СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: «Феодальная раздробленность Западной Европы в IX - XI веках».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи:

- Выяснить причины феодальной раздробленности.

-Ознакомить учащиеся с иерархической лестницей сословий в средние века, рассмотреть, как же выстраивались отношения между феодалами в период феодальной раздробленности, в чём проявилась слабость королевской власти. 

 - Развивать умение находить нужную информацию, анализировать; способствовать выработке умения устанавливать взаимосвязи причин и следствий.

Просмотр содержимого документа
«Тема: «Феодальная раздробленность Западной Европы в IX - XI веках».»

Тема: «Феодальная раздробленность Западной Европы в IX - XI веках».

Цель урока: дать представление о формировании раннефеодального государства.

Задачи:

- Выяснить причины феодальной раздробленности.

-Ознакомить учащиеся с иерархической лестницей сословий в средние века, рассмотреть, как же выстраивались отношения между феодалами в период феодальной раздробленности, в чём проявилась слабость королевской власти.

- Развивать умение находить нужную информацию, анализировать; способствовать выработке умения устанавливать взаимосвязи причин и следствий.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, карта, презентация.

Оформление доски: число, месяц, тема урока, домашнее задание, основные понятия.


ХОД УРОКА

Этапы урока

Деятельность учителя

Основные виды деятельности ученика


1.Организацион-ный момент

Приветствие. Проверка готовности к уроку.


Быстрое включение в деловой ритм.


2.Актуализация знаний

Вопросы:

-Назовите дату правления Карла 1? (768 - 814 гг.)

-Покажите на карте, какие территории и земли были завоеваны Карлом Великим? (Карл 1 присоединил большую часть Италии, часть Испании, земли саксов)

-В каком году Карл Великий был провозглашён императором? Почему коронация Карла 1 была так важна его современникам? Что давал новый титул Франкскому правителю? (В 800г. состоялась коронация, Карл Великий был провозглашён императором, а Франкское государство империей. Новый титул Карла делал его равным императору Восточной Римской империи. Карл 1 стал повелителем почти всего западного христианского мира и именно расширением христианского мира оправдывались завоевательные походы императора)


-В каком году и между кем был заключен Верденский договор? (В 843 году между сыновьями Карла 1 был заключен Верденский договор)

-Какие три самостоятельных государства образовались на территории Карла Великого после заключения Верденского договора? Назовите и покажите на карте. (Это Западно-Франкское государство (Франция), Восточно-Франкское государство (Германия), Корлевство Лотаро (Италия).


Однако и эти государства вскоре распались на крупные владения, а те в свою очередь на более мелкие.

- Как называется время распада единого государства на множество мелких? Кто помнит? Феодальная раздробленность.

-Ребята, а как вы думаете, о чём пойдёт речь на нашем сегодняшнем уроке?

Отвечают на вопросы.

3.Постановка

учебной задачи

Сообщение темы урока: «Феодальная раздробленность Западной Европы в IX - XI веках».

Слайд: План изучения нового материала:

1. Причины феодальной раздробленности.

2.Сеньоры и вассалы.

3. Слабость королевской власти во Франции и образование Священной Римской Империи.


Проблемные вопросы:

- Почему возникает феодальная раздробленность? Был ли этот процесс закономерным? И если король в период феодальной раздробленности считался лишь «первым среди равных», то почему вообще сохранялась королевская власть?

Формулируют тему урока; знакомятся с планом урока.

Слушают учителя; получают проблемное задание.


4.Изучение нового материала.


1. Причины феодальной раздробленности.

Слайд

Вопросы:

- А кто такие феодалы? Феодал - это владелец наследственного земельного владения – феода. Феод - наследственное земельное владение, пожалованное сеньором вассалу при условии несения за него службу.

- На кого мог рассчитывать феодал в случае восстания крестьян, потерявших свободу? В случае восстания крестьян феодал мог рассчитывать на помощь королевской власти.

-До каких пор феодалы поддерживали центральную власть императора? До тех пор, пока она помогала им захватывать земли и крестьян.

-Когда перестали ее поддерживать? Когда большая часть земель оказалась в руках знати, которая могла делать на земле все что угодно даже без согласия короля.


Слайд

Открываем учебник на с.33, п.1, читаем.

-Что же такое феодальная раздробленность? Распад государства на отдельные княжества.

Запишем. Феодальная раздробленность – это период ослабления центральной власти в государстве и его распад на мелкие самостоятельные владения.

Распад Европы на отдельные части привел к грабежам и убийствам. «Нет войны без пожаров и крови»,- провозглашал поэт рыцарь Бертран де Борн.

- Как называют такие войны? Междоусобные войны.

-Как вы думаете, кто больше всех страдал от этих войн? Во время усобиц сжигались деревни, угонялся скот, вытаптывались посевы. Больше всего от этого страдали крестьяне.

Запишем. Междоусобные войны – это войны, которые вели друг с другом феодалы.


2.Сеньоры и вассалы.

Средневековое европейское общество было иерархическим.

Слайд

Рассмотрим схему «Феодальная лестница».

Во главе стоял король, на следующем уровне располагалась крупные светские феодалы – герцоги и графы. Они считались вассалами короля. Получая земли, они приносили корою присягу верности выполнять условии несения военной службы.

Крупные феодалы могли, в свою очередь, иметь своих вассалов – баронов или рыцарей, отдавая им земли на тех же условиях – условиях несения военной службы.

Рыцари же не имели своих вассалов, в их непосредственном подчинении находились крестьяне, которым они отдавали землю в держание.

-Были включены крестьяне в феодальную лестницу? Почему? Нет, это был класс благородных людей, которые господствовали над простолюдинами.

-Как вы думаете, почему франкские короли отказались от армии, состоящей из крестьян? Крестьянское ополчение - ненадежная армия и использовать ее в походах против тяжеловооруженной конницы нельзя.


Запишем: порядок, при котором в феодальном обществе каждый феодал подчинялся более старшему называется феодальной лестницей.

Запишем схему «Феодальная лестница» в тетрадь.


Слайд

-Рассмотрим, как же выстраивались отношения между феодалами в период феодальной раздробленности?

Задание: работая с текстом п. 2, 3 § 4, охарактеризуйте отношения между сеньорами и вассалами, заполнив таблицу. 1-ый вариант выписывает обязанности сеньоров, 2-ой вариант – обязанности вассалов.


Обязанности сеньоров

Обязанности вассалов

Давать вассалам в «держание» землю.

Выступать по приказу в поход.

Защищать от нападений других феодалов

Участвовать в суде сеньора

Защищать от восставших крестьян

Помогать ему советом и деньгами

Заботиться об осиротевших детях

Выкупать его из плена


Запишем: сеньор – это феодал, давший землю другому феодалу за службу.

Вассал – это феодал, получивший землю от другого феодала за службу.


В Средневековье существовало правило: Вассал моего вассала – не мой вассала. Запишем его. Что оно значит?


Откроем учебник на с. 35, читаем п.3, затем работаем со схемой «Феодальная лестница» на с. 36.

-Чьими вассалами были графы?

-Чьими вассалами были бароны?

-Для кого они были сеньорами?


Итак, смысл выражения «Вассал моего вассала - не мой вассал» означает, что сюзерен может требовать верности только от своих собственных вассалов (прямых вассалов). Но не может требовать подчинения у вассала своего вассала, они ему не подчиняются. Например, герцог был вассалом короля, но являлся сеньором барона. Но барон не являлся вассалом короля, то есть он не был обязан ему подчиняться.


-Какие отношения связывали сеньора и вассала?

Принимая феод от сеньора, вассал давал клятву. Клятва верности вассала и ответ на нее сеньора устанавливали личную связь чести между ними. Дух морали пронизывал вассальные отношения. Преданность вассала своему сеньору, готовность сражаться и погибнуть за него расценивались как наиболее высокие добродетели.




Когда начиналась война с другим государством, король призывал в поход герцогов и графов, те обращались к баронам, которые приводили с собой рыцарей. Так создавалось феодальное войско, которое называлось рыцарским.


Задание: в документе сказано, что Матвей Монморанси за феод, полученный от парижского епископа, должен отправляться в поход по требованию этого епископа с двумя рыцарями.

-В каких отношениях находились между собой названные люди? (вассальные отношения)

-К какой ступени феодальной лестницы относился Матвей Монморанси? (барон)


3. Слабость королевской власти во Франции и образование Священной Римской Империи.

Итак, позиции местной знати постепенно укреплялись, росли ее политическая независимость и военная сила, то есть шел процесс, который неизбежно приводил к феодальной раздробленности и, следовательно, к ослаблению власти короля. Крупные феодалы формально подчинялись королю как вассалы, на самом деле они были вполне независимыми. Они имели право чеканить монету, вести войну, осуществлять суд в своих владениях. В их распоряжении были собственные вассалы.


Задание:

1 группа. Работая с текстом учебника п. 4 § 4, опишите, в чем заключалась слабость королевской власти во Франции и как к власти пришла династия Капетингов.

В конце Х века крупные феодалы Франции избрали королем богатого и влиятельного графа – Гуго Капета. С тех пор и до конца 18 века королевский трон оставался в руках династии Капетингов.

Французское королевство состояло из 14 крупных феодальных владений, многие феодалы имели более обширные земли, чем король. Герцоги и графы считали короля лишь первым среди равных и не всегда подчинялись его приказам.

Не имея власти над всей страной, король не мог издавать законов, не мог собирать налоги с населения. У короля не было сильного войска, ни чиновников для управления государством.



2 группа. Работая с текстом учебника п. 5 § 4, ответьте на вопросы: как и когда образовалась Священная Римская империя?

В 962 г, пользуясь раздробленностью Италии, Оттон I совершил поход на Рим, и папа провозгласил его императором. Кроме Германии под власть Оттона I попала часть Италии. Так Римская империя была восстановлена ещё раз. Позднее это политическое образование стали называть Священной Римской империей германской нации.

Запишем: 962 г. – коронация Оттона 1 и образование Священной Римской империи, просуществовавшее до 1806 года.


Называют причины, которые привели к феодальной раздробленности в Западной Европе.

Объясняют причины ослабления королевской власти во Франции.

Сравнивают королевскую власть во Франции и Германии.

Рассказывают о раздробленности во Франции и Германии.

Характеризуют отношения между феодалами.

Раскрывают смысл понятий: феодальная лестница, сеньор, вассал.

5.Закрепление знаний.

Слайд

1. Определите, кто чей вассал или сеньор.


Слайд

2. Заполните пропуски в тексте. Династия ______________ очень ослабла. Над последними королями люди просто издевались и давали им смешные ____________________. Тогда феодалы выбрали королем ____________________. Теперь король был хозяином только ________________. Он не мог собирать ______________, у него была слабая ________________.

Ответы: Каролингов, прозвища, Гуго Капета – богатого и влиятельного графа Парижского, в своем владении (домене), налоги с населения, королевская власть.

Выполняют здания.

6.Домашнее задание

§ 4, вопросы: 1-3.

Рабочая тетрадь: задание №1 на с.13.

Принимают цель, содержание и способы выполнения дом. задания.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!