Просмотр содержимого документа
«Тема: «Инновационные подходы в организации детской экспериментальной работы»»
Тема: «Инновационные подходы в организации детской экспериментальной работы»
Актуальность темы:
Интеллектуально - личностное развитие детей зависит от уровня их познавательной активности.
Познавательный интерес к окружающему миру формируется только при условии целенаправленного руководства со стороны взрослых.
Одним из перспективных методов, способствующих решению проблемы по познавательной активности детей, является метод проектирования в старшем дошкольном возрасте.
Вводя соответствующие инновации в образовательный процесс, необходимо понимать, что в процессе самостоятельной деятельности ребенок осуществляет не простой, а многоуровневый эксперимент, в процессе которого происходит развитие всех сторон развития личности дошкольника:
- - физической (управление своим телом и отдельными органами);
- - природоведческой (ознакомление с реальным окружающим миром, со свойствами объектов и причинно — следственными связями);
- - социальной (запоминает индивидуальные особенности каждого человека);
- - познавательной (освоение и развитие мыслительных операций и процессов);
- - лингвистической (словотворчество);
- - личностной (познание своих личностных возможностей);
- - волевой (развитие волевых процессов);
- - поведенческой (моделирование своего поведения в различных жизненных ситуациях).
Эксперимент - важнейший из методов исследования, который используется практически во всех науках. Слово «эксперимент» происходит от латинского ехperimentum, переводится на русский как «проба, опыт».
Основное содержание игр - экспериментов
- - материалы (песок, дерево, ткань, бумага);
- - природные явления (ветер, солнце, вес, снег, теплота и т.д.);
- - мир растений и животных;
- - предметный мир (игрушки, посуда, обувь и тд.)
- - геометрические эталоны, эталон времени;
- - человек.
Правила при выборе темы:
- Тема должна быть интересна ребёнку, должна увлекать его.
- Тема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования (ребёнок должен раскрыть лучшие стороны своего интеллекта, получить новые знания, умения, навыки).
- Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.
- Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.
Цель поисково-экспериментальной деятельности дошкольников : развитие познавательных интересов, потребности и способности, самостоятельной поисковой деятельности на базе обогащённого и сформированного эмоционально-чувственного опыта.
Задачи:
- Вызвать интерес к поисковой деятельности.
- Учить детей видеть и выделять проблему эксперимента.
- Принимать и ставить перед собой цель эксперимента.
- Отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности.
- Развивать личностные свойства: целеустремлённость, настойчивость, решительность.
- Обогащать сознание содержательно упорядоченными сведениями о мире.
Условия необходимые для реализации поставленных задач в предметно-развивающей среде группы (уголок экспериментирования, мини-лаборатория).
Уголок экспериментирования
Основное оборудование лаборатории:
- приборы – «помощники»: лабораторная посуда, весы, объекты живой и неживой природы, ёмкости для игр с водой разного объёма и формы;
- природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена и т.д.;
- утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки;
- разные виды бумаги;
- красители: гуашь, акварельные краски;
- медицинские материалы: пипетки, колбы, мерные ложки, резиновые груши, шприцы (без игл);
- прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стёкла, сито, свечи.
- Дополнительное оборудование:
- детские халаты, клеенчатые фартуки, полотенца, контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов.
- В уголке экспериментирования необходимо иметь:
- карточки-схемы проведения экспериментов, индивидуальные дневники экспериментов.
- Материал, находящийся в уголке экспериментирования должен соответствовать среднему уровню развития ребенка. Необходимо также иметь материалы и оборудование для проведения более сложных экспериментов, рассчитанных на одаренных детей и детей с высоким уровнем развития.
Формы работы по поисково-экспериментальной деятельности:
- Непосредственный опыт воспитателя с ребенком.
- Самостоятельная деятельность детей.
- Фронтальные занятия .
- КВН, развлечения.
- Наблюдения в природе.
- Рассматривание фотографий (где в природе существует вода?)
- Беседы по теме «Путешествие капельки».
- Целевая прогулка.
- Экскурсия.
Этапы развития у детей поисково-экспериментальной деятельности:
- Младший дошкольный возраст: начать с ознакомления ребёнка с водой, её свойствами и продолжать до того момента, пока ребёнок не начнёт принимать игровую ситуацию и участвовать в ней (наливаем – выливаем – измеряем).
- Средний дошкольный возраст: этап связан с потребностью получить ответ экспериментированным путём; действия становятся более целенаправленными и обдуманными. На занятиях дети учатся задавать вопросы: «Как это сделать?».
- Старший дошкольный возраст: в результате данного этапа дети проявляют желание постоянно обращаться к воспитателю с просьбами: «Давайте сделаем так», «Давайте посмотрим, что будет, если ….». На занятиях сравнивают два состояния одного и того же объекта и находят не только разницу, но и сходство где дети самостоятельно задумывают опыт, сами продумывают методику и распределяют обязанности между собой, сами его выполняют и сами делают необходимые выводы.
Структура детского экспериментирования:
- Проблемная ситуация
- Целеполагание (что нужно сделать)
- Выдвижение гипотез (как, с помощью чего, что получается)
- Проверка предположения (отбор нужных средств, реализация в действии)
Критерии эффективности детской проектной деятельности
- 1. Самостоятельность и добровольность участия в исследовательской деятельности.
- 2. Системность и учет возрастных особенностей ребенка.
- 3. Важно, чтобы рядом находились взрослые, которые достаточно деликатны, чтобы ребенка-исследователя не ломать, не навязывать ему свое видение мира, не подменять своими действиями. Ребенок может ошибиться, но это будет его ошибка, его опыт. Методом проб и ошибок человек познает мир и приходит к правильным выводам. Пусть это будет маленький результат, но это результат, к которому ребенок пришел сам, самостоятельно ( конечно же под умелом ненавязчивом руководстве педагога или родителя).
- 4. Презентация и оценка деятельности ребенка. Результаты исследовательской работы важно оценить для того, чтобы поднять самооценку в глазах самого ребенка и в кругу сверстников. Обязательно нужно организовать итоговую презентацию исследовательской деятельности, и тем самым создать условия для опосредованного обучения сверстников.
Вывод: в результате соблюдения всех перечисленных фактов у детей успешно происходит развитие познавательного интереса, они все охотнее обращаются за помощью к детским энциклопедиям, познавательной литературе, что способствует развитию активной, самостоятельной, творческой личности ребенка. Результат такого взаимодействия позволяет достичь основную цель экологического образования дошкольника — формирование нравственно-ценностных отношений к природе и людям, развитие чувства личной ответственности за состояние окружающей среды, практического участия в возрождении нарушенного равновесия между человеком и природой.
Спасибо за внимание!
Творческих успехов!