СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: «Инновационные подходы в организации детской экспериментальной работы»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интеллектуально - личностное развитие детей зависит от уровня их познавательной активности.

Познавательный интерес к окружающему миру формируется только при условии целенаправленного руководства со стороны взрослых.

Просмотр содержимого документа
«Тема: «Инновационные подходы в организации детской экспериментальной работы»»

Тема: «Инновационные подходы в организации детской экспериментальной работы»

Тема: «Инновационные подходы в организации детской экспериментальной работы»

Актуальность темы: Интеллектуально - личностное развитие детей зависит от уровня их познавательной активности.  Познавательный интерес к окружающему миру формируется только при условии целенаправленного руководства со стороны взрослых.  Одним из перспективных методов, способствующих решению проблемы по познавательной активности детей, является метод проектирования в старшем дошкольном возрасте.

Актуальность темы:

Интеллектуально - личностное развитие детей зависит от уровня их познавательной активности.

Познавательный интерес к окружающему миру формируется только при условии целенаправленного руководства со стороны взрослых.

Одним из перспективных методов, способствующих решению проблемы по познавательной активности детей, является метод проектирования в старшем дошкольном возрасте.

Вводя соответствующие инновации в образовательный процесс, необходимо понимать, что в процессе самостоятельной деятельности ребенок осуществляет не простой, а многоуровневый эксперимент, в процессе которого происходит развитие всех сторон развития личности дошкольника: - физической (управление своим телом и отдельными органами);   - природоведческой (ознакомление с реальным окружающим миром, со свойствами объектов и причинно — следственными связями);   - социальной   (запоминает  индивидуальные   особенности   каждого человека);   - познавательной (освоение и развитие мыслительных операций и процессов);   - лингвистической (словотворчество);   - личностной (познание своих личностных возможностей);   - волевой (развитие волевых процессов);   - поведенческой  (моделирование  своего  поведения  в различных жизненных ситуациях).

Вводя соответствующие инновации в образовательный процесс, необходимо понимать, что в процессе самостоятельной деятельности ребенок осуществляет не простой, а многоуровневый эксперимент, в процессе которого происходит развитие всех сторон развития личности дошкольника:

  • - физической (управление своим телом и отдельными органами);
  •   - природоведческой (ознакомление с реальным окружающим миром, со свойствами объектов и причинно — следственными связями);
  •   - социальной   (запоминает  индивидуальные   особенности   каждого человека);
  •   - познавательной (освоение и развитие мыслительных операций и процессов);
  •   - лингвистической (словотворчество);
  •   - личностной (познание своих личностных возможностей);
  •   - волевой (развитие волевых процессов);
  •   - поведенческой  (моделирование  своего  поведения  в различных жизненных ситуациях).
    Эксперимент - важнейший из методов исследования, который используется практически во всех науках. Слово «эксперимент» происходит от латинского ехperimentum, переводится на русский как «проба, опыт». Основное содержание игр - экспериментов - материалы (песок, дерево, ткань, бумага);   - природные явления (ветер, солнце, вес, снег, теплота и т.д.);   - мир растений и животных;   - предметный мир (игрушки, посуда, обувь и тд.)   - геометрические эталоны, эталон времени;   - человек.

    Эксперимент - важнейший из методов исследования, который используется практически во всех науках. Слово «эксперимент» происходит от латинского ехperimentum, переводится на русский как «проба, опыт».

Основное содержание игр - экспериментов

  • - материалы (песок, дерево, ткань, бумага);
  •   - природные явления (ветер, солнце, вес, снег, теплота и т.д.);
  •   - мир растений и животных;
  •   - предметный мир (игрушки, посуда, обувь и тд.)
  •   - геометрические эталоны, эталон времени;
  •   - человек.
Правила при выборе темы: Тема должна быть интересна ребёнку, должна увлекать его. Тема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования (ребёнок должен раскрыть лучшие стороны своего интеллекта, получить новые знания, умения, навыки). Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности. Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.

Правила при выборе темы:

  • Тема должна быть интересна ребёнку, должна увлекать его.
  • Тема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования (ребёнок должен раскрыть лучшие стороны своего интеллекта, получить новые знания, умения, навыки).
  • Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.
  • Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.
  Цель поисково-экспериментальной деятельности дошкольников : развитие познавательных интересов, потребности и способности, самостоятельной поисковой деятельности на базе обогащённого и сформированного эмоционально-чувственного опыта. Задачи: Вызвать интерес к поисковой деятельности. Учить детей видеть и выделять проблему эксперимента. Принимать и ставить перед собой цель эксперимента. Отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности. Развивать личностные свойства: целеустремлённость, настойчивость, решительность. Обогащать сознание содержательно упорядоченными сведениями о мире.

  Цель поисково-экспериментальной деятельности дошкольников : развитие познавательных интересов, потребности и способности, самостоятельной поисковой деятельности на базе обогащённого и сформированного эмоционально-чувственного опыта.

Задачи:

  • Вызвать интерес к поисковой деятельности.
  • Учить детей видеть и выделять проблему эксперимента.
  • Принимать и ставить перед собой цель эксперимента.
  • Отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности.
  • Развивать личностные свойства: целеустремлённость, настойчивость, решительность.
  • Обогащать сознание содержательно упорядоченными сведениями о мире.

Условия необходимые для реализации поставленных задач в предметно-развивающей среде группы (уголок экспериментирования, мини-лаборатория).

Уголок экспериментирования

Основное оборудование лаборатории:

  • приборы – «помощники»: лабораторная посуда, весы, объекты живой и неживой природы, ёмкости для игр с водой разного объёма и формы;
  • природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена и т.д.;
  • утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки;
  • разные виды бумаги;
  • красители: гуашь, акварельные краски;
  • медицинские материалы: пипетки, колбы, мерные ложки, резиновые груши, шприцы (без игл);
  • прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стёкла, сито, свечи.
  • Дополнительное оборудование:
  • детские халаты, клеенчатые фартуки, полотенца, контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов.
  • В уголке экспериментирования необходимо иметь:
  • карточки-схемы проведения экспериментов, индивидуальные дневники экспериментов.
  • Материал, находящийся в уголке экспериментирования должен соответствовать среднему уровню развития ребенка. Необходимо также иметь материалы и оборудование для проведения более сложных экспериментов, рассчитанных на одаренных детей и детей с высоким уровнем развития.
Формы работы по поисково-экспериментальной деятельности: Непосредственный опыт воспитателя с ребенком. Самостоятельная деятельность детей. Фронтальные занятия . КВН, развлечения. Наблюдения в природе. Рассматривание фотографий (где в природе существует вода?) Беседы по теме «Путешествие капельки». Целевая прогулка. Экскурсия.

Формы работы по поисково-экспериментальной деятельности:

  • Непосредственный опыт воспитателя с ребенком.
  • Самостоятельная деятельность детей.
  • Фронтальные занятия .
  • КВН, развлечения.
  • Наблюдения в природе.
  • Рассматривание фотографий (где в природе существует вода?)
  • Беседы по теме «Путешествие капельки».
  • Целевая прогулка.
  • Экскурсия.
 Этапы развития у детей поисково-экспериментальной деятельности: Младший дошкольный возраст: начать с ознакомления ребёнка с водой, её свойствами и продолжать до того момента, пока ребёнок не начнёт принимать игровую ситуацию и участвовать в ней (наливаем – выливаем – измеряем). Средний дошкольный возраст: этап связан с потребностью получить ответ экспериментированным путём; действия становятся более целенаправленными и обдуманными. На занятиях дети учатся задавать вопросы: «Как это сделать?». Старший дошкольный возраст: в результате данного этапа дети проявляют желание постоянно обращаться к воспитателю с просьбами: «Давайте сделаем так», «Давайте посмотрим, что будет, если ….». На занятиях сравнивают два состояния одного и того же объекта и находят не только разницу, но и сходство где дети самостоятельно задумывают опыт, сами продумывают методику и распределяют обязанности между собой, сами его выполняют и сами делают необходимые выводы.

Этапы развития у детей поисково-экспериментальной деятельности:

  • Младший дошкольный возраст: начать с ознакомления ребёнка с водой, её свойствами и продолжать до того момента, пока ребёнок не начнёт принимать игровую ситуацию и участвовать в ней (наливаем – выливаем – измеряем).
  • Средний дошкольный возраст: этап связан с потребностью получить ответ экспериментированным путём; действия становятся более целенаправленными и обдуманными. На занятиях дети учатся задавать вопросы: «Как это сделать?».
  • Старший дошкольный возраст: в результате данного этапа дети проявляют желание постоянно обращаться к воспитателю с просьбами: «Давайте сделаем так», «Давайте посмотрим, что будет, если ….». На занятиях сравнивают два состояния одного и того же объекта и находят не только разницу, но и сходство где дети самостоятельно задумывают опыт, сами продумывают методику и распределяют обязанности между собой, сами его выполняют и сами делают необходимые выводы.
Структура детского экспериментирования: Проблемная ситуация Целеполагание (что нужно сделать) Выдвижение гипотез (как, с помощью чего, что получается) Проверка предположения (отбор нужных средств, реализация в действии)

Структура детского экспериментирования:

  • Проблемная ситуация
  • Целеполагание (что нужно сделать)
  • Выдвижение гипотез (как, с помощью чего, что получается)
  • Проверка предположения (отбор нужных средств, реализация в действии)
Критерии эффективности детской проектной деятельности 1. Самостоятельность и добровольность участия в исследовательской деятельности. 2. Системность и учет возрастных особенностей ребенка. 3. Важно, чтобы рядом находились взрослые, которые достаточно деликатны, чтобы ребенка-исследователя не ломать, не навязывать ему свое видение мира, не подменять своими действиями. Ребенок может ошибиться, но это будет его ошибка, его опыт. Методом проб и ошибок человек познает мир и приходит к правильным выводам. Пусть это будет маленький результат, но это результат, к которому ребенок пришел сам, самостоятельно ( конечно же  под умелом ненавязчивом руководстве педагога или родителя). 4. Презентация и оценка деятельности ребенка. Результаты исследовательской работы важно оценить для того, чтобы поднять самооценку в глазах самого ребенка и в кругу сверстников. Обязательно нужно организовать итоговую презентацию исследовательской деятельности, и тем самым создать условия для опосредованного обучения сверстников.

Критерии эффективности детской проектной деятельности

  • 1. Самостоятельность и добровольность участия в исследовательской деятельности.
  • 2. Системность и учет возрастных особенностей ребенка.
  • 3. Важно, чтобы рядом находились взрослые, которые достаточно деликатны, чтобы ребенка-исследователя не ломать, не навязывать ему свое видение мира, не подменять своими действиями. Ребенок может ошибиться, но это будет его ошибка, его опыт. Методом проб и ошибок человек познает мир и приходит к правильным выводам. Пусть это будет маленький результат, но это результат, к которому ребенок пришел сам, самостоятельно ( конечно же  под умелом ненавязчивом руководстве педагога или родителя).
  • 4. Презентация и оценка деятельности ребенка. Результаты исследовательской работы важно оценить для того, чтобы поднять самооценку в глазах самого ребенка и в кругу сверстников. Обязательно нужно организовать итоговую презентацию исследовательской деятельности, и тем самым создать условия для опосредованного обучения сверстников.
    Вывод: в результате соблюдения всех перечисленных фактов у детей успешно происходит развитие познавательного интереса, они все охотнее обращаются за помощью к детским энциклопедиям, познавательной литературе, что способствует развитию активной, самостоятельной, творческой личности ребенка. Результат такого взаимодействия позволяет достичь основную цель экологического образования дошкольника — формирование нравственно-ценностных отношений к природе и людям, развитие чувства личной ответственности за состояние окружающей среды, практического участия в возрождении нарушенного равновесия между человеком и природой.

   Вывод: в результате соблюдения всех перечисленных фактов у детей успешно происходит развитие познавательного интереса, они все охотнее обращаются за помощью к детским энциклопедиям, познавательной литературе, что способствует развитию активной, самостоятельной, творческой личности ребенка. Результат такого взаимодействия позволяет достичь основную цель экологического образования дошкольника — формирование нравственно-ценностных отношений к природе и людям, развитие чувства личной ответственности за состояние окружающей среды, практического участия в возрождении нарушенного равновесия между человеком и природой.

Спасибо за внимание! Творческих успехов!

Спасибо за внимание!

Творческих успехов!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!