СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема и идея, сюжет и композиция поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Тема и идея, сюжет и композиция поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри»»

Тема: Тема и идея, сюжет и композиция поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри»

Цели:

  • Образовательные:  определить тему и идею поэмы;

  • 2. углубить представление учащихся о личности М.Ю.Лермонтова, нашедшей выражение в его поэме, выявить структурные особенности произведения;

  • Развивающие: развивать эмоциональную восприимчивость, навыки выразительного чтения лирического стихотворения, продолжить работу над совершенствованием умения строить монологическое высказывание, сопоставлять, делать собственные выводы.

  • Воспитывающие: воспитывать любовь к родине, интерес к творчеству поэта.



  • Дидактическая цель: систематизация и обобщение изученного.

  • Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений

  • Методы: аналитическая беседа, выразительное чтение, частично-поисковый, исследовательский.

  • Формы организации познавательной деятельности

(фронтальная, коллективная, индивидуальная, творческая работа)

  • Средства работы: портрет М.Ю. Лермонтова, репродукции картин

с изображением Кавказа, иллюстрации учащихся к поэме «Мцыри» презентация Power Point , видеофильм, аудиозапись отрывка из главы «Бой с барсом»

I. 1. Организационный момент.

Учитель приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку.

Здравствуйте, садитесь. У нас присутствуют гости. А мы сегодня плодотворно

поработаем на уроке, узнаем много нового. Желаю вам позитивного настроения и успехов.

II. Вступительное слово учителя. Презентация Мцыри моя.ppt

На земле есть много прекрасных мест, но самым прекрасным для каждого человека является место, в котором он родился, в котором вырос. Это его Родина. Любовь к ней впитывается с молоком матери, любовь обостряется, когда человек находится вдали; она не иссякнет, пока жив человек. Посмотрите пожалуйста на горы Кавказа, оцените их величие и представьте, каким должен быть характер человека, рождённого здесь. Видеофильм: Синие горы_1.wmv (Слайд 1)


III.Лексическая разминка (вспомнить понятия литературоведческих терминов)

1. Установите соответствия литературоведческих терминов и их значений.  

1. Композиция


А.    Главная, обобщающая мысль в худ. произведении, отражающая отношение автора к действительности и выступающая через всю систему образов


2. Тема

Б.     Построение художественного произведения


3. Идея

В.     Основные эпизоды событийного ряда литературного произведения и их художественной последовательности


4. Сюжет

Г.    Изображение характеров и ситуаций, взятых автором из реальной действительности и определенным образом преображенные в системе данного художественного мира. (то, о чем пишет автор)




Мы сегодня на уроке попытаемся через содержание поэмы, характер главного героя определить тему и то, к чему призывает в своей поэме автор (запись в тетрадях даты и темы урока)


«Тема и идея,сюжет и композиция поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри». (Слайд 2)




(Слайд 3) Эпиграф урока:

Я мало жил, и жил в плену.

Таких две жизни за одну,

Но только полную тревог,

Я променял бы, если б мог.

М. Ю. Лермонтов «Мцыри»


Словарная работа. (Слайд5)

«мцыри» по-грузински - «неслужащий монах, «послушник», «чужеземец», одинокий человек, не имеющий друзей, близких

Ход урока:

1.Слово учителя. ( Слайд 6) Звучит музыка a_vivaldi__prelyudiya_www.mp3vega.com.mp3




- В 1837 году Лермонтов задумал написать «записки молодого монаха 17-ти лет.

Действие поэмы происходит в Грузии, которую Лермонтов хорошо знал. Возникновение замысла биограф Лермонтова П.А. Висковатов связывает с путешествием поэта по старой Военно-Грузинской дороге. Тогда Лермонтов посетил древнюю столицу Грузии, город Мцхета рядом с Тбилиси), расположенную в месте

слияния рек Арагва и Куры; собор Светицховели, где находятся могилы последних грузинских царей Ираклия II и Георгия XII. Там, по свидетельству родственников Лермонтова А.П. Шан-Гирея и А.А. Хастатова, Лермонтов встретил одинокого монаха, который рассказал ему свою историю. (видеофильм)Кавказ_1.avi (слайд 7)

Горец по рождению, он ребенком был взят в плен генералом Ермоловым. В дороге мальчик заболел, и Ермолов оставил его в монастыре. Маленький горец долго не мог привыкнуть к монастырской жизни, тосковал и делал попытки убежать на родину. Последствием одной такой попытки была долгая тяжелая болезнь, едва не убившая его. Однако, в конце концов он смирился со своей долей и провел жизнь в стенах древней обители. Прообразом описанного в поэме монастыря стал монастырь Джвари, стоящий на горе напротив Светицховели, на другой стороне реки. монастырь видео_2.wmv (Слайд 8)

Лермонтов воплотил в своем герое собственные мысли и черты, судьба персонажа – во многом его собственная судьба, судьба человека, страдающего от одиночества, от невозможности реализовать себя, желающего вырваться из душной атмосферы царской России, «страны рабов, страны  господ».   В.Г.Белинский назвал Мцыри «огненной душой», «исполинской натурой», «любимым идеалом поэта».

II.Домашнее задание, ребята, вам было распределено по группам.

1 группа должна была изобразить понравившиеся эпизоды на рисунке.

Пожалуйста, выходите с рисунками и расскажите нам, почему вы выбрали тот или иной эпизод.

Выступления учащихся 1 группы:

Комментарии к рисунку «Исповедь» (слайды 12-13)

– Мцыри рассказывает, что он увидел “на воле”. Открытый им чудный мир резко противопоставлен мрачному виду монастыря. Юноша так увлекается воспоминаниями о вечных им живых картинах, что как будто забывает о себе, почти ничего не говорит о своих чувствах. Мы шаг за шагом движемся вместе с героем, живо представляем окружающий его мир и следим за каждым душевным движением Мцыри.

Не сумев вернуться на Родину, Мцыри готов уйти из жизни. Но перед смертью он отказывается признать монастырское существование. Последние его мысли – о родине, свободе, жизни.


«Встреча с грузинкой» ( слайды 14-15)



Встреча с грузинкой вызвала “сладкую тоску. Мцыри казалось, что если он пойдет за ней, он придет к свободе. Я не знаю, что чувствовал Мцыри, но мои переживания на его стороне. В его душе идёт борьба чувств. Как бы не был притягателен зов счастья и покоя. Мцыри отвергает личное ради достижения своей цели. Неслучайно Мцыри с горечью бросает своему собеседнику:

Воспоминанья тех минут…
Во мне, со мной пускай умрут.



К рисунку «Бой с барсом»

Слайды 16-17)




В битве с барсом Мцыри познал счастье борьбы и восторг победы;

На свободе с новой силой раскрылась любовь Мцыри к родине, которая слилась для юноши со стремлением к вольности. На воле он познал “блаженство вольности” и укрепился в своей жажде земного счастья. Прожив три дня на свободе, Мцыри узнал ,что он смел и бесстрашен. 

Выступления учащихся 2 группы:

Чтение понравившихся отрывков наизусть.


( аудиозапись mtsyri_boy_s_barsom.mp3 в исполнении

А. Розенбаума)

Выступления учащихся 3 группы:

Инсценировка понравившегося эпизода.


IV группа подготовить сообщение о легенде, раскрывающий смысл эпиграфа к поэме «Мцыри» ( Слайд 11)


В 1 – й. Книге Царств (гл.14), откуда Лермонтов взял строку для эпиграфа, рассказывается следующая история.

Во время битвы с врагами «люди израильские были истомлены…; а Саул (их царь) весьма безрассудно заклял народ, сказав: проклят, кто вкусит хлеба до вечера, доколе я не отомщу врагам моим. И никто из народа не вкусил пищи»

Только сын Саула Ионафан «протянул конец палки, которая была в руке его, обмакнул её в сот медовый и обратил её и к устам своим, и просветлели глаза его». Правда, Ионафан не знал о заклятии отца. Но когда ему сказали о заклятии, он возмутился: «Смутил отец мой землю: смотрите, у меня просветлели глаза, когда я вкусил этого мёду».

Бог дал знамение Саулу, а тот, узнав, что его сын, Ионафан, нарушил заклятие, решил казнить его. И тогда Ионафан произнёс знаменательные слова: «Я отведал концом палки, которая в руке моей, немного мёду; и вот я должен умереть» (ср. «Вкушая, вкусил мало меду, и се аз умираю») Важна интонация, с которой произносятся эти слова. Из библейского контекста ясно, что Ионафан говорит не в смирении, не в отчаянии. На смирение он вообще был не способен; и позднее он вступал во враждебные отношения с отцом, и тот называл его «сыном негодным и непокорным». Слишком незначителен «грех» («Я отведал …немного мёду») и несоразмерно велико наказание («…и вот я должен умереть») – таков смысл слов Ионафана. Интересно, что, когда Саул так же несправедливо осудил на смерть друга Ионафана Давида, Ионафан гневно бросил отцу: «За что умерщвляешь его? Что он сделал?» Недаром народ, несмотря на то что бог косвенно обвинил Ионафана, дав знамение Саулу, единодушно выступил против решения Саула: «Да не будет этого!» И освободил народ Ионафана, и не умер он».2


.- Как вы думаете, с какой интонацией — смирения или протеста— произнес эти слова Ионафан, отвечая Саулу?

- Первоначально эпиграфом к поэме «Мцыри» Лермонтов хотел избрать французское изречение «Родина бывает только одна». Почему, по—вашему, поэт отказался от такого эпиграфа и обратился к Библии («Вкушая, вкусил мало меда, се аз умираю»)?


Обращаясь к библейской теме, автор акцентирует внимание на нарушение запретов. Лермонтову важен обобщающий смысл фразы. По Библии нарушивший запрет умрёт. Здесь же поэта интересует другое: умираю, но смею нарушить запрет. Этот эпиграф претворяет судьбу Мцыри и задаёт философский уровень исповеди, где главный герой говорит о смысле жизни человека, вкусившего мёда свободы

III. Беседа по прочитанной поэме.

-Какие впечатления произвело произведение Лермонтова на вас?

- Какие сцены в поэме наиболее запомнились?

-Каким вы представляете себе главного героя?

- Какие чувства вызывает у вас герой поэмы? Менялись ли они в процессе чтения?

- Каким вы назовете главное настроение поэмы? (Грустное, печальное; тяжелое, безысходное; свободное и грустное одновременно; появляется ощущение одиночества и счастья, веры в победу.)

- Как эпиграф связан с темой и идее произведения?

IV. Определение темы и идеи произведения.

Тема “Мцыри” – изображение сильного, смелого, мятежного человека, взятого в плен, выросшего в сумрачных стенах монастыря, страдающего от гнетущих условий жизни и решившего ценой риска для собственной жизни вырваться на волю в тот самый момент, когда это было всего опасней:

И в час ночной, ужасный час.
Когда гроза пугала вас,
Когда, столпясь при алтаре, Вы ниц лежали на земле,
Я убежал.

Тема поэмы перекликается с темой библейской легенды, ставит вопросы: волен ли человек свободно распоряжаться собой, своей жизнью, имеет ли он право на независимость?

– Определите идею.

Идея – борьба за свободу. Лучше 3 дня настоящей жизни на воле, чем многолетнее заключение в стенах монастыря. Где человек не живет полноправно, а существует. Для героя смерть лучше, чем жизнь в монастыре.

-давайте сопоставим тему нашей поэмы с современностью. Вот мы с вами часто слышим о похищении людей. Вот скажите, человек имеет право распоряжаться свободой и жизнью другого человека?

V. Сюжет и композиция поэмы.


.  Какова была цель побега? Что значит для Мцыри быть свободным?
(Представление о свободе связано у Мцыри с мечтой о возвращении на родину. Быть свободным - значит для него вырваться из монастырского плена и вернуться в родной аул. В душе его постоянно жил образ неизвестного, но желанного “чудного мира тревог и битв”).

- Какие эпизоды трехдневных скитаний Мцыри вы считаете особенно важными? Почему?
(Личность Мцыри, характер его отражаются в том, какие картины привлекают его и как он о них говорит. Его поражает богатство природы, контрастирующее с монотонностью монастырского существования. И в пристальном внимании, с каким герой смотрит на мир, ощущается его любовь к жизни, ко всему прекрасному в ней, сочувствие всему живому)


В чём смысл жизни(слайд 18) Заполнение таблицы учащимися

у монахов

у Мцыри

Идеал – покой, самоотречение ради служения высшей идее, отказ от радостей земного бытия во имя вечного счастья

Испытывать радость встречи с бурей, грозой, ему нужны препятствия.
Не покой, а тревоги и битвы, блаженство вольности – смысл жизни. Живая жизнь с её напряжением, бурями, опасностями – достойная жизнь человека

Каково отношение Лермонтова к переживаниям своего героя?

Лермонтов не уходил от современности. Он писал о том, что волновало и мучило лучших людей его поколения; их думы и чувства, их стремления он воплощал в героях своих произведениях. Действие поэмы происходит в современном времени, и герой тоже является современником, которому тяжело и трудно, так же как и Лермонтову.

Почему, по-вашему, повествование передано герою? В центре поэмы – образ юноши, поставленного в необычные условия. Монастырское существование бедно внешними событиями, он не приносит человеку радости, но и не может уничтожить его стремлений и порывов. Автор обращает основное внимание на эти стремления, на внутренний мир героя, а внешние обстоятельства его жизни лишь помогают раскрытию характера. Монолог – исповедь, позволяющая проникнуть в сокровенные мысли и чувства героя. Здесь молодой человек больше говорит об увиденном, а о пережитом можно только догадываться («душу можно ль рассказать?).
Слово «исповедь» имеет следующее значение: покаяние в грехах перед священником; откровенное признание в чем–нибудь; сообщение своих мыслей, взглядов. (слайд 19-22)

Работа в группах

- Что значит для героя жить?(1 группа)
(Находиться в постоянных поисках, тревоге, бороться и побеждать и главное - испытывать блаженство “вольности святой”- в этих переживаниях очень ярко раскрывается пламенный характер Мцыри. Только настоящая жизнь проверяет человека, раскрывая его сущность).

- Нашел ли Мцыри ответы на вопросы, “прекрасна ли земля”? -Зачем живет человек на земле?(2 группа)
(Мцыри увидел природу в ее многообразии, ощутил ее жизнь, испытал радость общения с ней. Да, мир прекрасен! - таков смысл рассказа Мцыри о виденном. Его монолог - гимн этому миру. И то, что мир прекрасен, полон красок и звуков, полон радости, дает Мцыри ответ на второй вопрос: зачем создан человек, зачем он живет. Человек рожден для воли, а не для тюрьмы).

- Очень важны в поэме картины пейзажа, упоминание о ветре, буре, птицах, зверях. Какова роль картин природы в произведении? (3 группа)
(Природа родственна герою, и зов свободы ока­зывается непреодолимым: песню о любви ему поет рыбка «как брат», он готов обняться с бурей, «как зверь», он чужд людей. И напротив, природа враждебна и чужда монахам монастыря: «Мцыри убегает в час ночной, ужасный час, // Когда гроза пугала вас, // Когда, столпясъ при алтаре, //Вы ниц лежали на земле»).

-Посмотрите каким показана природа Кавказа в картинах Лермонтова

(слайд 23)

звучит романс «Выхожу один я на дорогу».Художн.wmv

- В поэме такая последовательность в изложении сюжета не выдержана.

Посмотрите еще раз текст поэмы и определите, как она построена.

- Что дает для понимания характера героя 2-я глава?

(Композиция поэмы очень своеобразна: после небольшого вступления, рисующего вид заброшенного монастыря, в небольшой второй главе - строфе рассказана вся жизнь Мцыри, а все остальные главы.(их 24) представляют монолог героя, его исповедь чернецу. Таким образом, о жизни героя автор рассказал в 2-х главах, а о трех днях, проведенных на свободе написанная целая поэма. И это понятно, так как три дня вольности дали герою столько впечатлений, сколько не получил он за многие годы монастырской жизни.)

Вы должны были подготовить интервью с героем поэмы Лермонтова

(4-5 вопросов). (4 группа)

Итак, какие вопросы вы хотите задать нашему герою?

Вопросы уч-ся:

1)Мцыри, почему ты не пошёл за грузинкой в саклю, к свободным людям, к которым ты относишься?

2)Почему ты сразился с барсом, ведь ты мог бы свободно уйти, пока он тебя не почуял? и т.д.

V. Выводы

1. Поэма состоит из вступления, краткого рассказа автора о жизни Мцыри и исповеди героя, причем порядок при изложении событий изменен.

2. Сюжет поэмы составляет не внешние факты жизни Мцыри, а его переживания.

3. Все события трехдневных скитаний Мцыри показано через его восприятия.

4. Названные особенности сюжета и композиции позволяют сосредоточить все внимание на характере центрального героя.

VI. Подведение итогов.

Итак, сегодня на уроке мы научились характеризовать лирического героя произведения, выявили способы раскрытия образа Мцыри в поэме, сопоставив образ жизни героя в стенах монастыря и на воле, сделали выводы о значении свободы в жизни Мцыри, определили тему и идею поэмы.

Мне бы хотелось отметить отличную работу…

Хорошую работу…

Не в полную силу своих способностей работали…, и я надеюсь, что на следующих уроках вы будете работать активнее.

VII.Рефлексия.

- Какое настроение у вас после урока?

Во время выхода из кабинета ученики наклеивают стикеры на «Дерево настроения» или «Поляну настроения», показывая свое настроение после урока.

Розовый стикер - отличное

Желтый стикер – хорошее

Зеленый стикер – плохое

VIII. Домашнее задание. (слайд 25)



2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!