СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: Формирование познавательных универсальных учебных действий младших школьников на уроке математики

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Тема: Формирование познавательных универсальных учебных действий младших школьников на уроке математики»

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Ростовской области

«Зерноградский педагогический колледж»


Допущена к защите

« » ____________ 2021 г.

Зам.дир.по УР

/_________/_____________


Защищена с отметкой: _________

Протокол ГИА № __________

от « » ___________2021 г.



ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Тема: Формирование познавательных универсальных учебных действий младших школьников на уроке математики

444.02.02«Преподавание в начальных классах»



Студентка группы П-31

Латарцева Ксения

Сергеевна

Руководитель:

Кравченко Н.В, преподаватель профессионального цикла



Допущена к защите:



подпись руководителя

2021





СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..3

ГЛАВА I. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКЕ МАТЕМАТИКИ.

1.1 Сущность понятия и функции универсальных учебных действий…………………………………………………………………………..7

1.2 Виды универсальных учебных действий…………………………..13

1.3 Технологии формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках математики……………………..18

ГЛАВА II. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКЕ МАТЕМАТИКИ.

2.1 Анализ опыта педагогов - практиков по проблеме формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников на уроках математики………………………………………………………….….26

2.2 Опытно-педагогическая деятельность по формированию познавательных универсальных учебных действий младших школьников на уроках математики ………………………………………………………...……29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….41

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………...….....45

ПРИЛОЖЕНИЕ




ВВЕДЕНИЕ


В современном обществе стремительно развиваются наука и техника, создаются новые информационные технологии, коренным образом меняющие жизнь людей.

Образование в начальной школе изменяется в соответствии с Федеральнобразовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО).

Главной целью школьного образования становится формирование умения учиться. Умение учиться означает умение эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, умение вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу. Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий.[22, c.16]

Концепция развития универсальных учебных действий разработана на основе системно-деятельностного подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов) группой авторов: А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой, Н.Г. Салминой и С.В. Молчановым под руководством А.Г. Асмолова.

Среди матапредметных универсальных учебных действий (далее – УУД), на наш взгляд особое значение для младших школьников имеют познавательные УУД, т.к. именно от их становления зависит результативность всего последующего образования человека.

Познавательные универсальные действия, включающие общеучебные действия, логические действия, а так же действия постановки и решения проблем готовят школьника к решению любой проблемы-задачи.

Однако на современном этапе развития начального общего образования часть педагогов сомневаются в возможности одновременного освоения школьниками содержания учебного материала и организации специальной работы по формированию УУД, другие – испытывают затруднения в организации специальной деятельности учащихся. [22,c. 3]

Объектом исследования - учебно-познавательный процесс на уроках математикпи в начальной школе.

Предметом исследования – процесс формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках математики у младших школьников.

Исходя из объекта и предмета исследования можно определить цель исследования – теоретически обосновать и практически выявить условия формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников на уроке математики.

Гипотеза исследования – формирование познавательных универсальных учебных действий младших школьников на уроках математики будет проходить эффективнее, если учитель:

- знает теоретические основы процесса формирования универсальных учебных действий младших школьников на уроке математики

- владеет методикой использования универсальных учебных действий младших школьников на уроке математики;

- владеет методами диагностики степени сформированности универсальных учебных действий младших школьников на уроке математики;

- изучил опыт педагогов - практиков по проблеме формирование познавательных универсальных учебных действий младших школьников на уроке математики

- систематически использует методы и приемы по формированию познавательных УУД на уроках математики.

Исходя из цели и гипотезы исследования, нами определены задачи:

- раскрыть сущность понятия и функции универсальных учебных действий;

- изучить виды универсальных учебных действий;

- выявить психолого-педагогические аспекты проблемы формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников

- проанализировать опыт педагогов-практиков по изучению проблемы формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках математики;

- провести опытно-педагогическую деятельность по формированию познавательных универсальных учебных действий на уроках математики.

Методологические основания исследования:

- труды по вопросам изучения познавательных учебных действий, как одной из составляющих задачи педагогики (Л.И. Божович, А.К. Маркова, Н.Г. Морозова, А.Б. Орлов, Л.С. Славина и другие), влияния познавательных ууд на успеваемость школьников (О.А. Белобрыкина, А.И. Липкина, Л.А. Рыбак и другие);

- работы Е.В. Заика, Т.А. Матис, С.И. Позднеевой, Ю.А. Полуянова, Г.В. Репкиной, В.П. Симонова, в которых освещены познавательные универсальные учебные действия, способы их формирования.

Методы исследования:

  • Теоретические (изучение и анализ педагогической, методической и специальной литературы по проблеме исследования, обобщение опыта педагогов-практиков)

  • Практические (диагностирование, разработка технологических карт по математике, анализ результатов учебной деятельности младших школьников).

Практическая значимость исследования заключается в:

- подборе и анализе диагностических методик для выявления уровня сформированности познавательных учебных действий у младших школьников на уроках математики;

- в разработке технологических карт уроков математики в начальной школе с применением заданий, направленных на формирование познавательных универсальных учебных действий;

- составлении рекомендаций учителям по вопросам формирования познавательных универсальных учебных действий.

Апробация исследования: публикация разработки уроков по математике с применением заданий, направленных на формирование познавательных универсальных учебных действий на сайте «Мультиурок». (Приложение 1)

База исследования: Целинская МБОУ СОШ №32, 4 класс.

Работа состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения, списка литературы и приложения.


































ГЛАВА1. ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКЕ МАТЕМАТИКИ.

    1. Сущность понятия и функции универсальных учебных действий


И.А. Володарская, дает определение«универсальные учебные действия» в широком значении – это означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. [4, c. 21]

В более узком значении этот термин определяет Карабанова О.А. как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса [12, c. 41]

Ш.А Амоношвили определяет способность учащегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия, как обобщенные действия открывают возможность широкой ориентации учащихся, - как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. Достижение «умения учиться» предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают:

- познавательные и учебные мотивы;

- учебную цель;

- учебную задачу;

- учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).

Елисеева отмечает, что «Умение учиться» выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора. [2, c. 54]

Сегодня подходы к формированию универсальных учебных действий учащихся активно рассматриваются А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой, Л. Г. Петерсон.

Так, концептуальная идея формирования у учащихся УУД, принятая в образовательной системе Л.Г. Петерсон, состоит в следующем: универсальные учебные умения формируются тем же способом, что и любые умения. А формирование любого умения у школьников проходит следующие этапы:

- представление о действии, первичный опыт и мотивация;

- приобретение знаний о способе выполнения действия;

- тренинг в применении знаний, самоконтроль и коррекция;

- контроль умения выполнять действие. [18, c. 36].

Следовательно, этот же путь проходит ученик при формировании универсальных действий.

Ануфриев отмечат, что универсальные учебные действия в процессе обучения в начальной школе выполняют следующие функции:

- обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

- создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, необходимость которого обусловлена поликультурностью общества и высокой профессиональной мобильностью;

- обеспечение успешного усвоения знаний, формирование умений, навыков и компетентностей в любой предметной области. [3, c. 52].

Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания. Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося.

С.А Гладкова выделяет следующие этапы усвоения учебного материала: первичное ознакомление, осмысление материала, закрепление материала и овладение материалом.

Начальный этап ознакомления с учебным материалом имеет большое значение для всего процесса усвоения. Не менее важно на этом этапе то, что предстоит восприятию, а именно апперцепция. Она включает активное сознательное отношение личности к воспринимаемому, которое не исчерпывается содержанием представлений и не сводится к их массе.

Мыслительная работа охватывает восприятие со всех сторон: предваряя его, в него включаясь и над ним надстраиваясь. Осмысление - это второй этап. Он, входя в первый, является основой третьего этапа - запоминания.

Запоминание (закрепление) учебного материала - это не только постоянное осмысление, включение в новые смысловые связи, но и переосмысление этого материала. Уточняя, формулируя свою мысль, человек формирует ее; вместе с тем он прочно ее запечатлевает. Отсюда следуют два вывода: собственное изложение учащихся должно быть специально предусмотрено в организации учебной деятельности и особенно важно готовить первое самостоятельное воспроизведение обучающимися усваиваемого материала.

Овладение материалом - это возможность оперировать им в различных условиях, применяя его на практике. На этом этапе усвоения овладение знаниями направлено уже не на учение, а на другие, практические, цели. Это жизненный контекст, в котором знания и умения обретают иные качества.

Владение универсальными учебными действиями позволяет учащимся успешно осваивать информацию на всех этапах.

Итак, овладение универсальными учебными действиями ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умение учиться. Данная способность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия - это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, - как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности. [16, c. 54].

Е.В Коротеева говорит о том, что в составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока: [14, c. 62]

1) личностный;

2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции);

3) коммуникативный;

4) познавательный.

1. Личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:

- личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

- смыслообразование, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется;

- нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.

2. Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. К ним относятся:

- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

- планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

- прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

- коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;

- оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;

- саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.

3. Познавательные универсальные действия включают общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.

Общеучебные универсальные действия:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

- структурирование знаний;

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:

- моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта;

- преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Логические универсальные действия:

- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

- синтез-составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

- выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;

- подведение под понятие, выведение следствий;

- установление причинно-следственных связей;

- построение логической цепи рассуждений;

- доказательство;

- выдвижение гипотез и их обоснование. [2, c.23]

Таким образом, Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования выделяет четыре вида универсальных учебных действий: личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные. Рассмотренная система универсальных учебных действий позволяет использовать в образовательном процессе принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации. Перечисленные выше виды мы более подробно рассмотрим в следующем параграфе.


    1. Виды универсальных учебных действий.


Н.В Медведева, отмечает, что личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. [15, c. 43]

Афганова применительно к учебной деятельности выделяет два вида действий:

•действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, какое значение, смысл имеет для меня учение, изучаемый предмет, материал, и уметь находить ответ на него;

•действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор. [1, c. 41]


Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Позволяют выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего.

Регулятивные действия обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности. К ним относятся:

•целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

•планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

•прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

•контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

•коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

•оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

•волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Познавательные универсальные учебные действия включают в себя:

•общеучебные,

•логические,

•действия постановки и решения проблем.

Общеучебные универсальные действия:

•самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

•поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

•структурирование знаний;

•осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

•выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

•рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

•постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

И.А. Зимняя выделяет собую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:

•моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);

•преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область. [11, c. 19]

Универсальные логические действия включают в себя:

•анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

•синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;

•выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

•подведение под понятия, выведение следствий;

•установление причинно-следственных связей,

•построение логической цепи рассуждений,

•доказательство;

•выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблем это:

•формулирование проблемы;

•самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. [3, c. 65]

Коммуникативные универсальные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Виды коммуникативных действий:

•планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

•постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

•разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

•управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка действий партнера;

•умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. [11, c. 65]

Каждый раз, составляя проект очередного урока, учитель задает себе одни и те же вопросы:

•как сформулировать цели урока и обеспечить их достижение;

•какой учебный материал отобрать и как подвергнуть его дидактической обработке;

•какие методы и средства обучения выбрать;

•как организовать собственную деятельность и деятельность учеников.

•как сделать, чтобы взаимодействие всех этих компонентов привело к определенной системе знаний и ценностных ориентаций. [11, c. 41]

Основной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями.

Поэтому для того чтобы сформировать у учащихся любое УУД в образовательной системе предложен следующий путь, который проходит каждый ученик:

•вначале при изучении различных учебных предметов у учащегося формируется первичный опыт выполнения УУД и мотивация к его самостоятельному выполнению;

•основываясь на имеющемся опыте, учащийся осваивает знания об общем способе выполнения этого УУД;

•далее изученное УУД включается в практику учения на уроке, организуется самоконтроль и, при необходимости, коррекция его выполнения;

•в завершение организуется контроль уровня сформированности этого УУД и его системное практическое использование в образовательной практике, как на уроках, так и во внеурочной деятельности. [17, c.50]

Исходя из вышеизложенного, мы пришли к выводу, что в качестве основного результата образования выступает овладение набором универсальных учебных действий, позволяющих ставить и решать важнейшие жизненные и профессиональные задачи. Прежде всего, в зависимости от задач, с которыми предстоит столкнуться непосредственно школьнику и выпускнику во взрослой жизни, и разрабатывался новый образовательный стандарт. Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь это касается сформированности универсальных учебных действий (УУД). Овладение УУД дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что УУД это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания. В нашей школе процесс формирования универсальных учебных действий давно является предметом пристального внимания педагогов, администраторов, психологов, что позволяет сделать вывод о готовности к реализации требований Стандарта по формированию ведущей компетентности учебной самостоятельности. Любые действия должны быть осмысленными. Это относится прежде всего к тому, кто требует действия от других. Развитие внутренней мотивации - это движение вверх. Задачи, которые мы ставим перед ребёнком, должны быть не только понятны, но и внутренне приятны ему, т. е. они должны быть значимы для него. Также сам учитель должен владеть знаниями о технологии формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников, которые мы рассмотрим в следующем пораграфе.


1.3 Технологии формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках математики


И.М. Осмоловская отмечает, что учебный предмет «Математика» имеет большие потенциальные возможности для формирования всех видов УУД: личностных, познавательных, коммуникативных и регулятивных. Реализация этих возможностей на этапе начального математического образования зависит от способов организации учебной деятельности младших школьников, которые учитывают потребности детей в познании окружающего мира и научные данные о центральных психологических новообразованиях младшего школьного возраста, формируемых на данной ступени (6,5 – 11 лет): словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково-символическое мышление, с опорой на наглядно-образное и предметно-действенное мышление. [17, c.50]

Формирование широких познавательных мотивов учения у младших школьников тесно связано с усвоением теоретических знаний и ориентацией на обобщенные способы действий (В.В. Давыдов, А.К. Маркова, Д.Б. Эльконин).

Рассмотрим технологии представленные И.В. Петровой, направленные на формирование познавательных универсальных учебных действий (Таблица 1) «Технологии формирования познавательных универсальных действий»

Проблемное обучение. Одна из особенностей современного процесса обучения является переход к личностно-ориентированному подходу в обучении, что требует использования комплекса методов, технологий для развития личности, организационных форм.

Проблемное обучение – это такая организация урока, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций, активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение ЗУН (знаниями, умениями, навыками и развитие мыслительных способностей.

Проблемное обучение ломает привычные стереотипы проведения уроков, меняет саму систему взаимоотношений «учитель – ученик». Поэтому требования, которые предъявляются к современному педагогу, не дают ему ни малейшего шанса ограничиться усвоением учащимися школьной программы

Предлагаются наиболее распространённые приёмы создания проблемной ситуации: подведение учащихся к противоречию и предложение им самим найти способ его разрешения; изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос; сравнения, обобщения, сопоставления фактов, для объяснения которых нужны новые сведения; задания, для выполнения которых недостаёт знаний; формулирование темы урока в виде вопроса.

Проблемное обучение позволяет учителю включать в урок разнообразные формы, такие как фронтальная беседа, работа учащихся в группах, работа в парах, самостоятельная работа [19, c.50]

Педагогика сотрудничества. Как целостная технология педагогика сотрудничества пока не имеет нормативно-исполнительного инструментария; ее идеи составили основу «Концепции федеральных государственных стандартов общего образовании». Поэтому педагогику сотрудничества нужно рассматривать как особого типа «проникающую» технологию, которая является воплощением нового педагогического мышления, источником прогрессивных идей и в той или иной мере входящей во многие современные педагогические технологии как их составная часть [17, c.58]

В рамках коллектива принцип сотрудничества распространяется на учителей и руководителей с окружающей социальной средой (родителями, семьей, общественными и трудовыми организациями) и на все виды отношений учеников.

Дифференцированный и индивидуальный подход. Необходимость реализации принципа дифференцированного обучения связана с содержанием обучения и индивидуальными возможностями каждого ребенка; объективно существующими противоречиями между общими для всех обучающихся в том или ином классе целями, между индивидуальным характером усвоения учебного материала, коллективной формой учебного процесса и развития детей. Дифференцированный подход в учебном процессе предполагает разумное сочетание фронтальных групповых и индивидуальных занятий для повышения качества обучения и развития каждого ученика. [17, c.61]

Информационно-коммуникационные технологии в процессе обучения и модернизации образования используются всё активнее.

Перед учителем стоит задача обучать детей таким образом, чтобы они могли быстро и легко реагировать на изменяющиеся условия, были способны находить новые проблемы и задачи и пути их решения. Достичь хорошего результата в выполнении этой задачи можно в условиях реализации инновационного подхода в обучении, обеспечивающего переход на продуктивно-творческий уровень. Всё это можно достичь при помощи разнообразных технологий, включая информационно-коммуникационные.

Использование ИКТ позволяет погрузиться в другой мир, увидеть его своими глазами. При использовании на уроках информационно – коммуникационных технологий на уроках ставятся такие цель и задачи:

Использование ИКТ на уроках математики позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребёнок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися.

Т.П Сальников отмечает, что внедрение ИКТ осуществляется по следующим направлениям: создание презентаций к уроку; работа с ресурсами Интернета; использование готовых обучающих программ; разработка и использование собственных авторских программ. [20, c.50]

Компетентно-ориентированное обучение – это метод проектов.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

Петрова выделяет следующую технологию организации проектной деятельности детей:

1. Возникновение необходимости создания данного проекта.

2. Знакомство с содержанием, лежащим в основе проекта.

3. Разработка эскиза и продумывание последовательности работы над проектом.

4. Выявление необходимых для проекта материалов и инструментов.

5. Распределение обязанностей между учениками проектной деятельности.

6. Поиск и сбор материалов и инструментов.

7. Изготовление проекта.

8. Представление готового проекта.

9. Использование проекта на уроке.

10. Подведение итогов работы. [19, c.65]

Классификация учебных проектов.

Требования к использованию метода проектов: наличие значимой в творческом плане проблемы или задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения; практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов; самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся. [19, c.72]

Таким образом, в процессе формирования познавательных универсальных учебных действий учащиеся получают возможность научиться:

- формулировать правило на основе выделения существенных признаков;

- выполнять задания с использованием материальных объектов, схем;

- проводить сравнение, классификации, выбирая наиболее эффективный способ решения или правильный ответ;

- строить объяснение в устной форме по предложенному плану;

- строить логическую цепь рассуждений

Все это помогает ребенку включать в процесс запоминания все виды памяти, материализует орфографические понятия, позволяет развивать наблюдательность, формирует умение анализировать, сравнивать, делать выводы [20, с. 59].

Логические действия имеют наиболее общий (всеобщий) характер и направлены на установление связей и отношений в любой области знания. В рамках школьного обучения под логическим мышлением обычно понимается способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.), а также составные логические операции (построение отрицания, утверждение и опровержение как построение рассуждения с использованием различных логических схем – индуктивной или дедуктивной).

Универсальные учебные действия должны быть положены в основу выбора и структурирования содержания образования, приемов, методов, форм обучения, а также построения целостного образовательно-воспитательного процесса [7, с. 82].

Математика как учебный предмет играет весьма важную роль в развитии младших школьников: ребёнок учится познавать окружающий мир, решать жизненно важные проблемы. Математика открывает младшим школьникам удивительный мир чисел и их соотношений, геометрических фигур, величин и математических закономерностей.

Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования по предмету «Математика»:

- использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений;

- овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, измерения, пересчета, прикидки и оценки, наглядного представления данных и процессов, записи и выполнения алгоритмов;

- приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;

- умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, умение действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, совокупностями, представлять, анализировать и интерпретировать данные 20, с. 28.

Таким образом, формирование УУД, обеспечивающих решение задач общекультурного, ценностно-личностного, познавательного развития учащихся реализуется в рамках целостного образовательного процесса, в ходе изучения системы учебных предметов, в метапредметной деятельности, организации форм учебного сотрудничества, решения важных задач жизнедеятельности учащихся. Однако, все может оказаться полезным только в случае создания благоприятной атмосферы в классе – атмосферы поддержки и заинтересованности в каждом ребенке.

Любое учебное умение школьника, необходимое ему для успешной учебно-познавательной деятельности, характеризуется набором взаимосвязанных конкретных учебных действий. Например, механизм решения задачи арифметическим методом предполагает следующие действия ученика:

1. Анализ задачи;

2. Поиск плана решения задачи;

3. Осуществление плана решения задачи.

4. Проверка решения задачи.

Таким образом, были рассмотрены технологии, формирующие все виды универсальных учебных действий.

Таким образом, мы пришли к тому, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования познавательных универсальных учебных действий, так как все виды деятельности, в том числе и учебная деятельность, в этом возрасте способствуют развитию познавательной сферы. Внимание, память, воображение, восприятие приобретают характер большей произвольности. Ребенок осваивает способы самостоятельного управления ими. Более того, в умственном плане осваиваются классификации, сравнения, аналитико-синтетический тип деятельности, действия моделирования, становящиеся предпосылками формирования в будущем познавательных универсальных действий.

Итак, в первой главе мы рассмотрели теоретические основы формирования познавательных УУД и определили, что для организации данного процесса необходимо понимать сущность понятия «универсальные учебные действия». На наш взгляд, более полно содержание данных понятий раскрывает Карабанова О.А., определяя их как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Проанализировав все понятия, мы пришли к выводу, что рассмотренная система универсальных учебных действий позволяет использовать в образовательном процессе принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации.

Помимо определений, мы обратили внимание на виды универсальных действий, позволяющих ставить и решать важнейшие жизненные и профессиональные задачи. Мы выявили что познавательные УУД делятся на общеучебные, логические и действия постановки и решения проблемы. Овладение УУД дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений на основе формирования умения учиться.

Следующая часть нашей исследовательской работы посвящена описанию педагогических условий формирования универсальных учебных действий на уроках математики.






















ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКЕ МАТЕМАТИКИ.

2.1 Опыт педагогов - практиков по проблеме формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников на уроках математики.

универсальный учебный действие ик

Опираясь на рекомендации А.Г. Асмолова, многие учителя убеждаются в том, что эффективность формирования познавательных действий при обучении математике обусловлена необходимостью создавать условия для формирования у учащихся положительной мотивации, чтобы ученик понял, что он знает и чего не знает, и, самое главное, захотел это узнать. Учитель на уроках должен научить учащихся самих ставить цель, составлять план для достижения этой цели. Исходя из цели и плана, ученики должны предположить, каких результатов они могут достигнуть. [5, c.43]

Страшнова Г.А. учитель математики МБОУСОШ № 17 г.Москвы в своей работе при формировании и выявлении сформированности познавательных учебных действий применяла такие задания и упражнения целью которых было целью выделения общих признаков; синтез, как составление целого из частей; знаково -символическое моделирование. При этом она разработала и применила содержание познавательных УУД, которые формируются на ее уроках математики:

осознание, что такое свойства предмета - общие, различные, существенные, несущественные, необходимые, достаточные;

моделирование;

использование знаково-символической записи математического понятия;

овладение приёмами анализа и синтеза объекта и его свойств;

использование индуктивного умозаключения;

выведение следствий из определения понятия;

умение приводить контрпримеры.

В рамках школьного обучения под логическим мышлением понимается способность и умение учащихся производить:


Простые логические действия

Составные логические операции

сравнение данных; опознание объектов; анализ- выделение элементов и «единиц» из целого; расчленение целого на части; синтез- составление целого из частей; сериация - упорядочение объектов по выделенному основанию (Сериация является необходимым условием формирования у детей понятия числа); классификация - отнесение предмета к группе на основе заданного признака; обобщение -выведение общности для целого класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи; доказательство - установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений; подведение под понятие - распознавание объектов, выделение существенных признаков и их синтез; вывод следствий; установление аналогий.

построение отрицания; утверждение и опровержение как построение рассуждения с использованием различных логических схем - индуктивной или дедуктивной; общий приём решения задач.

Общий прием решения задач включает:

 знания: этапов решения, методов решения, типов задач, оснований выбора способа решения в зависимости от умения анализировать текст задачи;

 владение: предметными знаниями (понятиями, определениями терминов, правилами, формулами, логическими приемами и операциями).

 Компоненты общего приема решения задач:

 Анализ текста задачи (семантический, логический, математический).

 Перевод текста на язык математики с помощью вербальных и невербальных средств.

 Установление отношений между данными и вопросом.

 Составление плана решения задачи.

 Осуществление плана решения.

 Проверка и оценка решения задачи. [18, c.50]


Анализ текста задачи

Семантич-еский

Направлен на обеспечение понимания содержания текста, предполагает: 1)Выделение и осмысление: - отдельных слов, терминов, понятий как житейских, так и математических, - грамматических конструкций («если…, то», «после того, как…» и т.д.), - количественных характеристик объекта, задаваемых словами - кванторами («каждого», «какого-нибудь», «любое», «некоторое», «всего», «все», «почти все», «одинаковые», «разные», и т.д. 2) Восстановление предметной ситуации, описанной в задаче, путем переформулирования, упрощенного пересказа текста с выделением только существенной для решения задачи информации. 3) Выделение обобщенного смысла задачи - о чем говорится в задаче, указание на объект и величину, которая должна быть найдена (стоимость, объем, площадь, количество и т.д.).

Логический

Предполагает: - умение заменять термин их определениями, - выводить следствия из имеющихся в условии задачи данных (понятий, процессов, явлений).

Математический

Включает анализ условия и требования задачи. При этом анализ условия происходит исходя из требования задачи. Анализ условия направлен на выделение: а) объектов (предметов, процессов). б) величин, характеризующих каждый объект. в) характеристик величин. Анализ требования направлен на выделение: - неизвестных количественных характеристик величин объекта(ов).


Так же учитель начальных классов Зоненберг Татьяна Юрьевна на своих уроках для выявления познавательных учебных действий использует метод игры, так как в начальной школе для ребят игра является одним из главных видов деятельности. Применяя его на уроках, педагог с большим интересом вовлекает детей в учебный процесс. [21, c. 21]

После изучения опыта работы учителей практиков мы пришли к выводу, что, бесспорно, урок с применением различных УУД непрост в подготовке и проведении, что делает его малопривлекательным для широкого использования в учебном процессе. Однако творчески работающие учителя начальных классов стремятся разнообразить приемы учебных предметов с тем, чтобы сделать процесс обучения интересным, а главное развивающим для младших школьников. Нужно чтобы каждый ученик работал в полную меру своих сил, чувствовал уверенность в себе, ощущал радость учебного труда, сознательно и прочно усваивал программный материал, продвигался в развитии. На все это мы будем опираться в нашей будущей работе.

2.2. Организация работы по применению технологии дифференцированного обучения на уроках литературного чтения

Опытно-педагогическое исследование по формированию универсальных учебных действий на уроках математики осуществлялось на базе МБОУ Целинская СОШ №32, во 4 классе.

Во четвертом классе обучается 26 человек. Из них 12 девочки, 14 мальчиков. В классе 3 человека обучаются на отлично, 12 хорошистов и 11 имеют оценку удовлетворительно.

Классный руководитель Жардева Н.В. отмечает, что познавательная мотивация обучающихся класса на среднем уровне. Желание и умение учиться проявляется не у всех. По уровню развития и по характеру дети разные. По словам Надежды Владимировны, каждый ребенок данного класса по-своему интересен: наблюдая за ребятами можно выделить сильных детей с высокой познавательной мотивацией и слабых, у которых познавательная мотивация находится на низком уровне.

Из беседы с учителем к Овладев этой деятельностью, учащиеся сами начинают её совершенствовать, что приводит к развитию их интеллектуальных способностей. Нужно чтобы каждый ученик работал в полную меру своих сил, чувствовал уверенность в себе, ощущал радость учебного труда, сознательно и прочно усваивал программный материал, продвигался в развитии. На все это мы будем опираться в нашей будущей работе. Уровень познавательных УУД во многом зависит от умственных способностей ребенка, от личностных качеств и особенностей здоровья. Поэтому для повышения уровня познавательных УУД учитель использует различные методы и приемы для формирования познавательных УУД. Она создает условия, при которых у детей возрастает мотивации к обучению курса математики.

Опытно-педагогическая деятельность по формированию универсальных учебных действий на уроках математики проходила в три этапа;

  • начальный;

  • основной;

  • заключительный.

На начальном этапе мы запланировали диагностические процедуры.

Для диагностики был выбран тест Липпмана «Логические закономерности».(Приложение 3)

Цель: изучение логического мышления.

Учащимся предъявлялись письменно ряды чисел. Им необходимо было проанализировать каждый ряд и установить закономерность его построения. Ребенок должен определить два числа, которые бы продолжили ряд. Время решения заданий фиксировалось.

По окончании диагностической процедуры мы получили данные (Приложение 4), которые мы занесли в таблицу (Приложение 5). Из таблицы видно, что сформированность предметных результатов на среднем уровне, что требует особого отношения при подборе дидактического материала.

Статистические результаты по изучению уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий наглядно представлены в диаграмме 1. «Уровень сформированности познавательных универсальных учебных действий на уроках математики у младших школьников 4 класса МБОУ Целинская СОШ №32 на начальном этапе исследования»

Диаграмма 1. «Уровень сформированности познавательных универсальных учебных действий на уроках математики у младших школьников 4 класса МБОУ Целинская СОШ №32 на начальном этапе исследования», в %.


Анализ результатов свидетельствует, что большинство учеников среднего уровня, что составило 63%. Дети данной категории детей допустили в тесте от 1 до 2 ошибок и потратили на выполнение от 4,32 мин до 6,21 мин. Высокий уровень составили 3 человека, которые не допустили ошибок и выполнили задание от 2, 25 мин до 3,46 мин, это составило всего 12% .Дети данной категории могут выполнять задание сложной группы, но с помощью учителя по опорным схемам. Четвертую часть составили дети низкого уровня и это составило 25%. При выполнении работы они были медлительны, апатичны, не успевали за классом. При отсутствии особого подхода к ним, они совершенно теряют интерес к учебе, отстают от класса, хотя на самом деле могут учиться успешно.

Таким образом, диагностическая процедура помогла нам определить точную направленность и планирование нашей дальнейшей работы по формированию познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроке математики.

Исходя из теоретического исследования нам стало известно, что учитель на уроках математики может применять различные методы и приемы для повышения уровня сформированности предметных ууд. Поэтому в соответствии с полученными данными мы приступили к планированию своей дальнейшей деятельности, перейдя к основному этапу опытно-педагогической работы. На данном этапе с обучающимися были проведены уроки математики.

Реализация нашего плана началась с изучения урока по теме «Числа, которые больше 1000. Что узнали. Чему научились» (Приложение 6)  

Цель: организация деятельности обучающихся по закреплению умений читать и записывать многозначные числа, решать задачи и уравнения.

Познавательные УУД:

-читать информацию, представленную в знаково-символической форме, осознанно строить математическое сообщение;

-осуществлять поиск и выделять необходимую информацию для выполнения учебных заданий;

На данном уроке познавательные УУД формировались на этапе актуализации опорных. Мы предложили детям выполнить задание, где нужно было устно найти значение математических выражений:

221 * 4 =

246 : 6 =

320 * 100 =

927 : 9 =

109 * 6 =

648 : 6 =

Дети выполняли задание в устной форме, по цепочке.

Так же с помощью приема «устный опрос» дети выполнили задание на сравнение чисел:

5806 и 2401

7503 и 9988

4502 и 2205

С помощью данных заданий мы проверили закрепление материала по прошлом уроку и готовность к более сложным заданиям.

На этапе затруднения во внешней речи мы включили задание по учебнику:

832 : 9 =

641 : 3 =

587 : 8 =

667 : 7 =


Задание выполнялось у доски с комментированием. Тем самым мы формировали чтение информации, представленной в знаково-символической форме.

Так же для закрепления материала мы предложили детям самостоятельную работу по изученной теме.

Самостоятельная работа

684 : 9 + (506 – 102 * 3) =


736 : 4 + (607 – 428 : 4) =



После выполнения дети смогли проверить и оценить свою работу по эталону.

Следующий урок был также посвящен отработки умений и рефлексии.

Тема урока: Нумерация многозначных чисел. (Приложение 7)

Цель: организация деятельности обучающихся по обобщению знания и умения устной и письменной нумерации многозначных чисел.

Познавательные УУД:

-читать информацию, представленную в знаково-символической форме, осознанно строить математическое сообщение;

-осуществлять поиск и выделять необходимую информацию для выполнения учебных заданий;

Для формирования перечисленных познавательных УУД мы на этапе «обобщение затруднений во внешней речи» включили слндующие задание:

- По 1-му выходим к доске и записываем число. 30;37;70;73. 26; 29; 62; 69; 92; 96.

- Почему и в 1, и во 2 случае использовалось 3 цифры, а количество составленных чисел разное?

0 не может выступать в качестве десятков.

Так же мы повторили разряды и выяснили, что есть:

Кл. ед., кл. тыс., кл. млн., кл млрд.;

На этапе самостоятельной работы мы предложили детям выполнить тестирование, которое состояло из 6 воросов.

1. Число девяносто пять тысяч три записывается
цифрами так:

1)953 2)95 003 3)95 030 4)950 003

2. В каком ряду чисел они записаны в порядке их
уменьшения?

  1. 27 460, 24 670, 26 047, 27 064

  2. 24 760, 26 704, 27 460, 27 604

  3. 26 740, 26 047, 24 607, 20 746

  4. 20 746, 27 604, 24 760, 27 064

3. В числе 138 452 цифрой 4 обозначено количе­ство:

1)сотен

  1. единиц тысяч

  2. десятков

  3. десятков тысяч

4. В каком числе содержится 500 единиц второго

класса?

1)500 2)50 000 3)500 000 4)50

5. К какому числу надо прибавить единицу, чтобы
получить число 340 000?

1) 33 999 2) 340 001 3) 339 999 4) 39 999

6. Сколько всего десятков содержится в числе

387 560?

  1. 6 десятков

  2. 8 десятков

  3. 38 756 десятков

  4. 38 десятков

Этот прием позволил в короткие сроки получить информацию о том, как дети закрепили знания о нумерации многозначных чисел, а также сформировать запланированные в начале познавательные УУД.

Заключительный урок был на тему: «Нахождение неизвестного слагаемого в составном уравнении». (Приложение 8)

Цель: создать условия для овладения учащимися алгоритмом решения сложного уравнения на основе знания связи между суммой и слагаемыми.

Познавательные УУД:

-читать информацию, представленную в знаково-символической форме, осознанно строить математическое сообщение;

-осуществлять поиск и выделять необходимую информацию для выполнения учебных заданий;

На данном уроке мы повышали познавательную деятельность с помощью интересных фактов. Например, на этапе «актуализация учебной деятельности» мы предложили детям задание:

-Врачи утверждают, что если съесть 600 г этой ягоды, то человек запасется витаминами на всю зиму.

-О какой лечебной ягоде идёт речь? Для этого вам надо решить цепочку примеров и получить ответ. Если ваш ответ будет равен 65, то это черника, если 95- клюква, 75-земляника.

29+41:10+7:2+1+12:2+65*1=

Посчитав, дети определили, что это земляника.

Также при организует повторение порядка выполнения уравнения на этапе «открытие нового знания» мы рассказали детям о новом интересном факте ответ на который им нужно было найти, решив уравнения у доски.

 -Любопытно, что бутыль с чистой водой, который приносят в офисы и квартиры, имеет некоторый объем. Не 10 не 15, а именно Это число. Какое это число мы с вами узнаем, решив уравнение.

На этапе самостоятельной работы мы также воспользовались данным приемом, организуя решение уравнения.

Не в високосный год в феврале месяце необычное число дней, какое это число мы с вами узнаем решив уравнение

Решим еще одно уравнение.

64+х=92

Решив уравнение, дети определили загаданное количество дней. Использование интересных фактов пронизывало весь урок, при выполнении различных заданий.

Детям было интересно узнавать что-то новое и познавательная мотивация была на высоком уровне.

Таким образом, учитывая возрастные особенности учащихся, систематически используя задания и упражнения, направленные на развитие словесно-логического мышления, развивая учебно-познавательный интерес к изучению математики, мы на формирующем этапе формировали познавательные универсальные учебные действия младших школьников на уроках математики.

Перед заключительной диагностикой была проведена работа с родителями в рамках родительского собрания. Собрание было посвящено проблеме по формированию познавательной деятельности и мотивации детей (Приложение 9) Родительское собрание было проведено в дистанционном режиме. Мы использовали приложение (ватсап). Родители также были ознакомлены с результатами наших диагностик, получили в электронном варианте памятки с данными рекомендациями (Приложение 10).

На заключительном этапе нашей исследовательской работы мы провели повторное диагностирование среди детей для того, чтобы определить изменения в уровне сформированности познавательных универсальных учебных действий

Для тестирования был использован тот же самый тест Липпмана «Логические закономерности»

При выполнении работы, мы отметили, что детям стало легче работать, ориентироваться в заданиях. Помощи учителя просили реже.

При анализе данной методики мы получили результаты (Приложени 11), которые так же занесли в таблицу (Приложение 12).

Статистические результаты представлены в диаграмме 2 «Уровень сформированности познавательных универсальных учебных действий на уроках математики у младших школьников 4 класса МБОУ Целинская СОШ №32 на заключительном этапе исследования»

Диаграмма 2. «Уровень сформированности познавательных универсальных учебных действий на уроках математики у младших школьников 4 класса МБОУ Целинская СОШ №32 на начальном этапе исследования», в %.



Анализ результатов свидетельствует, что большую часть составляют дети среднего уровня, что составило 63%. Остальное количество поделили между собой дети высокого уровня, что составило 25% и дети низкого уровня сформированности предметных результатов, что составило 12%.

На основе всего вышеизложенного мы можем сделать вывод, что анализ результатов, полученных в ходе исследования, позволил выделить группы детей младшего школьного возраста с различным уровнем сформированности познавательных ууд: высокий –дети «5», средний- дети «4» и низкий дети «3» и «2».

Полученные данные подтвердили необходимость применения методов и приемов обучения как способа формирования познавательныз универсальных учебных действий.

В ходе дальнейшей работы были активно применены методы и приемы обучения, влияющие на формирование высокого уровня сформированности познавательных ууд для младших школьников со средним уровнем: успешно проведен цикл уроков,

Также мы не могли не обратить внимание на детей, у которых низкий уровень сформированности познавательных ууд. Для них использовались различные вспомогательные карточки, задания более упрощенного уровня, где больше наглядного дидактического материала. Также осуществлялся постоянный контроль и помощь учителя.

Данные, полученные на заключительном этапе нашего исследования, указали на качественные и количественные изменения уровня сформированности предметные результатов школьников. Анализ результатов показал, что преобладающая часть учеников имеет средний уровень - 63%, высокий уровень показали - 25%, низкий уровень проявило 12% школьников.

Диаграмма 3. «Сравнение результатов уровня сфорироанности познавательных универсальных учебных действий на уроках математики у младших школьников 4 класса МБОУ Целинская СОШ№32 на начальном и заключительном этапах исследования»"


Сравнение результатов на начальном и заключительном этапах позволило выявить положительную динамику.

Показатель высокий уровень на начальном этапе составил 12%, на заключительном 25%; средний остался неизменным 63% низкий уровень наоборот уменьшился с 25% до 12% раза.

Итак, изучив опыт педагогов-практиков по данной проблеме, мы пришли к выводу о том, что в педагогической деятельности по формированию познавательных универсальных учебных действий на уроках математики, педагог должен уметь правильно организовывать деятельность детей, а также грамотно организовать взаимодействие с родителями, систематически использовать приемы и методы для повышения познавательной активности детей, а также осуществлять мониторинг сформированности уровня развития познавательных УУД. Но для этого учителю необходимо постоянно совершенствоваться, обогащать свой опыт и повышать свою культуру.

Следующим этапом нашего исследования было формирование познавательных УУД с помощью соответствующих методов и приемов. Мы подобрали диагностики для выявления уровня сформированности познавательных УУД у младших школьников на уроках математики.

На каждом уроке мы использовали приемы и методы для формирования познавательных универсальных учебных действий. Это способствовало повышению уровня познавательных УУД. Так же мы провели классный час в виде математической викторины для развития познавательной и мыслительной активности во внеурочной деятельности.

Результаты опытно-педагогической работы показали, что формирование познавательных УУД у младших школьников происходит постепенно. Если систематически использовать приемы и методы по повышению логических операций, мыслительной и познавательной активности с младшими школьниками на уроках математики, а также во внеурочной деятельности, то формирование познавательных универсальных учебных действий у обучающихся с в начальной школе будет проходить более успешно.

Таким образом, учитывая возрастные особенности учащихся, систематически используя задания и упражнения, направленные на развитие словесно-логического мышления, развивая учебно-познавательный интерес к изучению математики, мы на формирующем этапе формировали познавательные универсальные учебные действия младших школьников на уроках математики.










ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Наша работа была посвящена проблеме формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках математики.

Целью нашего исследования являлось: теоретически обосновать и практически выявить условия формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников на уроке математики.

В нашей исследовательской работе для достижения поставленной цели были намечены и решены несколько задач.

Для решения первой задачи нам было необходимо выявить сущность понятия и функции универсальных учебных действий. В своей работе мы опирались на понятие, данное Карабановой О.А, так как именно она рассматривает его в более узком значении, как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. Так же мы рассмотрели функции УУД, которые выделил…..:1)обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности; 2)создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, необходимость которого обусловлена поликультурностью общества и высокой профессиональной мобильностью;3)обеспечение успешного усвоения знаний, формирование умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.

Также, решая вторую задачу, мы рассмотрели виды универсальных учебных дейчтвий. Таким образом, Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования выделяет четыре вида универсальных учебных действий: личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные. Каждое из УУД включает в себя ряд задач, которыми должен овладеть младший школьник. Овладение УУД дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что УУД это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания

Решая третью задачу, мы рассмотрели технологию формирования познавательных УУД на уроках математики и можем сделать вывод, что каждый прием по-своему является интересным и требует разной степени подготовки от учителя. Но применять данные приемы вполне реально. Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребёнка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого невозможно воплощение новых стандартов школьного образования.

Изучая опыт педагогов – практиков, для решения четвертой задачи, мы увидели, что учителя начальных классов используют различные формы: фронтальные, групповые, коллективные и индивидуальные. Также они применяют разнообразные методы и приемы: беседа, наблюдение, проекция, идентификация, воображаемая ситуация и т.д.

На основании всего вышеизложенного мы можем заключить, что получить положительные результаты в формировании познавательнфх УУД можно с помощью применения различных приемов, методов и целенаправленной работы педагога, которая является сложным и многоплановым процессом.

Для решения последней задачи мы провели опытно-педагогическую работу по формированию познавательных универсальных учебных действий на уроках математики. По сути наша исследовательская работа носила многоплановый характер. Мы работали в направлениях: диагностическом, коррекционном, развивающем.

В рамках диагностического направления мы изучали доминирующий уровень познавательных УУД класса, для этого мы провели тест Липпмана «Логические закономерности», активно применяли приемы технологии формирования познавательных УУД: такие как проблемная ситуация, включение интернесных фактов в урок, математический анализ и т.д.

Мы установили, что дети данного класса имеют средний уровень сформированности познавательных УУД. Это легло в основу планирования нашей работы с обучающимися.

В рамках коррекционного и развивающего направления мы организовали работу с детьми и родителями.

Проверка результатов нашего исследования стала возможной при проведении повторного тестирования детей и проверкой их домашних заданий и классных в разных видах деятельности.

Мы пришли к выводам, что систематическая работа с детьми по формированию познавательных универсальных учебных действий, а также использование приемов и ме тодов данной технологии позволяет сделать процесс формирования познавательных УУД организованным, а не стихийным. Мы можем сказать, что нам удалось изменить уровень сформированности познавательных универсальных учебных действий.Таким образом, поставленные задачи реализованы, цель исследовательской работы достигнута. Сформулированная в начале исследования гипотеза: формирование познавательных универсальных учебных действий младших школьников на уроках математики будет проходить эффективнее, если учитель:

- знает теоретические основы процесса формирования универсальных учебных действий младших школьников на уроке математики

- владеет методикой использования универсальных учебных действий младших школьников на уроке математики;

- владеет методами диагностики степени сформированности универсальных учебных действий младших школьников на уроке математики;

- изучил опыт педагогов - практиков по проблеме формирование познавательных универсальных учебных действий младших школьников на уроке математики

- систематически использует методы и приемы по формированию познавательных УУД на уроках математики- подтвердилась.

Исследование представляет для нас интерес, и будет продолжено в нашей дальней деятельности.

Наше исследование нашло свое подтверждение, но о значительных результатах можно будет судить только тогда, когда будет предоставлено больше времени на реализацию плана по формированию познавательных учебных действий у младших школьников на уроках матемтики.



















СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Агафонова, И.Н. Развитие коммуникативной компетентности учащихся //Управление начальной школой. - 2019. - № 2.- С.23-26. – Текст: непосредственный

  2. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. - М., 2017. -366с. – Текст: непосредственный

  3. Ануфриев, А.Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей /А.Ф. Ануфриев, С.Н. Костромина. - М.: Ось-89, 2017. -236 с. – Текст: непосредственный

  4. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. / Под ред. Асмолова А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2018. 421 с. – Текст: непосредственный

  5. Асмолов, А.Г., Бурменская, Г.В., Володарская, И.А. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: Пособие для учителя /Под ред. А.Г. Асмолова. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2015.- 453 с. – Текст: непосредственный

  6. Афанасьева Н.В., Коптяева О.Н., Малухина Н.В. Программа стартовой диагностики универсальных учебных действий первоклассников. / Под ред. Н.В. Афанасьевой - Вологда: ВПК, 2019. - 80 с. – Текст: непосредственный.

  7. Балашова, А.И. К вопросу о развитии универсальных учебных действий / А.И. Балашова, Н.А. Ермолова, А.Ф. Потылицына // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2009. № 5. С. 69 – 73. – Текст: непосредственный

  8. Белова, Н. Ю., Чибрина С. Д., Василовская, Л.А. От ОУУН к УУД // Первое сентября. [Электронный ресурс]: http://festival.1september.ru. Режим доступа: 31.052021.

  9. Битянова, М.Р. Мониторинг универсальных учебных действий: о проекта к результату // Материалы VII Всерос. науч.-практ. конф. - М.: ООО «Федерация психологов образования России», 2019 - 157 с. – Текст: непосредственный

  10. Елисеева, Д.С. Возрастные возможности формирования познавательных универсальных учебных действий младшего школьника // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы III междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2013 г.). Уфа: Лето, 2013.- 338 с. – Текст: непосредственный.

  11. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. - М.: МПСИ, 2019. -275 с. – Текст: непосредственный

  12. Карабанова, О.А. Формирование универсальных учебных действий учащихся начальной школы // Управление начальной школой. 2009. № 12. С. 9 – 11. – Текст: непосредственный

  13. Карабанова, О.А. Что такое универсальные учебные действия и зачем они нужны // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2010. № 2. С. 23 – 25. – Текст: непосредственный

  14. Коротаева, Е.В. Психологические основы педагогического взаимодействия. - М.: Профит Стайл, 2017.- 423 с. – Текст: непосредственный

  15. Медведева, Н.В. Формирование и развитие универсальных учебных действий в начальном общем образовании // Начальная школа плюс до и после. 2011. № 11. С. 59. – Текст: непосредственный

  16. Мишакина, Т.Л., Гладкова, С.А. Формирование универсальных учебных действий. М.: Ювента, 2009. 48 с. – Текст: непосредственный

  17. Осмоловская, И. М. Формирование универсальных учебных действий у учащихся начальных классов // Начальная школа. 2012. № 10. С. 6. – Текст: непосредственный

  18. Петерсон, Л.Г. Деятельностный метод обучения: образовательная система «Школа 2000…» / Построение непрерывной сферы образования. - М.: АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000…», 2017. 255 с. – Текст: непосредственный

  19. Петрова, И.В. Средства и методы формирования универсальных учебных действий школьника // Молодой ученый. 2011. №5. Т.2. С. 151 – 155. – Текст: непосредственный

  20. Сальникова, Т. П Педагогические технологии. М.: ТЦ Сфера, 2007. 128 с. – Текст: непосредственный

  21. Талызина, Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. М.: Просвещение, 1998. 224 с. – Текст: непосредственный

  22. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – 3-е изд. Перераб. – М.: Просвещение, 2016. – 47 с. – Текст: непосредственный








Приложение 2

Таблица 1. «Технологии формирования познавательных универсальных действий»


Технологии

Методы

Формируемые УУД

Проблемное обучение

Создание проблемной ситуации

Познавательные: общеучебные познавательные действия, постановка и решение проблемы.

Педагогика сотрудничества

Совместная деятельность,

эвристическая беседа, коллективный вывод, сравнение.

Познавательные: логические универсальные действия.

Индивидуально- дифференцированный подход.

Разноуровневые задания               

Познавательные: общеучебные познавательные действия, постановка и решение проблемы, логические универсальные действия.

Компетентно- ориентированное обучение

Исследовательская работа, проектная деятельность

Познавательные: общеучебные познавательные действия, постановка и решение проблемы, логические универсальные действия.

Информационно- коммуникативные технологии

Знакомство с новым материалом на ПК, тестирование, презентация, интерактивная доска

Познавательные: логические универсальные действия, общеучебные познавательные действия.























Приложение 3. Тест Липпмана


Ход опыта. Испытуемым предъявляют письменно ряды чисел. Им необходимо проанализировать каждый ряд и установить закономерность его построения. Испытуемый должен определить два числа, которые бы продолжили ряд. Время решения заданий фиксируется.

Числовые ряды:

  • 2, 3, 4, 5, 6, 7

  • 6, 9, 12, 15, 18, 21

  • 1, 2, 4, 8, 16, 32

  • 4, 5, 8, 9, 12, 13

  • 19, 16, 14, 11, 9, 6

  • 29, 28, 26, 23, 19, 14

  • 16, 8, 4, 2, 1, 0,5

  • 1, 4, 9, 16, 25, 36

  • 21, 18, 16, 15, 12, 10

  • 3, 6, 8, 16, 18, 36

Проверить правильность ответов и уровень развития логического мышления по "ключу".


"Ключи" и интерпретация результатов

Предъявленные ряды

Правильные ответы

2, 3, 4, 5, 6, 7

6, 9, 12, 15, 18, 21

1, 2, 4, 8, 16, 32

4, 5, 8, 9, 12, 13

19, 16, 14, 11, 9, 6

29, 28, 26, 23, 19, 14

16, 8, 4, 2, 1, 0,5

1, 4, 9, 16, 25, 36

21, 18, 16, 15, 12, 10

3, 6, 8, 16, 18, 36

8, 9

24, 27

64, 128

16, 17

4, 1

8, 1

0,25, 0,125

49, 64

9, 6

38, 76


Оценка результатов

Время выполнения задания (мин, с)

Количество ошибок

Баллы

Уровень развития логического мышления

2 мин и менее

0

5

Очень высокий уровень логического мышления

2 мин 10 с -

4 мин 30 с

0

4

Хороший уровень, выше, чем у большинства людей

4 мин 35 с -

9 мин 50 с

0

3+

Хорошая норма большинства людей

4 мин 35 с -

9 мин 50 с

1

3

Средняя норма

4 мин 35 с -

9 мин 50 с

2-3

3-

Низкая норма

2 мин 10 с -

15 мин

4-5

2

Ниже среднего уровня развития логического мышления

10 мин - 15 мин

0-3

2+

Низкая скорость мышления, "тугодум"

более 16 мин

более 5

1

Дефект логического мышления у человека, прошедшего обучение в объеме начальной школы, либо высокое переутомление















Приложение 5

Таблица 2 «Уровень сформированности познавательных универсальных учебных действий на уроках математики у младших школьников 4 класса МБОУ Целинская СОШ №32 на начальном этапе исследования»

Обучающийся

Кол-во ошибок

Выводы

1

Нарек А.

5

Низкий уровень познавательных УУД

2

Богдан А.

1

Средний уровень познавательных УУД

3

Ева А.

1

Средний уровень познавательных УУД

4

Никита Б.

3

Низкий уровень познавательных УУД

5

Алина Б.

2

Средний уровень познавательных УУД

6

Матвей В.

Нет

Высокий уровень познавательных УУД

7

Виктория Г.

Нет

Высокий уровень познавательных УУД

8

Инна Д.

2

Средний уровень познавательных УУД

9

Нелли З.

4

Низкий уровень познавательных УУД

10

Милана И.

1

Средний уровень познавательных УУД

11

Никита К.

Нет

Высокий уровень познавательных УУД

12

Тимур Л.

2

Средний уровень познавательных УУД

13

Вероника М.

1

Средний уровень познавательных УУД

14

Артем М.

2

Средний уровень познавательных УУД

15

Илья Н.

1

Средний уровень познавательных УУД

16

Александр П.

5

Низкий уровень познавательных УУД

17

Варвара П.

2

Средний уровень познавательных УУД

18

Александр П.

1

Средний уровень познавательных УУД

19

Александр С

1

Средний уровень познавательных УУД

20

София Т.

1

Средний уровень познавательных УУД

21

Дмитрий М.

5

Низкий уровень познавательных УУД

22

Семен Т.

1

Средний уровень познавательных УУД

23

Ангелина Х.

1

Средний уровень познавательных УУД

24

Арина Х.

3

Низкий уровень познавательных УУД

25

Александр Ц.

2

Средний уровень познавательных УУД

26

Александра Ч.

1

Средний уровень познавательных УУД


Приложение 12

Таблица 3 «Уровень сформированности познавательных универсальных учебных действий на уроках математики у младших школьников 4 класса МБОУ Целинская СОШ №32 на заключительном этапе исследования»

Обучающийся

Кол-во ошибок

Выводы

1

Нарек А.

3

Низкий уровень познавательных УУД

2

Богдан А.

Нет

Высокий уровень познавательных УУД

3

Ева А.

Нет

Высокий уровень познавательных УУД

4

Никита Б.

1

Средний уровень познавательных УУД

5

Алина Б.

1

Средний уровень познавательных УУД

6

Матвей В.

Нет

Высокий уровень познавательных УУД

7

Виктория Г.

Нет

Высокий уровень познавательных УУД

8

Инна Д.

2

Средний уровень познавательных УУД

9

Нелли З.

3

Низкий уровень познавательных УУД

10

Милана И.

Нет

Высокий уровень познавательных УУД

11

Никита К.

Нет

Высокий уровень познавательных УУД

12

Тимур Л.

2

Средний уровень познавательных УУД

13

Вероника М.

1

Средний уровень познавательных УУД

14

Артем М.

2

Средний уровень познавательных УУД

15

Илья Н.

1

Средний уровень познавательных УУД

16

Александр П.

3

Низкий уровень познавательных УУД

17

Варвара П.

1

Средний уровень познавательных УУД

18

Александр П.

1

Средний уровень познавательных УУД

19

Александр С

1

Средний уровень познавательных УУД

20

София Т.

1

Средний уровень познавательных УУД

21

Дмитрий М.

2

Средний уровень познавательных УУД

22

Семен Т.

Нет

Высокий уровень познавательных УУД

23

Ангелина Х.

1

Средний уровень познавательных УУД

24

Арина Х.

1

Средний уровень познавательных УУД

25

Александр Ц.

2

Средний уровень познавательных УУД

26

Александра Ч.

1

Средний уровень познавательных УУД



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!