СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема инновационной методики обучения: Технологии развития самостоятельной спортивно- оздоровительной деятельности.

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Тема инновационной методики обучения: Технологии развития самостоятельной спортивно- оздоровительной деятельности.»

23


Тема: « Методические основы разработки спортивно-оздоровительной деятельности ученика»

тема записки/отчета

Т ема инновационной методики обучения: «Технологии развития самостоятельной спортивно- оздоровительной деятельности.

название инновационной образовательной программы, методики, форм или средств обучения


МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №49» г. Улан-Удэ

н а базе какого общеобразовательного учреждения реализуется

Матвеев Владимир Петрович

ФИО претендента


I. Обоснование актуальности проблематики.

1.1. Вопрос о необходимости эффективного и результативного решения проблемы сохранения и развития здоровья детей в процессе обучения в школе остро ставится в концепции «Новая школа» и актуализирован реализуемым нашим школьным проектом по проблеме развития культурно-оздоровительной деятельности учащихся на всех ступенях обучения. Это стало для меня основанием для поиска путей интегрированного развития моей профессиональной деятельности и как учителя-предметника физической культуры, и как педагога-тренера баскетбольной секции, ставящего и решающего одну общую педагогическую задачу – как привить вкус у детей к здоровому образу жизни?

1.2. Поиск эффективных путей решения на уровне учителя физической культуры решается мною, в первую очередь, на основе повышения квалификации на методических семинарах, курсах повышения квалификации с целью ознакомления с новыми методами, формами и подходами к обучению и применения их на практике. На уровне тренера спортивной секции по баскетболу мой профессиональный рост осуществляется на основе, прежде всего, обмена опытом и самообразования – это самостоятельное исследование проблемных вопросов, методические разработки и внедрение их в практику.

1.3. Используется возможность школьного медиа образовательного центра для целенаправленного выхода в Интернет. Интернет ускоряет процесс поиска и отбора нужной информации. Я, как учитель-исследователь, постоянно пользуюсь Интернетом для расширения, углубления, обновления содержания образования, также для ознакомления с новой информацией в областях науки, спорта и культуры, Дети аналогично выходят в Интернет для поиска необходимой информации. Самостоятельная исследовательская деятельность учащихся осуществляется как в индивидуальном режиме, так и в групповом.

1.4. Родительская общественность проявляет инициативу, участвуя в выборе приоритетных направленностей образовательных программ, таких, например, как здоровье, здоровый образ жизни. Родительский заказ раздвинул рамки школьного образования и тем самым мое предметное обучение, предоставив реальные возможности сблизить его с дополнительным образованием. Синтез учебной деятельности на уроках физической культуры и спортивной деятельности детей в рамках секции, синтез ценностей здоровья и спорта как направленность образовательной программы потребовал пересмотреть мою педагогическую систему, ее основные компоненты (принципы, методы и формы).

1.5. Таким образом, организация и осуществление урочной (уроки физической культуры) и внеурочной деятельности (секционные занятии по баскетболу) детей в их неразрывной внутренней и внешней связи стала для меня не просто актуальной темой исследования, но и проектной социально-педагогической задачей. Секция по баскетболу является одним из разделов школьной программы и представлен как обязательный вид спорта в государственном образовательном стандарте. Он является одним из ведущих видов спорта в организации секционной работы в общеобразовательном учреждении. Тем не менее, в организации и осуществлении такой работы необходимо ориентироваться на единство всех форм системы физического воспитания, направленную на развитие спортивно-оздоровительной деятельности школьников: урок физической культуры, секционные занятия, спортивные соревнования, мероприятия в режиме учебного дня.

1.6. Обобщение результатов теоретического и практического изучения вопроса дало возможность определить педагогическое содержание рабочей гипотезы его решения. Суть ее заключается в том, что если внеурочную (спортивная секция, соревнования) и урочную (физическая культура) системы рассматривать как единое целое в рамках отношения «цель - средство», то учебная деятельность станет личным ценностно-смысловым делом самого ученика и в реальности будет носить характер индивидуальной спортивно-оздоровительной деятельности.

1.7. Таким образом, учебная деятельность на уроках физической культуры рассматривается как средство, учебная деятельность на секционных занятиях по баскетболу - как цель. Цель – это спорт, средство – это здоровье. Здоровье не становится самоцелью, а оно нужно для достижения конкретной социально значимой и личностно полезной цели. Поэтому в этом случае учебную деятельность действительно можно рассматривать как спортивно-оздоровительную деятельность ученика. Проблема социализации детей и необходимости решения проблемы их здоровья можно будет решать на основе создания необходимых условий для развертывания спортивно-оздоровительной деятельности.


II. Основные концептуальные положения.

2.1. Индивидуальный подход. В массовом режиме невозможно ни организовывать, ни осуществлять педагогический процесс по приобщению каждого ученика к спортивно-оздоровительной деятельности. В синтезе здоровье и спорт требуют индивидуального подхода, оно связано со смыслом и значением, намерением самого человека, потенциалом его здоровья, желанием и интересом.

Индивидуальный характер ведения спортивно-оздоровительной деятельности связан также с необходимостью своевременной передачи, постоянного обмена информацией с учеником, корректировки решения конкретных задач учеником, контроль за выполнением объема учебной деятельности и т.д. Информационное поле невозможно сформировать без использования школьных информационных ресурсов и технологий.

2.2. Сотрудничество. Я, как учитель и тренер, одновременно в расширенных (социализированных, индивидуализированных и информационно насыщаемых) рамках спортивно-оздоровительной деятельности ученика выступаю, в первую очередь, в качестве организатора. И как организатор, занимаюсь вопросом обеспечения ресурсами методического, эмоционального, интеллектуального, информационного, программного и т.д.

И если родители ученика, руководство школы, классные руководители

заинтересованы в приобщении ученика к спортивно-оздоровительной деятельности, то тогда все необходимые и достаточные ресурсы будут гарантированы, будет тогда успех в деле. Мы все становимся партнерами. Тогда мы готовы к сотрудничеству. Я уверен, как из опыта работы, так и по теории физического воспитания, в современных условиях без сотрудничества всех участников образовательного процесса и заинтересованных лиц личностно значимых и социально полезных результатов ученику достичь невозможно. А ведь только через реализацию права ученика на выбор индивидуальной образовательной траектории, на успех и на получение им радости и удовлетворения я могу состояться как воспитатель.

Это достаточно сложная работа, так как поиск общих оснований для организации в системе физического воспитания индивидуализированной спортивно-оздоровительной деятельности учащихся находится в области научно-исследовательских проблем и опытно-экспериментальных работ. Наша школа сейчас находится также на стадии проведения таких работ. Проблема связана, прежде всего, с изменением нашего педагогического мышления, снятия определенных стереотипов у родителей в отношении целей и задач физического воспитания.

Сдвиги наблюдаются, сейчас некоторые родители согласны с материально-техническим обеспечением спортивно-оздоровительной деятельности собственного ребенка. Это покупка домашнего тренажера, компьютера, его программно-методическое обеспечение, создание домашнего мини-спортзала, библиотечки по вопросам здорового образа жизни, культурно--оздоровительной деятельности и т.д. Команду учителей мы рассматриваем как группу, которая постоянно согласовывает свою профессиональную позицию и деятельность друг с другом в рамках реализации индивидуальных маршрутов учеников по спортивно-оздоровительной деятельности.

2.3. Основные принципы разработки индивидуального образовательного маршрута ученика по спортивно-оздоровительной деятельности в системе физического воспитания:

Принцип права. Суть этого принципа в том, что если ученик (с 6 класса) начинает проявлять интерес к индивидуальной спортивно-оздоровительной деятельности, то он имеет право на индивидуальный маршрут по спортивно-оздоровительной деятельности, закрепленного нормативным документом – индивидуальным учебным планом, в котором открывается данный раздел «Спортивно-оздоровительная деятельность» (далее – СОД).

Принцип гарантированной ответственности. Этот принцип должен гарантировать доступ к ресурсам школы, которые будут обеспечивать прохождение учеником запланированного индивидуального маршрута СОД. Суть гарантированной ответственности заключается в том, что между участниками распределена мера ответственности за обеспечение ресурсами по реализации индивидуального плана ученика.

Принцип гибкости. Индивидуальный план в ходе его реализации позволяет изменять содержание и объем его по инициативе ученика или по рекомендации учителя, классного руководителя при согласовании с самим учеником.

Принцип объективности. Процесс реализации индивидуальной СОД должен обеспечиваться мониторингом качества и для простоты и удобства его проведения индивидуальный план в самой структуре должен отражать механизм мониторинга.

Если в совокупности все принципы будут реализованы, то возможности для осуществления индивидуальной СОД ученика практически реализуемы, пространство возможностей для развития СОД расширяется.

2.4. Таким образом, индивидуальный маршрут спортивно-оздоровительной деятельности ученика с правовой точки зрения представляет собою гарантию качественного обеспечения синтеза здоровья и спорта, с нормативной позиции - интеграцию урочной системы обучения и внеурочной деятельности ученика. Синтез выступает как особая форма спортивно-оздоровительной деятельности на основе индивидуального движения в школьном образовательном пространстве по определенным нормам (ограничения деятельности). Руководство школы, методическое объединение учителей физической культуры и тренеров спортивных секций и сам учитель-тренер выступают как ответственный (распределение обязательно) организатор такого пространства.

Способы осуществления спортивно-оздоровительной деятельности ученика, движущегося по индивидуальному маршруту, носят творческий личностно-ориентированный характер. Учитель-тренер совместно с учеником, каждый раз ставя и решая конкретную образовательную задачу, проявляют и применяют свои творческие способности, приводящие к конкретному результату. Этот результат должен стать явным для других, его надо фиксировать и предъявлять в виде данных, сравнительных таблиц и пр.


III. Система физического воспитания, обеспечивающая создание индивидуального маршрута спортивно-оздоровительной деятельности ученика

3.1 Цели и задачи физического воспитания.

Физическое воспитание учащихся в базовой школе осуществ­ляется в форме обязательной учебной дисциплины «Физическая культура», в режиме учебного дня, в процессе внеклассной физкультурно-оздоровительной и спортивной работы, а также в форме физического самовоспитания.

Все формы физического воспитания и физическое самовоспи­тание тесно взаимосвязаны. Они представляют собой единый вос­питательно-образовательный педагогический комплекс, подчинен­ный общей цели - формированию физической культуры личности. Физическое самовоспитание представляет собою осуществление личностью ученика конкретной деятельности спортивно-оздоровительного характера и указывает на достаточно высокую степень сформированности его физической культуры.

Физическую культуру личности характеризуют: мотивация индивидуальных физ­культурных или спортивных занятий, необходимые для них зна­ния, основополагающие двигательные умения и навыки, способы деятельности, разно­сторонняя базовая физическая подготовленность, включенность ученика в активную физкультурную или спортивную деятель­ность, направленную на самопознание, духовное и физическое само­развитие.

Важной стороной физической культуры личности является устойчивый интерес к физкультурным и спортивным занятиям, ко­торый необходимо формировать и поддерживать на уроках физи­ческой культуры, на секционных учебных занятиях и других формах, предъявляя учащимся систему обязательных учебных требова­ний и создавая условия (ресурсное обеспечение) для их выполнения.

Физическая культура личности формируется в процессе реше­ния системы взаимосвязанных педагогических, гигиенических и приклад­ных задач. (См. таблицу).

Таблица. Система задач физического воспитания

Система физического воспитания, направленная на становление и формирование индивидуального маршрута

спортивно-оздоровительной деятельности ученика

1

ЦЕЛИ:

Формирование физической культуры личности

2

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Индивидуальный спортивно-оздоровительный маршрут

3

ЗАДАЧИ:

Педагогические задачи

1) формировать и поддерживать устойчивый интерес к физкуль­турным и спортивным занятиям;

2) обучать доступным для данного возраста физкультурным зна­ниям и формировать представления, необходимые для физи­ческого воспитания и самовоспитания;

3) обучать двигательным умениям и навыкам, подвижным иг­рам, необходимым для организованных и самостоятельных физкультурных занятий;

4) разносторонне развивать физические качества;

5) содействовать гармоничному физическому, духовному и ин­теллектуальному развитию;

6) формировать и закреплять нравственное сознание, нравствен­ное поведение, положительные черты характера, волевые ка­чества, определяющие дальнейшее становление личности;

7) включать учащихся в активную физкультурную или спортив­ную деятельность, обучать их использованию в повседневной жизни усвоенных знаний, двигательных умений, навыков, подвижных игр.

Гигиенические задачи

1) укреплять физическое здоровье, осуществлять профилактику заболеваний средствами физической культуры;

2) формировать навыки здорового образа жизни;

3) осуществлять профилактику стрессовых состояний, снижения умственной работоспособности средствами физической куль­туры.

Прикладные задачи (социальная адаптация и безопасность)

1) формировать знания, умения и навыки соблюдения правил безопасности во время организованных и самостоятельных занятий физическими упражнениями в спортивном зале, на стадионе, в бассейне, на лыжне и катке;

2) формировать навыки сотрудничества со сверстниками в про­цессе физкультурной и спортивной деятельности;

3) формировать знания, умения и навыки, обеспечивающие безо­пасность жизнедеятельности в экологически неблагоприятных условиях, особенно в условиях воздействия последствий ава­рии, а также во время пребывания на природе.


Полноценное решение задач физического воспитания, направленных на получение ожидаемого результата (индивидуальный маршрут спортивно-оздоровительной деятельности ученика), возможно только при условии комплексной организации уроков физичес­кой культуры, физических упражнений и подвижных игр в режиме учебного дня, внеклассных форм физического воспи­тания, рекомендованных программой, и самообразования. В соот­ветствии с базовым учебным планом занятия по физической куль­туре проводятся не менее трех раз в неделю в течение всего учебного года. Запрещается производить полную или частичную замену уро­ков физической культуры другими учебными предметами

С целью текущего и итогового контроля и самоконтроля в начале каждой четверти проводится обя­зательное тестирование, по которому можно отслеживать динамику уровня общей физической подготовки.

3.2 Цели и задачи учебной деятельности на секции по баскетболу.

В системе физического воспитания школьников одним из направлений является внеклассная работа. В последнее время внеклассная форма работы учащихся приобретает характер получения дополнительного образования. Основу его составляет организация работы спортивных секций и кружков, специальных образовательных курсов. К сожалению, традиционно сложилось так, что многие учителя физической культуры, ведущие спортивные секции, не имеют методически разработанных программных образцов. А ведь от качества программного обеспечения зависит многое, в первую очередь, правильно поставленные цели и задачи, а также возможность их реализации на основе использования базовых знаний и умений из соответствующего раздела учебной дисциплины «Физическая культура». Так, в разделе «баскетбол» базовым ядром являются способы двигательной деятельности, которые должен освоить каждый ученик.

Цель секционных занятий – формирование физической культуры занимающихся.

Ожидаемый результат – индивидуальный спортивно-оздоровительный маршрут.

Задачи работы секции:

- расширение двигательного опыта за счет овладения двигательными действиями из раздела «баскетбол» учебной дисциплины «Физическая культура»;

- использование способов двигательной деятельности в качестве средств укрепления здоровья;

- формирование основ индивидуального здорового образа жизни;

- совершенствование функциональных возможностей организма;

- формирование позитивной психологии общения;

- расширение и обогащение позитивного опыта коллективного взаимодействия;

- формирование умений в организации спортивной игры «баскетбол»;

- формирование умений судейства спортивной игры «баскетбол».

- формирование умений самоконтроля и самооценки способов двигательной деятельности.

Содержание данной программы рассчитано на систему трёхразовых занятий в неделю продолжительностью 60–90 минут. Продолжительность занятий определяется их интенсивностью. Выполнение нормативного объема учебного времени достигается сложением времени учебных занятий и затратами времени на соревновательную деятельность по баскетболу в школе и вне ее.

Содержание программы структурировано по видам спортивной подготовки: теоретической, физической, технической и тактической.

Кроме того, в программе представлены контрольные тесты для занимающихся по физической и технической подготовленности, а также методическое обеспечение и литература. Содержание видов спортивной подготовки определено исходя из содержания примерной федеральной программы (Матвеев А.П., 2005). При этом большое внимание уделяется упражнениям специальной физической подготовки баскетболиста и тактико-техническим действиям баскетболиста.

3.3 Выходу ученика на индивидуальный маршрут спортивно-оздоровительной деятельности содействует разработка и реализация индивидуального учебного плана. Индивидуальный учебный план позволяет определить личностно-ориентированное содержание и вести точный расчет объема учебной деятельности ученика на основе учета целого ряда объективных и субъективных факторов – это здоровье ученика (физическое, психическое, эмоциональное, умственное, духовно-нравственное, социальное), интересы и склонности, потребности, базовые знания и умения и пр. Реализация индивидуального учебного плана требует соответствующего ресурсного обеспечения (организационно-правовых, учебно-методических, материально-технических, кадровых и др.).

Индивидуальный учебный план дает возможность ученику реально представить и рассчитывать весь объем своей собственной учебной деятельности (годовой, четвертной, недельный). Это способствует формированию умения так организовывать свой распорядок жизни, чтобы достигать поставленных целей и задач.


IV. Гарантированный доступ к ресурсам школы

4.1 Школа в соответствии с образовательной программой предоставляет

гарантированный доступ ко всем имеющимся ее ресурсам. В этом же документе дается весь перечень ресурсов и я, как учитель и тренер, планирую в свое рабочей программе использование конкретных ресурсов. К этому процессу также приобщаю своих учеников, которые посещают одновременно и уроки физической культуры, и спортивную секцию по баскетболу, и намерены выйти на свой индивидуальный спортивно-оздоровительный маршрут. Если человек заинтересован в осуществлении конкретной деятельности и ориентирован на получение конкретного результата, то он в обязательном порядке будет ставить и решать задачу обеспечения всеми необходимыми ресурсами. Такого человека отличает высокая ответственность, мобильность, коммуникабельность, стремление к сотрудничеству.

4.2 Учащиеся знакомятся с информацией о школьных ресурсах и в

зависимости от поставленных и решаемых ими задач по разработке индивидуального маршрута спортивно-оздоровительной деятельности вместе со мною планируют их ресурсное обеспечение. В ресурсный перечень входят УМК, кадровые ресурсы, источники информации, консультационные пункты, площадки переговоров, материально-техническая база, пункты питания, система стимулирования и пр. Учеником заполняется соответствующая таблица.


Таблица ресурсов школы, к которым гарантирован доступ ученика

ГАРАНТИРОВАННЫЙ ДОСТУП К РЕСУРСАМ ШКОЛЫ





Основные ресурсы школы

Сроки использования

Отметки об использовании

1.

Спортивные залы:

Спортивный игровой зал; зал борьбы; гимнастический зал; зал атлетической гимнастики; бассейн; спортивный зал для начальной ступени обучения.



2.

Школьная библиотека



3.

Мультимедийные классы (шесть)



4.

Медиаобразовательный центр школы



5.

Методический кабинет



6.

Психологическая служба



7.

Медицинский кабинет



8.

Школьная столовая




4.3 Компоненты основных ресурсов школы.

а) УМК:

1. Инвариантная часть:

- учебники.

2. Вариативная часть:

- электронные учебники;

- пособия.

3. Дополнительная часть:

- журналы и газеты: Смирнов Н.К. «Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы», Москва; «Физкультура в школе»; «Спорт, игры»; «Планета баскетбол»; «ЗОЖ»; «Баскетбол»; Гомельский А.Я. «Энциклопедия баскетбола от Гомельского»; «Азбука баскетбола»; Краузе, Дон Мейер, Джерри Мейер «Баскетбол. Навыки и упражнения».

б) Кадровые ресурсы:

- учителя физической культуры школы;

- тренера ДЮСШ;

- дворовые инструктора по физической культуре.

в) Источники информации:

- Интернет: http://www.window. edu.ru (библиотека единого окна доступа к образовательным ресурсам), http://www.internet-school.ru (Интернет-школа: форум, консультации, материалы), http://www.center.fio.ru (федерация Интернет-образования), http://www.center.fio.ru/som (сетевое объединение методистов), http://www.muctr.edu.ru/olimpiada (дистанционная олимпиада для школьников); http://www.edu.ru (Федеральный портал «Российское образование»), http://www.buryatia.ru (образовательные ресурсы Бурятии);

- школьная библиотека;

- школьный медиаобразовательный центр.

г) Консультационные пункты:

- методический кабинет;

- психологическая служба школы;

- медицинский кабинет;

- кафедры ФК при БГУ.

д) Площадки для общения, обмена мнениями и опытом:

- ученическое научно-исследовательское общество (УНИО) школы;

- классные часы;

- научно-практические конференции в рамках программы «Шаг в Будущее»;

- круглые столы;

- встречи с людьми (чемпион мира по вольной борьбе Б. Будаев, участник олимпийских игр в Москве 1980 г. Павел Яковлев, призер Токийской олимпиады В. Баранников, и др.)

е) Пункты питания:

- столовая школы;

- буфет.

з) Система стимулирования:

- поощрения и вознаграждения.

V. Технологии развертывания индивидуальной спортивно-оздоровительной деятельности

5.1. К особенностям личностных качеств учащихся, решивших идти по индивидуальному маршруту, относятся стремление к самостоятельности, устойчивость интересов, высокая коммуникация и мобильность. Так как степень развитости каждого из перечисленных качеств у учащихся разная, необходимо применение многоуровневого подхода к организации процесса развертывания спортивно-оздоровительной деятельности ученика.

Первый уровень - инвариантный (базовый).

Индивидуальный план СОД соответствует базовым требованиям к содержанию СОД и рассчитан на учащихся с плохо развитыми общеучебными умениями и потребностями в знаниях СОД. Формируется соответствующий инвариантный учебно-методический комплекс и базовый комплекс ресурсов.

Второй уровень – вариативный.

Индивидуальный план СОД разрабатывается педагогом вместе с учеником. Такой ученик уже при относительно невысоком уровне общеучебных умений и мобильности достигают запланированных результатов в учении, компенсируя недостаточное развитие способностей к отдельным видам СОД организованностью, стремлением использовать рациональные приемы учения, хорошей коммуникацией. Учебные задания, выполнение их могут выходить за пределы инвариантного учебно-методического комплекса с использованием вариативного учебно-методического комплекса.

Третий уровень – дополнительный.

Индивидуальный план СОД представляет собой углубленный и расширенный вариант раскрытия учеником спортивно-оздоровительной деятельности. Творческие задания, методики их выполнения выходят за рамки инвариантного и вариативного учебно-методического комплекса, поэтому осуществление СОД невозможно без обращения к дополнительным источникам и ресурсам. Ученик проявляет ответственное отношение к самообразованию и к самоорганизации, хорошую мобильность и общение его с другими эффективно. Индивидуальный план разрабатывается учеником вместе с педагогом, может обращаться за консультацией к другим специалистам.

5.2. Индивидуальный план реализуется с учетом индивидуальной скорости движения. Сроки выполнения плановых заданий рассчитываются самими учащимися, учитель указывает крайний срок. При быстром раскрытии сути тех или иных учебных элементов учащиеся могут свободно переходить от одного задания к другому. На практике случается, что ученики переоценивают или недооценивают свои возможности. В этом случае у них есть возможность перейти от более сложной задачи к более простой и наоборот.

5.3. Развертывание СОД предусматривает организацию взаимодействия всех участников образовательного процесса (учащихся, педагогов, родителей, администрации и других заинтересованных лиц). В индивидуальных планах предусмотрены задания, выполнение которых требует работы в парах, группах с участием разных позиций. Разнообразные формы организации СОД способствуют ускорению темпа движения ученика через освоение приемов эффективного общения, способствующих эффективному восприятию, осмыслению и усвоению разных видов СОД.

5.4. Каждый модуль СОД включает подготовку и прохождение текущего и итогового контроля (аттестации). Индивидуальный план развертывания СОД предполагает организацию личной и групповой подготовки, которая берется под самоконтроль.

Анализ и рефлексия результатов аттестации осуществляется систематически и специально организуется педагогом или способным учеником.

5.5. Ведущие технологии развертывания СОД: стратегическое планирование (на перспективу и результат), метод проектов, система инновационной оценки портфолио, технологии эффективного общения, информационно-коммуникационные технологии, индивидуальная и групповая рефлексия, зачетная система, диагностическое тестирование.


VI. Типология самостоятельных блочных заданий.

6.1. Содержание программы разделяется на четыре основных блока. Это блок теоретической подготовки (ТП), блок физической подготовки (ФП), блок технической подготовки (Тех.П) и блок тактической подготовки (Так.П). Задания, выданные учащимся для самостоятельной работы, носят индивидуальный характер и имеют практическую направленность. Это:

А) Задания, требующие использования полученных знаний и умений по нескольким темам одного блока или по нескольким блокам программы. Результаты: рефераты, доклады, сообщения с использованием практической демонстрации на учебных занятиях и пр.

Б) Задания, требующие сквозного использования полученных знаний и умений по всем блокам. Они требуют значительных затрат времени на подготовку. Результаты: доклады и сообщения о результатах, их практическая демонстрация на учебных занятиях с использованием электронной презентации и пр.

В) Задания, имеющие цель углубления полученных знаний по блокам и их практического закрепления. Это виды исследовательских работ и практических мероприятий: практическое решение проблем, обмен опытом на семинарах и конференциях.

6.2. Выполнение всех заданий обеспечиваются соответствующими ресурсами: методическими указаниями, как к выполнению работы, так и к оформлению, медиасредствами, материально-техническими условиями (тренажерный зал, спортивный зал, бассейн, и пр.), библиотека, консультации (психологическая служба, медицинский кабинет) и пр. Процесс работы над заданиями представляет собою важную составляющую индивидуального маршрута спортивно-оздоровительной деятельности ученика.

6.3. Обязательно разрабатываются задания междисциплинарного характера. Например, есть задания, где необходимо применение математического аппарата, физического моделирования или наблюдения и осознания закономерностей химических процессов в человеке и др. При выполнении таких заданий формируются группы из учащихся разных ступеней обучения, таким образом реализуются воспитательные принципы наставничества, преемственности и высокой нравственности. На заседаниях МО на каждый учебный год по четвертям разрабатывается и утверждается график проведения спортивно-оздоровительных мероприятий и исследовательских работ по предметным и межпредметным областям. При составлении графика учитывается общая учебная нагрузка учащихся, сроки выдачи задания и сроки сдачи готовой работы, сложность и объем выполняемой работы. Каждым учеником заполняется таблица выполнения заданий.


Таблица. Самостоятельная работа над блочными заданиями

Учебные задания

Содержательные блоки

Задания (А,Б,В)

Сроки выдачи

Сроки сдачи

Отметка о выполнении

I

ТП




II

ФП





III

Техн.П





IV

Такт.П




















    1. Содержательное обеспечение разделов (блоков) индивидуальной

программы ученика предполагает:



Содержательное обеспечение разделов (блоков) программы


  1. Теоретическая подготовка


Объем

в часах

Самостоятельная работа (в часах)



  1. Развитие баскетбола в России и за рубежом.
    2. Общая характеристика сторон подготовки спортсмена.
    3. Физическая подготовка баскетболиста.
    4. Техническая подготовка баскетболиста.
    5. Тактическая подготовка баскетболиста.
    6. Психологическая подготовка баскетболиста.
    7. Соревновательная деятельность баскетболиста.
    8. Организация и проведение соревнований по баскетболу.
    9. Правила судейства соревнований по баскетболу.
    10. Места занятий, оборудование и инвентарь для занятий баскетболом.





II. Физическая подготовка





1. Общая физическая подготовка.

1.. Общеразвивающие упражнения: элементарные, с весом собственного веса, с партнером, с предметами (набивными мячами, фитболами, гимнастическими палками, обручами, с мячами различного диаметра, скакалками), на снарядах (перекладина, опорный прыжок, стенка, скамейка, канат).

2. Подвижные игры.

3. Эстафеты.
4. Полосы препятствий.
5. Акробатические упражнения (кувырки, стойки, перевороты, перекаты).


2. Специальная физическая подготовка.

1. Упражнения для развития быстроты движений баскетболиста.
2. Упражнения для развития специальной выносливости баскетболиста.
3. Упражнения для развития скоростно-силовых качеств баскетболиста.
4. Упражнения для развития ловкости баскетболиста.








III. Техническая подготовка




1. Упражнения без мяча:

1. прыжок вверх-вперед толчком одной и приземлением на одну ногу;

2. передвижение приставными шагами правым (левым) боком: с разной скоростью, в одном и в разных направлениях;

3. передвижение правым – левым боком;

4. передвижение в стойке баскетболиста;

5. остановка прыжком после ускорения;

6. остановка в один шаг после ускорения;

7. остановка в два шага после ускорения;

8. повороты на месте;

9. повороты в движении;

10. имитация защитных действий против игрока нападения;

11. имитация действий атаки против игрока защиты.


  2. Ловля и передача мяча:

1. двумя руками от груди, стоя на месте;

2. двумя руками от груди с шагом вперед;

3. двумя руками от груди в движении;

4. передача одной рукой от плеча;

5. передача одной рукой с шагом вперед;

5. то же после ведения мяча;

6. передача одной рукой с отскоком от пола;

7. передача двумя руками с отскоком от пола;

8. передача одной рукой снизу от пола;

9. то же в движении;

10. ловля мяча после полуотскока;

11. ловля высоко летящего мяча;

12. ловля катящегося мяча, стоя на месте;

13. ловля катящегося мяча в движении.


3. Ведение мяча:

1. на месте;

2. в движении шагом;

3. в движении бегом;

4. то же с изменением направления и скорости;

5. то же с изменением высоты отскока;

6. правой и левой рукой поочередно на месте;

7. правой и левой рукой поочередно в движении;

8. перевод мяча с правой руки на левую и обратно, стоя на месте.


4. Броски мяча:

1. одной рукой в баскетбольный щит с места;

2. двумя руками от груди в баскетбольный щит с места;

3. двумя руками от груди в баскетбольный щит после ведения и остановки;

4. двумя руками от груди в баскетбольную корзину с места;

5. двумя руками от груди в баскетбольную корзину после ведения;

6. одной рукой в баскетбольную корзину с места;

7. одной рукой в баскетбольную корзину после ведения;

8. одной рукой в баскетбольную корзину после двух шагов;

9. прыжке одной рукой с места;

10. штрафной;

11. двумя руками снизу в движении;

12. одной рукой в прыжке после ловли мяча в движении;

13. в прыжке со средней дистанции;

14. в прыжке с дальней дистанции;

15. вырывание мяча;

16. выбивание мяча.




IV. Тактическая подготовка




1. Защитные действия при опеке игрока без мяча.
2. Защитные действия при опеке игрока с мячом.
3. Перехват мяча.
4. Борьба за мяч после отскока от щита.
5. Быстрый прорыв.
6. Командные действия в защите.
7. Командные действия в нападении.
8. Игра в баскетбол с заданными тактическими действиями.





Контрольные игры и соревнования. Правила соревнований. положение о соревнованиях. Расписание игр. Оформление хода и результатов соревнований.

Практические занятия. Учебно-тренировочные игры. Соревнования по подвижным играм с элементами техники баскетбола. Сдача тестов.





VII. Система оценивания

7.1. Оценка реализации индивидуального плана СОД отражает степень приближения к ожидаемым результатам. Она дает сравнительную информацию о качестве продвижения ученика по индивидуальному маршруту спортивно-оздоровительной деятельности.

7.2. Невозможно и нет необходимости абсолютно точно выявлять качество знаний и умений учащихся, намного важнее и полезнее научить их самооценке и самоконтролю. Они включают в себя умение сравнивать себя не с другими, а с самим собой, ориентироваться на себя, на свое собственное рефлексивное отношение к происходящему, что повышает меру ответственности ученика за себя.

Самооценка и самоконтроль в комплексе как контролирующая и проверочная деятельность носит рефлексивный характер и играет важнейшую роль в самовоспитании ученика. Ученик, по сути, учится осуществлять мониторинг, отслеживая самого себя.

7.3. Ученик в течение всего учебного года ведет мониторинг собственной учебной деятельности в форме дневников, зачетных книжек, заполнения таблиц, в которых фиксируются фактическая его еженедельная нагрузка, выполнение плана, текущее и итоговое тестирование. Раз в четверть обсуждается вопрос о ходе выполнения учеником индивидуального учебного плана на учебных занятиях, при собеседовании с учителем или тренером в индивидуальном или командном режимах. Все замечания, рекомендации и предложения по выполнению плана записываются в плане. Одновременно проставляются отметки о выполнении работы в соответствующие разделы плана.

Выполнение индивидуального плана ученика является основанием для автоматического зачета или проставления соответствующей оценки за четверть, год, для стимулирования.

Индивидуальный учебный план ученика по баскетболу



Индивидуальный учебный план ученика по баскетболу





Вид и содержание учебной деятельности

Объем работы

Сроки исполнения

Отметки о выполнении

2

Подготовка и прохождение контроля






2.1




      1. Текущий контроль:

- контрольные тесты по физической и технической подготовленности




2.1.2 Итоговый контроль:

- контрольные тесты по физической и технической подготовленности




2.2

Формирование УМК




2.2.1 Инвариантный:

- Федеральная программа. Матвеев АП.2005.




2.2.2 Вариативный:




2.2.3 Дополнительный:




2.3

Содержание деятельности




1. Теоретическая подготовка




2. Физическая подготовка




3. Техническая подготовка




4. Тактическая подготовка




2.4

Спортивная результативность




2.4.1 Участие в школьных соревн-х




2.4.2 Участие во внешкольных соревн-х




2.5

Самообразование




2.5.1 Изучение литературы




2.5.2 Исследование проблемных вопросов




2.5.3 Консультации





Таблица расчета объема (годовой и недельной) учебной нагрузки

Годовая и недельная учебная нагрузка





2009 - 2010

учебный год

Годовая учебная нагрузка

Средняя учебная недельная нагрузка

Всего

Уроки

Секции

Всего




Уроки

Секции

План







Факт









Таблица расчета объема учебной нагрузки по четвертям

по всем видам спортивных секций



Расчет объема учебной нагрузки по четвертям

по всем видам спортивных секций



Четверть



Название спортивной секции



Колнед



Всего

(час)

Распределение учебной работы по видам

Учебные занятия

Соревнования, уровень

Другие

мероприятия

Шк. ур.

Район.

ур.

Город.

ур.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10



1-ая

четверть

1

Баскетбол








2

Футбол








3

Волейбол








Выполнение










2-ая четверть

1









2









Выполнение








3-я

четверть

1

Баскетбол








2









Выполнение








4-ая

четверть

1

Баскетбол








2









Выполнение








Всего за учебный год

(план)








Всего за учебный год (факт.)










Подготовка вопросов для обсуждения

на уроках физической культуры

Тематика и содержание вопросов

Сроки исполнения

Отметки о выполнении













Подготовка вопросов для обсуждения

на секционных занятиях

Тематика и содержание вопросов

Сроки исполнения

Отметки о выполнении











  1. Система развития кадровых ресурсов, обеспечивающих реализацию

индивидуального маршрута спортивно-оздоровительной деятельности ученика.

8.1. Школьное методическое объединение учителей физической культуры и тренеров спортивных секций взяло на себя определенную меру ответственности за создание условий для профессионального роста. Одним из показателей наличия таких условий является обеспечение возможности вести учителям и тренерам методическую, исследовательскую и проектную деятельность по проблеме развития образования по физической культуре в интеграции с дополнительным образованием. Особенно поощряются инициативы учителя или тренера, реализация их творческой группой.

8.2. Результаты ведения такой работы позволили рассматривать цели и задачи воспитательной работы на уроках во взаимосвязи с дополнительным образованием в форме спортивных секций современных детей. Эти взаимосвязи могут быть практически реализовываться, если организуются условия для индивидуализации образовательной деятельности каждого ученика, только при таком подходе возможно единство здоровья и спорта, привитие вкуса у детей к здоровому образу жизни.

8.3. Признание руководством школы нашего опыта дало нам возможность рассчитывать на материально-техническую поддержку. Нам выделили ………….., обеспечивают выход в Интернет, выделили финансовые средства на приобретение методической литературы, на прохождение курсов и семинаров по актуальным вопросам образования, обеспечивается научно-информационный ресурс в форме консультаций и пр. Ведение научно-исследовательской работы является хорошим средством профессионального роста и повышения квалификации на рабочем месте.

8.4. Информационно-методические материалы, наработанные нашим методическим объединением на основе аккумуляции опыта работы всех его членов, помещаются в базу данных школы и представляют собою медиапродукт.

  1. Профессиограмма учащихся, реализующих индивидуальную спортивно-оздоровительную деятельность

9.1. Требования к результативности спортивно-оздоровительной деятельности:

- становление и формирование образа мышления и образа действия, поведения;

- практический опыт применения знаний в учебном процессе, в жизни;

- акцентуация внимания учителей, тренеров на осознание образа мышления окружающих людей, на влияние собственного здоровья на поступки и т.д.;

- постоянный пересмотр своих базовых оснований, которые влияют на их мышление, на способы осуществления здорового образа жизни;

- понимание взаимосвязей между словами и поступками и стремление понять, что стоит за ними (мотивы), что влияет на состояние здоровья

преобразуются в личностные качества ученика, которые проявляются на практике в разной степени (слабая, средняя и сильная степень проявления).



Таблица профессиограммы ученика, идущего по индивидуальному маршруту спортивно-оздоровительной деятельности

Качества личности ученика, идущего по индивидуальному маршруту спортивно-оздоровительной деятельности

Основные показатели качества

Степень проявления качеств

Слабая

Средняя

Сильная



1.

Здоровый образ жизни рассматривается как интересный объект наблюдения:




а) «я»




б) «другой»




2.

Выражение чувств, эмоционального

отношения к объекту наблюдения:




а) «я»




б) «другой»




3.

Проведение структурно-содержательного анализа здорового образа жизни как образа мышления, действия, поступков:




а) «я»




б) «другой»




4.

Наличие идеала (образца) человека, ведущего здоровый образ жизни




а) «я»




б) «другой»




5.

Контроль объема:




а) выполняемых заданий




б) нагрузки




6.

Способность к изменение видов и форм взаимодействия и сотрудничества





9.2. Показателем также является сам круг объектов наблюдения:

- круг друзей;

- семейный круг;

- круг одноклассников;

- круг деловых друзей (по секции);

- круг людей разных общественных групп.

Окружающий мир становится для наблюдателя предметом пристального внимания, чуткого восприятия, эмоционального отношения, анализа. Регулярно практикуясь в постоянном наблюдении, изучении, ученик постепенно переходит на другой уровень осознания – на уровень осознания взаимосвязей здоровья (в широком понимании) с образом мышления и образом действия.

9.3. В качестве умений идти по индивидуальному спортивно-оздоровительному маршруту также рассматриваются:

- освоение оздоровительных систем;

- участие в проектных разработках;

- проведение интересных исследовательских работ, встреч, отражающих качество спортивно-оздоровительной деятельности.


  1. Перспективы развития моей профессиональной деятельности

10.1. Имеются все основания для массового вовлечения детей в индивидуальную спортивно-оздоровительную деятельность учащихся в условиях школьного образования. Одним из сильнейших аргументов являются следующие факты и явления:

- устойчивое ухудшение экологической ситуации в мире, ослабление иммунитета человека, среды его обитания;

- усиление напряженности социально-экономической обстановки, что ведет к ослаблению психики человека, его центральной нервной системы и пр.;

- устойчивая тенденция ослабления иммунитета человека и разрушения среды его обитания;

- здоровье человека становится все более и более главной ценностью как для самого человека, так для общества, так как им обладают все меньшее и меньшее количество людей;

- усиление желания и интереса родительской общественности участвовать в реализации их же общественного заказа;

- усиливается с каждым годом негативное влияние СМИ на состояние здоровья человека (физическое, эмоциональное, духовно-нравственное, социальное).

Наша школа взяла на себя определенную ответственность за формирование и сохранение у детей иммунитета к негативным и безнравственным явлениям. Одним из путей решения рассматривается вопрос приобщения каждого ребенка к культуре здоровьесберегающей деятельности. Здесь имеется ввиду не только собственном здоровье деятеля, но и о здоровье другого человека. Не навредить – вот один из принципов жизнедеятельности человека, применению которого будет научаться ученик в процессе образования.

10.2. Именно в этом направлении будет идти мое дальнейшее профессиональное развитие. Это развитие даст возможность мне принимать активное участие в решении школой круга актуальных в рассматриваемой перспективе педагогических задач. И они будут связаны, прежде всего, с заботой педагогического коллектива о среде, в которой совместная и индивидуальная деятельность укрепляет здоровье, а не расшатывает.

Только в такой среде к здоровью ребенка будет проявлено уважение, с ним будут считаться как с конкретной ценностью. И я, как учитель и воспитатель одновременно буду проявлять интерес и поддерживать диалоговые отношения с учеником, с его семьёй, вместе ставить и решать проблемы здоровья ребенка в условиях школы.

10.3. Моя инновационная деятельность по приобщению каждого ученика к спортивно-оздоровительной деятельности будет актуальна до тех пор, пока система образования не станет естественной средой полноценной здоровой жизни, совершенства.



МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 49» В.П. Матвеев



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!