать два звука, и 2 слова, в которых е, ё, ю, я будут обозначать один звук.


­­­­­­­­­­­­­­­_________________, ___________________


_________________, ___________________


Дополнительные задания










Задание. Что нужно изменить, чтобы получить другую форму слова?

Насыпать, разрезать, струны, земли, воды.


Задание. 1. Расшифруйте текст. 2.Каким способом зашифрован текст? (замена буквы парным звуком) 3. Отрывок из какого произведения зашифрован? (Есенин «Белая берёза»)


И здоид переса

Ф зонной дижине,

И коряд знешинги

Ф солодом окне.



8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!