СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: Язык – волшебное зеркало мира и национальной культуры

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока к родному русскому языку

Просмотр содержимого документа
«Тема: Язык – волшебное зеркало мира и национальной культуры»

Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ачинская школа № 3»























МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

урока







Тема: Язык – волшебное зеркало мира и национальной культуры





Учебная дисциплина: Родной (русский) язык



Класс: 5



















Разработала: Гуц Евгения Олеговна

Учитель русского языка и литературы













2023 г.

Конспект урока русского (родного) языка в 5 классе

Тема: Язык – волшебное зеркало мира и национальной культуры

Цель: формирование представления о значимости русского языка, ценностного отношения к нему как носителю духовной значимости русского народа.

Задачи:

          -  расширить знания учащихся о роли языка в жизни человека;

          - обратить внимание на необходимость изучения родного языка;

          - учить работать с текстом, находить главное, систематизировать информацию;

          - развивать творческое и образное мышление;

          - воспитывать любовь к родному языку.

Метапредметные: умение выделять главное, систематизировать, понимать проблему, выдвигать гипотезы, аргументировать собственную точку зрения, находить в тексте главную информацию, формулировать выводы, умение работать в группе.

Предметные (образовательные): способствовать формированию представления о связи языка и культуры народа, понимания особенностей языкового оформления.

Личностные: воспитание чувства любви к Родному языку, Родине, осознания учащимися культурной ценности русского языка.

Формируемые УУД:

Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование цели, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, структурирование знаний;

Личностные УУД: установление учащимися связи между целью деятельности и её мотивом, самоопределение;

Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, оценка результатов работы;

Коммуникативные УУД: сотрудничество с одноклассниками , соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать собственную позицию.


Тип урока: урок новых знаний.

В классе, на доске (презентации) флаги Республик Башкортостана и Саха (Якутии), Дагестана, Красноярского края.

Ход урока.

1.Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Настроимся на урок!

Сделаем глубокий вдох и медленный выдох…, улыбнемся и…садитесь.

Проверьте все необходимое к уроку. Начинаем работу.

2. Работа в группах

-Ребята, посмотрите на флаги, узнаете ли вы какие-нибудь из них? (возможно назовут только флаг Красноярского края). Как вы думаете, остальные флаги к какому государству относятся? Предположите (ответы учеников).

- Чтобы узнать, верны ли ваши мысли и понять, о чем же наш сегодняшний урок, предлагаю вам разделиться на 4 группы (группы формируются по желанию) и найти ответы в материалах, которые я для вас подготовила (в материалах информация о цвете и значении флага, года его назначения, принадлежности к Республике, региону, сам флаг отсутствует, чтобы по описанию ученики поняли, какой флаг кому принадлежит).

3.Постановка целей урока.

Ученики представляют итоги работы, рассказывают к какой Республике или региону относится флаг.

- Ребята, вы сделали замечательную работу и все справились, нашли каждому флагу его дом, но теперь нужно понять, что же их всех объединяет? (одно государство, один язык, один флаг; внимание переносится на презентацию, где все флаги – это окна, а флаг РФ – крыша).

- Как вы думаете, о чем же мы с вами будем говорить на уроке? (ответы учеников, предположения о том, что будем говорить о языке, а нации и т.д.)

Запись в тетрадь. (Число, классная работа. Тема урока)

- Вы правы, тема нашего урока: Язык – волшебное зеркало мира и национальной культуры (слайд с темой).

-Найдите ключевые слова нашего урока. ( Язык, нация, культура…)

-Что объединяет всех людей, считающих Россию своей Родиной? (Один язык, одна страна, один дом).

-Значит, именно русский язык стал для нас самым близким, как по – другому можно сказать? Подберите синоним? (Родным).

Поставим цели урока: (Возможные ответы: Развить навыки устной и письменной речи. Отношение к родному языку. Изучить понятия: культура, нация и т.д..)

4. Слово учителя.

- Что же такое язык? Это не просто орган чувств или система знаков того или иного государства! Язык – это история, это развитие, это отдельно существующее социальное явление. Без языка невозможно представить цивилизованной страны. Язык – это важнейшее средство общения. Это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками. Но чтобы воспользоваться всеми его сокровищами, нужно хорошо его знать, нужно уметь владеть им. Поэтому изучение и охрана родного языка является насущной необходимостью.    Ежегодно 21 февраля отмечается Международный день родного языка.

- Дмитрий Лихачев, известный российский филолог и профессор, сказал: «Язык – сжатое выражение всей культуры нации» (на презентации).

Согласны вы ли с этим выражением? Почему?

- Как вы понимаете эту часть «сжатое выражение всей культуры нации»?

Что такое культура? (ответы учеников) Действительно, вы правы, культура – совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей (записать в тетрадь).

Значит, «русская национальная культура» - совокупность духовных достижений русского народа.

- Ребята, а где мы еще можем встретить понятие «культура»? (примерные ответы: культура поведения, культура речи).

- Правильно, ведь речь, важнейшая составляющая человека, и по тому, как и что говорит человек, можно сделать вывод, какой он. Неспроста есть поговорка: «Встречают по одежке, провожают по уму».

А почему же язык – это зеркало мира, как вы это понимаете? ( Так как язык – явление социальное, то и всё, что происходит с нацией, отражается на языке, на его развитии: политические и исторические события, культурные – ответ на слайде, после ответов ребят).

- Подскажите, а как люди, не умея писать и читать, смогли передать богатство и мудрость языка? (в пословицах и поговорках, устное народное творчество).

5. Работа в группах. (На каждую группу даны пословицы и поговорки, разрезанные пополам, надо найти вторую часть.)

- Правильно, и сейчас наша задача собрать пословицы и поговорки, проанализировать их:



Белый свет не околица, пустая речь не пословица.


Каков разум, таковы и речи.


Отец слова – ум, мать слова – язык.


У дурака язык опаснее кинжала


Ученики читают получившиеся пословицы, объясняют их значение и какую мудрость через нее хотел передать народ.

6. Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).

- Ребята, вернемся к слайду с флагами, с которыми мы сегодня работали, на что похожа эта схема? (на дом).

- Почему именно так я расположила их, какой можно сделать вывод? ( Мы все соседи, Россия – страна многих наций, мы должны знать культуру и уважать их, таким образом, мы будем беречь родной язык).

- Правильно ребята, ведь если каждый будет относиться к своим соседям уважительно, то и дом сможет простоять долго, в нем будет уютно и приятно жить.

- Как вы думаете, достигли мы всех целей, что поставили себе на уроке?


- И раз уж у нас сегодня такой интересный урок, вы все работали хорошо, но я все же смогла оценить и выделить ученика, который работал чуточку усерднее и лучше остальных. Его снимок я положила в эту коробку, прошу каждому, по очереди открыть и посмотреть, кто это, чтобы согласиться со мной или же не согласиться! (в коробке лежит зеркало).


7. Домашнее задание (на слайде, комментирование, запись в дневник):

На выбор: 1. Написать мини - сочинение по теме урока;

2. подобрать 7 фразеологизмов про язык и речь.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!