Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ачинская школа № 3»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
урока
Тема: Язык – волшебное зеркало мира и национальной культуры
Учебная дисциплина: Родной (русский) язык
Класс: 5
Разработала: Гуц Евгения Олеговна
Учитель русского языка и литературы
2023 г.
Конспект урока русского (родного) языка в 5 классе
Тема: Язык – волшебное зеркало мира и национальной культуры
Цель: формирование представления о значимости русского языка, ценностного отношения к нему как носителю духовной значимости русского народа.
Задачи:
- расширить знания учащихся о роли языка в жизни человека;
- обратить внимание на необходимость изучения родного языка;
- учить работать с текстом, находить главное, систематизировать информацию;
- развивать творческое и образное мышление;
- воспитывать любовь к родному языку.
Метапредметные: умение выделять главное, систематизировать, понимать проблему, выдвигать гипотезы, аргументировать собственную точку зрения, находить в тексте главную информацию, формулировать выводы, умение работать в группе.
Предметные (образовательные): способствовать формированию представления о связи языка и культуры народа, понимания особенностей языкового оформления.
Личностные: воспитание чувства любви к Родному языку, Родине, осознания учащимися культурной ценности русского языка.
Формируемые УУД:
Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование цели, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, структурирование знаний;
Личностные УУД: установление учащимися связи между целью деятельности и её мотивом, самоопределение;
Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, оценка результатов работы;
Коммуникативные УУД: сотрудничество с одноклассниками , соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать собственную позицию.
Тип урока: урок новых знаний.
В классе, на доске (презентации) флаги Республик Башкортостана и Саха (Якутии), Дагестана, Красноярского края.
Ход урока.
1.Организационный момент
Здравствуйте, ребята! Настроимся на урок!
Сделаем глубокий вдох и медленный выдох…, улыбнемся и…садитесь.
Проверьте все необходимое к уроку. Начинаем работу.
2. Работа в группах
-Ребята, посмотрите на флаги, узнаете ли вы какие-нибудь из них? (возможно назовут только флаг Красноярского края). Как вы думаете, остальные флаги к какому государству относятся? Предположите (ответы учеников).
- Чтобы узнать, верны ли ваши мысли и понять, о чем же наш сегодняшний урок, предлагаю вам разделиться на 4 группы (группы формируются по желанию) и найти ответы в материалах, которые я для вас подготовила (в материалах информация о цвете и значении флага, года его назначения, принадлежности к Республике, региону, сам флаг отсутствует, чтобы по описанию ученики поняли, какой флаг кому принадлежит).
3.Постановка целей урока.
Ученики представляют итоги работы, рассказывают к какой Республике или региону относится флаг.
- Ребята, вы сделали замечательную работу и все справились, нашли каждому флагу его дом, но теперь нужно понять, что же их всех объединяет? (одно государство, один язык, один флаг; внимание переносится на презентацию, где все флаги – это окна, а флаг РФ – крыша).
- Как вы думаете, о чем же мы с вами будем говорить на уроке? (ответы учеников, предположения о том, что будем говорить о языке, а нации и т.д.)
Запись в тетрадь. (Число, классная работа. Тема урока)
- Вы правы, тема нашего урока: Язык – волшебное зеркало мира и национальной культуры (слайд с темой).
-Найдите ключевые слова нашего урока. ( Язык, нация, культура…)
-Что объединяет всех людей, считающих Россию своей Родиной? (Один язык, одна страна, один дом).
-Значит, именно русский язык стал для нас самым близким, как по – другому можно сказать? Подберите синоним? (Родным).
Поставим цели урока: (Возможные ответы: Развить навыки устной и письменной речи. Отношение к родному языку. Изучить понятия: культура, нация и т.д..)
4. Слово учителя.
- Что же такое язык? Это не просто орган чувств или система знаков того или иного государства! Язык – это история, это развитие, это отдельно существующее социальное явление. Без языка невозможно представить цивилизованной страны. Язык – это важнейшее средство общения. Это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками. Но чтобы воспользоваться всеми его сокровищами, нужно хорошо его знать, нужно уметь владеть им. Поэтому изучение и охрана родного языка является насущной необходимостью. Ежегодно 21 февраля отмечается Международный день родного языка.
- Дмитрий Лихачев, известный российский филолог и профессор, сказал: «Язык – сжатое выражение всей культуры нации» (на презентации).
Согласны вы ли с этим выражением? Почему?
- Как вы понимаете эту часть «сжатое выражение всей культуры нации»?
Что такое культура? (ответы учеников) Действительно, вы правы, культура – совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей (записать в тетрадь).
Значит, «русская национальная культура» - совокупность духовных достижений русского народа.
- Ребята, а где мы еще можем встретить понятие «культура»? (примерные ответы: культура поведения, культура речи).
- Правильно, ведь речь, важнейшая составляющая человека, и по тому, как и что говорит человек, можно сделать вывод, какой он. Неспроста есть поговорка: «Встречают по одежке, провожают по уму».
А почему же язык – это зеркало мира, как вы это понимаете? ( Так как язык – явление социальное, то и всё, что происходит с нацией, отражается на языке, на его развитии: политические и исторические события, культурные – ответ на слайде, после ответов ребят).
- Подскажите, а как люди, не умея писать и читать, смогли передать богатство и мудрость языка? (в пословицах и поговорках, устное народное творчество).
5. Работа в группах. (На каждую группу даны пословицы и поговорки, разрезанные пополам, надо найти вторую часть.)
- Правильно, и сейчас наша задача собрать пословицы и поговорки, проанализировать их:
|
Белый свет не околица, пустая речь не пословица. |
Каков разум, таковы и речи. |
Отец слова – ум, мать слова – язык. |
У дурака язык опаснее кинжала |
Ученики читают получившиеся пословицы, объясняют их значение и какую мудрость через нее хотел передать народ.
6. Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).
- Ребята, вернемся к слайду с флагами, с которыми мы сегодня работали, на что похожа эта схема? (на дом).
- Почему именно так я расположила их, какой можно сделать вывод? ( Мы все соседи, Россия – страна многих наций, мы должны знать культуру и уважать их, таким образом, мы будем беречь родной язык).
- Правильно ребята, ведь если каждый будет относиться к своим соседям уважительно, то и дом сможет простоять долго, в нем будет уютно и приятно жить.
- Как вы думаете, достигли мы всех целей, что поставили себе на уроке?
- И раз уж у нас сегодня такой интересный урок, вы все работали хорошо, но я все же смогла оценить и выделить ученика, который работал чуточку усерднее и лучше остальных. Его снимок я положила в эту коробку, прошу каждому, по очереди открыть и посмотреть, кто это, чтобы согласиться со мной или же не согласиться! (в коробке лежит зеркало).
7. Домашнее задание (на слайде, комментирование, запись в дневник):
На выбор: 1. Написать мини - сочинение по теме урока;
2. подобрать 7 фразеологизмов про язык и речь.