СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема : «Искусство в религиозной культуре»

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема "Искусство в религиозной культуре" 

Просмотр содержимого документа
«Тема : «Искусство в религиозной культуре»»

Технологическая карта урока по ОРКСЭ

Курс: ОРКСЭ

Модуль: основы мировых религиозных культур.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Вид урока: классический

Тема урока: «Искусство в религиозной культуре» .14 урок.1 урок по теме.

Цель: создать условия для осознания учащимися значимости искусства в разных религиозных культурах в жизни человека.

Задачи:

  • формировать образ мира через знакомство с жанрами искусства как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий;

  • развивать умение слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  • воспитывать толерантное отношение обучающихся к ценностям культурных традиций религий мира.

  • познакомить учащихся с предметами искусства, встречающихся в церкви и мечети.

Виды деятельности: эвристическая беседа, рассказ, работа в парах и группах, работа с иллюстрациями, работа с текстами, работа со справочными материалами, игры.

Средства обучения: учебник, презентация, рисунки детей.



Этапы урока

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

Формируемые УУД.

1.Организационно-мотивационный.

Улыбнёмся друг другу и мысленно пожелаем друг другу успеха.

Эмоционально настраиваются на урок.


2.Опрос-актуализация.

1. Решим кроссворд:

  1. «Дом собраний» у иудеев.

  2. Место для икон в православном храме.

  3. Росписи стен в христианских храмах.

  4. Буддийское религиозное сооружение.

  5. Переносной шатёр у древних евреев.

  6. Священная книга иудеев.

  7. Башня, с которой мусульман призывают на молитву.

  8. Направление в христианстве.

  9. Многоярусные священные строения в буддизме.

- Что же такое искусство? Группами найдём это определение в толковых словарях.

-Какие виды искусства вы знаете?

Решают кроссворд:

1)Синагога.

2)Иконостас.

3)Фрески.

4)Ступа.

5)Скиния.

6)Свиток Торы.

7)Минарет.

8)Православие.

9)Пагоды.


(ИСКУССТВО)


(Слайд)










-«Творческое отражение действительности в художественных образах» (Ожегов)

-Живопись, музыка, архитектура, декоративно-прикладное искусство.


П.-анализ объектов с целью выделения признаков, умение работать с дополнительными источниками.

Р.-принимать и выполнять учебную задачу.

К.- учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

3.Целеполагание.

-Как вы думаете, почему именно это слово звучит сегодня на уроке ОРКСЭ?

Соберём корзину идей

(договори словечко):

-Мы узнаем…

-Научимся различать…

-Будем развивать…

-Друг другу будем…

-Мы познакомимся с некоторыми видами искусства в различных религиях.


(Слайд)

Р.-способность фиксировать учебную проблему, определять область знания и незнания

П.- умение структуировать знание.

К.-инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками.

4.Открытие нового знания.

1)Искусство в религиозной культуре христианства.

-Наша страна многонациональна. У каждого народа свои традиции, культура и искусство. Сегодня на уроке мы познакомимся с предметами искусства в христианстве и в исламе.

1.Искусство в религиозной культуре христианства.

Презентация .Фотография внутреннего убранства православного храма.

-Где мы находимся?

При входе в храм мы сразу обращаем внимание на прекрасные предметы культового назначения.

-Христиане уверены в том, что на Земле родился Сын Божий - Иисус Христос. О нём люди писали книги, а позже стали изображать на специальных досках и самого Иисуса Христа, и его мать Марию, и других святых.(Слайд)

Рассмотрите иконы. В чём их особенность?




- Символом русского духа стала икона «Троица» Андрея Рублёва.(Слайд) Её называют светом иного мира .Тайна её до конца не раскрыта.

-А Владимирская икона Божией матери(Слайд) считается чудотворной. Как вы понимаете это слово?

-Да! Чудесным образом она 2 раза спасалась из горящих храмов. А когда к Костроме подступило монголо-татарское войско, она своими лучами обратила их в бегство, и дружина князя Василия была спасена.

-Какие иконы знаете вы? Узнайте у своих родителей и на следующем уроке расскажите нам.

(Слайд)

-Что вы видите?

-Как вы думаете –колокола

также произведения искусства? Они созывали христиан на ратный труд, возвещали о бедах и радостях. Послушайте голоса колоколов.





























Центральное расположение образа.

Нимб вокруг головы, большие глаза, печальный и строгий взгляд. Золото, синий и белый цвета.









- Творящая чудеса.

Р.- следовать плану реализации учебной задачи.

П.-умение наблюдать и сравнивать,

делать умозаключения.


Л.- формирование чувства прекрасного и эстетические чувства;

-чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.

5.Первичное закрепление нового материала.


Работа с учебником в парах.

1) Прочтите текст на стр.34-35. Карандашом отметьте то, о чём мы ещё не говорили на уроке.

2) «Жужжащим чтением» прочитайте раздел «Это интересно». Поделитесь с нами приобретённым знанием.


Дети работают с текстом и выполняют задания.

Р.-контроль, коррекция.

П.-умение работать с текстом, правильно строить речевое высказывание.

К.-умение сотрудничать с товарищем.


Физкультминутка.




Продолжение п. 4 2) Искусство в религиозной культуре ислама.

- Изображение какого священного сооружения вы видите? (Слайд)

- Отправимся в путешествие к этим прекрасным строениям. Мы увидим роскошно украшенные дворцы, резные двери, ажурные решётки, на стенах – изразцы. Во дворах бассейны и фонтаны.

Исламская мечеть.



- Почему здесь написано слово «каллиграфия»? Что обозначает это слово? Выдвиньте свою гипотезу о связи этих понятий.

-Дело в том, что в исламе не рекомендуется изображать людей и животных. У мусульман есть священная книга – Коран, передающий прямую речь Бога. (Слайд) Поэтому это письмо должно быть очень красивым. Вот поэтому искусство каллиграфии считается в исламе самым благородным искусством. Мухаммад сказал : «Письмо – половина знания».

Для украшения своих священных зданий, книг мусульмане используют орнамент. Сложный орнамент, состоящий из переплетающихся узоров, называется арабески.(Слайд)

-

























Выступление заранее подготовленного ученика про Тадж-Махал.

П.-формирование навыков частично-поисковой деятельности.

Л.-развитие учебно-познавательной мотивации.

6.Обобщение и систематизация.

Игра «Лови ошибку»

Изображения ликов святых называется «арабески».

Чудотворной иконой считается «Троица» Андрея Рублёва. В Священном писании христиан Коране изображены священные животные. Сложные орнаменты в украшении мусульманских святынь - это каллиграфия.

Учащиеся исправляют ошибки.

Р.-умение контролировать учебную деятельность.

П.-умение обобщать изученное.

7.Инструктаж по выполнению домашнего задания.

Вместе с родителями найти названия самых известных икон. Попробовать самим придумать и нарисовать орнамент – арабески.


Р.- умение преобразовывать познавательную задачу в практическую

К.- умение взаимодействовать с партнёром

П.- осуществлять поиск необходимой информации для решения учебного задания с помощью дополнительной информации.

8.Рефлексия.

Отметь на лестнице познания своё место (при помощи индивидуальных магнитиков.)


Р.-оценка своих достижений на уроке.

Л.-самоопределение.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!