1. - Что такое питание?
- Какие вы знаете типы питания?
- Как могут питаться растения?
- Что такое почвенное питание?
- Какова роль корня в почвенном питании?
- Выполните тест подстановки:
«При почвенном питании растения с помощью ... поглощают ... и ..., которые по ... тканям поступают в листья.
- Помимо почвенного или минерального питания растению свойственно еще и воздушное питание.
- Аналогично уже имеющейся у вас в тетрадях схеме составим схему для воздушного питания.
- Как видим, основной орган, принимающий участие в воздушном питании, лист.
- Рассмотрим его строение и функции подробно. Вспомним изученное.
2. - Вспомним ткани, которые образуют этот орган.
- В фотосинтезе непосредственное участие принимают лишь клетки основной ткани, так называемые столбчатые, или палисадные. Главная особенность их строения заключается в том, что среди их клеточных структур есть совершенно особый органоид - хлоропласт. Вещество, входящее в его состав, - это пигмент хлорофилл, который не только придает всему растению зеленую окраску, но и «грает главную роль в процессе фотосинтеза.
- Обратите внимание на рисунки - иллюстрации к разделу «Питание и пищеварение». Какие еще клетки листа, кроме клеток основной ткани, здесь отмечены?
-А теперь составим схему, в которой не только были бы отмечены названия клеток, но и показана их роль в процессе воздушного питания.
-Попробуем по составленной нами схеме составить последовательный рассказ о процессе воздушного питания растений.
(Как вариант.)
«Солнечный свет, несущий энергию, через прозрачные бесцветные клетки кожицы проникает в более глубокие слои зеленого листа, а именно в клетки основной ткани, называемые палисадные или столбчатые, сюда же через разомкнутые клетки устьиц из атмосферного воздуха поступает углекислый газ. Помимо этого, по сосудам поступает полученная корневыми волосками из почвы вода. Подается она от корня к листьям благодаря корневому давлению.
В клетках палисадной ткани имеются хлоропласты, содержащие особый пигмент хлорофилл. В них-то и происходит процесс фотосинтеза.
3.-Итак, можем ли мы сейчас уже охарактеризовать:
- Место протекания процесса.
- Условия протекания процесса
- Суть процессе Результат.
(Помогает формулировать ответ при возникающих затруднениях)
—*! В ходе данного процесса происходит не только превращение одних веществ в другие, но и переход энергии из одного вида в другой. Так, энергия солнечного света превращается в энергию химических связей, заключенную в молекулах органических веществ.
4. - Как вы понимаете «Планетарное значение процесса фотосинтеза»?
-Прочитайте текст учебника и найдите в нем основные положения. (Помогает формулировать некоторые положения).
А как понять «Эволюционное значение процесса»?
Несомненно, речь идет о значении его для хода эволюции, определения ее пути. Подробнее и основательнее мы этот вопрос будем изучать в старших классах на более высоких уровнях познания биологических законов, а теперь лишь отметим следующее. Побочный продукт фотосинтеза — кислород - оказался очень влиятельным фактором, который заставил живые организмы приспособиться к новым аэробным, т. е. кислородным, условиям жизни, и все особенности строения их и жизнедеятельности стали зависеть от этих условий.
А теперь с помощью вопросов и тестовых заданий попробуем разобраться в том, насколько хорошо была изучена тема сегодняшнего урока и сможем ли мы достичь поставленных целей.
Покажите на таблице клетки, задействованные в процессе воздушного питания.
-Какова особенность строения клеток кожицы листа, и какое она имеет значение в жизни растения?
-Выполните тестовое задание, отметив знаками «+» правильные положения.
1.Лист - единственный орган цветкового растения, в котором происходит фотосинтез.
2.Устьичные клетки, как и другие клетки кожицы листа, не имеют хлорофилла.
Учитель подводит итоги выполнения работы
|
Отвечают на вопросы учителя.
Выполняют тест.
Вставляют слова; корневых волосков, воду, минеральные вещества, проводящим.
Составляют схему.
Тип питания — воздушное (фотосинтез).
Орган — Лист.
Ткань — Основная.
Клетки --- Столбчатые.
Структуры — Хлоропласта.
Вещества — Органические (сахара)
Вспоминают изученный материал, отвечают на вопросы учителя.
-Покровная, механическая, проводящая, основная.
Слушают учителя, записывают в тетрадь основные понятия:
Основная ткань.
Столбчатые клетки.
Палисадные клетки.
Хлоропласт.
Хлорофилл.
Работают с рисунками учебника. Называют клетки: устьица, клетки кожицы.
Составляют схему в тетради вместе с учителем.
Отвечают на вопросы учителя. Делают записи в тетрадях.
1)Хлоропласты столбчатой (палисадной) ткани листа (в основном).
2)Солнечная энергия, углекислый газ, вода, хлорофилл.
3)Могут обращаться за помощью к учителю, отвечать сами или пользоваться текстом учебника. Образование органических веществ из неорганических путем сложных химических превращений с использованием энергии солнечного света.
- Это значит, значение фотосинтеза для всей планеты, для всего живого на ней (как вариант ответа).
Работают с учебником, называют основные положения текста:
-усваивают солнечную энергию;
-преобразуют энергию солнечного света;
делают ее доступной для живых организмов;
выделяют кислород, необходимый для дыхания живых организмов.
Составляют схему (творческий вариант).
Работают с рельефными и обычными таблицами у доски.
Работают с таблицами иди рисунками учебника.
Отвечают на тестовые задания.
1.-2.-
|